Памяти священномученика Иоанна Чижевичского (Панкратовича)
6 октября в Слуцкой епархии и за ее пределами отмечали скорбную дату: 80 лет назад был убит Иоанн Панкратович, прославленный в чине священномучеников. В память об отце Иоанне в деревне Чижевичи под Солигорском — месте последнего служения святого — возведен храм. 30-е годы ХХ столетия печально известны как время жесточайших гонений на Церковь и веру. На территории Беларуси преследования были особенно жестокими.
Святой Иоанн Чижевичский (Панкратович) — один из многочисленного сонма убиенных священников.
Иван Федорович Панкратович родился в 1870 г. в местечке Клецк Слуцкого повета Минской губернии. О его родителях и детстве ничего не известно. Повзрослев, юноша поступил в учительскую семинарию в Несвиже, окончил ее и в 1894 году стал работать учителем народного училища в Клецке. Почти десять лет Иван Федорович учил грамоте местных детей. Закон Божий в училище преподавал местный священник Иван Тумилович. Предполагается, что под его влиянием молодой учитель стал больше интересоваться вопросами веры, задумываться над смыслом человеческого существования. Он принял решение дальнейшую жизнь посвятить служению Богу. Самостоятельно изучал религиозную литературу, постигал основы православного вероучения, исполнял обязанности чтеца при Кпецком Свято-Покровском храме. В 1903 г. был утвержден псаломщиком этого же храма. 6 мая 1904 г. в возрасте 34-х лет Иоанн был рукоположен в сан священника.
Первым местом служения отца Иоанна Панкратовича стал Свято-Преображенский храм села Язвинки Пинского повета Минской губернии (сейчас Лунинецкий район Брестской области). Как настоятель местной церкви он упоминается на страницах губернских «Памятных книжек...» с 1904 года. Больше десяти лет служил отец Иоанн в Язвинках. В приходском архиве сохранилось незначительное число материалов, проливающих свет на его биографию. Приходская деятельность отца Иоанна была весьма плодотворной. Благодаря его стараниям и усердным трудам был воздвигнут и освящен новый Свято-Преображенский храм, обустроена прилегающая к нему территория. Много сил приложил батюшка в деле духовного просвещения местного населения и обучения грамоте детей. За время его настоятельства число учеников приходской школы возросло в несколько раз. Более того, настоятелю удалось переломить устоявшееся мнение о том, что лицам женского пола обучение не положено.
Отец Иоанн Панкратович потрудился в духовном объединении близлежащих приходов. Часто совершались крестные ходы, проводимые из села в село. Праздничные процессии были приурочены к памятным датам, касающимся как истории Православия, так и государственных событий. К прмеру: в 1908 г. торжественно отмечалось 300-ле-тие со дня преставления «борца за Православие в нашем крае» князя Константина Острожского.
Это событие вызвало огромный резонанс в среде народа.
В 1912 г. священник Иоанн Панкратович организовал крестный ход по случаю 100-летия Бородинского сражения.
В приходской летописи было отмечено: «26 августа совершали празднование столетия Отечественной войны.
9 ноября 1913 г. отец Иоанн был переведен в Свято-Покровскую церковь села Чижевичи Слуцкого повета. В память о своем настоятельстве отец Иоанн оставил запись в приходской летописи: Благодарю Бога, давшего мне силу потрудиться на благо прихода больше десяти лет. Моего преемника прошу не забывать в своих молитвах меня грешного».
Об авторитете священника свидетельствует тот факт, что вскоре его избрали членом строительного комитета одного из церковных округов Случчины. Однако привычный и размеренный уклад жизни внезапно рухнул. Мировая война, интервенция, братоубийственная междоусобица перечеркнули все предыдущие достижения. Рушились империи и человеческие судьбы.
Когда кровавая лихорадка прекратилась, родной Кпецк оказался в составе Польского государства, а Чижевичская церковь — на территории БССР. Советскую власть отец Иоанн не принял. Остается загадкой, почему он не вернулся на родину в период образования новой границы, когда шло интенсивное движение населения с обеих сторон. Или он добровольно решил остаться со своими прихожанами, или ему что-то помешало — ответа на этот вопрос нет.
