
15 июля 2016 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла началось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. В числе многих вопросов была также рассмотрена ситуация, сложившаяся в Православном мире после состоявшегося на Крите Соборе иерархов десяти Поместных Православных Церквей.


Основные государственные законы Российской империи утверждали «свободу веры» для всех неправославных народов, проживавших на её территории. Все признаваемые законом религиозные организации империи получали статус «терпимых». «Раскольники», включая и сектантов, которые согласно православному вероучению подпадали под категорию «еретиков», рассматривались правительством в качестве «церковных мятежников», вышедших из повиновения архиереям Русской церкви. 



В преддверии столетия начала Первой мировой войны в Калининградской области, которая на сегодняшний день является единственным регионом Российской Федерации, где русская армия вела боевые действия, особенно актуален вопрос о необходимости создания мемориала, где были бы собраны реликвии Великой войны, куда, как на родную могилу, могли бы прийти потомки погибших и просто люди, желающие поклониться подвигу героев и вспомнить их в своей молитве. 31 июля 2010 г. в г. Гусеве был освящен закладной камень на строительство храма-памятника павшим в годы Первой мировой войны. Освятить храм планируется в 2014 г. – в год 100-летия начала Великой войны. С идеей возведения этого храма в Калининградскую область на фоне ярко выраженной европейской архитектурной традиции пришла и древняя православная традиция памятного храмоздания.

Принято нередко полагать, что Февраль принес русской Церкви освобождение от пут синодально-бюрократической системы и создал наиболее благоприятные условия для внутреннего «обновления» и переустройства собственного высшего управления. Такая точка зрения укрепилась и в церковной историографии. Однако общественно-политическая ситуация и положение Церкви в этот период были неизмеримо более сложными, чем это пытаются изобразить.
Преподобный Нестор рассказал нам в «Повести временных лет» о том, как Владимир князь выбирал веру. Словно перед «Витязем на распутье» на картине В. Васнецова, перед князем открывались три дороги: христианство, ислам, иудаизм. Пока проповедники расхваливали перед князем каждый свою веру, мир небесный замер в напряженном ожидании. Куда склонится сердце князя? В какую сторону потечет жизнь многочисленного народа?