Легенда об иконе как объединительная идея местного сообщества (на примере местночтимой иконы Богоматери Одигитрии Смоленской в г. Новозыбкове Брянской области)

Автор: Виктор Мищенко

383a

Фото 1. Икона Богородицы Одигитрии Смоленской

Город Новозыбков известен как центр старообрядчества на юго-западе России. В то же время, это территории былого пограничья Российского государства и Речи Посполитой в течении нескольких столетий, часть обширного традиционного региона Восточного Полесья, что существенно влияло на этнический и конфессиональный состав населения.

В начале XX в. население бывших раскольничьих слобод севера Черниговщины представляло пеструю картину по признаку вероисповедания. По данным на первое января 1912 г. в Черниговской губернии проживало 72 716 старообрядцев разных толков: старообрядцев приемлющих белокриницкое согласие 34 931 человек, беглопоповцев (Лужковского, Диаконово, Ветковского согласия) - 19 534, беглопоповцев (поморского толка) - 18 251 человек [7.С.518]. Город Новозыбков на рубеже веков выступал как быстрорастущий промышленный и торговый центр, в котором было 24 предприятия, из них 10 фабрик, 2210 домов. Количество жителей превысило 20 тыс., при этом в городе действовало 10 церквей, 2 синагоги и 1 костел [6.С.6]. В таком разнообразии культур не могли не сформироваться какие-то объединительные идеи и символы, которые сохранялись в коллективной памяти жителей и переживались потомками, как примеры силы духа, взаимодействия, терпимости к иноверцам, но соседям и согражданам.

История города связывается в памяти местных жителей с легендой об обретении иконы, как о чудесном знаке-поселиться именно на этом месте: „Икона Одигитрии Смоленской, по преданию, была найдена на дереве, во время привала бежавших из Центральной России от преследований Никона старообрядцев. Это они сочли за Божий знак остановиться на жительство в этом месте. Часовня и храм были поставлены именно на месте находки. Там даже (возле моста) бил родник, который позже, уже в советское время, засыпали.

Именно этой теме посвящен памятник, поставленный несколько лет назад чуть выше по течению Зыбкой. В дальнейшем следы этой иконы затерялись, хотя есть несколько предположений" [1].

383a3e3

Фото 2. Община Рождественско-Никольского храма г. Новозыбкова

Священник Рождественско-Никольского храма отец Сергий (Бедный) историю возникновения города ведет от легендарного места, где явилась икона беглецам- старообрядцам из Центральной России: „Существует предание, что когда наши предки искали место поселения ... после статей царевны Софьи в 1680-х гг. ... набрели на это место, заночевали. Утром на дереве обнаружили икону Богородицы. Посчитали, что это благой знак. Срубили для иконы часовню и здесь рядом поселились.. Я в детстве думал - кому было нужно построить храм в низине, на болоте. Здесь течет речка Зыбкая из озера... Потом построили храм- моленную. Изначально-Никольский храм, а напротив две церкви - Рождества Христова и Рождества Богородицы. В Х1Хв. при переходе в единоверие храмы вместе с имуществом перешли к новообрядцам. Старообрядцы продолжали ходить молиться к Чудотворной иконе в часовню при храме" [4].

О подобных настроениях в среде старообрядцев сер,-вт. пол. XIX в. свидетельствуют воспоминания местного иконописца Василия Родионцева: „Такими книгами и выписками наши начетчики насеяли в мое юное сердце много всякого зла и великую ненависть к греко-российской православной церкви, так что я проходил мимо православных храмов, не молясь св. иконам, стоящим на вратах церковных, и перестал ходить к местно-чтимой иконе „Смоленской", стоящей и доныне в каплице, при Никольской единоверческой церкви в г. Новозыбков" [2].

Единоверие, оставаясь формальным правительственным повелением, не могло примирить представителей разнообразных старообрядческих толков и согласий. В. Родионцев описывает ситуацию рубежа 1870-1880-х гг. в Новозыбкове: „На 12-м году от рождения, пришло мне на мысль, почему это мы не ходим ни в какую моленную. Однажды я спросил бабушку Пелагию: „есть ли у нас моленная в Новозыбкове лужковскаго согласия?". Бабушка ответила: „Есть". — „А почему же мы в нее не ходим?" - спросил я. Бабушка ответила: „Потому не ходим, что иногда заходят в нее молиться из белокриницкаго согласия". Я положил намерение непременно побывать в моленной за службой, и в один воскресный день, часов в 7 утра, вышел я из дома на широкую, так называемую, „Миллионную" улицу и вижу: идут люди к службе! Я спрашивал проходящих, кто куда идет. Одни отвечали: „в дьяконовщину“, другие „в окружницкую“, третьи „в противуокружницкую“, наконец кто-то сказал, что идет „в Изотову", лужковскаго согласия. Я рад был такому спутнику и с ним первый раз вошел в моленную" [2].

