Продолжая традицию памятного храмоздания…

Автор: Грачёва А.Н.

В преддверии столетия начала Первой мировой войны в Калининградской области, которая на сегодняшний день является единственным регионом Российской Федерации, где русская армия вела боевые действия, особенно актуален вопрос о необходимости создания мемориала, где были бы собраны реликвии Великой войны, куда, как на родную могилу, могли бы прийти потомки погибших и просто люди, желающие поклониться подвигу героев и вспомнить их в своей молитве. 31 июля 2010 г. в г. Гусеве был освящен закладной камень на строительство храма-памятника павшим в годы Первой мировой войны. Освятить храм планируется в 2014 г. – в год 100-летия начала Великой войны. С идеей возведения этого храма в Калининградскую область на фоне ярко выраженной европейской архитектурной традиции пришла и древняя православная традиция памятного храмоздания.

 

Мы расскажем о том, как в храме Всех Святых в г. Гусеве отражается идея продолжения православной традиции построения храмов воинской доблести. Это поможет снять вопросы из разряда: «Разве может храм быть памятником Первой мировой войны?», т.к. в современном российском обществе ощущается утрата «связи времен» и незнание того, как отечественная культура на протяжении столетий хранила память об истории страны, о защитниках Родины.

Мемориальные храмы – это те храмы, которые изначально создавались как памятник о том или ином лице или значительном событии в истории страны. Древняя Русь не знала скульптурных мемориалов и монументов. Стараясь сохранить память о тех или иных событиях или героях, наши предки издавна ставили памятные престолы, объединяя евангельскую историю с историей Отечества. В петровскую эпоху появилось и стало усиливаться подражание Западу, и лишь тогда в России получила распространение светская традиция увековечения событий и исторических лиц путем постановки скульптурных монументов, но это не означало отказа от православной традиции строительства памятных церквей [1].

Посвящались храмы историческим событиям традиционным для православной культуры способом — по «святцам» как благодарность Богу и святому, под молитвенным покровительством которого совершились памятные события. Победы, «спасения» и «избавления» русского народа от захватчиков оказывались в контексте «вечных ценностей» и действительно получали «вечную память» в народном сознании. А выражалось это в поименном поминовении в храме на богослужении; в торжественных службах в дни престольных праздников и в традиции крестных ходов от главного — соборного — храма города к храму-памятнику в соответствующий день календаря [2].

Все мемориальные храмы различаются в зависимости от того, какому событию они посвящены. Среди них обычно выделяют именные храмы, храмы-усыпальницы и надгробные часовни, обетные, или благодарственные, храмы, моленные храмы и часовни-прощи (по Святославскому А. В.). Но наиболее важными в истории, конечно, всегда были события, связанные с самим существованием народа, страны и государства: победные окончания войн, грозивших целостности государства, заключение мира, поэтому особо следует выделить храмы воинской славы – воинские мемориалы, поставленные в благодарность за одержанные победы и в помин души погибших воинов.

Трагические события Первой мировой войны, или, как ее называли, Второй Отечественной, также были отражены в храмовой архитектуре. В разгар войны в Москве был освящен храм Святителя Николая у Соломенной сторожки – летний храм 675-й Тульской пешей дружины, построенный по инициативе воинов [3].

Другой московский храм-памятник этой войны – храм Спаса Преображения на Братском кладбище во Всехсвятской роще – крупнейшем военном мемориале Великой войны – разделил в конце 1940-х годов судьбу разоренного Братского кладбища, он был снесен, а на его месте построен жилой квартал. В 2004г. в парке, разбитом в советские годы на месте кладбища, был торжественно открыт Мемориальный комплекс Первой мировой войны. В его состав входит, построенная в 1998 г., часовня Спаса Преображения. Свое название она получила в память о снесенном храме [4].

Храм-памятник павшим в годы Первой мировой войны, который строится в г. Гусеве Калининградской области, будет освящен в честь Всех Святых, дабы почтить память всех, кто погиб в годы Великой войны: как защитников Земли Русской, сестер милосердия, полковых священников, так и мирных жителей, и детей, невинно убиенных в те страшные годы. Престольным праздником храма станет День Всех Святых – первое воскресенье после Пятидесятницы (Троицы).

Северный придел храма будетосвящен в честь Святого Царя Страстотерпца Николая – последнего императора Российского, главнокомандующего Русской Императорской Армией, на годы его правления выпало России тяжелое испытание Второй Отечественной войной, а южный – в честь Августовской иконы Божией Матери – последней воинской иконы России, написанной в память о чудесном явлении Царицы Небесной русским воинам в начале Первой мировой войны.

Известно, что церковное искусство символично. Есть своя символика и у архитектуры храма. Отдельные части, детали храма, и весь храм целиком – все имеет символический смысл [5]. Тематика храмовой декорации подобных храмов обычно подчиняется выражению мемориального содержания, будучи прямо или косвенно связанной с темой события. Арсенал средств, при этом, необыкновенно богат. Историческое значение храмов-памятников выражается и в определенном архитектурном стиле. Так, полковые храмы и памятники освободительной борьбы строились, как правило, в русском (национальном) стиле, а для храмов, связанных с освобождением славянских народов, характерен стиль византийский [6].

Проект храма Всех Святых в г. Гусеве разработан московским архитектором И.П. Канаевым при участии архитектора П.В. Сергеева. Шатровый пятикупольный Храм Всех Святых г. Гусева будет выполнен в московско-ярославском стиле и наследует традиции православного зодчества России XVI-XVII вв. Основание шатра придела св. страстотерпца Николая будет украшено двумя рядами декоративных кокошников различной формы, что напоминает по виду царскую корону, а придел Августовской иконы Божией Матери украшает горка кокошников, называемых «огненными».

Интерьер храмов-памятников также соответствует их мемориальному значению. В таких храмах обычно помещают изображения святых, в дни памяти которых произошли сражения, например, битва при Гумбиннене произошла в день памяти Святителя Митрофана Воронежского, чудотворца. А также в храме могут быть размещены скульптурные композиции, отражающие библейские сюжеты, которые аллегорически мемориализуют события войны. Как, например, это было сделано в храме Христа Спасителя в Москве, где поместили скульптурную композицию «Авраам и Давид, встречаемые как победители» [7]. На стенах могут быть изображены и сцены из русской истории, ощущаемые в параллели с событиями 1914-1918 гг. Нам видится, что таковыми могли бы стать, например, сцены битвы на Чудском озере. Хотя, иконостасы, киоты, росписи и др. внутреннее убранство храма Всех Святых  г. Гусева пока не разработаны.

В г. Гусеве в настоящее время идет работа по проектированию мемориального архитектурного ансамбля в центральной части города, где строится храм Всех Святых. Разрабатываются варианты скульптурных композиций, перекликающихся с храмом-памятником и отражающих тему Первой мировой войны. В современной России наблюдается тенденция возрождения духовных традиций. Будем надеяться, что мемориальная традиция найдет свое полное отражение в возводимом Гусевском храме, ведь по проекту основная площадь цокольного этажа запланирована под музей Первой мировой войны, рассказывающий о событиях Второй Отечественной, дополняющий и поясняющий смысл храма-памятника. Огорчает лишь то, что строительство храма приостановлено в связи с отсутствием средств, ведь оно осуществляется только за счет частных пожертвований прихожан и неравнодушных к Церкви людей.

С мая 2012 г. на базе «Фонда поддержки строительства храма-памятника павшим в Первой мировой войне» успешно работает информационно-просветительский центр «Вера. Память. Дело». В павильоне-музее расположена фотоэкспозиция, и демонстрируются документальные фильмы о Первой мировой войне. За полгода работы выставку посетило более 400 школьников, было проведено более 30 автобусных экскурсий по местам захоронений Первой мировой войны в Гусевском и Нестеровском районах. За летний период несколько раз организовывались благоустроительные работы на кладбищах Первой мировой войны. При сотрудничестве с управлением образования администрации г. Гусева в течение учебного года также запланированы мероприятия с участием школьников на площадке музея-павильона.

