Ни эллина, ни иудея, ни варвара... Церковь и культура. Восток и Запад.

Автор: Алексий Хотеев

Продолжаем публикацию цикла статей священника Алексия Хотеева, выходящего на страницах нашего партнера газеты «Воскресение». Также от всей души поздравляем редакцию духовно-просветительской газеты с выходом ее двухсотого номера - он получился особенно интересным и насыщенным. Бог в помощь.

 
Начало

Церковь Святой Ирины — одна из самых ранних сохранившихся церквей Константинополя. Дата основания IV век. После завоевания Константинополя турками в 1453 году церковь не была переделана в мечеть, а использовалась для различных хозяйственных целей и значительных изменений в её внешнем виде не происходило.От греко-римской культуры христианская Церковь переняла различные элементы. Это, в первую очередь, формы внешней организации. От названия городских округов Римской империи берут свое имя церковные округа-епархии, в административных центрах крупных областей (провинций) образуются митрополии. Некоторые должностные названия вошли в церковный обиход, например, «игумен» — настоятель монастыря (греч. «предводитель»). Кроме того, христианское богословие воспользовалось многими терминами античной философии для выражения своих высоких истин (логос, сущность, ипостась, бытие и др. ). Церковное храмостроительство развило заимствованную от римских общественных зданий форму базилики, своды римских бань были применены для изображения неба в форме купола. На стенах в местах христианских богослужебных собраний одно время встречались рисунки мифических героев, которые символизировали подвиг Христа, победившего ад и смерть (Геракл), просвещающего человека как солнце (Гелиос), покоряющего мир евангельским учением как будто игрой на чудесной арфе (Орфей).

В эпоху поздней Римской империи культурные различия между ее частями стали ощущаться сильнее. На западе доминировали латинский язык и римская образованность, а на востоке доминирующими оставались греческий и классическая греческая образованность. Падение западной Римской империи и широкое расселение германских племен привели к значительной перемене культурного облика западной Европы. В то же время в восточном Средиземноморье Византийская империя продолжала сохранять традиции, унаследованные от императорского Рима. Все это не замедлило сказаться в религиозной сфере. Римская Церковь на западе стала играть роль цивилизатора «северных варваров», духовная иерархия во главе с папой приобрела новые лидерские функции в гражданской сфере. Римские первосвященники собирали выкупы для уплаты воинственным германским вождям, вели переговоры с королями-арианами, руководили политическими союзами, направленными против наступления арабов и ислама.

В то же время в Византии в духовной сфере упрочилось значение императорской власти: императоры созывали и утверждали решения Вселенских Соборов, назначали кандидатов на патриаршие кафедры, выносили приговоры по важнейшим судебным делам между епископами. Церковная связь между западом и востоком Европы стала ощущаться слабее. Напротив, сильнее сказывалось языковое разделение: папа Григорий Великий (590 -604) уже неумел говорить по-гречески, в то же время в Константинополе не говорили по-латински. Появилось взаимное недоверие, когда обе стороны смотрели друг на друга как на варваров, хитрых, неверных, криводушных. В богослужении стали заметными обрядовые различия. Расхождение между двумя частями христианского мира увеличивалось по причине всевозрастающих притязаний папского авторитета на фоне возрастающего культурного отчуждения. Разделение с V в. проходило через стадии политических и церковных обострений и совершилось окончательно в 1054 г Крестовые походы усилили негативные чувства православных греков к западным христианам. Конфессиональная граница протянулась по славянским землям, обусловив этнокультурное разделение между славянскими народами.

В IV – ХI вв. христианская вера стала цивилизационным фактором для новых народов Европы, вступающих на свой исторический путь. Вместе с установлением церковно-иерархической структуры, строительством храмов, проповедью и богослужением шло распространение христианской литературы: книг Священного Писания, книг богослужебных, а также сборников поучений отцов Церкви, житий святых, паломнических описаний, летописей и хроник. Церковное искусство достигает в этот период своего расцвета. Величественные соборы стали главными зданиями европейских городов. На востоке развивается тип храма, центром которого явился купол. Знаменитым прототипом для последующих крестовокупольных храмов была св. София в Константинополе (532 - 537). На западе утверждается тип базилики, представленный в Риме церквями св. Марии Великой (Санта-Мария-Маджоре, V в. ), св. Климента Римского (IV в. ) и др. Внутри христианские храмы на востоке и на западе покрываются мозаиками, украшаются резными элементами. На смену символической живописи приходит иконопись, особенно резвившаяся в Византии и затем в славянских странах. Определяется иконописный канон и виды изображения Христа (Спас Нерукотворный, Спас-Вседержитель, Деисус, Эммануил) и Богородицы (Одигитрия, Знамение, Оранта). Рукописные тексты иллюстрируются искусными книжными миниатюрами, своего совершенства достигает резьба по кости, дереву, камню (кресты, медальоны).

В VI - IХвв. проходит период своего становления христианская школа. Образование необходимо было, прежде всего, для духовенства, а также для светской знати. Начальное образование давали приходские школы, следующий уровень знаний приобретался в школах при епископских кафедрах, а высшее образование — в академии при императорском дворце. В основу образования была положена система тривиума (грамматика, риторика, диалектика или логика) и квадриума (арифметика, география, музыка и астрономия), известная еще в античности. Вслед за науками об устройстве физического мира в высших школах преподавались науки о мире духовном — философия и богословие. Монастыри с их библиотечными собраниями также были образовательными центрами, где послушников обучали грамматике и переписыванию книг. Византия по уровню и спросу на образование была самой развитой страной в христианском мире. В школах учились не только мужчины, но и женщины, грамотность была распространена среди сановников, горожан и даже среди крестьян.

Богослужение, христианская книжность, церковное искусство и образование формировали у европейских народов характерную для Средневековья христианскую культуру. Она имела как свои общие черты, так и местное своеобразие. В ходе культурного и церковного размежевания христианского мира обозначились два ее типа: романо-германский и византийско-славянский.

В славянских областях, находившихся под непосредственным политическим влиянием Византии, господствовал греческий язык. Однако византийские миссионеры свв. Кирилл и Мефодий изобрели в 863 г. славянскую азбуку (глаголицу) и положили начало славянскому богослужению и литературе. Их ученики свв. Климент, Савва, Ангеларий, Наум, Горазд, вытесненные из Моравии, создали в Болгарии кириллицу, с помощью которой византийский обряд и переводная литература приобрели широкое распространение в других славянских землях. Форма греческой церковной организации соединилась со славянским богослужением. В византийскую «ойкумену» с крещением вошли и русские славяне.

Священник Алексий Хотеев
газета «Воскресение»
(продолжение в следующем номере)

Мартовский номер газеты в формате PDF.

Весь архив газеты «Воскресение».

Подписной индекс газеты «Воскресение» - 63337

Уважаемые посетители!
На сайте закрыта возможность регистрации пользователей и комментирования статей.
Но чтобы были видны комментарии под статьями прошлых лет оставлен модуль, отвечающий за функцию комментирования. Поскольку модуль сохранен, то Вы видите это сообщение.