Священник Рождественско-Никольского храма Сергий (Бедный) так объясняет, почему этот храм и почитаемая икона Смоленской Божией матери привлекали христиан разных конфессий: новообрядцев и старообрядцев: „Приписывали к единоверию не только старообрядческие слободы, но и другие села. Например, приезжали крестьяне из Ягодного на Сенной рынок, что поблизости от нашего храма. Ставили там обозы и приходили на богослужение" [4]. Он также упоминает о сомнениях старообрядцев - стоит ли молиться рядом с другими людьми: „Моя бабушка рассказывала, что женщина-старообрядка пришла молиться к этой иконе. А сама посомневалась, ведь сюда приходят разные люди, недостойные. Женщина была наказана слепотой и после покаяния Господь вернул ей зрение" [4].

Схожие сомнения были свойственны и Василию Родионцеву, что мы обнаруживаем в воспоминаниях иконописца: „В Федосьиной обители была игуменьей инокиня Аполлинария, 85 лет от рождения, женщина много начитанная, по мнению старообрядцев, и я с ней часто беседовал о многих предметах. Видя мою ревность о вере и попечение о истинном пути ко спасению, мать моя стала сетовать на меня, что при этом я перестал ходить к чудотворному образу Смоленской Божией Матери. „Ты знаешь, — говорила мать, — что Она, Заступница, помогала мне во вдовстве моем и тебя покрывала в сиротстве; а ты не только сам забыл о Ней, но и другим внушаешь не ходить к Ней, Заступнице". Я на это ей отвечаю: „Аще нечестивий держат место свято, да бегаеши от него". А там, когда бы не пришел, всегда полно „хохлов": как с ними молиться! „Яко святии очищают, тако нечествии оскверняют" (Кормчая). Мать возражала: „Так ты сходи туда пораньше, когда хохлов там нет, — сходи и помолись Ей — Заступнице; а не послушаешь меня, ответишь Царю Небесному". Такие слова говорила мать со многими слезами. Я решился спросить об этом у инокини Аполлинарии. Она дала такой совет: „Иди чадо; послушай матери. А чтобы не смешалась твоя молитва с хохлацкой, то ты для этого расстели платок, стань на него и молись: тогда к тебе ничего не пристанет! “ Я спросил: „Есть ли об этом где писано?" —„Я сама читала, чадо, только не запомнила в какой книге это писано, — ведь мне уже идет девятый десяток лет!“ Совета почтенной инокини я послушался, стал ходить к чудотворному образу: возьму, бывало, старопечатный канонник, пойду в полночь в каплицу и читаю канон „Одигитрии Смоленской"; а когда случалось запоздать, и крестьяне заставали меня еще не окончившим канона, тогда я молился стоя на платке, по совету матери Аполлинарии" [2].

Внимание и почитание христианами различных конфессий новозыбковской „Одигитрии-Смоленской" привело к строительству в 1880-х гг. каменной каплицы в неорусском стиле на средства купца А.И. Шведова. Подтверждение находим в статье из Черниговских Епархиальных Ведомостей об освящении в Новозыбкове Вонифатьевского храма 17 сентября 1896 года:

„Преосвященнейший Владыка осматривал вновь устроенное А.И. Шведовым прекрасное здание для церковноприходской школы при Николаевской церкви и каменную новоустроенную часовню для местно чтимой чудотворной иконы „Одигитрия" [9.С.754].

383a33

Фото 3. Часовня

Установились своеобразные правила посещения иконы в каплице, о чем рассказала краевед, библиотекарь, заслуженный работник культуры Брянской области Афонина Наталья Михайловна: „В капличку можно было прийти и днем, и ночью. Там всегда горели свечи и стояли живые цветы. Считалось, что их принято нести с собой, ставить у иконы. Могли ее посещать старообрядцы разных толков и согласий, новообрядцы, единоверцы" [3].

e3d30

Фото 4. Афонина Н.М.

