ЗАПАДНАЯ РУСЬ

Рубеж Святой Руси в прошлом, настоящем и будущем

«Белая идея» в трудах И.А.Ильина и Е.Н.Трубецкого.

 

Посвящается памяти защитников Отечества из Добровольческой армии,
выступившим в ночь с 22 на 23 февраля 1918 года в «Ледяной поход»
из Ростова–на-Дону к Екатеринодару.

Цель данной работы  заключается в том, чтобы, не прибегая к развёрнутой методологической рефлексии в отношении происхождения исторических, интеллектуальных и культурных источников возникновения идеологии  Белого движения, представить читателям «Западной Руси» мотивы белой борьбы с большевизмом и дать самый общий обзор тех ценностей, которые легли в основу этой идеологии.

В силу указанного условия, текст статьи выстроен на прямом и скрытом цитировании  основных работ русских философов, посвящённых этой теме и выстроенных в определённом порядке.

Сложилось так, что политическая идеология Белого движения, сформулированная, прежде всего в трудах И.А. Ильина, появилась тогда, когда само движение, потерпев военное поражение, оказалось в эмиграции, объединённое в рядах Российского Общевоинского Союза (РОВС).

Идеология, зародившаяся в Добровольчестве на полях сражений за  великую, единую и неделимую Россию, осмысленная и выговоренная блестящими российскими философами, стала мощным импульсом, позволившим лучшей части белой эмиграции находясь в пожизненном изгнании, продолжать активное идейное сопротивление коммунизму. Тем самым теоретическое осмысление опыта  военной борьбы и религиозного противостояния большевизму оказалось связанным с практической реализацией целей  Белого  движения в эмиграции. Военное сопротивление коммунизму превратилось в сопротивление интеллектуальное, нравственное  и религиозное.

Вряд ли сейчас приходится сомневаться в том, что без знания основ  Белой идеи и причин, её породивших, нельзя  представить себе современную   патриотическую позицию в её принципиальной полноте.

Приступая к изложению взглядов русских философов, следует, прежде всего, напомнить о том, что  первая Мировая  война   явилась порождением глубокого кризиса европейской культуры и открыла эпоху войн нового типа.  В свою очередь,  назревавший в предвоенное десятилетие кризис российской  империи и монархии  был ускорен событиями  войны.

И.А.Ильин и Е.Н.Трубецкой были убеждены в том, что кризис, приведший к установлению большевистской диктатуры, носил  в своей основе   духовный характер. Испытания Великой войны 1914 - 18 гг. привели к ослаблению чувства патриотизма и чувства чести у народных масс и интеллигенции. В условиях небывалого ранее военного противостояния России трём  крупнейшим  державам, Германии, Австро-Венгрии и Турции, от армии и российского народа  требовались стойкая воля к победе, способность переносить чрезвычайное напряжение и многочисленные жертвы. Жизненной  необходимостью  стало  зрелое понимание патриотических  и великодержавных задач, стоявших перед воюющей страной.

К февралю 1917 г. российская армия, возглавляемая государем императором Николаем II, пройдя ряд тяжелых испытаний 1915 года и нанеся серьёзные поражения Австро-Венгрии и Турции,  осознавала свою собственную мощь, её моральный дух находился на высоте. Армия готовилась к  весеннему наступлению, которое должно было окончательно сломить венную силу противника и победоносно завершить войну.

Февральская революция, вспыхнувшая в Петрограде в конце февраля 1917г., явилась ни чем иным, как бунтом черни и  солдатской толпы, которые не желали выносить тяготы войны. Это был акт национального предательства, в котором приняли участие самые разнообразные силы, включая представителей Государственной Думы.

Император Николай II под  давлением генералитета вынужден был отречься от престола 2 марта 1917, передав власть великому князю  Михаилу Александровичу, который в условиях наступающей Смуты не проявил волевой решимости  стать новым российским монархом.

Николай II и указанный им преемник своей безответственностью и  двукратным отречением от власти вызвали разочарование в самом институте монархической власти. Это, в свою очередь, способствовало  распаду правосознания, усилило стремление к грабежу, анархии, имущественному переделу. Поколебалось доверие к военному командованию и к самой государственной власти. Агитаторы  левых партий, прежде всего большевики, начали пораженческую пропаганду в армии, на флоте и среди широких масс населения. Тем самым утверждалось право на беспорядок, право на самовластие, право на дезертирство, право на захват чужого имущества.

По словам Ивана Ильина, "соблазн бесчестия и вседозволенности стал  слишком велик, и катастрофа сделалась неизбежной".

Углубление  социальной напряженности возникло отнюдь не из "нищеты, гнёта или разрухи".  Нарастание анархии происходило, прежде всего, от нежелания отстаивать Россию и держать фронт и от жажды революционного грабежа.

Это падение нашло свое выражение в полном забвении России как национального целого. Когда началось постыдное бегство с фронта, открывавшее врагу дорогу в центр России,  калужане говорили "мы калужские, нам моря не нужны", саратовские утешали  себя тем, что "до Саратова немец не дойдёт".

