Русское евразийство и ислам

Автор: Ренат Беккин

На страницах сайта «Западная Русь» периодически критикуется евразийство во всех его проявлениях, как в его классическом виде, появившемся в эмигрантских кругах 20-30 годов ХХ века, так и в его «историческом обосновании» Львом Гумилевым в советскую эпоху, так и в многочисленных трактовках уже неоевразийства нашего времени Дугина и прочих постсоветских философов. Сейчас представляем основательную критику евразийства с совершенно неожиданной стороны - с мусульманской точки зрения.

Первый день войны. Болевые точки памяти

Автор: Валерий Маковский

8f491События первого дня Великой Отечественной войны до сих пор продолжат быть в центре внимания политологов, публицистов, историков. Казалось бы, уже прошел достаточный срок, чтобы они могли досконально разобраться во всех причинах и обстоятельствах того трагического дня в жизни нашей страны. Но, к сожалению, этого не произошло.

Рустикализация русскости

Автор: Олег Неменский

russian guyИдеологической основой советской национальной политики было достижение равенства народов. На этом была основана сформулированная Лениным идея «сдерживания старшего брата», ставшая одной из важнейших доктрин внутренней политики СССР. Русский народ как самый большой и наиболее развитый должен был быть поставлен в ущемлённое положение по сравнению с другими народами СССР. Это предполагало сведение образного строя русской национальной культуры к её скоморошным и сельским образцам. 

«Чтобы быть Руси без Руси». Украинство как национальный проект

Автор: Олег Неменский

Zap kleydon 1595Украинский вопрос уже более ста лет является одним из самых болезненных, судьбоносных и одновременно загадочных для русского общества. При этом никакой серьёзной дискуссии по нему в обществе не ведётся. Нет и никакой ответной идейной системы на государственном уровне или же общепринятого взгляда на проблемы, актуализируемые украинством.

Рождение «русской идеи» и ее политическая реализация в подавлении польского мятежа и реформировании Северо-Западного края России (1863—1865)

Автор: Александр Бендин

Под воздействием польского мятежа 1863 года и угрозы иностранной военной интервенции на Западный край России (Западную Русь) выпала особая историческая роль в появлении национально-патриотического подъема всего российского общества, создании основ общерусской национальной идеологии и новом идейно-политическом подходе к проведению реформ. Это во многом предопределило пути развития общерусского самосознания во второй половине XIX - начале XX века, а также играет значительную роль и в современном белорусском общественном сознании.

“Осколки разбитого вдребезги”: историческое поражение имперского проекта

Автор: Игорь Торбаков

503ec586dНационализм это своеобразная форма политической археологии. Наблюдения показывают, что любая нация нуждается в подходящем и достойном прошлом. Некоторые причины такой потребности лежат на поверхности. Древнее и славное прошлое придает тому или иному сообществу необходимый авторитет, увеличивает его самоуважение и повышает значение в глазах соседей, и главное - оправдывает его участие в разрушении предшествующих государств и политических образований.

К 300-летию Ништадтского мирного договора  в 1721 г. Рождение империи Всероссийской.

Автор: Владимир Артамонов

Karta 3.Severnaya voina  Русский путь к империи оказался трудным, жертвенным и сопровождался неудачами. Первый шаг России на пути к империи сорвался из-за скороспелого вступления в войну со Швецией. 19 ноября 1700 г. под Нарвой неискушённая рать из 27 тысяч солдат и стрельцов, полутора тысяч драгун и 6600 поместной конницы была разгромлена.

История и культура Галицкой Руси в оценках галицко-русских просветителей и национальных деятелей XIX века

Автор: Кирилл Шевченко

Современная Восточная Галиция, которая в настоящее время традиционно и обоснованно считается символом и оплотом украинского национализма, приобрела подобный этнокультурный облик сравнительно недавно. В конце XIX - начале XX века украинская национальная самоидентификация далеко не полностью утвердилась среди коренного восточнославянского населения Галиции, которое традиционно именовало себя русинами.

«Смертию смерть поправ»: добровольчество как феномен русской культуры.

Автор: Дарья Болотина

i

Ко Дню Защитника Единого и Неделимого Отечества 22 февраля – началу Первого Кубанского Ледяного похода Добровольческой армии (22 февраля 1918 года) под командованием генералов Л. Г. Корнилова и М. В. Алексеева, положившим начало организованной вооруженной борьбе Белого движения России с большевизмом.

Крестьянская память о власти в современной России

Автор: Ирина Кознова

25698Слово «власть» — одно из ключевых в крестьянской памяти. Цель настоящей статьи — проследить представления о власти, присущие крестьянской памяти в период, когда со всей очевидностью возникает вопрос о «конце крестьянства», а центральной фигурой русской деревни является женщина старшего возраста.

Неудобные герои. Мятежи, смуты, революции.

Автор: В.И. Мильчев

unnamedОбязательное наличие фигуры вожака, вождя, выдвинутого снизу или признанного участниками массовых народных движений, позволяет, говорить об общих факторах в разных исторических эпохах, а также их особенностях и различиях, о преемственности в народных движениях, и алгоритмах формирования лидерства.

Евразийство и консервативная революция: соблазн антизападничества в России и Германии

Автор: Леонид Люкс

123455

Первая мировая война завершилась крахом авторитарно управляемых империй и убедительной победой западных демократий. Следствием этой победы было, однако, восстание против Запада, протест против присущих Западу ценностных ориентаций, заявленный с небывалым для подобных движений радикализмом.

7 ноября – День скорби и непримиримости

Автор: Редакция ЗР

480336 600По прошествии тридцати лет после краха СССР народам квазигосударств, образовавшихся на территории Исторической России, включая и Российскую Федерацию, так и не удалось полностью избавиться от сатанинского проклятия большевизма. Тотальная коррупция и преступность, национальные и демографические проблемы, отсталая наука и промышленность – висят как камень на шее, и не дают этим новым обществам подняться и пойти по пути развития.

Традиции ноябрьских праздников в истории России.

Автор: А. С. Макашова

76a7037Почему учрежденный в Российской Федерации на 4 ноября День народного единства, совпадающий с дореволюционным Праздником Казанской иконы Божией Матери так и не стал значимым общенародных праздников каким он был до революции 1917 года?

«Мы в Польше сожалеем, что в российской исторической политике Россия полностью отождествляется с Советским Союзом».

Автор: А. Новак, Д. Короткова

unnamedВ канун столетнего юбилея битвы под Варшавой 1920 г., в которой польские войска остановили экспансию Красной армии на запад, видный польский историк Анджей Витольд Новак в беседе с Дарьей Александровной Коротковой представил свое видение наиболее острых вопросов российско-польских, польско-украинских и польско-литовских отношений в Новейшее время, а также оценил достижения как польской, так и российской исторической науки в исследовании этих трудных тем за последнее десятилетие.

Цивилизационный подход в России

Автор: Всеволод Шимов

803214Востребованность цивилизационного подхода в России обусловлена специфическим преломлением в русской культуре самого понятия «цивилизация», возникшего для обозначения Запада как наиболее прогрессивного сообщества, стоящего в авангарде развития человечества. Эта идея получила ряд интерпретаций, либо предполагающих подтягивание остальных сообществ до уровня авангардной цивилизации, либо в принципе отказывающих им в такой возможности.