ЗАПАДНАЯ РУСЬ

Рубеж Святой Руси в прошлом, настоящем и будущем

Религия

К вопросу о ренегатстве православного духовенства в период хрущевской антирелигиозной кампании (1958-1964)


В рамках реализации атеистического проекта в СССР деятельность православных священнослужителей рассматривалась как чуждая и опасная. Власти на местах пресекали религиозную активность духовенства, осложняли их материально-финансовое положение, склоняли к отречению от религии и Церкви. В этих условиях небольшая часть православного духовенства встала на путь ренегатства и ушла из церкви.

Сопротивление епископата Русской Православной Церкви «хрущевским» гонениям 1958-1964 годов по материалам Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР

 Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв В период власти Н. С. Хрущева Русская православная церковь подверглась новым гонениям. В ходе «хрущевской» антирелигиозной кампании 1958-1964 гг. власть опиралась на часть склонного к конформизму епископата. В связи с этим в зарубежной публицистике был создан миф о «предательстве» высшим церковным руководством интересов Церкви. Документы свидетельствуют о несправедливости данной точки зрения.

Религиозно-оборонительные братства Украины и Белоруссии конца XVI - первой половины XVII вв. как институты православной церкви

При оценке идеологии и сущности деятельности украинско-белорусских братств конца XVI - первой половины XVII века большинство отечественных исследователей XIX - начала XX века настаивали на их исконно православном, иногда даже с оттенком ортодоксальности, характере. Во второй половине XX в. эти выводы оказались в значительной степени пересмотренными, и преобладающей точкой зрения стало мнение о тесной связи братской идеологии с идеями эпох Возрождения и Реформации.

Советские репрессии против православных клириков Литвы в 1946-1953 гг.: по материалам литовских архивов

Могила архимандрита Евстафия (Андрейчука) на Евфросиниевском кладбище Вильнюса
В последние десятилетия в изучении церковной истории XX в. одна из основных тем, к которой прикованы взоры исследователей и публицистов, — вопрос взаимоотношения Русской Православной Церкви с советским государством, в особенности в период властвования И. В. Сталина. Как известно, методы политики Сталина и партии по отношению к Православной Церкви часто менялись, что, однако, никогда не меняло общего атеистического характера советской власти, которая всегда, хотя и с разной интенсивностью, вела борьбу с религией и верующими. Однако в последнее время многие ангажированные публицисты, и даже историки, стали пересматривать установившиеся оценки сталинского отношения к Православию, в то же время культивируя чуть ли не образ «святого Сталина».

Интерпретации сюжета о Крещении Руси в православно-униатской полемике в Речи Посполитой в конце XVI - первой половине XVII века


В конце XVI века часть иерархов Западнорусской митрополии предприняли попытку улучшить положение своей церкви и православного населения Речи Посполитой за счёт союза с Римом. Однако заключение в 1596 году в Брест-Литовске церковной унии между Киевской митрополией и Римом вызвало раскол западнорусского общества по линии принятия или непринятия провозглашённой унии.  Одним из центральных фактов прошлого, на который обращалось особо пристальное внимание, являлось крещение Руси.

Откуда мы знаем о язычестве древних славян? Реальность и фантазии писателей

Лето 2013 года. Украинские неоязычники везут идол Перуна по Киеву для установки на Лысой горе. Через полгода они соберутся на Майдане (бывшем Козьем болоте) под статуей языческой «Берегини» и приведут к власти неонацистскую хунту. Мифологизация и фальсификация истории - острая проблема сегодняшнего дня. Вполне естественным образом внимание заинтересованной общественности приковывается к болевым точкам истории России XX в. Однако искажение исторической реальности не ограничивается этим временем. История даже самых отдалённых веков становления русской государственности вполне подвержена бездумному, а иногда вполне сознательному "фантазированию", обращённому чаще всего к молодёжной аудитории.

Преподобный Иоанн Вишенский Святогорец


29 июля 2016 года (16 июля по ст.ст.), Церковь впервые отпразднует память преподобного Иоанна Святогорца (Вишенского) — афонского старца, выдающегося отечественного подвижника, сыгравшего важную роль в противостоянии польско-католической экспансии и возрождении Православия на Украине и на Белой Руси в XVII веке. Прославление в лике святых выдающегося афонского подвижника и православного писателя-полемиста преподобного Иоанна Вишенского Святогорца состоялось 28 июля 2016 года на площади возле Успенского собора Киево-Печерской Лавры.