И, как отмечал далее Е.Трубецкой, всего ужаснее, что в дни крушения России настроение народных масс  было праздничное, ликующий народ радовался завоеваниям революции, иначе говоря, тем подачкам, за которые отдал он отечество,   -  лишней десятине  земли для крестьянина, прибавке платы и сокращению  рабочих часов для рабочего.

Переход войны отечественной, национальной в войну классовую  свидетельствовал о появлении нового соблазна. В критическую минуту русская армия променяла родину на классовую выгоду.

Оставляя трон, Николай II   русских людей блюсти верность России, однако Временным правительством овладел соблазн безволия, оно растратило государственную власть и не смогло остановить развал армии и государства.

Революционные призывы и освобождение от присяги были восприняты в армии как право на бесчестие, что привело в конечном итоге  к развалу фронта, "похабному" Брестскому миру и насильственному имущественному переделу, который активно пропагандировали и осуществляли большевики, захватив государственную власть в центре страны.

К октябрю  1917 года рядовой состав армии утратил чувство собственного духовного достоинства, самообладания,  долга, дисциплины, повиновения, преданности, чести, верности. Офицеры, которые противились развалу армии и фронта, подвергались насилию, их унижали и убивали.

В это тяжелое время православные  русские люди объединились вокруг  Церкви, связывая надежды на  возрождение России с Поместным Собором и Святейшим Патриархом Тихоном. Патриарх, возглавлявший православный народ, - такова была в России единственная внушительная сила народная, которая противостояла большевизму.

Однако для пассивного большинства было характерно отсутствие гражданского мужества, малодушие и непротивление активно наступающему злу. Многие из этого большинства  соблазнились о вере, о Церкви, о родине, о верности, о чести и о совести и пошли  за большевиками.

В этой ситуации, когда царствующая русская династия покинула престол, не вступая в борьбу за него, выбрав путь непротивления с тем, чтобы не вызывать гражданской войны,  эту войну, в свою очередь,  развязали большевики, взяв власть в свои руки. Войну за свободу и честь России, за сохранение  её национальной целостности пришлось вести героическому белому меньшинству без царя и не за царя.

Зимой 1918 г. верное героическое меньшинство стало под знамя, на котором было начертано "Верность России до конца" и начало борьбу с антинациональной, антипатриотической властью, выступавшей под демагогическими лозунгами   социального равенства, интернационализма и мировой революции.

Духовный выбор, который сделала лучшая часть российской нации, был продиктован любовью к национальной России, чувством ответственности за все то, что в ней свершается и чувством собственного достоинства, чувством чести, подвигавшем людей  на борьбу, на жизнь и на  смерть.

Эти люди сплотились вокруг генералов Корнилова, Алексеева,  Деникина, полковника Дроздовского. Они не могли отказаться от выполнения своего долга перед Россией в ситуации общенациональной катастрофы, сознательно принимая на себя  трагическое бремя гражданской войны. Той войны, которая расколола страну на два непримиримых лагеря, неизбежный исход которой - беспощадное  истребление врага.

Это было столкновение двух мировоззрений, двух идеологий, компромисс между которыми был невозможен.

Большевизм повёл беспощадную, бесчеловечную и бессовестную борьбу под фальшивым патриотическим лозунгом "защиты социалистического отечества". Лучшая часть российского генералитета, офицерского корпуса, казачества, учащейся  молодежи - кадеты, юнкера, гимназисты -  не могла принять с самого начала ига революционной черни и коммунистического рабства и восстала за свободу. Предотвратить трагедию гражданской войны было не в силах  российских патриотов, но они мужественно приняли её, считая, что верный и чистый мотив борьбы есть первый залог её достоинства. Противостоять злу силой явилось прямой патриотической и религиозной обязанностью добровольческого движения.  Нужно было спасать Россию,  остановить её распадение. Гражданская война стала духовной неизбежностью.

"Жалок тот народ, - писал  И.Ильин, - который бы при таких условиях не нашёл бы в себе сил для военного сопротивления". Белое движение стало жертвенной борьбой за родину, за народное спасение и народное достояние. Это бескорыстно национальное общероссийское   служение  не может быть сведено к привычным идеологическим клише -  контрреволюции,  реставрации, реакции и  т.д. Оно не являлось  также делом партийным, сословным или классовым. Белое дело, прежде всего, являлось патриотическим и государственным.

Сверхличное содержание этой легендарной героической  борьбы выделило из русского народа целый сонм самоотверженных личностей, способных необыкновенно сильно чувствовать родину, чтобы пожертвовать для неё не только самим собою, но и тем, что дороже себя, - всем, что любишь.

Для Белой гвардии такая жертва стала явлением привычным, в  беспредельном множестве повторений. Одним из оправданий исторической России являлось то, что нашлись люди, умеющие оборонять жизнь и духовное  достояние своего народа, умеющие для этого умирать, убивая  и убивать, умирая.

По словам И.Ильина,  в этом умирании есть самоотречение и высшая жертва, достойная христианина. И потому воин может и должен быть христолюбив. Тот, кто жертвует своему народу и своею жизнью, и своим духовным напряжением, и своим совестным покоем, нуждается в истинном христолюбии, как   может быть никто другой: оно даст ему не только жертвенность в бою, но и рыцарственность.

Белые воины, носители православного меча, явились добровольцами русского государственного тягла. Они стали носителями православной рыцарской традиции, жизнью и смертью своей, утвердившись в древнем и правом духе служения родине как национальной святыне.

Красные воевали вопреки Христу, рассматривая Православную Церковь как ненавистный им оплот самодержавия и народной веры. "Вопреки Христу" - значит по большевицки, ради большевизма, во имя  кровавой химеры мировой революции. Богоборчество большевизма объяснялось тем, что ленинский марксизм исповедовал активную ненависть ко всякой религии, которая чтит божественный порядок, отличающийся от порядка, установленного людьми.

В понимании И.Ильина  традиция русского национального рыцарства есть древняя русская традиция, которую всегда строилась и держалась Россия и которой предстоит великое и ответственное будущее.

Рыцарственный дух  - это есть дух православной государственности, ведшей всех сильных и доблестных борцов за Россию - от князей и государей, которых мы можем назвать по именам, до  тех верных  и героических "простых", имена которых история нам не сохранила,  но которые известны  Господу.

Из древней российской истории мы называем имена великого князя Владимира Мономаха, святого благоверного князя Александра Невского, героев  Смутного времени  святителя патриарха  Гермогена,  Минина и Пожарского, бесстрашных защитников Севастополя  адмиралов Корнилова и Нахимова.  Белое движение  включило  в пантеон  национальных героев России последнего Главнокомандующего Русской  Армии П.Н.Врангеля, Верховного правителя России адмирала  А.В.Колчака,  генералов Кутепова и Миллера, которые в эмигрантском изгнании возглавляли  Российский Общевоинский  Союз.

История должна сказать своё верное слово о помыслах, целях и деяниях белой борьбы, её порывах и подвигах, её победах, неудачах и заблуждениях. Поражение Белого движения не означало гибель того Божьего дела, которому оно служило. Правота этого движения доказана ныне историей. Возрожденный  белый дух  должен быть сохранён  в воинской службе, в гражданском служении, в созидающем труде,  в воспитании народа, так как это дело  русского национального всеединства, жертвенного и верного служения родине.

«Белая идея», выговоренная выдающимися русским мыслителями, сегодня получает новый мощный импульс для своего развития. Как отмечал Ю. Каграманов: «Великая Гражданская была войною за душу народа и за соответствующий выбор исторического пути. Она закончилась отточием - и продолжается сейчас. Д о л ж н а  продолжаться. Только теперь уже, конечно, не посредством рук, а посредством умов.

Но что должно быть написано на щите? Пора сформулировать Белую идею…, какою она представляется сегодня: это защита и укрепление основ европейской цивилизации (в некоторых своих аспектах поколебленных ныне в самой Европе) и в ее рамках – «русского духа»; защита веры от воинствующего неверия и культуры от варварства».

 

Использованная  литература:

  1. И.А.Ильин.  Наши задачи. Историческая  судьба и будущее России.  Статьи 1948 -1954 гг. В двух томах. - М., 1992.
  2. И.А.Ильин. Путь к очевидности. - М., 1993.
  3. И.А.Ильин. Одинокий художник. Статьи. Речи. Лекции. - М.,1993.
  4. И.А.Ильин. Белая идея // Новый мир, № 10. - 1991.
  5. Е.Н.Трубецкой.  Смысл жизни. - М., 1994.
  6. Белое  дело. Добровольцы и партизаны. - М., 1996.
  7. Христолюбивое воинство. Православная традиция Русской Армии. - М., 1997.
  8. И.И.Евлампиев. Божественное и человеческое в философии Ивана Ильина. - СПб., 1998.

Александр Юрьевич  Бендин,
доктор исторических наук,
профессор  Института теологии БГУ

Также смотрите статью А. Ю. Бендина "Чем нам гордиться, вспоминая день 23 февраля?"

 


 

"Мы смело в бой пойдём". Гимн Добровольческой армии.

Хор Валаамского монастыря. 

Добавлено редакцией сайта "Западная Русь" (23 февраля 2017 г.)

 Слышишь, гвардеец? - война началася,
За Белое Дело, в поход собирайся.

Припев (2 раза):
Смело мы в бой пойдём за Русь святую,
И, как один, прольём кровь молодую.

Рвутся снаряды, трещат пулемёты,
Скоро покончим с врагами расчёты.

Вот показались красные цепи,
С ними мы будем драться до смерти.

Вечная память павшим героям,
Честь отдадим им воинским строем.

Русь наводнили чуждые силы,
Честь опозорена, храм осквернили.

От силы несметной сквозь лихолетья
Честь отстояли юнкера и кадеты.

Добавить комментарий

Внимание! Комментарии принимаются только в корректной форме по существу и по теме статьи.


Защитный код
Обновить

Сейчас на сайте

Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте