Когда речь заходит об идеологии агрессивного украинства, очень мало внимания почему-то уделяется расистским элементам этой идеологии. А между тем именно свойственный радикальному украинству расизм – то самое «родимое пятно», которое своим безобразием сводит на нет попытки украинствующих субъектов предстать перед публикой в миловидном обличье. И речь идёт не о маргинальных организациях, а о партиях и объединениях, которые находятся как минимум на вторых и третьих ролях в праворадикальном движении и выступающих в качестве союзников более крупных политических сил националистического толка.
Со времен существования Киевской Руси восточные славяне составляли этнически единую общность. Само наименование «Русь», первоначально обозначавшее сравнительно небольшую область Среднего Приднепровья, постепенно распространилось на все восточнославянские территории. Киев и Новгород, Галич и Суздаль, Чернигов и Полоцк, Переяслав и Смоленск, Владимир-Волынский и Владимир-на-Клязьме — все это Русская земля, населенная единым русским народом.
К сожалению, об интеллектуальном наследии немецкого юриста и политического философа Карла Шмитта наслышаны немногие. В наш век ультра-минимализма глаза мозолят рекламы предметов гигиены, бритвенных принадлежностей или нижнего белья. Места для более одухотворённых понятий в буржуазном мире нет. В своей работе «Теория Партизана» Карл Шмитт, всегда выступавший против либеральных установок, размывающих основы традиционной государственности, изображал фигуру Партизана как человека, преданного своей земле и консерватора в положительном толковании этого слова.
«Согласно поверхностной моде нашего времени, - писал Черчилль, - царский строй принято трактовать как слепую прогнившую тиранию. Но разбор 30 месяцев войны с Германией и Австрией должен был исправить эти легковесные представления. Силу Российской Империи мы можем измерить по ударам, которые она вытерпела, по бедствиям, которые она пережила, по неисчерпаемым силам, которые она развила... Держа победу уже в руках, она пала на землю заживо, пожираемая червями». (Уинстон Черчилль «Мировой кризис»)
Купленные западными концернами СМИ на постсоветском пространстве из кожи вон лезут, стараясь навязать подрастающему поколению выгодную Западу точку зрения на ход российской истории и сам русский народ. Тонны чернил исписаны с единственной целью – очернить, демонизировать Россию, внушить другим народам миф о её неполноценности и варварстве. Вбрасывая в информационное пространство негативно оформленные смыслы и поддерживая их циркуляцию, Запад, частенько прибегавший к подобным манипуляциям, ощутимо влияет на мировоззренческие установки молодого поколения постсоветских республик. Создаётся определённый дискурс, в рамки которого встроены все – от рядового обывателя до академических кругов.
Американский дипломат Стивен Манн говорил, что язык – это продолжение войны, только другими средствами. Писатель Джордж Оруэлл утверждал, что тот, кто контролирует речь человека, контролирует и его мысли. Тяжело не согласиться. Но напрашивается вывод: почему с таким упорством каждая новая власть упрямо уходит от обещаний признать русский язык вторым государственным? Язык, на котором общаются более 60% населения Украины, стыдливо наделяется какими угодно функциями, от языка международного общения до языка национального меньшинства, но только не государственными.
Этносоциология, рассматривая этносы через призму эволюционной парадигмы, выделяет три ключевых понятия: этнос, народ, нация. Все нации были когда–то этносами, но не все этносы превратились в нации. Это не плохо и не хорошо, а простая констатация факта, ибо каждый этнос вправе сам выбирать пути для своего развития. Народ – это этнос, осознающий свою историческую миссию и стремящийся к её выполнению. Древние славяне построили Великую Русь, пройдя все этапы от этноса к народу. До Руси их называли славянскими племенами (этносами), во времена Руси они уже были русичами, русским народом.
Статья украинского философа и публициста Владислава Гулевича, анализирующего украинский политический класс на ментальном уровне, безусловно, будет интересна и белорусскому читателю. У народов–братьев общий генотип с фенотипом, и как следствие – зачастую сходный стереотип поведения.
В последнее время многие говорят о необходимости поиска национальной идеи России и стран постсоветского пространства, о важности цивилизационного выбора региона. Действительно, на протяжении последних лет мы находимся в состоянии полной неопределенности. Причем это состояние во многом гораздо более опасно, чем длящийся на протяжении ряда лет социально-экономический кризис, ибо вызывает кризис воли, чреватый неспособностью выбрать верный путь развития.
От редакции.