Традиции святочной прозы в русской литературе

Автор: Людмила Авдейчик

 Вышел первый номер 2016 года духовно-просветительской газеты «Воскресение». Следуя пожеланиям читателей газета изменилась внешне - стала меньшего формата, при этом с увеличением количества страниц. Представляем январский номер газеты статьей   Людмилы Авдейчик, посвященной истории святочной литературы. Весь номер можно прочесть в архиве газеты.

 


 

Мало кто из современных читателей не знает пронзительно грустную и чудесную историю Ганса Христиана Андерсена «Девочка со спичками». Между тем, это произведение, опубликованное в 1845 году, является ярким образцом святочной, или рождественской, литературы — примером так называемой календарной литературы, приуроченной к определенному празднику.

Издавна в России, как и в европейских странах, существовала традиция коротать долгие зимние вечера, рассказывая и слушая интересные поучительные истории рождественской тематики. Эти истории передавались из поколения в поколение, но поначалу редко записывались. В XIX веке святочные рассказы стали все чаще появляться на страницах газет и журналов в качестве рождественского подарка читателям, приобретая все большую популярность.

В русской литературе XIX века одним из первых известных произведений рождественской тематики принято считать повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» (1832 г.), но началом развития святочной прозы послужила все-таки публикация перевода повести Ч. Диккенса «Рождественская песнь в прозе» в 1840-х годах, которая и пробудила интерес в русской литературе к этому жанру. Как известно, рождественские песни христиане исполняют с целью создать рождественское настроение, прославить Бога, обратить людей к добру. Чарльз Диккенс использовал признаки этого лирического жанра в прозе, чтобы утвердить необходимости духовного пробуждения каждого человека и всего общества в целом. В этом произведении одновременно можно найти и некоторые черты волшебной сказки: для создания особой атмосферы в повести использованы фантастические моменты - появление необычных персонажей (Призраков), акцентирование на борьбе добра со злом (в душе человека), жизни со смертью с обязательным торжеством добра в финале.

Не удивительно, что русскому читателю «Рождественская песнь в прозе» Ч. Диккенса пришлась по душе, и в последующие годы в печати стало появляться все больше рождественских повестей и рассказов, выходивших из-под пера уже русских писателей. При этом к святочной литературе выдвигался ряд требований и постепенно начал формироваться новый литературный жанр со своими характерными чертами. Так, уже Н. С. Лесков замечал: «от святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера — от Рождества до Крещенья, чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль, хоть вроде опровержения вредного предрассудка, и, наконец, — чтобы он оканчивался непременно весело».

Очень разнообразные, добрые и трогательные, грустные и веселые, фантастические и иронические, назидательные и сентиментальные, святочные истории создавались, чтобы умягчать людские сердца. Несмотря на многообразие сюжетов, рождественские рассказы и повести действительно имели ряд схожих черт: события, описанные в них, были приурочены к рождественским и святочным дням, начинались и развивались такие истории обычно грустно, а заканчивались радостно — в результате неожиданного вмешательства небесных Божественных сил, причем силы эти могли действовать как чудесным фантастическим образом, так и через добрые поступки людей.

Нередко рассчитаны эти рассказы были не только на взрослого читателя, но и на детское восприятие, предназначены были для семейного чтения, и главной их задачей было создание неповторимой волшебной атмосферы Рождества и напоминание людям о Христе, о милосердии и любви, изменяющих этот мир к лучшему.

Такие рассказы часто были наполнены верой в чудо — неожиданным исполнением заветных желаний, удивительным спасением и избавлением в сложных жизненных ситуациях (А.И. Куприн «Тапер», «Чудесный доктор»; Ю. Насветова «Кукла рождественской девочки»), В этот день ради любви Христовой следовало примириться с врагами, и этому учат рассказы Н.М. Лескова «Зверь», «Христос в гостях у мужика», Н. П. Вагнера «Телепень».

Святочные истории еще раз напоминали о том, что раз Спаситель пришел в этот мир, чтобы помочь всем «труждающимся и обремененным», значит и людям следует проявлять заботу о своих ближних — не отворачиваться от нуждающихся, всячески поддерживать и, конечно, подарить праздник несчастным и обездоленным (Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке», Н. Поздняков «Без елки», А.П. Чехов «Ванька», Л. Н. Андреев «Ангелочек»), Святочные истории содержали и многие другие поучительные сюжеты, раскрывающие смысл Рождества и пробуждающие любовь и сострадание в человеческих душах.

Еще в начале XX века рождественские произведения были очень востребованы, печатались, собирались в целые сборники. Однако эта традиция была резко прервана революцией 1917 года, после которой запрещено было праздновать все христианские праздники, включая Рождество.

Можно сказать, что святочная традиция с ее сказочной атмосферой пусть и отдаленно, но повлияла на новогодние произведения советской литературы, некоторые из которых легли в основу хорошо известных советских мультфильмов («12 месяцев», «Снеговик-почтовик») и художественных фильмов («Ирония судьбы», «Джентльмены удачи», «Чародеи» и др.).

Однако полноценно святочная проза начала возрождаться и даже получила свое новое развитие только в 1990-е гг., когда на волне возвращения христианства в жизнь народа вновь стали публиковаться рождественские истории как классиков, так и современных писателей.

И в качестве рождественского подарка предлагаем вашему вниманию одну святочную историю. Пусть она порадует вас и ваших близких в эти зимние чудесные дни.

С Рождеством Христовым!

Людмила Авдейчик
газета «Воскресение»

Январский номер газеты в формате PDF.

Весь архив газеты «Воскресение».

Подписной индекс газеты «Воскресение» - 63337

 

 

Уважаемые посетители!
На сайте закрыта возможность регистрации пользователей и комментирования статей.
Но чтобы были видны комментарии под статьями прошлых лет оставлен модуль, отвечающий за функцию комментирования. Поскольку модуль сохранен, то Вы видите это сообщение.