Интеллектуальные и психологические основы российского и нацистского неоязычества

Автор: Игорь Баринов

Ведическая Русь. Художник Всеволод ИвановУже в Советском Союзе пропагандисты неоязычества, в поисках соответствующих ментальных матриц, обратились к тому значительному наследию, которое оставила после себя Германия. Распад СССР лишь артикулировал существовавшие до этого претензии на объединяющую роль языческой традиции для русского народа.

Об одной неудачной попытке найти правду у константинопольского патриарха и его московского представителя в конце 1920-х гг.

Автор: Свящ. Александр Мазырин

Преподобномученик Софроний (Несмеянов)1920-1930-е гг. для Русской Православной Церкви были, вероятно, самыми тяжелыми за всю ее историю. Бедственное положение усугублялось политикой Фанара (Константинопольской Патриархии), откровенно поддерживавшего тогда не каноническую Патриаршую Церковь, а псевдоцерковное безблагодатное сообщество — просоветский обновленческий раскол.

Благословение калужанам от митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси.

Автор: Владимир Николаев

fil1В Русской Православной Церкви во второй половине XX - начала XXI веков служили знаковые личности, которые знаменуют собой целую эпоху. Одной из таких личностей является Митрополит Филарет (Вахромеев).

Патриарх Тихон и Константинопольская патриархия: к вопросу о причинах фактического разрыва отношений.

Автор: Александр Мазырин

Патриарх Московский и всея России Тихон  (31 января 1865-7 апреля 1925)Возникшие в греческой среде после поражения Турции в Первой мировой войне планы по превращению Константинополя в «реальный всеправославный центр» и подчинению ему остальных Поместных Церквей привели к развитию беспрецедентной экспансии Вселенской Патриархии в мировом масштабе, причем преимущественно за счет захвата епархий и приходов Русской Церкви.

Происхождение теории о первенстве Константинопольского патриарха

Автор: Павел Ермилов

Патриарх Константинопольский  Мелетий IV(Метаксакис)(1921—1923)У любого заинтересованного человека нынешние дискуссии о первенстве в Церкви вызывают нескрываемое смущение, многократно усиливающееся в связи с назойливостью требования скорее разрешить этот вопрос в пользу «первенствующей» Церкви, без чего якобы невозможно дальнейшее благополучие мирового православия.

Украинизаторские процессы в Православной церкви в межвоенной Польше

Автор: Анна Вишиванюк

Свято-Успенская Почаевская лавраКонституция Польского государства 1921 г. гарантировала национальным меньшинствам равные гражданские права, свободу вероисповедания и использования родного языка в общественной жизни. Однако статус украинского и белорусского населения был не вполне определен, поскольку польские власти придерживались мнения, что украинцы и белорусы  являются поляками.

Репрессивная политика советского государства в отношении русской Православной церкви (1920—1930-е гг.)

Автор: Александр Худобородов, Марина Яшина

Партия большевиков, став правящей с октября 1917 г., всегда подчеркивала непримиримость коммунистической и религиозной идеологии. Религии и церкви не было места в будущем социалистическом обществе, построенном на принципе воинствующего атеизма.

Проблема иностранного влияния на развитие славянского нового язычества (родноверия) в России

Автор: Алексей Гайдуков

I ivRxВозникнув в постсоветской России около четверти века назад, славянское новое язычество (родноверие) развивалось на основе нескольких самостоятельных авторских идеологических проектов. Однако, у родноверия есть зарубежные аналоги и заимствования, и оно не настолько самобытно, как заявляет о себе.

Неоязычество как социальный феномен в современном российском обществе

Автор: Е.М. Лемешева

Идол Перуну (современный новодел)
Современное человечество не знает периодов в своей истории, практически свободных от каких-либо форм религиозных верований. Тем сложнее найти ответ на вопрос, какие социальные потребности религия реализует и каким социальным ценностям отвечает.

