Поездка делегации Мукачевско-Пряшевской православной епархии в Москву и канонический переход в состав РПЦ.

Автор: Юрий Данилец

20102.b

Мукачевский монастырь

История православной церкви в XX веке не перестает интересовать современных исследователей. Не является исключением и украинская историография, которая в последние десятилетия пополнилась десятками монографических изданий и сотнями статей по церковной истории. Слабо исследованной остается тема канонического перехода Мукачевско-Пряшевской православной епархии на Закарпатье в состав Русской православной церкви (далее РПЦ).

Отдельные публикации по данной проблематике отсутствуют. В обобщающих трудах украинских и российских историков находим оценку этих событий. Особое внимание исследователи уделяли организации поездки в Москву православной делегации и ее последствиям. По мнению российской исследовательницы Валентины Марьиной, поездка православной делегации в Москву состоялась по инициативе члена Военного совета 4-го Украинского фронта генерал-полковника Льва Мехлиса и с согласия Народной Рады1 Закарпатской Украины (Марьина 2003, 89). Украинский историк Владимир Фенич считает, что именно письмо Иосифу Сталину от 18 ноября и поездка 7-13 декабря 1944 г. стали поворотными в исторической судьбе Мукачевской греко-католической епархии в послевоенный период (Фенич 2006, 232-246; Фенич 2007, 11).

Аналогические выводы делает и Лариса Капитан в статье о Русской православной церкви на Закарпатье после войны (Каштан 2012, 42-44). О пребывании в Москве делегации православной церкви Закарпатской Украины сообщал в 1945 г. Журнал Московской Патриархии („Пребывание в Москве делегации...” 1945, 5-10). В 1994 г. на страницах журнала Людина і світ украинский историк Владимир Сергийчук опубликовал несколько документов о поездке в Москву, которые он обнаружил в Центральном государственном архиве общественных объединений Украины (Далее ЦГАОО Украины) (Сергійчук 1994, 10-15).

Наша публикация будет основываться на документах Государственного архива Российской Федерации, который располагается в Москве. В фонде Р 6991 - Совет по делам религий при Совете министров СССР нами обнаружено дело под названием „Материалы о приезде в Москву делегации православной церкви Закарпатской Украины для воссоединения с Московской патриархией” (ГАРФ. Ф. Р 6991. Оп. 2. Дело 9). Оно состоит их протоколов, стенограмм, переписки, которые раньше не исследовались историками.

Некоторые из документов дублируются в украинских архивах, в том числе и те, которые опубликовал В. Сергийчук. Также нами использованы источники, которые печатались в сборниках документов разных годов. Как оказалось, исследователи обращали внимание в основном на три документа: „Письмо православного духовенства Закарпатской Руси И.В. Сталину с просьбой принять Карпатскую Русь в состав Советского Союза от 18 ноября 1944 г.”, „Петицию игумена Феофана (Сабова) и 23 священников Мукачевско-Пряшевской епархии к митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию (Симанскому) (...) от 19 ноября 1944 г.” и „Докладную записку Г.Г. Карпова И.В. Сталину о прибытии в Москву делегации духовенства Мукачевско-Прешовской епархии от 7 декабря 1944 г.”. Первый документ опубликован В. Сергийчуком в 1994г. („Лист делегаціі...” 1994,11-12). Потом он продублирован в сборнике Институт украиноведения им. И. Крипякевича НАН Украины „Культурне життя в Украіні. Західні землі” („Лист деле-гаціі...” 1995, 227-229). И только в 2009 г. в сборнике Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. документ был обнародованный в России („Письмо православного духовенства...” 2009, 146-149). Для первых двух публикаций источником послужил ЦГАОО Украины, в третьем случае - Архив Президента Российской Федерации (далее АП РФ).

„Петиция игумена Феофана (Сабова)...” была обнаружена нами в упоминаемом выше сборнике („Петиция игумена Феофана...” 2009а, 150-154), а также в сборнике Власть и церковь в Восточной Европе („Петиция игумена Феофана...” 2009b, 61-65). Составители первого сборника обнаружили копии документа в „Российском государственном архиве социально-политической истории” (далее РГАСПІГ) и ЦГАОО Украины. Во втором сборнике указана ссылка на АП РФ. „Докладная записка Г.Г. Карпова И.В. Сталину...” публиковалась составителями сборника Власть и церковь в Восточной Европе („Докладная записка...” 2009,59-61). Таким образом, во всех случаях исследователи не обратили внимание на фонды ГАРФ.

После освобождения Закарпатья войсками 4-го Украинского фронта в конце октября 1944 г. начался процесс вхождения местных православных в состав РПЦ. К тому времени православные общины в крае разделялись на две юрисдикции. Большинство приходов входили в Мукачевско-Пряшевскую епархию Сербской православной церкви (далее СПЦ). Меньшее количество общин подчинялась Пражскому архиепископу Савватию (Врабец), получившему хиротонию в Константинополе (Marek, Burega, Da-nilec 2009).

