Текст выступления доцента кафедры основного богословия Института теологии Белорусского государственного университета, кандидата исторических наук Александра Бендина на вечере, организованном Минским обществом русской культуры «Русь» и проектом «Западная Русь» 24. 02.2012 г., посвященном Дню защитника Отечества и героям Отечественной войны 1812 года.
День 23 февраля, официально признаваемый ныне и в России, и в Беларуси днем защитника Отчества, появился на свет Божий в качестве праздника Красной, а затем и Советской армии.
Известно, что направленные на защиту Петрограда от наступающих немцев революционные матросы, эта «краса и гордость революции», как льстиво величал их Троцкий, никакого боя в этот день не вели. Матросы, - эта распоясавшаяся уголовная шпана, запятнавшая себя жестокими расправами над безоружными офицерами, не вступив в бой, панически бежали от регулярной немецкой армии.
Но пропагандистский миф о первом бое новой Красной армии, не без цинизма придуманный тем же Троцким, утвердился в качестве одного из официальных праздников советского государства.
Теперь этот день отмечают в России и в Беларуси как день Защитника Отчества. Выбор этого дня в качестве российского праздника вызывает откровенное недоумение. Как будто в истории России не было ни Полтавской, ни Бородинской битв, ни сражений Великой Отечественной войны, которые увенчали бессмертной славой героических защитников родины. И циничная выдумка красного интернационалиста Троцкого, оставившего после себя миллионы русских могил, оказывается и теперь достойна признания в качестве официального праздника защитника России.
В Беларуси дело обстояло сложнее. Нынешняя белорусская власть усматривала свою легитимность в государственности Советской Белоруссии. И, выбирая этот день, власть демонстрировала свою преемственность с советским прошлым. Похоже, что другого выбора в ту пору у неё практически и не было. В противном случае, пришлось бы соглашаться на дикие проекты, созревшие в воспаленных умах белорусских этнических националистов. Эти идеи упорно навязывались растерянному белорусскому обществу в начале 90-х гг. Например, день битвы под Оршей в 1514 г. националисты из БНФ требовали признать днем белорусской армии и т.п.
Поэтому выбор этой «красной даты» календаря, 23 февраля, был прагматическим решением. Необходимо было противостоять националистической пропаганде, которая пыталось расколоть белорусское общество, опираясь на патологическую русофобию. В силу этих причин коммунистический миф был ситуативно использован против мифа националистического.
Но для наших современников, умственно и духовно переживших трагический опыт русской гражданской войны, день 23 февраля является воистину великим. 23 февраля - отнюдь не выдумка идейного ненавистника России Льва Троцкого.
Дело в том, что для нас этот день отмечен печатью героического духа и беззаветного самопожертвования во имя России, во имя свободы и человеческого достоинства. В ночь с 22 на 23 февраля 1918 г. начался героический Ледяной поход возрождающейся Русской армии. Поход начался из Ростова, осажденного красными войсками. Части белых добровольцев под командованием Л. Г. Корнилова, выйдя из города, направились в кубанские степи, к Екатеринодару.
В начале похода это была не армия, а большой офицерский партизанский отряд, включавший в себя 36 генералов, 2103 офицеров и 1067 рядовых (в том числе 467 юнкеров и кадетов старших классов). Медицинский персонал насчитывал 148 человек – 24 врача и 122 сестры милосердия. С отрядом следовал обоз с беженцами. Немногочисленным белым добровольцам противостояли красные войска, в несколько крат превосходившие их в численности и вооружении.
Однако, в конце похода весной 1918 г. перед нами уже стойкая, закаленная в жестоких боях героическая армия, немеркнущая слава русского Белого движения. Горсть русских рыцарей, «первопоходников», спасших честь и достоинство России и русского имени.
Этот поход, совершенный на предел человеческих сил, ценой неимоверных усилий и жертв, положил начало Белому сопротивлению. Началась организованная героическая борьба Русской армии за освобождение России от надвигающегося коммунистического рабства. Вот как писал об этом А.И. Деникин: «По привольным степям Дона и Кубани ходила Добровольческая армия — малая числом, оборванная, затравленная, окружённая — как символ гонимой России и русской государственности. На всем необъятном просторе страны оставалось только одно место, где открыто развевался трёхцветный национальный флаг - это ставка Корнилова».
Поэтому для нас день 23 февраля не только память о немногих лучших русских людях, которые не дрогнули и бросили героический вызов неумолимо наступающему коммунистическому Левиафану.
Теперь мы особенно ясно понимаем, что в борьбе немногочисленной Русской армии с миллионными красными полчищами белые отстаивали Русский мир, Русскую цивилизацию от беспощадного натиска внутренних варваров.
Не белые начали гражданскую войну. Эту беспощадную войну начали большевики, когда 25 октября 1917 г. захватили власть в Петрограде. Революция, начатая большевиками против устоев исторической православной России, против русской свободы, это и есть начало гражданской войны.
Взбунтовавшаяся русская чернь, влекомая «комиссарами в пыльных шлемах», несла власть тотального насилия, воинствующего безбожия, бесчестия, несправедливости и унижения. Эта чернь испытывала ненависть к высокой и сложной культуре, ко всему тому, что не укладывалось в примитивное сознание разнузданного от безнаказанности красного варвара. Ему по нраву пришлась примитивная идеология, возводящая в принцип мироздания уравнительный передел собственности, т. е. захваты и грабежи чужого. Соблазн передела и бесчестия охватил миллионы русских, отстаивали честь лишь немногие, примкнувшие к Белому движению.
Нам досталось горькое наследие охлократии[1], временно победившей в той далекой войне. Сегодня мы вынуждены переживать всевластие бюрократов, социальную несправедливость, бедность и культурный упадок. Набирающий силу национализм унаследовал пошлость, настырность и лживость всесильной большевистской идеологии. Всходят зубы дракона, щедро посеянные в 1917 году. На смену большевистскому варварству приходит варварство националистическое. Исторической памяти, высокой русской культуре и русскому самосознанию белорусов вновь угрожает опасность.
Для западнорусской интеллигенции Беларуси, которая возрождается на наших глазах заветы, оставленные Белым движением, не должны остаться невостребоваными. Двадцать лет спустя после катастрофы, постигшей Россию, Иван Шмелев писал: «Ледяной Поход длится. Он вечен, как бессмертная душа в людях, – негасимая лампада, теплящаяся Господним Светом». Спустя еще семьдесят лет можно сказать, что героические тени продолжают свой поход и ждут, чтобы к ним присоединились живые, говорит наш современник Ю. Каграманов.
Ожидание это да не будет напрасным! Западнорусская интеллигенция только тогда сможет состояться как интеллектуальная, культурная и нравственная сила, если присоединится к русскому Ледяному походу, который продолжается и здесь, в Беларуси.
Значит, снова борьба за честь, свободу и человеческое достоинство становится выбором, определяющим качество человека.
[1] Охлократия (греч.) – власть толпы, черни
Александр Юрьевич Бендин,
доктор исторических наук,
профессор Института теологии БГУ
Читайте также статью А.Ю. Бендина «Белая идея» в трудах И.А.Ильина и Е.Н.Трубецкого.