Настоящий мужчина должен суметь защитить

Автор: Елена Михаленко

Одна из тем, к которой так или иначе приходится обращаться в феврале, — празднуемый 23 числа День защитника Отечества. В церковной среде отношение к нему не слишком одобрительное. И причин тому две. Во-первых, дата празднования связана с декретом Совнаркома о создании Красной армии, которую никак не назовешь христолюбивым воинством. А во-вторых, выродился праздник в некий эфемерный «день мужчин», когда девочки дарят гламурные сувениры мальчикам, никакого отношения к защите Отечества не имеющим и служить в армии не планирующим. Впрочем, на фоне украинской трагедии слова о защите Родины перестают быть формальными.

Настоятель храма в честь великомученика и целителя Пантелеимона Александр Яцкевич

Ранее мы неоднократно обращались к теме ложных праздников и в том числе к «23 февраля» в статье Александра Бендина «Чем нам гордиться, вспоминая день 23 февраля?». О том, кто по праву может считаться защитником, и нужен ли праздник, главный редактор духовно-просветительской газеты «Воскресение» Елена Михаленко поговорила с настоятелем храма в честь великомученика и целителя Пантелеимона отцом Александром Яцкевичем, бывшим офицером. Храм расположен в Минске в военном городке Уручье, на территории воинской части спецназа, и духовное окормление воинов — одна из задач прихода. Ну а жизнь самого отца Александра тесно связана с тремя славянскими странами: среди бабушек и дедушек есть русские, белорусы, украинцы; родился он в Минске, окончил Одесское высшее военное артиллерийское училище в 1987 году, служил в 120-й Рогачевской дивизии, затем — на Дальнем Востоке. Уволился из вооруженных сил в 1991 году, вернулся в Беларусь, в 2001 принял священнический сан.

— Отец Александр, скажите, одобряет ли Церковь воинскую службу?

— Отношение к воину — защитнику Отечества Церковь выработала за тысячелетия своей истории. Столько воинов, ставших святыми! В последние десятилетия стали дискутировать о том, что верующий человек якобы не должен служить в армии. Это мнение на основании неправильного толкования Евангелия нам навязывают протестанты и различные секты. Где в Евангелии Господь говорит о том, что нельзя служить в войске? Обычно вырывают из контекста цитаты, например, «взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26: 52). Но это не о защите своей Родины, своих ближних. К Иоанну Крестителю на Иордан среди прочих приходят и воины, и он не отвергает их, обращается к ним: «Никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем» (Лк. 3:12-14).

В Ветхом Завете первое описание убийства — история Каина и Авеля. Авель не противился, не защищался, он принял смерть со смирением. Но это — прообраз смирения Самого Христа. А вот история о племяннике Авраама — Лоте. Ведь перед лицом опасности взяли в руки оружие, палки, чтобы защитить от нападения свой дом. Апостол Павел приводит этот пример как пример подвига, готовности отдать жизнь, защищая других людей. И в Евангелии от Иоанна читаем: «Нет выше той любви, как если кто положит жизнь свою за други своя» (Ин. 15: 13).

Понятно, что убийство — это грех. Заражена грехом природа человека, и от этого люди страдают. Ворон ворону глаз не выклюет, а человек на человека поднимает руку. Мы видим в истории, что грех не меньшается со временем, он становится более изощренным — люди придумывают все более мощное, новое оружие, чтобы устрашить, отнять, убить. Многие институты человеческого общества появились из-за необходимости защищать — не только государство, но свою семью, свое имущество: ведь существуют воровство, убийство, обман, лжесвидетельство. Когда человек не живет по заповедям Божиим, он становится духовно больным и для других людей опасным, его надо воспитывать, лечить. Поэтому и возникли армия, юриспруденция, суды, правоохранительные органы. Даже тюрьмы — чтобы отделить такого человека от нормальных, которым он не позволяет нормально жить. Бог же не создал в человеке способность лгать, убивать. Люди сами выбирают это…

Храм в честь великомученика и целителя Пантелеимона в военном городке Уручье в Минске— Вы считаете, что мужчина должен служить в армии?

— Обязан! Нужно уметь защищать. Разве по-христиански смотреть, как убивают ребенка, как истязают женщину? Даже в бытовом смысле стоять в стороне, когда сосед избивает семью, уйти от проблемы — поступок не только антихристианский — античеловеческий. Другой вопрос — отношение к армии.

До 1917 года в армии, на флоте служба была почетной. Было военное духовенство: и православное, и католическое, и мусульманское. Неверующих людей не брали в армию — такой человек ненадежен, у него нет ничего святого, на него нельзя положиться! На защиту Родины вставали люди разных вероисповеданий. На этом держалась страна. Революция все это разрушила. Воины перестали молиться. В 1943 году пришлось опять вернуть в армию офицерские звания. Открывались семинарии, храмы. Многих священников даже вернули из лагерей, чтобы они проповедовали своей пастве, поддерживали патриотические настроения. Был очень сильный религиозный подъем. На Пасху шли массово в храмы. Особенно в западных областях, где духовенство не было уничтожено. Много было случаев, когда священники уходили в партизанские отряды, спасали, укрывая в своих домах, воинов, евреев. Священник не может взять в руки оружие, но по-своему может проявить патриотизм.

— Мне кажется, отношение к службе в армии в советское время резко изменилось во время войны в Афганистане. Люди не хотели отдавать свои жизни, своих сыновей ради непонятных целей. Тогда появились понятия «откосить», «отмазать» от армии.

— Престиж армии упал гораздо раньше. Явления разложения в армии начались в хрущевские времена, когда ушли прошедшие войну офицеры. В армию стали призывать освободившихся из мест заключения, появилась дедовщина, моральное разложение. Армия впитывает все, что делается в обществе — в том числе бездуховность. Война в Афганистане закончилась накануне развала Советского Союза. Многие ребята просились на ту войну. Я, как военный человек, был готов отправиться туда по приказу. Нельзя сказать, что в этой войне не было смысла: нужно было предотвратить угрозу удара ракетами средней дальности с иранского платсдарма, перекрыть пути наркотрафика — с этой бедой мы теперь столкнулись, так же как и Америка. Но определенным силам нужно было расшатать страну, СМИ подогревали эти настроения. Все такие войны способствуют этому. Сравните с историей Первой мировой: армия была опорой и надеждой Российской империи. Нужно было раскачать армию. С чего начали большевики? С агитации среди солдат, среди матросов. Разложили армию, солдаты отказывались служить, бежали с фронта. Если бы армия была сильна, легко было бы очистить страну от большевиков, навести порядок в стране, да и победа в войне была уже близка. Первая мировая война оказалась незаконченной, по сути, это стало причиной Второй.

А теперь уже есть основания говорить и о Третьей мировой, очаги которой — по всему миру.

— Сегодня, особенно наблюдая за событиями в Украине, актуален вопрос о том, что солдата могут отправить на неправедную войну, заставить выполнять преступные приказы, не имеющие отношения к защите Родины.

— Воин служит, он выполняет приказ. Помню, нас отправили в 1990 году на разблокирование «Сальянских казарм» в Баку, там разгорался армяно-азербайджанский конфликт. Я офицер, и я понимал: моя Родина здесь, в окопе, где мои боевые друзья, я должен выполнить свою задачу, защитить их. Русские солдаты в Чечне — знаменитая Псковская десантная рота — они также защищали свою Родину на чужой территории.

— Ополченцы Донбасса защищают свою землю. Но и солдаты украинской армии уверены, что воюют, защищая целостность своей страны.

