Икона «Собор новомучеников и исповедников Церкви русской»

sobjr novomucПоследнее время мы отмечаем, что все еще есть непонимание отдельными гражданами, далекими от Церкви, значения памяти о религиозных гонениях и жертвах, понесённых нашим народом в отстаивании своей духовной традиции. Слышатся голоса, что мол нельзя изображать на иконах сюжеты красного террора, поскольку это «расстраивает чувства» людей с левыми взглядами, и даже появились призывы к "церковному начальству" разобраться с фактом наличий таких икон. В связи с этим редакция сайта «Западная Русь» решила разместить материал, посвященный иконе «Собор новомучеников и исповедников Церкви русской».

Подготовка и проведение Первого собора Карпаторусской православной церкви 1921 г.

Автор: Юрий Данилец

Nicholas Orthodox Monastery KarputlashПосле включения Закарпатья в состав Чехословакии (далее -ЧСР) начался процесс упорядочения жизни православной церкви. В августе 1920 г. в с. Иза Хустского округа состоялось общее собрание православных общин. Делегаты приняли решение направить своих представителей на встречу с президентом ЧСР Т. Масариком, с просьбой дать согласие на переход местных православных под юрисдикцию Сербской православной церкви.

Обсуждение календарной реформы в Русской Зарубежной Церкви.

Автор: Иеромонах Никодим (Хмыров)

ikona vremeni fbКак известно, в дореволюционной России в гражданском и церковном обиходе использовался юлианский календарь, а в большинстве западных стран — григорианский. Это, конечно, создавало определенные трудности. Реформу календаря планировали провести еще в середине XIX в.

Исповедь в советское время

Автор: Надежда Киценко

a270 1mУже в первые годы советской власти священники испытали на себе мощное давление со стороны ЧК и созданных вместо нее впоследствии органов государственной безопасности. Эти структуры требовали нарушить тайну исповеди и информировать их о том, в чем каются прихожане у аналоя своим духовникам.

Легенда об иконе как объединительная идея местного сообщества (на примере местночтимой иконы Богоматери Одигитрии Смоленской в г. Новозыбкове Брянской области)

Автор: Виктор Мищенко

383aВ качестве объединительной идеи, значимого символа для жителей российско-белорусского пограничья рассматривается легенда об образовании города Новозыбкова старообрядцами и почитание иконы Богородицы Одигитрии Смоленской всеми христианскими конфессиями местного сообщества. Историческая память об этой и других христианских святынях актуальна, она обсуждается на местных форумах, в церковных общинах, культурных институциях.

Поездка делегации Мукачевско-Пряшевской православной епархии в Москву и канонический переход в состав РПЦ.

Автор: Юрий Данилец

20102.bИстория православной церкви в XX веке не перестает интересовать современных исследователей. Слабо исследованной остается тема канонического перехода Мукачевско-Пряшевской православной епархии на Закарпатье в состав Русской православной церкви.

Конфессиональные отношения в Буковине, Галиции и Угорской Руси в освещении газеты «Русская правда» (Черновцы, 1910-1913 гг.)

Автор: Олег Казак

000 3 В начале ХХ в. Буковина, являвшаяся частью монархии Габсбургов, стала ареной противостояния различных национальных проектов. Власти Австро-Венгрии, руководствуясь принципом «разделяй и властвуй», поддерживали, те силы, которые отвергали идею общерусской природы восточнославянского населения.

"Странствующие святыни" и современное Русское Православие

Автор: Андрей Виноградов

ochered 22Русские, длительное время лишенные возможности конструирования собственной национальной идентичности, осознали свою принадлежность к конкретной религиозной традиции - «исконно русскому» православию. Однако, в посткоммунистической России отсутствовала связь с религиозной традицией. Недостаток храмов и подготовленных священнослужителей способствовали расцвету внеинституционального «народного» православия.

Номадическое православие: о новых формах религиозной жизни в современной России

Автор: Жанна Кормина

Великорецкий крестный ход Согласно данным ВЦИОМ на март 2010 г. 75% россиян считали себя православными. Оценить количество “настоящих” верующих среди них довольно сложно; обычный для подобных опросов вопрос “были ли Вы на богослужении в прошлое воскресенье?” в России не задают.

Александр Щипков: секуляризировать религиозное мировоззрение - цель либерал-православия

Автор: Александр Щипков

«Стремление адаптировать религиозную идею для секулярного пространства, а значит, неизбежно упростить и секуляризировать ее, - вот яркий пример либерал-православного взгляда на миссию богословия»

Россия и Белоруссия: духовные скрепы и камни преткновения

Автор: Александр Гронский

В Белоруссии христианство представлено как Православием, так и католицизмом, также есть небольшое количество протестантов, в основном принадлежащих к неокультам. К православным себя относит  по разным подсчетам от 74 до 85%, к католикам – от 7 до 12%. Проблема подсчетов заключается в том, что верующими себя могут называть как воцерковленные, так и "стихийно верующие".

Интеллектуальные и психологические основы российского и нацистского неоязычества

Автор: Игорь Баринов

Ведическая Русь. Художник Всеволод ИвановУже в Советском Союзе пропагандисты неоязычества, в поисках соответствующих ментальных матриц, обратились к тому значительному наследию, которое оставила после себя Германия. Распад СССР лишь артикулировал существовавшие до этого претензии на объединяющую роль языческой традиции для русского народа.

Об одной неудачной попытке найти правду у константинопольского патриарха и его московского представителя в конце 1920-х гг.

Автор: Свящ. Александр Мазырин

Преподобномученик Софроний (Несмеянов)1920-1930-е гг. для Русской Православной Церкви были, вероятно, самыми тяжелыми за всю ее историю. Бедственное положение усугублялось политикой Фанара (Константинопольской Патриархии), откровенно поддерживавшего тогда не каноническую Патриаршую Церковь, а псевдоцерковное безблагодатное сообщество — просоветский обновленческий раскол.

Благословение калужанам от митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси.

Автор: Владимир Николаев

fil1В Русской Православной Церкви во второй половине XX - начала XXI веков служили знаковые личности, которые знаменуют собой целую эпоху. Одной из таких личностей является Митрополит Филарет (Вахромеев).

Патриарх Тихон и Константинопольская патриархия: к вопросу о причинах фактического разрыва отношений.

Автор: Александр Мазырин

Патриарх Московский и всея России Тихон  (31 января 1865-7 апреля 1925)Возникшие в греческой среде после поражения Турции в Первой мировой войне планы по превращению Константинополя в «реальный всеправославный центр» и подчинению ему остальных Поместных Церквей привели к развитию беспрецедентной экспансии Вселенской Патриархии в мировом масштабе, причем преимущественно за счет захвата епархий и приходов Русской Церкви.