Вхождение Константинопольского патриархата в русло внешней политики США в первые годы холодной войны

7 декабря 1965 г. одновременно с Павлом VI Константинопольский Патриарх Афинагор I объявил о взаимном снятии анафем 1054 г., которые этим произвольным постановлением, якобы, устранены из памяти Церкви.

 

Послевоенное противостояние США с Советским Союзом разворачивалось не только в политическом, экономическом и идеологическом плане. В ходе выработки многосторонней стратегии сдерживания "советской угрозы" США уделяли большое внимание религиозному фактору, стремясь придать "холодной войне" религиозное измерение. В ходе выстраивания антисоветского религиозного фронта Трумэн поручает Тейлору привлечь на свою сторону Константинопольского патриарха.

Почему Собор на Крите не стал Всеправославным?

Заседание Священного Синода Русской Православной Церкви от 15 июля 2016 года


15 июля 2016 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла началось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. В числе многих вопросов была также рассмотрена ситуация, сложившаяся в Православном мире после состоявшегося на Крите Соборе иерархов десяти Поместных Православных Церквей.

«Нет границ, только люди!» Пятидесятники на службе глобализации


«Нет границ, только люди!» — это миссионерский лозунг одной из крупных американских пятидесятнических организаций «Глобальная стратегия», цель которой — в активной миссионерской работе по всему миру и создании пятидесятнических церквей. Такое явление, как глобализация, дало возможность многим религиозным движениям начать осуществлять свои проекты по освоению планеты.

Святой Преподобномученик Афанасий Брестский

 СВ. АФАНАСИЙ Брестский происходил от благородной и благочестивой фамилии Филипповичей и был на столько образованный, що добре знал латинский и польский языки и мог учити им других. В 1622 року канцлер литовский Лев Сапега приказал Афанасию Филипповичу быти «инспектором» и учителем в литовском месте Брест, в Симеоновском монастыре, шляхтича Ивана Лубы, мнимого сына польки Марины Мнишекъ. Іезуиты и поляки черезъ 7 лѣтъ взяли того Ивана Лубу и. по волѣ польского короля Сигизмунда, фанатичного паписта, принялись втолковывали ему, що он не есть сын польского шляхтича из Подлесья, а есть Московский царевич Иван Дмитриевич. То было тяжкое время для Руси, коли польские паны и иезуиты фабриковали самозванцев для русского престола и сами польскіи короли домогались быти царями русскими. 

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

 

Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.

Старообрядцы и российская веротерпимость в XIX - начале XX в.

Съезд старообрядцев в Нижнем Новгороде. Конец XIX в.Основные государственные законы Российской империи утверждали «свободу веры» для всех неправославных народов, проживавших на её территории.  Все признаваемые законом религиозные организации империи получали статус «терпимых». «Раскольники», включая и сектантов, которые согласно православному вероучению подпадали под категорию «еретиков», рассматривались правительством в качестве «церковных мятежников», вышедших из повиновения архиереям Русской церкви. 

Крещение «по-карпато-русски»

Блаженный Даниил Елисавтеградский
19 января с.г. в центрально-украинском Кировограде (бывший Елисаветград) в часовне Блаженного Даниила состоялось богослужение в честь праздника Крещения. Часовня была возведена бескорыстными страданиями монаха-святогорца о. Серафима (в миру - Шолков) на месте, где, по преданию, часто молился Блаженный Даниил. Сейчас это место пользуется популярностью у местного населения, которое съезжается со всех концов города помолиться в часовне, и окунуться в купели, где температура воды ежегодно +10С.

Митрополит-карпаторус Стефан (Рудык)

Стефан Рудык

 

Если в каждом регионе, связанном с карпато-русской жизнью, установить в память об этом мемориальную табличку или запечатлеть память о ней иным любым способом (посвятить музейную экспозицию, рассказывать об этом гостям региона во время экскурсий, а школьникам – на уроках краеведения), о карпаторусизме узнают по всему бывшему СССР,  а также в Польше, Словакии, Венгрии и во многих других странах.

Сейчас на сайте

Сейчас 89 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте