Обычно, отправляясь в паломничество, я стараюсь больше узнать об истории храмов, святынь, монастырей, которые встретятся в пути. Но вот знакомство с православной общиной в Михново было неожиданным. И поразило. И тем, что совсем рядом с белорусской границей, на землях прежде никакими границами не отделенных, существует община, живущая по примеру первых христианских сообществ. И тем, что так мало знаем мы об этом удивительном месте, истории которого около века, и уже написаны о ней целые тома. И добротой и приветливостью встретивших сестер. А еще — аистиными гнездами. «Аистов у нас в этом году немного — всего 12 гнезд, и в каждом двое родителей и по двое деток», — увлеченно рассказывает Ольга, белоруска, долгие годы живущая здесь. Что привлекло в общину десятки людей из Литвы, Беларуси, Польши, России и более далеких стран? Как удалось верующим сохранить свою обитель в лихолетьях ХХ века? «И польскую, и советскую, и немецкую, и снова советскую власть пережили. Теперь вот при литовской живем. Все — слава Богу!» — рассказывают они.
В середине 19 века православная семья статского советника Осипа Корецкого поселилась в имении Михново в 30 верстах от Вильны. После смерти его наследника Николая Осиповича Корецкого в 1912 году вдова Анастасия Дементьевна решила построить на могиле мужа церковь. Но прежде отправилась в Оптину пустынь, где старец Нектарий благословил ее на строительство храма. Маленькие размеры церкви, возведенной в 1915 году в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», объясняются тем, что она была задумана как домовая. Тут же, под спудом, находится усыпальница Николая Осиповича и двух умерших в юном возрасте дочерей Корецких. К храму вела липовая аллея, сохранившаяся до настоящего времени. Сегодня этим липам около 200 лет. Речка Меречанка сейчас называется Мяркис, Михново теперь — Микнишкес, участки имения Корецких Кроша и Гай — Крашай и Гоюс.
Первое время в храм приглашали служить священников из разных мест по церковным праздникам и семейным датам. Настоящим рождением общины можно считать 1921 год. Тогда по просьбе Анастасии Дементьевны в Михново присылают отца Понтия Рупышева, который в 1918 году, спасаясь от расправы большевиков в Петрограде, навсегда расставшись с семьей, покинул Россию. Своим духовным учителем о. Понтий считал святого Иоанна Кронштадтского, с которым впервые встретился, еще будучи гимназистом. О. Иоанн благословил его и на священническое служение. В 1901 году о. Понтий был рукоположен и направлен на приход в белорусский город Вилейку. Революция застала его в Гельсингфорсе, где он был священником минной дивизии Балтийского флота. Прибыв в Виленскую епархию, он принял активное участие в организации разрушенной приходской жизни в крае. Православные люди в землях, где с одной стороны напирала большевистская власть, с другой окружали католики, особо нуждались в пастырском окормлении. Михновское поместье являло собой крохотный русско-белорусский православный островок в католическом море. И в наши дни, садясь рано утром на пригородный автобус, здесь скорее услышишь «Дзень добры», чем «Лаба дена».
В поместье дворян Корецких отец Понтий создал православную общину монашеского типа, в которой, как в апостольских общинах древней Церкви, хозяева наравне с бывшими слугами разделили труды по общему хозяйству, давая приют бедным и соблюдая строгий устав. Первыми к батюшке потянулись сестры Корецкие — Мария, Варвара и Анастасия. Как после написала в своих воспоминаниях Варвара Николаевна («Не оставлю вас сиротами», изд. «Паломники», 1999 г.), они без всякого сожаления порвали с прежней жизнью, выездами в свет, стали скромнее одеваться и соблюдать уставы Святой Церкви. «Сестры ... попросили батюшку помолиться, чтобы Бог прислал православных людей. Он согласился, но с условием, что их примут не как прислугу, а как родных по духу в свою семью». Так в Михново начали приходить богомольцы. Каждый, кто желал, мог остаться в общине и начать жить новой жизнью согласно евангельским заповедям и разделить труды по ведению хозяйства. Вчерашних помещиков с трудом можно было отличить от остальных членов общины. Они вместе со всеми ходили на сенокос, жатву, копали, сеяли, трудились в огороде. Даже одежду носили одинаковую: строгое платье, длинное и темное, наглухо застегнутое спереди, с воротничком-стойкой и обязательным белым платочком на голове.
