Замойский собор 1720 года (очерк из истории Брестской унии)

Автор: Алексий Хотеев

Замосць (XVII век) - модель реконструкция. Замосць - личный город-крепость польских магнатов Замойских, в котором в 1720 г. прошел Замойский собор.

Замосць (XVII век) - модель реконструкция. Замосць - личный город-крепость польских магнатов Замойских, в котором в 1720 г. прошел Замойский собор.

Изменения церковной жизни, происходившие в унии в течение XVII в., как в фокусе нашли свое выражение в деяниях местного униатского собора, состоявшегося в местечке Замостье Люблинского воеводства Польши. По замыслу организаторов, собор должен был укрепить дисциплину и упорядочить богослужение. Однако по силе своих решений он был не простым собранием церковных иерархов для обсуждения текущих административных вопросов. В истории унии Замойский собор имел судьбоносный характер, поскольку подтвердил ее дальнейшую латинизацию.

«Свентая еднасть» с Римской церковью не раз могла разрушиться не только от угрозы восставших против религиозного притеснения казаков. Сами униаты смущались внутренними неурядицами между белым духовенством и монашеством, испытывали на себе произвол со стороны католиков-латинян, выслушивали укоры от православных в отступлении от отеческой веры. От всего этого между униатами бытовали разные настроения: от полного слияния с латинством до возвращения в Православие. Соответственно, в одних униатских храмах совершали службы «по старине», ничего не отменяя и сохраняя восточный обряд, в других приходские священники ориентировались на вкусы ктиторов, которые нередко были католиками-латинянами и предпочитали видеть в униатском богослужении присущие латинству особенности. Униатское монашество (базилиане) действовали в унии как самостоятельная сила, направленная на теснейшее сближение с католичеством. Таким образом, с одной стороны, накопившиеся беспорядки требовали исправления, а с другой — наиболее ревностные униаты стремились в очередной раз открыто выразить свою приверженность римскому учению. Поэтому, удовлетворяя настойчивую просьбу митр. Льва Кишки, папа Климент XI в 1716 г. разрешил униатам провести свой провинциальный собор.

Однако он открылся спустя четыре года после некоторых колебаний и проволочек, и не во Львове, как это планировалось первоначально, а, по предложению нунция Иеронима Гримальди в Замостье. Сюда прибыли униатский митрополит Лев Кишка и все шесть полномочных на тот момент униатских епископов. Монашество представлял протоархимандрит базилианского ордена со своими ближайшими помощниками. Из епархий прибыли также благочинные (деканы) и их заместители. Миряне были представлены несколькими старшими членами Львовского униатского братства. Конечно, на соборе были представители латинского духовенства. Председательствовал не митрополит, а нунций Гримальди. С 26 августа по 17 сентября 1720 г. состоялись три заседания собора, на которых были приняты 19 глав постановлений, касающихся веры, церковного устройства и богослужения.

После обычных приветственных речей все участники собора должны были подписать Исповедание веры со всеми присущими католичеству особенностями, включая Филиокве, главенство папы, чистилище, причащение под одним видом и другими положениями, которые формулировали Флорентийский и Тридентский соборы. Текст присяги не был чем-то новым в истории унии. Именно такое исповедание веры произнесли в Риме в 1595 г епископы Ипатий Потей и Кирилл Терлецкий от лица всего русского клира и народа. Смысл повторного действия в Замостье был тот, что последующие постановления должны приниматься в соответствии с главной целью — утверждать принятую однажды унию. Эта обязанность лежала на духовенстве, поэтому внимание участников затем было обращено на управление епархиями и дисциплину священников.

Особенностью Русской Церкви от самого ее начала при св. князе Владимире была обширность епархий. Редкий епископ и, тем более митрополит, мог осмотреть храмы своей области, разбросанные на сотни километров вокруг епархиальных центров. Униатские епархии были также обширны, и епископы не были в состоянии следить в них за порядком. По этой причине собор учредил должность официала или ближайшего помощника епископа, который должен был избираться из среды белого духовенства, но на деле назначался почти всегда из монашеского ордена базилиан. Круг его управленческих функций был обширен и приближался к епископским, кроме поставления в иерархические степени. В помощь епископу назначались также наместник (судья), писарь (секретарь), богослов (советник). Для объездов епархии набирались особые визита-торы, которые посещали все приходы раз в один или два года. Таким образом, епископы поделились своими полномочиями в сфере управления и контроля. Вместе с новыми должностями в униатский обиход стала прочно входить и латинская терминология.

Еще одной особенностью церковной жизни было согласие ктитора (патрона) той или иной церкви определять к ней священника. Кандидату выдавалась по этому случаю особая запись, т.н. презента. Кандидат на священническую должность отправлялся с презентой к епископу, жил в течение шести недель при кафедральном соборе, проходя все церковные должности и обучаясь будущему служению. Особые экзаменаторы должны были проводить испытания кандидата и докладывать о его готовности епископу. Перед посвящением в сан бралась расписка, в которой кандидат подтверждал, что получил презенту не за взятку или обещание отдать ктитору какое-нибудь церковное добро. Очевидно, что взяточничество при поставлении в священнический сан было распространенным злом, против чего и вооружился Замойский собор.

Ряд соборных постановлений касался богослужения. Здесь наиболее отчетливо проявилась тенденция к латинизации унии. Прежде бывшие необязательными поминовение за богослужением имени папы римского и употребление Символа веры без католической вставки Филиокве стали теперь непременными. Разрешено совершать литургию священнику в одиночку, т.н. «читаные литургии» (в Православии для совершения литургии обязателен хор или псаломщик). Петровский пост объявлен необязательным, равно как и пощение перед Причащением. Формула крещения с произнесением «аминь» после каждого лица Святой Троицы изменялась, было узаконено обливание вместо погружения в купель. Воспрещался восточный обычай освящать Святые Дары для Причащения больных в Великий Четверг и употреблять их затем в течение всего года, вместо этого рекомендовалось производить соответствующее освящение раз в месяц. Вообще для хранения и перенесения Святых Даров были заведены по латинскому обычаю специальные сосуды (монстрации, пушки). В униатский календарь был внесен католический праздник Тела Христова. Литургию было разрешено совершать в частных домах. Это было связано с тем, что многие знатные люди устраивали у себя домашние алтари и часовни, в которых служили священники-капелланы.

Постановления Замойского собора клонились, по-видимому, к порядку и повышению дисциплины. Например, было решено открыть семинарию, а при каждом монастыре, имеющем больше двенадцати насельников, — училище. Однако многие благодетельные меры так и остались на бумаге. Невежество продолжало существовать как в среде простого народа, так и среди приходского духовенства, не увидевшего семинарии до самых последних времен Брестской унии. Зато постановления собора открыли широкую дорогу таким латинским нововведениям, о которых сначала не было и помину: стали убираться иконостасы, заводиться органы, в процессиях употребляться колокольчики, заводились обычаи вроде лежания на земле крестом или хождения на коленях.

В Риме утвердили решения Замойского собора не сразу, только в 1724 г., с оговоркой, что все постановления пап о сохранении униатами греческих обрядов должны остаться в прежней силе. Противоречивое решение: то, что сохраняла одна рука, разрушалось другой. Уния все больше и больше теряла облик восточного вероисповедания.

Священник Алексий Хотеев

Газета «Воскресение» № 8. 2018

 

Августовский номер газеты в формате PDF.

Весь архив газеты «Воскресение».

Подписной индекс газеты «Воскресение» - 63337