14 ноября 1944 г. заместитель епископа и администратор Му-качево-Пряшевской епархии игумен Феофан (Сабов)2 обращается с письмом на имя местоблюстителя патриаршего престола, митрополита Ленинградского и Нижегородского Алексия (Симанского). В документе он сообщает, что на территории Закарпатской Украины существует Карпаторусская православная Мукачевско-Пряшевской епархия. „От имени духовенства и народа этой епархии осмеливаюсь приветствовать Вас, как главу русской православной церкви, и смиреннейше прошу поминать нас в Ваших святительских молитвах и дать нам свое архипастырское благословение” (ГАРФ. Ф - Р 6991. Оп. 2. Дело 9. Л. 44).

Через четыре дня (18 ноября) в г. Мукачево, освобожденном 26 октября 1944 г. Красной Армией, состоялось собрание православного духовенства. 23 православных священника приняли решение просить Собор СПЦ дать согласие на переход Мукачевско-Пряшевской епархии в состав РПЦ. Участники собрания подготовили и отослали в Москву несколько документов. Среди них упоминаемое письмо на имя И. Сталина, а также „Петиция к митрополиту Алексию (Симанскому) с просьбой принять их епархию в состав Московской Патриархии”. Считаем, что письмо руководителю СССР было подготовлено за подсказкой или за непосредственного участия начальства политуправления 4-го Украинского фронта во главе с Л. Мехлисом. В нем „представители Православных Общин в Карпатской Руси” полностью отбрасывали украинский характер Закарпатья и просили „включить Закарпатскую Украину (Карпатскую Русь) в состав СССР в форме: Карпато-русская Советская Республика” на территории „от Ясиня до Попрада и от Ужока до Доброчина (Дебрецена)” („Письмо православного...” 2009, 147-149). В документе также указывалось, что местное население категорически против включения Закарпатской Украины в состав Чехословацкой Республики и видит свое будущее только в составе СССР. На наше мнение, это заявление было на руку советскому руководству, которое в то время проводило переговоры о границах с правительством Эдварда Бенеша. Церковный вопрос в письме не поднимался вообще.

На следующий день, майор административной службы штаба 4-го Украинского фронта Нежданова, отправила телеграфом в Москву петицию на имя митрополита Алексия (Симанского) (Якунин 2002, 59-61). В сопроводительном письме от 19 ноября 1944 г. члена Военного Совета 4 Украинского фронта Л. Мехлиса начальнику Генерального штаба Красной Армии А. Антонову говорится „прошу копию петиции передать (без отметки на ленте) тов. Поскребышеву для Семенова (Сталина - Ю.Д.) и направить петиции по адресу” (ГАРФ. Ф - Р 6991. Оп. 2. Дело 9. Л. 5). 21 ноября 1944 г. заведующий секретариатом заместителя председателя Совета Народных Комисаров СССР И. Лапшов переслал копию документа уполномоченному Совета по делам Русской православной церкви при СНК СССР Г. Карпову (ГАРФ. Ф - Р 6991. Оп. 2. Дело 9. Л. 6-11).

В петиции была изложена история православной церкви на Закарпатье, указано на главные моменты ее развития. В первом же абзаце находим некое несоответствие с тезисами в письме И. Сталину. Говоря о населении Закарпатья, авторы указывают, что на той территории „издревле живет русский народ, называемый иначе еще русинами или украинцами” (ГАРФ. Ф - Р 6991. Оп. 2. Дело 9. Л. 6). То есть, категорического антагонизма к украинцам мы не видим. Достойно в документе оценена роль СПЦ в организации церковной жизни края, указано статистические данные количества приходов и монастырей на территории епархии. Представители православного духовенства также просили главу РПЦ поддержать их ходатайство перед Священным Синодом СПЦ о передаче Мукачевско-Пряшевской епархии в каноническую юрисдикцию Московской Патриархии, а также принять делегацию, избранную на собрании в Мукачево (ГАРФ. Ф - Р 6991. Оп. 2. Дело 9. Л. 11).

26 ноября 1944 г. состоялся Первый съезд Народных комитетов в Мукачеве, который принял Манифест о воссоединении Закарпатья с УССР (Макара 1995,33). Православные священники участвовали в работе съезда, были его делегатами и подписались под Манифестом. Так, мандаты на съезд Народных комитетов получили: священник Валентин Горзов (Виноградов), священник Дмитрий Росоха (Межгорье), иеромонах Досифей (Дудла) (Рахов), архимандрит Алексий (Кабалюк) (Хуст), священник Михаил Гандер (Иза), протоиерей Иван Кополович (Хуст), священник Николай Краило (Липча), священник Николай Логойда (Нижний Быстрый), священник Владимир Потапов (Тячев), священник Георгий Шеле-вер (Костиливка) (Сабов 2002, 18-38).

В докладе начальника политуправления 4-го Украинского фронта генерал-лейтенанта Михаила Пронина под названием „Борьба народа Закарпатской Украины за воссоединение с Советской Украиной” указывалось, что с приходом Красной Армии священники православной церкви способствовали движению за воссоединение. „Священники православной церкви Мукачево, Севлюша, Волового и других городов и сел были участниками Первого съезда Народных комитетов Закарпатской Украины, приняли самое активное участие в работе съезда” („Із доповіді...” 1999, 230).

После согласования всех вопросов с руководством НРЗУ, политуправлением 4-го Украинского фронта, партийными и церковными органами в Москве подготовлено поездку православной делегации в столицу СССР. В ее состав вошли: игумен Феофан (Сабов) - администратор епархии, архимандрит Алексий (Кабалюк), протоиерей Дмитрий Беляков - советник епархии, протоиерей Иван Кополович - секретарь епархии и Петр Линтур - директор Хустской гимназии. В архивном деле, которое хранится в ГАРФ, содержатся биографические справки на всех членов делегации (ГАРФ. Ф - Р 6991. Оп. 2. Дело 9. Л. 24-28). В книге закарпатского краеведа Ю. Шипа помещен интересный документ, к сожалению без указания места его хранения - „Постановление Военного Совета 4-го Украинского фронта от21 ноября 1944 г” В нем указывалось, что для „обеспечения священнослужителей православной церкви Закарпатской Украины выдать за счет средства НКО3 в качестве пособия 10 000 рублей, 35 сутодач продуктов по 1-й норме красноармейского пайка и 10 бутылок виноградного вина” („Постановление Военного Совета...” 2007, 311).

6 декабря 1944 г. делегация выехала из Закарпатье на автомашинах, а в г. Стрый пересела на самолет военного командования 4-го фронта. Сопровождали делегатов инспектор политуправления 4-го Украинского фронта майор Алексеенко и Герой Советского Союза генерал-майор И.Селиванов. В связи с снегопадом, самолет вынужден был приземлиться в Киеве. В столице УССР делегацию встретил уполномоченный по делам РПЦ при Совете Министров УССР П. Ходченко. Помещение и питание было организовано в гостинице „Интурист”. Вечером в 10 час. 30 мин. все, за исключением генерал-майора И.Селиванова, продолжили путь на поезде („Доповідна записка...” 1994а, 13). Об отъезде делегатов в Москву срочной телеграммой сообщил в Совет по делам РПЦ при Совете Министров СССР П. Ходченко (ГАРФ. Ф - Р 6991. Оп. 2. Дело 9. Л. 23).

8 декабря 1944 г. председатель Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР Г. Карпов сообщал И. Сталину о первом дне пребывания делегатов в Москве. „7 декабря 1944 г. Секретно. „В 9 часов 30 минут утра в Москву из Закарпатской Украины прибыла делегация духовенства Карпато-Русской православной церкви, которая находится под юрисдикцией Сербской церкви” (Докладная записка 2009, 59). Затем следует перечень членов делегации с указанием их должностей и года рождения. Делегацию на Киевском вокзале встречали управляющий делами Московской патриархии протоиерей Николай Колчицкий и представитель Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР Григорий Уткин. Делегатов поселили в гостинице „Москва”. В 14 часов делегация была принята в Московской патриархии патриаршим местоблюстителем митрополитом Алексием (Симанским), управляющим Московской патриархией митрополитом Николаем (Ярушевичем), экзархом Украины митрополитом Иоанном (Соколовым) и архиепископом Ярославским Алексием (Сергеевым) (Докладная записка 2009, 60). На встрече также присутствовали прот. Н. Колчинский и о. А. Смирнов. Игумен Феофан (Сабов) изложил цель приезда, после чего передал митрополиту Алексию петицию, подписанную им и еще 23 священниками (Кополович 1945 а, 3).

