"Странствующие святыни" и современное Русское Православие

Автор: Андрей Виноградов

ochered 22Русские, длительное время лишенные возможности конструирования собственной национальной идентичности, осознали свою принадлежность к конкретной религиозной традиции - «исконно русскому» православию. Однако, в посткоммунистической России отсутствовала связь с религиозной традицией. Недостаток храмов и подготовленных священнослужителей способствовали расцвету внеинституционального «народного» православия.

Номадическое православие: о новых формах религиозной жизни в современной России

Автор: Жанна Кормила

Великорецкий крестный ход Согласно данным ВЦИОМ на март 2010 г. 75% россиян считали себя православными. Оценить количество “настоящих” верующих среди них довольно сложно; обычный для подобных опросов вопрос “были ли Вы на богослужении в прошлое воскресенье?” в России не задают.

Александр Щипков: секуляризировать религиозное мировоззрение - цель либерал-православия

Автор: Александр Щипков

«Стремление адаптировать религиозную идею для секулярного пространства, а значит, неизбежно упростить и секуляризировать ее, - вот яркий пример либерал-православного взгляда на миссию богословия»

Россия и Белоруссия: духовные скрепы и камни преткновения

Автор: Александр Гронский

В Белоруссии христианство представлено как Православием, так и католицизмом, также есть небольшое количество протестантов, в основном принадлежащих к неокультам. К православным себя относит  по разным подсчетам от 74 до 85%, к католикам – от 7 до 12%. Проблема подсчетов заключается в том, что верующими себя могут называть как воцерковленные, так и "стихийно верующие".

Интеллектуальные и психологические основы российского и нацистского неоязычества

Автор: Игорь Баринов

Ведическая Русь. Художник Всеволод ИвановУже в Советском Союзе пропагандисты неоязычества, в поисках соответствующих ментальных матриц, обратились к тому значительному наследию, которое оставила после себя Германия. Распад СССР лишь артикулировал существовавшие до этого претензии на объединяющую роль языческой традиции для русского народа.

Об одной неудачной попытке найти правду у константинопольского патриарха и его московского представителя в конце 1920-х гг.

Автор: Свящ. Александр Мазырин

Преподобномученик Софроний (Несмеянов)1920-1930-е гг. для Русской Православной Церкви были, вероятно, самыми тяжелыми за всю ее историю. Бедственное положение усугублялось политикой Фанара (Константинопольской Патриархии), откровенно поддерживавшего тогда не каноническую Патриаршую Церковь, а псевдоцерковное безблагодатное сообщество — просоветский обновленческий раскол.

Благословение калужанам от митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси.

Автор: Владимир Николаев

fil1В Русской Православной Церкви во второй половине XX - начала XXI веков служили знаковые личности, которые знаменуют собой целую эпоху. Одной из таких личностей является Митрополит Филарет (Вахромеев).

Патриарх Тихон и Константинопольская патриархия: к вопросу о причинах фактического разрыва отношений.

Автор: Александр Мазырин

Патриарх Московский и всея России Тихон  (31 января 1865-7 апреля 1925)Возникшие в греческой среде после поражения Турции в Первой мировой войне планы по превращению Константинополя в «реальный всеправославный центр» и подчинению ему остальных Поместных Церквей привели к развитию беспрецедентной экспансии Вселенской Патриархии в мировом масштабе, причем преимущественно за счет захвата епархий и приходов Русской Церкви.

Происхождение теории о первенстве Константинопольского патриарха

Автор: Павел Ермилов

Патриарх Константинопольский  Мелетий IV(Метаксакис)(1921—1923)У любого заинтересованного человека нынешние дискуссии о первенстве в Церкви вызывают нескрываемое смущение, многократно усиливающееся в связи с назойливостью требования скорее разрешить этот вопрос в пользу «первенствующей» Церкви, без чего якобы невозможно дальнейшее благополучие мирового православия.

Украинизаторские процессы в Православной церкви в межвоенной Польше

Автор: Анна Вишиванюк

Свято-Успенская Почаевская лавраКонституция Польского государства 1921 г. гарантировала национальным меньшинствам равные гражданские права, свободу вероисповедания и использования родного языка в общественной жизни. Однако статус украинского и белорусского населения был не вполне определен, поскольку польские власти придерживались мнения, что украинцы и белорусы  являются поляками.

Репрессивная политика советского государства в отношении русской Православной церкви (1920—1930-е гг.)

Автор: Александр Худобородов, Марина Яшина

Партия большевиков, став правящей с октября 1917 г., всегда подчеркивала непримиримость коммунистической и религиозной идеологии. Религии и церкви не было места в будущем социалистическом обществе, построенном на принципе воинствующего атеизма.

Проблема иностранного влияния на развитие славянского нового язычества (родноверия) в России

Автор: Алексей Гайдуков

I ivRxВозникнув в постсоветской России около четверти века назад, славянское новое язычество (родноверие) развивалось на основе нескольких самостоятельных авторских идеологических проектов. Однако, у родноверия есть зарубежные аналоги и заимствования, и оно не настолько самобытно, как заявляет о себе.

Неоязычество как социальный феномен в современном российском обществе

Автор: Е.М. Лемешева

Идол Перуну (современный новодел)
Современное человечество не знает периодов в своей истории, практически свободных от каких-либо форм религиозных верований. Тем сложнее найти ответ на вопрос, какие социальные потребности религия реализует и каким социальным ценностям отвечает.

Российская революция и Священный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг.: от «церковной революции» к «канонической реставрации».

Автор: Алексей Беглов

Поместный Собор Российской Православной Церкви 1917-1918 годовРусская революция положила конец имперскому периоду русской истории, равно как и синодальному периоду истории Русской Православной Церкви. Революция разорвала узы, которые связывали церковь и государство в течение 200 лет и которые к концу этого периода тяготили как церковь, так и самодержавие.

К вопросу о продолжительности и периодизации христианизации Древней Руси

Автор: Е.В. Климов

Огненное восхождение Ильи Пророка. 1570-е гг. (в образе Перуна)Как свидетельствует мировая история, христианизация является длительным и противоречивым процессом, в течение которого происходят глубокие изменения, охватывающие все сферы социальной, политической, культурной и духовно эмоциональной жизни как индивида, так и общества в целом. Этот процесс протекает сложно, с резкими рывками вперед и сменяется длительными рецидивами язычества. 

К сюжету «Повести временных лет» о выборе веры князем Владимиром»

Автор: Вячеслав Ляхницкий

Выбор веры князем Владимиром

Согласно летописи римскую церковь представляли Владимиру немцы, а где мы можем найти истоки устойчивого неприятия западного христианства в его германском варианте? В 831 г. было учреждено Гамбургское архиепископство для миссионерской деятельности среди западных славян.