Церковные историки сравнивают гонения против Православия в первые десятилетия советской власти с теми преследованиями, которые терпели христиане Римской империи во времена зарождения новой религии. Особенно тяжелыми стали 1930-е годы. Десятилетиями, а то и веками намоленные храмы насильно закрывались и становились в лучшем случае клубами, в худшем — складами и зернохранилищами. В одном из партийных документов сообщалось, что на конец 1936 г. в БССР была закрыта 1371 церковь, действующих осталось только 74.
Чижевичский храм закрыли еще в 1934 г., иконостас XIX века был сожжен на центральной площади перед храмом. Однако отец Иоанн продолжал служение. Тайно он освящал дома прихожан, крестил новорожденных, отпевал умерших. Все это не могло не остаться незамеченным. 23 августа 1937 г. ему было предъявлено обвинение в систематическом осуществлении религиозных обрядов и агитации за открытие церкви. В тот же день батюшку арестовали. На следствии были предъявлены новые обвинения: агитировал против вступления в колхоз, пугал скорой войной и сменой власти, неправильно трактовал советскую Конституцию. Насчет последнего необходимо сделать пояснение.
Статья 124 Конституции СССР 1936 года гласила: «Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами». Верующие различных конфессий восприняли это как реальную гарантию своих прав. Известны случаи, когда люди собирались на массовые молебны, а на вопрос «Кто разрешил?» отвечали: «Товарищ Сталин и Сталинская Конституция». Однако власть не собиралась исполнять даже те законы, которые сама установила, а ссылки на них преподносила как «неправильную трактовку». Иерей Иоанн Панкратович не остался в стороне и от Всесоюзной переписи населения 1937 г. В опросном листе был интересный пункт «о религии». Чижевичский батюшка призывал людей не таить своей веры и открыто признаваться в принадлежности к Православию. На следствии и это ему вменили в вину. И, наконец, отец Иоанн собирал подписи за открытие в Чижевичах церкви.
На допросах он вел себя мужественно и спокойно. Следователи предлагали отречься от веры в Бога, от сана, от своих убеждений. Он не согласился. Виновным в противозаконных действиях себя не признал. Хотя и знал, что в таком случае пощады никакой не будет. 28 августа 1937 г. «особая тройка НКВД БССР» приговорила Ивана Федоровича Панкратовича к высшей мере наказания — расстрелу, с конфискацией имущества. Приговор был приведен в исполнение 6 октября того же года в Слуцкой тюрьме. Погребен отец Иоанн в безвестной могиле. К сожалению, нет данных о судьбе его родных — жены и двоих детей.
Полвека над отцом Иоанном висело клеймо «врага народа». Только в 1989 г. он был реабилитирован прокуратурой БССР. Уже в суверенной Беларуси началась работа по установлению лиц, которые наиболее пострадали в годы гонений на Церковь. В «Синодике за веру и Церковь Христову пострадавших в Минской епархии», который составил священник Федор Кривонос, перечислено 330 фамилий. 23 священника из их числа были канонизированы. День памяти этих святых отмечается ежегодно 28 октября. Память новомученика Иоанна Панкратовича совершается 6 октября, в день его кончины, и в Соборе новомучеников и исповедников Русских. Прославлен к общецерковному почитанию Архиерейским Собором Русской Православной церкви в августе 2000 г.
Храм в честь о. Иоанна в Чижевичах был освящен 23 августа 2017 г., в день ареста священномученика. В приходе продлжают дело своего пастыря — здесь создан один из крупнейших духовно-просветительских центров с воскресной школой и церковно-историческим музеем.
Газета «Воскресение» № 10, 2017 по материалам сайта Слуцкой епархии
Октябрьский номер газеты в формате PDF.
Подписной индекс газеты «Воскресение» - 63337