8 декабря 1944 г. состоялась очередная встреча делегатов из Закарпатья с руководством РПЦ. С утра они участвовали в торжественном наречении новоизбранного епископа Товии (Остроумова), которая состоялась в помещении Патриархии. В ГАРФ сохранилась стенограмма беседы, которая состоялась после наречения, она не исследовалась учеными. Заседание открыл митрополит Алексий, который предложил заслушать вкратце доклады гостей. Первым взял слово проф. П. Линтур, который огласил объемный доклад на тему: „Начало христианства, церковные организации и введение церковной унии в Карпатской Руси” (ГАРФ. Ф - Р 6991. Оп. 2. Дело 9. Л. 29-32 об). Прот. Д. Беляков говорил о возобновлении православной церкви и создании Мукачевско-Пряшевской епархии (ГАРФ. Ф - Р 6991. Оп. 2. Дело 9. Л. 40-42). Отец И. Кополович рассказал о жизни православной церкви на Закарпатье от 1931 до 1944 г. Под конец встречи состоялось обсуждение возможности канонического перехода в состав РПЦ. Митрополит Алексий заявил о готовности обратиться в Белград по этому вопросу и согласился принять Мукачевско-Пряшевскую епархию под свою опеку. Отдельно делегаты подняли вопрос о снятии запрета на служение священников, которые сослужили с администратором М. Поповым (ГАРФ. Ф - Р 6991. Оп. 2. Дело 9. Л. 42-43). В тот же день делегаты, в сопровождении архиепископа Алексия, посетили богословский институт в Новодевичьем монастыре в Москве, который спустя некоторое время был переименован в Московскую духовную академию и семинарию и переведен в Троице-Сергиеву Лавру (Кополович 1945а, 3). Встреченная при входе в институт делегация прошла в профессорскую комнату, где к тому времени собрался Малый совет института в полном его составе: ректор института проф. прот. Т. Попов, проректор института проф. С. Савинский, инспектор института доц. А. Ведерников и ученый секретарь института доц. А.И. Георгиевский. Гости, после краткой информации о работе института и курсов, осмотрели общежитие студентов. Затем гости приглашены были посетить очередные лекции. По окончании занятий делегаты посетили институтскую библиотеку, осмотрев которую, они отбыли из института („Пребывание в Москве делегации...” 1945, 7).

9 декабря 1944 г. был посещен храм во имя свят. Николая, что на Новокузнецкой улице г. Москвы. Делегацияю встретил настоятель прот. А. Смирнов, который показал гостям богатейшую ризницу Никольской церкви и дал соответствующие разъяснения. В сопровождении архиепископа Ярославского Алексия было посещено с. Коломенское. В Казанском храме в этот день шло архиерейское богослужение. Делегацией, кроме того, был осмотрен музей керамики и царский дворец, построенный при царе Алексии Михайловиче („Пребывание в Москве делегации...” 1945, 7). В тот же день члены делегации карпаторусского духовенства, в сопровождении архиепископа Ярославского Алексия, посетили Московский кафедральный собор. В это время в соборе шло всенощное бдение, совершавшееся настоятелем храма с причтом собора. Простояв все всенощное бдение, члены делегации пожелали совершить панихиду у гроба Святейшего патриарха Сергия. С благословения Патриаршего Местоблюстителя настоятель собора поднес главе делегации о. Феофану и о. архимандриту кресты с украшениями, а остальным членам делегации - наперсные. Всем членам были поднесены церковные богослужебные книги - типикон, цветная триодь, минея и др. Делегация также посетила выставку трофейного оружия, для них организовали экскурсию в московский метрополитен (Кополович 1945b, 3).

На 10 декабря Патриаршим Местоблюстителем была назначена хиротония иеромонаха Товии во епископа Свердловского. Хиротония была совершена в Знаменском храме по случаю престольного праздника. Делегация приехала в храм вместе с митрополитом Крутицким Николаем. Литургию и хиротонию совершали: Патриарший Местоблюститель митрополит Алексий, митрополит Крутицкий Николай и архиепископ Ярославский Алексий. Им сослужили: Управделами Патриархии прот. Н. Колчицкий, глава делегации игумен Феофан, члены делегации архимандрит Алексий, протоиерей Дмитрий Беляков и местный причт - настоятель прот. о. Стефан Марков и прот. А. Дружинин („Пребывание в Москве делегации...” 1945, 9).

11 декабря 1944 г. делегация была принята председателем Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР Г. Карповым, членами Совета Г. Уткиным и И. Ивановым. На встрече также присутствовали представители Московской патриархии: митрополит Алексий (Симанский), архиепископ Ярославский Алексий и управделами прот. Н. Колчицкий. В ГАРФ нами обнаружено стенограмму участников этой встречи. Первым слово провозгласил игумен Феофан, который попросил Г. Карпова передать слова благодарности И. Сталину за освобождение от венгерской оккупации. Далее заместитель епископа передал подготовленное обращение к Синоду СПЦ, с просьбой о благословении на канонический переход. Г. Карпов пообещал передать слова благодарности главе Советского государства и отправить в Белград обращение закарпатской делегации совместно с письмом Московской патриархии. Он заявил, что „я сочувственно отношусь к вопросу вашего соединения с Московской патриархией, при условии, если будет на это согласие синода сербской церкви” (ГАРФ. Ф - Р 6991. Оп. 2. Дело 9. Л. 88).