Российская революция и Священный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг.: от «церковной революции» к «канонической реставрации».

Автор: Алексей Беглов

Поместный Собор Российской Православной Церкви 1917-1918 годовРусская революция положила конец имперскому периоду русской истории, равно как и синодальному периоду истории Русской Православной Церкви. Революция разорвала узы, которые связывали церковь и государство в течение 200 лет и которые к концу этого периода тяготили как церковь, так и самодержавие.

К вопросу о продолжительности и периодизации христианизации Древней Руси

Автор: Е.В. Климов

Огненное восхождение Ильи Пророка. 1570-е гг. (в образе Перуна)Как свидетельствует мировая история, христианизация является длительным и противоречивым процессом, в течение которого происходят глубокие изменения, охватывающие все сферы социальной, политической, культурной и духовно эмоциональной жизни как индивида, так и общества в целом. Этот процесс протекает сложно, с резкими рывками вперед и сменяется длительными рецидивами язычества. 

К сюжету «Повести временных лет» о выборе веры князем Владимиром»

Автор: Вячеслав Ляхницкий

Выбор веры князем Владимиром

Согласно летописи римскую церковь представляли Владимиру немцы, а где мы можем найти истоки устойчивого неприятия западного христианства в его германском варианте? В 831 г. было учреждено Гамбургское архиепископство для миссионерской деятельности среди западных славян.

К вопросу о ренегатстве православного духовенства в период хрущевской антирелигиозной кампании (1958-1964)

Автор: Василий Алейников


В рамках реализации атеистического проекта в СССР деятельность православных священнослужителей рассматривалась как чуждая и опасная. Власти на местах пресекали религиозную активность духовенства, осложняли их материально-финансовое положение, склоняли к отречению от религии и Церкви. В этих условиях небольшая часть православного духовенства встала на путь ренегатства и ушла из церкви.

Сопротивление епископата Русской Православной Церкви «хрущевским» гонениям 1958-1964 годов по материалам Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР

Автор: Алексей Марченко

 Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв В период власти Н. С. Хрущева Русская православная церковь подверглась новым гонениям. В ходе «хрущевской» антирелигиозной кампании 1958-1964 гг. власть опиралась на часть склонного к конформизму епископата. В связи с этим в зарубежной публицистике был создан миф о «предательстве» высшим церковным руководством интересов Церкви. Документы свидетельствуют о несправедливости данной точки зрения.

Религиозно-оборонительные братства Украины и Белоруссии конца XVI - первой половины XVII вв. как институты православной церкви

Автор: Данил Великжанин

При оценке идеологии и сущности деятельности украинско-белорусских братств конца XVI - первой половины XVII века большинство отечественных исследователей XIX - начала XX века настаивали на их исконно православном, иногда даже с оттенком ортодоксальности, характере. Во второй половине XX в. эти выводы оказались в значительной степени пересмотренными, и преобладающей точкой зрения стало мнение о тесной связи братской идеологии с идеями эпох Возрождения и Реформации.

Советские репрессии против православных клириков Литвы в 1946-1953 гг.: по материалам литовских архивов

Автор: Иван Петров

Могила архимандрита Евстафия (Андрейчука) на Евфросиниевском кладбище Вильнюса
В последние десятилетия в изучении церковной истории XX в. одна из основных тем, к которой прикованы взоры исследователей и публицистов, — вопрос взаимоотношения Русской Православной Церкви с советским государством, в особенности в период властвования И. В. Сталина. Как известно, методы политики Сталина и партии по отношению к Православной Церкви часто менялись, что, однако, никогда не меняло общего атеистического характера советской власти, которая всегда, хотя и с разной интенсивностью, вела борьбу с религией и верующими. Однако в последнее время многие ангажированные публицисты, и даже историки, стали пересматривать установившиеся оценки сталинского отношения к Православию, в то же время культивируя чуть ли не образ «святого Сталина».