Наталья Михайловна исследовала церковные святыни нашего края и в докладе „Чудотворные и местно чтимые иконы Божией Матери на территории Новозыбкова и Новозыбковского уезда" опиралась на воспоминания местных жителей: „... Кроме печатных источников, существует людская память. Моя бабушка, 1895 года рождения, была прихожанкой Никольской единоверческой церкви. Она была глубоко верующим человеком, и у меня нет сомнений в истинности ее рассказа. В нашей семье всегда знали о существовании этой иконы и печалились об ее утрате для города. Более того, и бабушка, и мама рассказывали мне, как она выглядела: „небольшая, со школьную тетрадь, толщиной около полусантиметра, литая, очень тяжелая для своих размеров, по виду - золотая". Икона эта находилась в нашем доме около пятнадцати лет (1932-1947 гг.). При закрытии храма ее взял дедушка, который служил там пономарем. Бабушка показывала мне полочку за большой иконой Воскресения Христова, куда святыню прятали, если в дом приходили посторонние. Мама до конца своих дней считала себя виновной в том, что икону отдали в частные руки (не в храм!) - регенту храма в честь чуда Архистратига Михаила в Хонех Павлу Ивановичу. Отдали, потому что испугались репрессий за сокрытие ценности от государства. Мои родные были уверены, что икона золотая - она сияла все 15 лет, хотя мама говорила, что ее никто не дерзал чистить ее. По словам бабушки, Павел Иванович скоро умер, жена его тяжело заболела, и ее забрали дети в Москву. Узнать о дальнейшей судьбе иконы мне не удалось. Бабушка была уверена, что однажды в пасхальную ночь икона спасла наш дом и спящих в нем двух маленьких детей от пожара" [3].

3d30 3c

Фото 5. Титова Анастасия Петровна (с супругом), 1882 г.р., родилась в г. Новозыбкове, прихожанка единоверческого храма в честь Николая Угодника (из личного архива Афониной Н.М.)

Почитание святынь объединяло жителей края, который в начале XX стал еще более полиэтничным и многоконфессиональным. К 1914 г. только в Новозыбкове и Новозыбковском уезде проживало 36 677 старообрядцев. Старообрядцы составляли более 50% населения города и уезда, но выросло также число православных и иудеев. Это было вызвано притоком православного населения, вызванного отменой крепостного права и началом промышленного переворота. В конце XIX в. в Черниговской губернии, входившей в черту оседлости, резко возросла численность еврейского населения. Но, тем не менее, число старообрядцев в Новозыбкове оставалось подавляющим по сравнению с другими вероисповеданиями [5.С.94].

Высокие религиозные чувства вызывали торжественные крестные ходы. Иконописец В. Родионцев описывает свои чувства и сомнения, мечты о воображаемом месте в мире, где все святыни праведные и принадлежат последователям древлего христианства: „Когда бывали у нас крестные ходы во время архиерейских приездов, во время высокоторжественных дней, и приносили чудотворный образ Николы Чудотворца из Покровского монастыря, тогда жители г. Новозыбкова, как православные, так и все почти старообрядцы, ходили за крестным ходом. Ходил и я; но когда совершали православные молебствие на открытом воздухе, я становился в дали, боясь молиться вместе с ними.

С крестных ходов возвращался я домой всегда с большим смущением; какая-то тоска давила мое сердце; я невольно думал: „Как хорошо у церковных! Какое торжество! Счастливы были наши предки, жившие во время благочестия, когда все это у них было! И за что нас Бог так наказал, что все это благолепье стало никонианское"! В одно время, беседуя с своими начетчиками в саду, я не скрыл от них этой мысли, — говорю им: „Нет ли на земле такого места, где была бы такая церковь, в которой бы все принадлежащее церкви сохранилось в целости, — и священство в трех чинах, и таинства, и внешнее благолепие?" Старики сказали: „Есть один остров, на котором наших христианских 40 церквей, с полной иерархией и таинствами, но только это очень далеко. И дали мне рукописную книжку под названием: „Путешественник инока Михаила". Действительно, в том „Путешественнике" говорится о каком-то острове за Китаем" [2].

