Польша – католическая страна, но на ее восточных окраинах традиционно распространено Православие. В 1965-1969 гг. митрополитом Варшавским и всея Польши был Степан (Стефан) Рудык – человек, и доныне почитаемый польскими православными за свою твердость в вере и преданное пастырское служение.
Митрополит Стефан родился в польском селе Майдан Липовецкий, в униатской семье, в 1891 г. Отец будущего митрополита, Петр Рудык, за свои русофильские взгляды угодил в концлагерь Талергоф в годы Первой мировой войны. Оттуда он уже не вышел.
После окончания Львовской гимназии Стефан Рудык поступает в Волынскую духовную семинарию, откуда в свое время вышло целое созвездие западнорусских священников: уроженец Ковеля митрополит Одесский и Херсонский Анатолий (в миру Андрей Грисюк), уроженец Житомирской области епископ аркадий (в миру Аркадий Остальский), уроженец Луцка архиепископ Александр (в миру Александр Петровский) и др.
С 1922 г. Стефан Рудык – православный капеллан в войске Польском. В 1939 г. во время бомбежки Варшавы погибает его жена. Вместе с отступающими польскими войсками перешел на территорию Румынии, был интернирован, отправлен в Германию, в лагерь для военнопленных.
Жил в Лодзи, где активно участвовал в жизни местной русской общины. Неоднократно участвовал во Всеправославных Совещаниях на о. Родос, награждался орденами социалистической Польши.
Двоюродным братом митрополита Стефана был архиепископ Пантелеимон (в миру Петр Рудык). О нем известно, что родился в патриотической галицко-русской семье. Подвизался в Почаевской лавре, был настоятелем Георгиевского храма во Львове, духовно окормлял несколько приходов, перешедших из унии в Православие. Вел миссионерскую деятельность среди русинов. Управлял приходами в Иране, Тунисе, Канаде, Аргентине. Общался со схиархиепископом Антонием (в миру князь Дмитрий Абашидзе) – инспектором Тифлисской духовной семинарии в годы обучения в ней Иосифа Сталина.
Оба брата оставили заметный след в истории Русской Православной Церкви Заграницей, и их примером до сих пор воодушевляются польские православные.
В связи с вышеупомянутыми личностями встает вопрос об историко-биографических масштабах карпаторусизма. Навязанная официальной украинской историографией точка зрения на карпаторусизм, как на нечто причудливое, маргинальное и малозаметное должна быть отброшена. Выходцы из Карпатской Руси занимали высокие посты в иерархии Русской Православной Церкви Заграницей, отметились в науке, музыке, политике и литературе.
В полном смысле слова географические рамки карпаторусизма простираются от Южной Америки (туда отправлялись первые волны карпато-русской эмиграции в начале и середине XIX в.) до Сибири и Средней Азии. Если в каждом регионе, связанном с карпато-русской жизнью, установить в память об этом мемориальную табличку или запечатлеть память о ней иным любым способом (посвятить музейную экспозицию, рассказывать об этом гостям региона во время экскурсий, а школьникам – на уроках краеведения), о карпаторусизме узнают по всему бывшему СССР.
Посудите сами.
О роли Ростова-на-Дону в истории галицко-русского движения мы уже писали.
Упомянутый о. Андрей Грисюк был митрополитом Одесским и Херсонским, находился в ссылке в Туркмении (Ашхабад) и в респ. Коми.
Епископ Аркадий Остальский жил на Кавказе и в Калуге. Духовные обязанности исполнял в Староконстантинове, Лубнах и Полтаве (Украина). Жизненный путь окончил в Москве.
Архиепископ Александр (Петровский) служил в с. Жировичи Гродненской епархии, был членом Туркестанского епархиального учительского совета.
Организатор Русского народного совета Прикарпатской Руси в годы Первой мировой Владимир Феофилович Дудыкевич был расстрелян большевиками в Ташкенте.
Там же, в Ташкенте одно время жил И. Полянский, автор рассказа «Линч в Перемышльской крепости». Интересно, что написал он его там же, в Узбекистане, но опубликован рассказ был в США в «Календаре Лемко-Союза за 1965 г.») (1).
В годы Гражданской войны крупная карпато-русская диаспора образовалась в Сибири, куда эвакуировалось множество галичан еще во время Первой мировой войны. За Омским военным округом числился 1-й Карпато-русский стрелковый полк. Там же, в Сибири, он и воевал (известно об участии полка в боях за д. Большекурейное Макушинского р-на Курганской обл.). Карпато-русскому полку посвящали свои полосы сибирские газеты того времени. По некоторым данным, там же, в Омске в 1919 г. проходил Карпато-русский съезд.
1) Евгений Кривочуприн «Надсянская Русь – возрожденная и утерянная» (стр. 85)