Последнее время мы отмечаем, что все еще есть непонимание отдельными гражданами, далекими от Церкви, значения памяти о религиозных гонениях и жертвах, понесённых нашим народом в отстаивании своей духовной традиции. Слышатся голоса, что мол нельзя изображать на иконах сюжеты красного террора, поскольку это «расстраивает чувства» людей с левыми взглядами, и даже появились призывы к "церковному начальству" разобраться с фактом наличий таких икон. В связи с этим редакция сайта «Западная Русь» решила разместить материал, посвященный иконе «Собор новомучеников и исповедников Церкви русской».
После включения Закарпатья в состав Чехословакии (далее -ЧСР) начался процесс упорядочения жизни православной церкви. В августе 1920 г. в с. Иза Хустского округа состоялось общее собрание православных общин. Делегаты приняли решение направить своих представителей на встречу с президентом ЧСР Т. Масариком, с просьбой дать согласие на переход местных православных под юрисдикцию Сербской православной церкви.
Как известно, в дореволюционной России в гражданском и церковном обиходе использовался юлианский календарь, а в большинстве западных стран — григорианский. Это, конечно, создавало определенные трудности. Реформу календаря планировали провести еще в середине XIX в.
Уже в первые годы советской власти священники испытали на себе мощное давление со стороны ЧК и созданных вместо нее впоследствии органов государственной безопасности. Эти структуры требовали нарушить тайну исповеди и информировать их о том, в чем каются прихожане у аналоя своим духовникам.
В качестве объединительной идеи, значимого символа для жителей российско-белорусского пограничья рассматривается легенда об образовании города Новозыбкова старообрядцами и почитание иконы Богородицы Одигитрии Смоленской всеми христианскими конфессиями местного сообщества. Историческая память об этой и других христианских святынях актуальна, она обсуждается на местных форумах, в церковных общинах, культурных институциях.
История православной церкви в XX веке не перестает интересовать современных исследователей. Слабо исследованной остается тема канонического перехода Мукачевско-Пряшевской православной епархии на Закарпатье в состав Русской православной церкви.
В начале ХХ в. Буковина, являвшаяся частью монархии Габсбургов, стала ареной противостояния различных национальных проектов. Власти Австро-Венгрии, руководствуясь принципом «разделяй и властвуй», поддерживали, те силы, которые отвергали идею общерусской природы восточнославянского населения.
Русские, длительное время лишенные возможности конструирования собственной национальной идентичности, осознали свою принадлежность к конкретной религиозной традиции - «исконно русскому» православию. Однако, в посткоммунистической России отсутствовала связь с религиозной традицией. Недостаток храмов и подготовленных священнослужителей способствовали расцвету внеинституционального «народного» православия.
Согласно данным ВЦИОМ на март 2010 г. 75% россиян считали себя православными. Оценить количество “настоящих” верующих среди них довольно сложно; обычный для подобных опросов вопрос “были ли Вы на богослужении в прошлое воскресенье?” в России не задают.
«Стремление адаптировать религиозную идею для секулярного пространства, а значит, неизбежно упростить и секуляризировать ее, - вот яркий пример либерал-православного взгляда на миссию богословия»
В Белоруссии христианство представлено как Православием, так и католицизмом, также есть небольшое количество протестантов, в основном принадлежащих к неокультам. К православным себя относит по разным подсчетам от 74 до 85%, к католикам – от 7 до 12%. Проблема подсчетов заключается в том, что верующими себя могут называть как воцерковленные, так и "стихийно верующие".
Уже в Советском Союзе пропагандисты неоязычества, в поисках соответствующих ментальных матриц, обратились к тому значительному наследию, которое оставила после себя Германия. Распад СССР лишь артикулировал существовавшие до этого претензии на объединяющую роль языческой традиции для русского народа.
1920-1930-е гг. для Русской Православной Церкви были, вероятно, самыми тяжелыми за всю ее историю. Бедственное положение усугублялось политикой Фанара (Константинопольской Патриархии), откровенно поддерживавшего тогда не каноническую Патриаршую Церковь, а псевдоцерковное безблагодатное сообщество — просоветский обновленческий раскол.
В Русской Православной Церкви во второй половине XX - начала XXI веков служили знаковые личности, которые знаменуют собой целую эпоху. Одной из таких личностей является Митрополит Филарет (Вахромеев).
Возникшие в греческой среде после поражения Турции в Первой мировой войне планы по превращению Константинополя в «реальный всеправославный центр» и подчинению ему остальных Поместных Церквей привели к развитию беспрецедентной экспансии Вселенской Патриархии в мировом масштабе, причем преимущественно за счет захвата епархий и приходов Русской Церкви.