После отъезда делегации из Москвы Г. Карпов писал Н. Хрущеву:

„Секретно. Товарищу Н.С. Хрущеву. Делегация православного духовенства Мукачево-Пряшевской епархии во главе с заместителем епископа Феофаном Сабовым пробыла в Москве с 7 по 13 декабря этого года. За это время делегация 4 раза принята митрополитом Алексием. Делегация обратилась к нему с просьбами, суть которых сводилась к следующему: 1) поддержать перед Синодом СПЦ их ходатайство о передаче Мукачево-Пряшевской епархии в каноническое ведение Московской Патриархии; 2) содействие им через гражданские и военные власти в перераспределении церковного имущества между православными и униатскими приходами; 3) предоставить возможность подготовки в Московском православном богословском институте своих кандидатов в священники и поставки со стороны Московской Патриархии их епархии церковно-богословскими книгами; 4) чтобы Московская Патриархия оказала материальную поддержку Мукачево-Пряшевской епархии” („Доповідна записка...” 1994b, 14).

По сообщению Г. Карпова, Синод РПЦ сочувственно отнесся к просьбе делегации о вхождении в каноническое ведении Московской патриархии и обратился в Синод СПЦ с поддержкой ходатайства. Синод согласился оказывать материальную помощь Мукачевско-Пряшевской епархии, после перехода под юрисдикцию РПЦ, а также подготавливать священников и снабжать епархию церковно-богословскими изданиями. Составу делегации были выданы на руки по комплекту всех вышедших из печати изданий Московской патриархии („Доповідна записка...” 1994b, 14).

Накануне отъезда делегация в полном своем составе прибыла в Московскую Патриархию с прощальным визитом. Расставаясь с делегацией, Патриарший Местоблюститель митрополит Алексий, в знак начавшегося духовного общения, благословил иконой Спасителя главу делегации игумена Феофана с пожеланием, чтобы это общение с РПЦ укреплялось и ширилось („Пребывание в Москве делегации...” 1945, 10).

13 декабря 1944 г. С центрального аэродрома делегация вылетела на самолете типа „Дуглас” в г. Киев. В Москве их провожали архиепископ Алексей, прот. Н. Колчицкий и Г. Уткин. Около 3-х часов пополудни самолет приземлился в Киеве, где закарпатцев встретил уполномоченный по делам РПЦ П. Ходченко, его помощник и представитель митрополита Киевского - прот. Димитрий. Поселение снова обеспечили в отеле „Интурист”. 14 декабря делегаты осмотрели „Золотые ворота”, храм св. Софии, Владимирский собор, памятник св. Владимиру, Киево-Печерскую лавру и музей. Потом состоялась встреча с экзархом Украины, митрополитом Иоанном („Пребывание в Москве делегации...” 1945,10). 15 декабря 1944 г. делегация вылетела из Киева во Львов, а оттуда в Мукачево (Кополович 1945с, 3).

17 марта 1945 г. И. Сталин подписал „Инструкцию № 54”, в которой, в частности, предполагалось:

„оформить присоединение к Московской патриархии Мукачевско--Пряшевской православной епархии (Закарпатская Украина), согласно выявленным с их стороны желанием и согласием Синода СПЦ (в юрисдикции которой до сих пор находится Мукачево--Пряшевская епархия)” (Боцюрків 2005, 91).

В апреле 1945 г. Московская патриархия направила церковную делегацию во главе с епископом Кировоградским Сергием (Лариным) в Югославию. Делегацию принял митрополит Скоплянский Иосиф (Цвиевич)4, потому что патриарх Гавриил находился тогда еще в концлагере Маутхаузен. В то время во всей Югославии находились девять епископов, а заседание Священного Синода составляли пять архиереев. Между ними был и епископ Владимир (Раич), который согласился на передачу ведомой ним епархии в юрисдикцию РПЦ (Якунин 2002, 59-61).

Особенно активизировались отношения между СПЦ и РПЦ по вопросу передачи Мукачевско-Пряшевской епархии после 29 июня 1945 г., когда между правительствами ЧСР и СССР был подписан договор о Закарпатской Украине, который предусматривал включение Закарпатья в состав УССР. 6-8 сентября 1945 г. на заседании Священного Синода СПЦ было принято решение о каноническом переходе Мукачевско-Пряшевской епархии в состав РПЦ.

20 октября 1945 г. Священный Синод СПЦ отправил епископа Владимира (Раича) в Москву для официальной передачи Мукачевско-Пряшевской епархии в состав РПЦ. Епископа сопровождал в этой поездке иеродьякон Прохор Якшич. В Москве они встретились с патриархом Алексием I, а 22 октября 1945 г. состоялось заседание Священного Синода РПЦ (Скурат 1994,234). На этом заседании епископ Владимир (Раич) зачитал письмо главы Священного Синода СПЦ митрополита Иосифа (Цвиевича), в котором последний сообщал решение Синода о передаче Мукачевско-Пряшевской епархии в ведение РПЦ. После оглашения письма епископ Владимир (Раич) согласно 67-му правилу Карфагенского собора выразил от себя согласие на передачу епархии в состав Русской церкви („Пребывание в Москве епископа...” 1945,20).