Сохранилось интересное воспоминание новозыбковского священника, настоятеля единоверческого храма в честь Преображения Господня, Григория Григоровского, посетившего в 1898 году Климов: „Каждый год 9-го мая, часов в шесть утра, приносятся из Климовского Покровского единоверческого монастыря местно чтимый образ Божией Матери и большой, очень древний, чудотворный образ Святителя Николая. В этот день, рано утром, из единоверческих церквей выходят священники в облачениях, со святыми иконами, и сходятся в назначенном пункте и потом с пением святых песен, при колокольном звоне, в сопровождении массы народа, отправляются за город для встречи вышеназванных образов. Встретив образа, возвращаются обратно в город, причем два вышеназванных монастырских образа вносятся в Христорождественскую церковь, откуда впоследствии, недели через три-четыре, таким же порядком, с такой же торжественностью и при таком же многочисленном стечении народа относятся в монастырь... Когда мне в первый раз пришлось участвовать в этом крестном ходе, я был поражен чудной картиной проявления восторженного религиозного чувства. Когда мы вышли за город и взору представились чуть ли ни на протяжении трех верст многочисленные толпы народа, с четырех часов утра с нетерпением ожидавшие чудотворный образ Святителя Николая, и когда вдали показалось шествие с образами, эти толпы народа заволновались и хлынули навстречу ему, когда, наконец, произошла встреча крестных ходов, и все вместе соединились, то восторженному религиозному чувству не было конца" [8.С.359].

Тема святынь-покровительниц присутствовала в коллективной памяти послевоенного поколения горожан. Посетитель форума сайта „Новозыбков.ру" в обсуждении темы „Горит неугасимая лампада" рассказал такую историю, связанную с чудотворной новозыбковской иконой Богородицы: „Писатель из Новозыбкова Евгений Мосягин, ныне живущий в Москве, рассказал мне как-то такую историю из своей жизни. Вскоре после освобождения города он, прибыв из партизанского отряда, ждал призыва в армию и однажды поздно вечером, возвращаясь домой по Кладбищенской улице, заметил одинокий свет в окне единственный на всю улицу. Заглянув в окно, он увидел в комнате женщину с ребенком на руках, которая нежно укачивала его. Когда он вернулся домой на соседнюю Шеломовскую улицу, и рассказал об этом родителям, они не поверили, ибо этот дом был давно брошен хозяевами и забит. Когда на другой день Мосягин вернулся на это место, то действительно, окна и вход были забиты, причем, давно. Лишь после он понял, что увиденное им было явлением Богородицы, которое он запомнил на всю жизнь. Причем, сам он не был в то время религиозным человеком. Значить это могло только одно, город, только переживший оккупацию, по-прежнему, был под покровительством этого Образа" [1].

Община Рождественско-Никольского храма заказала у старообрядческих иконописцев в Москве икону, которая запечатлела момент обретения Иконы Пресвятой Богородицы первопоселенцами.

Для современного человека, жителя или выходца из города Новозыбкова, по-прежнему важно символическое покровительство этой иконы, объединяющей христианские конфессии, о чем говорит обсуждение на форуме „Горит неугасимая лампада“: „В тропаре об иконе Одигитрии говорится как о хранительнице града, где она пребывала: „Радуйся, Одигитрие, радуйся: Тобою нерушим наш град сохраняется...“ (песнь 4-я)“ [1].

Мищенко Т.А.

к.и.н., доцент филиал Брянского государственного университета в г. Новозыбкове

«Светост и идентитет Улога светаца и светости у формирању идентитета православних народа»

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Http: //forum. novozybkov. ru/vi e wtopic. php?f = 13 &t=2 8 9 Воспоминание о моей жизни в старообрядчестве и обращении в лоно святой Соборной и Апостольской Церкви В.Родионцева. Издана: Москва, типография Г.Лисснера и А. Гешеля, Воздвиженка, Крестовоздвиженский пер., д. Лисснера, 1897.
  • Записано от Афониной Натальи Михайловны, 1956 г.р., родилась в г. Новозыбкове
  • Записано от о. Бедного Сергия Александровича 1963 г.р., род. в г. Новозыбков Брянской обл.
  • Мищенко В.В. Этос старообрядчества и сектантства второй половины XIX - начала XX вв.: по материалам Черниговской и Орловской губерний. Брянск. 2011.
  • Новозыбковский краеведческий музей. Путеводитель по экспозиции музея. Отдел истории дореволюционного периода. Тема I. Возникновение и развитие города Новозыбкова./ Сост. И.Кеслер. Злынковская типография. 1963г. С.6
  • Скворцов В., Малоархангельский М. Миссионерский посох. Т. I. СПб., 1912. С. 518.
  • Черниговские епархиальные ведомости 1896., С. 359
  • Черниговские епархиальные ведомости 1898. С.754