Размеренную жизнь нарушали только катаклизмы истории. Польским властям писались доносы, что в Михново действует тайный монастырь и даже замаскированная большевистская ячейка. Настоятелю тургельского костела, давно знавшему дворянскую семью Корецких, пришлось даже свидетельствовать об их лояльности к властям и дружелюбном отношении к соседям-полякам.
Духовная прозорливость, дар проповедничества, привлекавший верующих, многочисленные чудеса исцелений по молитвам о. Понтия, еще при жизни Михновского подвижника сделали его известным далеко за пределами епархии. В январе 1939 года общину постигла большая беда — страшная эпидемия гриппа. Болезнь не пощадила братьев и сестер. Заболел, а затем скоропостижно скончался протоиерей Понтий Рупышев. По свидетельству сестер, и после смерти отца Понтия они не переставали ощущать силу его молитв. Как показало время, в лице сестер Корецких он подготовил духовных руководителей для общины, предвидя времена, когда ей придется выживать в условиях гонений. «Общину ждут трудные времена, но она сохранится», — говорил отец Понтий. Его могила стала почитаемым местом, куда приходили помолиться не только сестры, но и многочисленные паломники. Приходили, чтобы поставить свечку, набрать земли. В 1939 году над могилой была построена деревянная часовня-усыпальница, которую в 1940 году сменила каменная. В ней была установлена гробница из белого мрамора, на которой перед фотографией отца Понтия стояла лампада.
Спустя год после начала Второй мировой войны, в августе 1940 года, Литовская Республика была присоединена к СССР. В Михново стали приезжать комиссии, которые осматривали хозяйство и исследовали жизнь общины. Тщетно пытались объяснить сестры, почему они так живут. Некоторое время новая власть михновцев не трогала, однако 14 июня 1941 года Варвара Николаевна и Анастасия Николаевна были арестованы, на станции Векшня погружены в вагоны, и вместе с еще 47 арестованными отправлены в ссылку. Сестры готовились к повторным арестам, так как стало известно, что их тоже будут вывозить, только день и час был неизвестен. 22 июня началась война Германии и СССР, и на грузовиках, которые были предназначены для вывоза общины, в спешке уезжали красноармейцы.
Ссылка старших сестер, война, болезни лавиной обрушились на сестер. Казалось, что православной общине, членами которой в основном были женщины, не выдержать всей тяжести испытаний. Но, несмотря на собственные нужды, исполняя заповедь о любви к ближнему, михновцы стали помогать пленным советским солдатам, которых гитлеровцы свозили в лагеря в соседние имения. Посетив лагерь военнопленных в соседнем имении Андриево, получили у немецкого конвоя разрешение часть советских пленных приводить в воскресенье и по праздникам в церковь в Михново. По просьбе сестер пленных пускали под конвоем в общину помогать по хозяйству. Впоследствии этот факт в советское время был преподнесен как эксплуатация пленных. Однако обвинения были беспочвенными. Пленных лечили, одевали, кормили и специально приглашали священника для исповеди и Причастия. Пришлось хлопотать, чтобы не были призываемы на службу в немецкие войска братья общины. Было опасение, что могут забрать и девушек на работы в Германию. Немцы, узнав, что кто-то кормил партизан или как-то помогал им, сжигали целые семейства и даже деревни. Все трудности михновцы переживали с надеждой на помощь Божию и молитвы отца Понтия. В 1944 году Тургельский район, к которому относилась местность, где располагалась община, заняла Армия Крайова. Польские партизаны заняли имение, выселив из дома сестер. Община серьезно стала опасаться за свое существование и за жизнь насельников. По воспоминаниям сестер, из соседних деревень стали приходить люди, желавшие посмотреть, как их будут расстреливать. Однако репрессий не было. В июне немцы стали отступать, и в область опять пришла советская армия.
18 августа 1945 года община получила первое письмо от Анастасии Николаевны и Варвары Николаевны. Завязалась переписка, однако долгожданная встреча последовала лишь спустя год. В послевоенные годы Михновская община не раз испытывала притеснения со стороны советского режима. C 1947 года она была зарегистрирована как приходская православная община, а с 1950 уже как колхоз «Михново». Это позволило сохранить хозяйство, трудовой коллектив и, что самое важное, — подвижнический устав. В конце 70-х в течение трех лет умерли сестры Корецкие, понемногу отходили в мир иной пожилые насельники и насельницы общины. Однако уничтожить общину православных верующих безбожному режиму не удалось. От своей веры и образа жизни, заповеданного отцом Понтием, михновцы не отказались и сумели вынести все невзгоды атеистического времени. Во многом это заслуга отца Константина Авдея, который в течение 50 лет после войны был священником Михновской Скорбященской церкви.
Община сохранилась, являясь, вплоть до развала СССР, частью совхоза «Табаришкес». В 1991 году в ней оставался 61 человек. В основном это были старушки, которые с трудом могли выполнять хозяйственные работы. С 1990 года, со времени обретения Литвой независимости, власти Литвы признали незаконность ликвидации общины, была произведена перерегистрация и принят новый устав. Общине были официально возвращены земли и постройки, хотя и не в полном объеме. Теперь это сельскохозяйственная христианская община «Микнишкес», деятельность которой, согласно уставу, основывается на «взаимном доверии и честном коллективном труде. Число жителей обитателей общины — около семидесяти человек, среди которых есть и братья, и сестры. Они не дают монашеских обетов. Носят обычную удобную для работы одежду.
С 1994 года настоятель общины архимандрит Леонид (Гайдукевич). При нем увеличились размеры церкви за счет притвора с крыльцом, в звоннице появились новые колокола, рядом с храмом построены два церковных дома. С большой любовью всеми общинниками поддерживается в идеальном состоянии Скорбященская церковь. В ней находятся две самые почитаемые иконы — Божией Матери, «Всех скорбящих Радость» и «Спорительница хлебов». В храме заметное место занимают шесть огромных икон, писанных на цинковых досках: благоверного князя Александра Невского, Николая Чудотворца, Архистратига Михаила, великомученика Георгия Победоносца, мучеников Бориса и Глеба, а также Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия. Их автор — петербургский художник конца ХIХ века академик В. Васильев. Он написал иконы по заказу для виленской Александро-Невской часовни, построенной в память подавления польского мятежа 1863 года. Эту часовню взорвали местные «патриоты» в 1918 году, но цинковые листы с изображениями святых православным удалось спасти и привезти в Михново. По обеим сторонам церковного иконостаса помещены особенные иконы с изображением русских святых, писаные краской на затвердевших плитах лавы из недр вулкана Везувия. Прежде они также украшали виленскую Александро-Невскую часовню, помещаясь в ее оконных проемах.
При общине работает воскресная школа, собирающая учеников из окрестных сел. В праздники в Михново приходит столько верующих, что храм не может всех вместить. Часто приезжают сюда и паломники — помолиться, познакомиться с удивительной жизнью общины, посетить домик отца Понтия. Ведется сбор материалов к его канонизации. Изданы два тома трудов о. Понтия Рупышева, которые становятся настольными книгами для выпускников Московской духовной семинарии.
Подготовила Елена Михаленко
Использованы материалы статей А. Шальчюнаса «Жизнь и служение протоиерея Понтия Рупышева в России», И. Арефьевой «Михновская община», двухтомника «История Михновской общины».
Газета «Воскресение» № 7
Июльский номер газеты в формате PDF.
Весь архив газеты «Воскресение».
Подписной индекс газеты «Воскресение» - 63337