24 ноября 1945 г. патриарх Московский хиротонизировал Георгия Сидорука в епископа Уманского, викария Киевской митрополии, под именем Нестора, одновременно назначив его администратором православной Мукачевско-Пряшевской епархии (Данилец 2016, 119). 6 ноября 1945 г. епископ Владимир вместе с епископом Нестором прибыли в Мукачево. 9 ноября новый епископ принял от предшественника епархиальный архив, а 11 ноября в кафедральном храме Мукачева состоялась его интронизация (Данилец 2015, 74).

Таким образом, канонический переход Мукачевско-Пряшевской православной епархии в состав РПЦ прошел довольно тяжелый путь. Главным его аспектом есть поездка православной делегации в Москву и ее работа по урегулированию этого вопроса. Источники, которые обнаружены в ГАРФ и в других архивах, раскрывают множество неизвестных фактов. Получение доступа к другим архивам Российской Федерации сможет еще больше заполнить неизвестные страницы истории православия на Закарпатье.

Юрий Данилец,
доктор исторических наук,
профессор Ужгордского национального университета.

Опубликовано: "Rocznik teologiczny".Warszawa 2017.
Hrześcijańska akademia teologiczna w Warszawie

 

-----------------

1 НРЗУ - высший краевой орган государственной власти Закарпатья, избранный первым съездом народных комитетов Закарпатской Украины 26 ноября 1944 в городе Мукачево. Местом пребывания Совета был Ужгород. Председателем был избран 1 секретарь Коммунистической партии Закарпатской Украины Иван Туряница, его заместителями - Петр Линтур и Петр Сова. К компетенции НРЗУ принадлежало руководство всей экономической и политической жизнью Закарпатской Украины. 27 ноября НРЗУ сформировала правительство. НРЗУ прекратила свое существование после воссоединении Закарпатской Украины с УССР в соответствии с договором между СССР и Чехословакией от 29 июня 1945 г.

2 Феофан (Сабов), игумен (1905-1946). Род. в с. Иза Хустского округа. В 1923 г. поступил послушником в Свято-Никол. монастырь в с. Иза. В 1924-1926 гг. учился в монашеской школе в монастыре Раковица в Сербии. 30 марта 1925 г. архимандритом Платоном (Йовановичем) (канонизирован в 1998 г. СПЦ как священномученик) пострижен в малую схиму. 8 января 1926 г. епископом Досифеем (Васичем) (канонизирован в 2000 г. СПЦ как священномученик) рукоположен в Белграде в сан иеродиакона. В 1927-1932 гг. - учился в Битольский духовной семинарии. Настоятель приходов в с. Липча (1932-1935), Чоповцы (1935-1941), чиновник Епархиального управления, заместитель епископа. В 1942 г. настоятель в с. Тошнад. Администратор епархии (1944). Убит советскими солдатами 14 июня 1946 г. Рассматриваются две версии: спланированная акция НКВД или разбойное нападение. См. Данилець 2011, 159-166.

3 НКО - Народный Комиссариат обороны.

4 Иосиф (Цвиевич), митрополит (1878-1957). Род. в с. Дрежник. Окончил православную духовную семинарию в Белграде. В 1903 г. рукоположён в сан священника. Служил на маковишском и драгоевачском приходе. 21 ноября 1905 г. овдовел. В 1912 г. окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Преподавал в Белградской духовной семинарии и руководил монашеской школой в монастыре Раковица. В 1913 г. в монастыре Раковица был пострижен в монашество. Участник Балканских войн и Первой мировой войны, где служил военным священником. По окончании войны назначен ректором Призренской духовной семинарии, и прибывая в этой должности в 1920 г. избран епископом Битольским. В 1922 г. основал в Битоле духовную семинарию святого Иоанна Богослова. В 1930-1931 г. делегат Священного Синода на Подкарпатской Руси. В конце 1931 г. избран митрополитом Скопским. После ареста патриарха и оккупации Югославии являлся председателем Синода. В 1945-1946 гг. - администратор Черногорско-Приморской митрополии. После окончания войны поселился во Вране и управлял частью своей епархии. В 1950 г. арестован без суда и некоторое время находился в тюрьме, позже был под домашним арестом в монастыре Жича. После освобождения являлся администратором Жичской епархии. Был на покое во Введенском монастыре в Белграде, где и скончался 3 июля 1957 г. См.: Данилець 2013,158-160; Игнатий (Шестаков) 2011, 675-677; Сава (Вуковий) 1996, 261-263; Цсиф Митрополит скопски 2008.