— Вера Христова помогает человеку увидеть, где правда, а где нет. В Украине идет гражданская война — это крайнее нарушение всех моральных норм, когда в одном государстве братья убивают друг друга. Солдаты выполняют приказ, отвечать за него будут политики, направившие солдат на эту войну. Армию — инструмент защиты Отечества — направляют на агрессию, на службу своим политическим интересам, амбициям. И за это придется отвечать перед Богом. Мы прошли страшную гражданскую войну. И она не закончилась в прошлом веке, из нее вырастала сегодняшняя война. Вспомните историю: мы восхищались героизмом Красной армии, нашим героем был Чапаев, например. А потом произошла переоценка: Белая армия тоже воевала за свою Россию. Какие там были личности! История не имеет сослагательного наклонения. Но представьте себе — адмирал Колчак: прекрасный человек, исполнивший свой долг до конца, и как сложилась бы судьба России, какого правителя она приобрела бы в случае его победы. По обе стороны встречались настоящие герои. В 1918 году был избран на престол патриарх Тихон. Это ведь чудо было: кругом война, но безбожная власть, громящая храмы, позволила провести собор, избрать Патриарха. И он не уехал в эмиграцию, остался в Москве. Когда к нему пришли, преодолев большевистские кордоны, представители Белой гвардии — просить благословения на борьбу, — патриарх Тихон ответил, что гражданская война — братоубийственная, и он не благословляет на нее ни тех, ни других. Что касается сегодняшнего нежелания украинцев идти воевать — это политический конфликт, человек имеет право на отказ от участия в нем. В молитвослове воина встречаются два понятия: «напасть» — когда на Отечество нападают враги, и «нестроение», то есть разлад в государстве, в обществе. Это разные вещи. И сегодняшнее нестроение в Украине подготавливалось годами. У меня там родственники, я бывал в гостях, видел, как меняется настроение людей. На сознание масс воздействовали методами, хорошо известными ЦРУ.

Это методика тоталитарных сект: сначала «бомбардировка любовью», затем промывка мозгов. В сознании человека происходит замена ценностей: черное называется белым, а белое черным. Создается «новояз»: значение слов подменяется. И после этого объяснять что-то ему бесполезно, он все равно слышит то, что у него запрограммировано. Это известная методика, в политике она стала применятся еще до Второй мировой, но особенно «популярна» стала во время холодной войны. Ее использовали и национал-социалистическая партия в Германии, и коммунистическая партия в Советском Союзе. Люди, приезжавшие к нам из-за рубежа, зная русский, не понимали наши разговоры!

— Вернемся к празднику, который отмечается 23 февраля. Каково Ваше к нему отношение? По сути, дата связана с декретом Ленина о создании Красной армии.

Св. Архистратиг Михаил— День защитника Отечества нужен, надо обращать внимание общества на армию. Надо направить заботы государства на быт воинов, на патриотическое воспитание молодежи. Выбор даты вряд ли удачен, но это многолетняя традиция. Большинству населения, вышедшему из Советского Союза, трудно менять мировоззрение, общество не готово, ветераны могут болезненно принять перемены. Те, кто устанавливал в Беларуси этот праздник, тоже были под влиянием коммунистического воспитания. Создание Красной армии нужно было большевикам, чтобы продлить междоусобицу, уничтожить Российскую империю. До революции дни православного воинства имели духовное значение. Это дни памяти Архистратига Божия Михаила, великомученика Георгия Победоносца. День освящения храма святого Георгия в Киеве — орденский день, связан с учреждением георгиевского ордена. Есть даты, связанные с историческими событиями, например с победой на Куликовом поле. На мой взгляд, Днем защитника Отечества могло бы стать 9 мая, День Победы. Ведь наша армия защищала не коммунистические идеалы — защищали все человечество от фашистской чумы.

Беседовала Елена Михаленко

Газета «Воскресение»

Февральский номер газеты «Воскресение» размещен в разделе архива газеты.

Подписной индекс газеты «Воскресенье» 63337

 

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев. Вам необходимо зарегистрироваться.