Важным событием прошедшего лета стал перенос одного из списков Августовской иконы Божией Матери из Кременско-Вознесенского монастыря в города восточной Польши (Августов, Сокулка, Белосток, Домброва-Белостоцкая, Супральс, Сувалки, Элк) и Калининградской области (Гусев, Черняховск, Озерск, Гвардейск, Правдинск). Это событие освещалось не только в российских средствах массовой информации, но и в польских СМИ. Оно всколыхнуло интерес к теме Первой мировой войны и продемонстрировало на международном уровне, что российское общество находится на пути к возвращению своей национальной памяти и самосознания, чтобы избавиться от ярлыка «Иванов, родства непомнящих». Возведение в г. Гусеве нового храма-памятника павшим в Первой мировой войне безусловно является продолжением православной русской традиции «вечной памяти» защитников Отечества, и работа, которая начата, крайне необходима, чтобы сохранить для будущих поколений историю нашей страны.

 

Грачёва А.Н.

 

 


Литература:

  1. Святославский А.В., Храмы-памятники Москвы, www.moskvoved.narod.ru
  2. Пивоваров А.Б., Храмы-памятники в русской культуре//Источниковедение в школе – 2005, №2, с. 75-77
  3. См. подробнее: Официальный сайт храма Святителя Николая у Соломенной Сторожки www.agios-nicolos.ru
  4. Авдюшко А., Храм Всех Святых во Всехсвятском// Голос России – 14 минута
  5. Канаев И.П., Стиль современного храма: традиции и новаторство// Персональный сайт архитектора www.ikanaev.ru
  6. Исакова Е.В., Храмы-памятники воинской доблести, М.: Знание, 1991, – (Новое в
  7. Святославский А.В., Указ. соч.

 

Просим Вас принять посильное участие в сборе средств на строительство храма-памятника павшим в годы Первой мировой войны.

Реквизиты:

Благотворительный фонд «Фонд поддержки строительства храма-памятника павшим в Первой мировой войне»

ИНН/КПП 3902009455/390201001

Расчетный счет40703810600060003031

в ОАО КБ «РЕГИОНАЛЬНЫЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК» г. Калининград

БИК 042748802

к/с 30101810000000000802 в ГРКЦ ГУ Банка России по Калининградской области

ОКПО 09307415

Назначение платежа: На строительство храма-памятника павшим в годы Первой мировой войны

Платежные системы:

Яндекс.Деньги: 41001650301507

WebMoney: R407033166218, U359328340311

 

Почитание Августовской иконы Божией  Матери в Белоруссии

Августовская икона Божией  Матери написана после явления Божией Матери русским солдатам во время Первой мировой войны (в 1914 году) на Западном фронте над Августовским лесом в Восточной Польше. В то время Августов был уездным городом Сувальской губернии Царства Польского.
Накануне решающего боя Гатчинский и Царскосельский кирасирский лейб-гвардейский полки двигались к месту боёв. Около 11-ти часов ночи воинам кирасирского полка в тёмном ночном звёздном небе явилась Божия Матерь.
Видение длилось 30-40 минут. Все солдаты и офицеры встали на колени и молились. Божия Матерь предстала в необычном сиянии, с Богомладенцем Иисусом Христом, сидящим на Её левой руке. Правой рукой Она указывала на запад, в сторону направления движения русских войск. Вскоре после боёв у Августова русская армия одержала крупную победу. Поэтому это явление Божией Матери получило название «Знамение Августовской победы» или «Августово явление».
Написана икона была по благословению митрополита Московского Макария (Невского) в 1916 году и, соответственно, до 1917 года не успела распространиться в большом количестве списков.
В 2008 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил внести в официальный месяцеслов празднование в честь Августовской иконы Божией Матери. Празднование установлено совершать 14 сентября (1 сентября по ст. ст.).
В Беларуси появилась традиция крестного хода к Августовской иконе.

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев. Вам необходимо зарегистрироваться.