 

Библиография

  • Боцюрків, Богдан. 2005. Украінська Греко-Католицька Церква i Ра-дянсъка держава (1939-1950). Львів: Видавництво Украінсь-кого Католицького Ушверситету.
  • ГАРФ. Ф. Р 6991. Оп. 2. Дело 9: Государственный архив Российской Федерации. Ф - Р 6991. Совет по делам религий при Совете министров СССР. Оп. 2. Дело 9. Материалы о приезде в Москву делегации православной церкви Закарпатской Украины для воссоединения с Московской патриархией (19 ноября 1944 - 11 декабря 1944).
  • Данилець, Юрій. 2011. „Ігумен Феофан (Сабов).” В Сповіднйкй та Подвижники Православно! Церкви на Закарпатті в XX ст. Авт. кол. Ю. Данилець - голова авт. кол., архіепйскоп Феодор (Мамасуев), архіепйскоп Антоны (Паканич), прот. О. Монич, А. Світлйнець, Д. Анашкін, С. Канайло, В. Мщанин, іеро-монах Пімен (Мацола), прот. В. Юрина. 159-166. Ужгород.
  • Данилець, Юрій. 2013. „Окремі аспекти діяльності епископа Иосифа (Цвіевйча) на Закарпатті в 1930-1931 рр.” В Матеріалй Днтропетровсъко! ceci'í II Всеукраінсько'і науково-практич-но'і конференці'і з міжнародною участю „Прйдніпровські со-ціально-гуманітарні чйтання” (Дніпропетровськ, 22 лютого 2013 р.). Частина V. 158-160. Дніпропетровськ.
  • Данилец, Юрий. 2015. „Трансформации в жизни православной церкви на Закарпатье в 1939-1945 гг.” Русин 2: 61-79.
  • Данилец, Юрий. 2016. „Нестор (Сидорук) - первый Мукачево--Ужгородский архиерей.” В Государство, общество, церковь в истории России ХХ-ХХІ веков. Материалы XV Междунар. науч, конф., Иваново, 23-24 марта 2016 г. Ч. 1, 117-123. Иваново: Издательство Ивановский государственный университет.
  • „Докладная записка Г.Г. Карпова И.В. Сталину о прибытии в Москву делегации духовенства Мукачевско-Прешовской епархии, 8 декабря 1944 г” 2009. В Власть и церковь в Восточной Европе. 1944-1953 гг.: Документы российских архивов.
  • Т. 1: Власть и церковь в Восточной Европе. 1944-1948 гг. Ред-кол. В.И. Волокитина (отв. ред.)> 59-61. Москва: РОССПЭН. „Доповідна записка заступника голови Ради Міністрів УРСР
  • В. Старченка та уповноваженого Ради у справах РПЦ по УРСР П. Ходченка М. Хрущову про прибуття в Ки!в делега-ціі духовенства Мукачівсько-Пряшівськйй епархіі, 6 грудня 1944 р.” 1994а. В Сергійчук, Володимир. 1994. „Все таемне стае явним. (Архівні документа про використання православно! церкви в політйчнйх цілях)” Людина і світ 8: 13-14.
  • „Доповідна записка Г. Карпова М. Хрущову про перебування в Москві делегаціі духовенства Мукачівсько-Пряшівськйй епархіі, 13 грудня 1944 p.” 1994b. B Сергійчук, Володимир. 1994. „Все таемне стае явним. (Архівні документа про використання православно! церкви в політйчнйх цілях)” Людина і світ 8: 14-15.
  • Игнатий (Шестаков). 2011. „Иосиф (Цвийович)”. В Православная энциклопедия. T. XXV, 675-677. Москва.
  • „Із доповіді начальника політуправління 4-го Украінського фронту генерал-лейтенанта М. Проніна начальнику Головного політуправління Червоноі арміі.” 1999. В Возз’еднання: Збір-ник архівнйх документів та матеріалів (травенъ 1944- січень 1946pp.). 230. Ужгород: Закарпаття.
  • Іосйф, Митрополит скопски: 2008. Мемоари. Цетин>е: Светигора.
  • Каштан, Лариса. 2012. „Російська православна церква як знаряд-дя утвердження моноконфесійності Закарпаття (повоенні роки).” Історйчнйй архів 9: 41-47.
  • Кополович, Иоанн священник. 1945а. „В стране чудес (Путешествие в Москву)” Закарпатська правда 5 січня: 3. Ужгород.
  • Кополович, Иоанн. 1945b. „В стране чудес (Путешествие в Москву)”.
  • Закарпатська правда 10 січня: 3. Ужгород.
  • Кополович, Иоанн. 1945с. „В стране чудес (Путешествие в Москву)”. Закарпатська правда 12 січня: 3. Ужгород.
  • „Лист делегаціі православного духовенства Мукачево-Пряшевсько! епархіі до Й. Сталіна про включения Закарпатськоі Украінп до складу СРСР, 18 листопада 1944 р.” 1994. В Сергійчук, Володимир. 1994. „Все таемне стае явним. (Архівні документа про використання православно! церкви в політйчннх цілях)” Людина і світ 8: 11-12.
  • „Лист делегаціі православного духовенства Мукачево-Пряшевсько! епархіі до Й. Сталіна про включения Закарпатськоі Украінп до складу СРСР, 18 листопада 1944р.” 1995. В Культурне життя в Украіні. Західні землі: Документы і матеріалй. T. 1:1939-1953. Упоряд. Т. Галайчак, О. Луцький, Б. Мйкйтів та ін. Редкол. Ю. Сливка (відп. ред.) та ін., 227-229. Кпів: Наук. Думка.
  • Макара, Микола. 1995. Закарпатська Украіна: шлях до возз’еднання, досвід розвитку (жовтенъ 1944 - січень 1946 рр.). Ужгород: Патент.
  • Марьина, Валентина. 2003. Закарпатская Украина (Подкарпатская Русь) в политике Бенеша и Сталина. 1939-1945 гг. Документальный очерк. Москва: Новый хронограф.
  • „Петиция игумена Феофана (Сабова) и 23 священников Мукачевско-Пряшевской епархии к митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию (Симанскому) Патриаршему местоблюстителю с просьбой принять их епархию в состав Московской Патриархии, 19 ноября 1944 г.” 2009а. В Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Сборник документов. Составители О.Ю. Васильева, И.И. Кудрявцев, Л.А. Лыкова, 150-154. Москва: Издательство Крутицкого подворья/Общество любителей церковной истории.
  • „Петиция игумена Феофана (Сабова) и 23 священников Мукачевско-Пряшевской епархии к митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию (Симанскому) Патриаршему местоблюстителю с просьбой принять их епархию в состав Московской Патриархии, 19 ноября 1944 г.” 2009b. В Власть и церковь в Восточной Европе. 1944-1953 гг.: Документы российских архивов. Т. 1: Власть и церковь в Восточной Европе. 1944-1948 гг. Редкол. В.И. Волокитина (отв. ред.)> 61-65. Москва: РОССПЭН.
  • „Письмо православного духовенства Закарпатской Руси И.В. Сталину с просьбой принять Карпатскую Русь в состав Советского Союза, 18 ноября 1944 г.” 2009. В Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Сборник документов. Составители О.Ю. Васильева, И.И. Кудрявцев, Л.А. Лыкова, 146-149. Москва: Издательство Крутицкого подворья/Общество любителей церковной истории. „Постановление Военного Совета 4-го Украинского фронта от 21 ноября 1944 г. О обеспечении делегации православного духовенства Закарпатской Украины для поездки в Москву.” 2007. В Переказ у роздумах про село Велйкі Пази в соборній родйні Христово! Церкви. Юрій Шип, 311. Ужгород: Патент.
  • „Пребывание в Москве делегации Православной Церкви Закарпатской Украины.” 1945. Журнал Московской Патриархии 1: 5-10.
  • „Пребывание в Москве епископа Мукачевского Владимира.” 1945. Журнал Московской Патриархии 11: 20-21.
  • Сабов, Федір. 2002. Ми обирали свое майбутне. Ужгород: ВАТ Видавництво Закарпаття.
  • Сава (ВуковиЬ), епископ Шумадщски. 1996. CpncKujepapcu од деветог до двадесетог века. 261-263. Београд-Подгорица/Крагу)'евац.
  • Сергійчук, Володимир. 1994. „Все таемне стае явним. (Архівні документа про використання православно! церкви в політйчнйх цілях.” Людина і світ 8: 10-15.
  • Скурат, Константин. 1994. История Православных Поместных Церквей: Учебное пособие. Т. 2. Москва.
  • Фенич, Володимир. 2006. „Греко-католики, православні i влада на Закарпатті (осінь 1944 - зима 1946 рр.).” Carpatica-Карпатика. 35: Овропейські цінності та конфесійно-національна іден-тйчність населения Укра'інськйх Карпат. 232-246. Ужгород: Видавництво УжНУ Говерла.
  • Фенич, Володимир. 2007. ,Яужі” серед ceo'íx, „сво'і” серед чужих. Греко-католики Мукачівськоі enapxií під час та після „возз’ед-нання” Закарпаття з Радянсъкою Украіною. Ужгород: Видавництво УжНУ Говерла.
  • Якунин, Вадим. 2002. Внешние связи Московской Патриархии и расширение её юрисдикции в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Самара: Издательство Самарский университет.
  • Marek, Pavel, Vladimir Burega, Jurij Danilec. 2009. Arcibiskup Sawatij (1880-1959). Nástin života a díla zakladatelské postavy pravoslávne církve v Československé republice. K 50. výročí úmrtí (1959-2009). Olomouc: Vidavnicnvo Univerzita Palackeho v Olomouci.