16 февраля 2003 года закончилась земная жизнь создательницы и первого главного редактора газеты «Воскресение» Марии Константиновны Филиппович — талантливого писателя и журналиста, удивительного человека.
Мария Филиппович родилась в 1946 году в деревне Смётанка на Оршанщине, в крестьянской семье. С детства умела делать всякую нелегкую работу по хозяйству, несмотря на внешнюю хрупкость. После школы поступила в Могилевское медицинское училище. Закончив его, отправилась в далекие северные края, в город Оленегорск Мурманской области, где была медсестрой.
Вернулась в Беларусь в 1968-м, работала фельдшером. Этот труд в маленьких сельских больницах, где не было элементарных лекарств и средств диагностики, и все держалось на преданности врача своему делу, дал немало сюжетов будущей писательнице. Ей, как и ее будущим героям, приходилось добираться к больным в пургу и проливной дождь, сталкиваться с человеческими трагедиями.
В 1974 году Мария Филиппович поступила в Московский Литературный институт им. М. Горького. Ее рассказы стали появляться в газетах и журналах, и сразу привлекли внимание читателей и специалистов интересными непридуманными сюжетами, глубиной сопереживания героям, прекрасным литературным белорусским языком. В 1984 году вышла первая книга «Мадонна з Выселкау». В 1988-м — повесть «Пра Алеся i яго сяброу» для детей.
В 80-е, живя с семьей в Орше, Мария Филиппович работала библиотекарем, корреспондентом газеты «Трибуна новатора». Переехав в Минск, трудилась в газете «Набат», а в 1992 году стала корреспондентом «Республики». По ее рассказам, уход из официальной журналистики в 1995 году был связан с нежеланием сглаживать острые углы, поступать против совести, в частности, освещая тему последствий Чернобыльской катастрофы. В том же году вышла книга «Клетка для каханай».
То было время, когда миллионы жителей уже несуществующей страны в растерянности пытались найти для себя новую шкалу ценностей. Привычный мир рухнул. То, что всегда называлось белым, оказалось черным, или скорее серым. Пересматривалась древняя и совсем недавняя история, появлялись новые касты в обществе, и каждая — со своей правдой. Рухнул и государственный атеизм. С одной стороны, люди получили возможность ходить в храмы, читать Библию. С другой — в страну ринулся поток проповедников самого разного толка. Представители различных религий и откровенные сектанты нашли благодатную почву. Измученные житейской неразберихой люди тянулись ко всему, что казалось «духовным». Огромным был интерес к астрологии, оккультизму, различным восточным учениям. Не избежала духовных исканий и Мария Константиновна. И в 1995 году она вместе с единомышленниками основала газету «Чистый мир». Авторы говорили о том, что волновало людей — о смысле жизни, о причинах человеческих страданий, о возможностях повлиять на судьбу. Читателям предлагались материалы, основанные на различных религиозных (и псевдорелигиозных) доктринах, гороскопы, порой откровенно оккультные вещи. Тираж был огромным, газета раскупалась мгновенно. На ее страницах стали появляться удивительные сказки Марии Филиппович, сказки-притчи о человеческой душе. Многие покупали газету только ради них.
Конечно, говорилось в этой газете и о христианстве, но лишь как об одном из возможных путей совершенствования человека. Обращаясь к Евангелию, к трудам святых отцов, Мария Филиппович ощутила, что именно здесь и сокрыта та единственная Истина, которая может служить спасению человеческой души. Возможно, сказались и уроки, полученные в детстве от верующей бабушки. Она стала ходить в храм, впервые поехала в Жировичский монастырь. И поняла, что нашла источник живой и чистой воды, после которой невозможно пить из мутных водоемов псевдодуховности. Мария Филиппович была кристально честным человеком. Познав истинную веру, она мучительно раскаивалась в своих духовных заблуждениях и не могла лгать читателям. Она оставила преуспевающее издание. И решила свой журналистский талант посвятить служению Богу.
Замысел создания православной газеты она подробно обсуждала с Митрополитом Филаретом. По его благословению «Воскресению» суждено было стать не сугубо церковным изданием, а духовно-просветительской газетой «для учителей, родителей и детей». Самым важным было спасти от лжи, бездуховности и развращения подрастающее поколение. Уберечь молодежь от алкогольного дурмана, оторвать от отупляющих телеэкранов и рассказать о том, что по-настоящему ценно.
Помню рассказ Марии Константиновны о том, как все начиналось: рассказала близким друзьям о своем замысле. Пустили шапку по кругу, каждый пожертвовал, сколько мог, набралось около ста долларов. Этого хватило на первый номер.
Православный читатель воспринял газету с радостью. Духовной литературы тогда почти не было, даже молитвослов и Библию не в каждом городе можно было купить. Недавно пришедшие к вере люди хотели узнать и о церковной истории, и о принципах христианской педагогики, и о том, какими путями их современники приходят к Богу. Тираж рос, но трудностей было очень много. Непонимание со стороны Министерства образования, боязнь руководителей учебных заведений иметь дело с религиозным изданием, отсутствие средств, помещения, сотрудников. Материалы передавались в редакцию в рукописном виде — компьютер был лишь дома у редактора, старенький. Сюда же, к ней домой, приходили единомышленники и помощники, сюда стекалась почта. Каждый номер она трепетно вынашивала, как дитя. Тщательно подбирала и вычитывала материалы, выверяла верстку, дожидалась первого экземпляра в цехах Дома печати, снова что-то исправляла. А еще часами выстаивала в разных приемных и кабинетах.
Она редко жаловалась на усталость. Больше грустила о том, что редко успевает бывать в храме на службах, что совсем нет времени на писательский труд.
Для меня знакомство с Марией Филиппович стало поворотным моментом в жизни. С детства мечтая о журналистике и литературе, я, послушавшись советов практичных родителей, закончила физфак и стала учителем. Конечно, что-то писала, но больше в стол и для друзей. Предложение попробовать себя в роли корреспондента казалось чудом. Еще большим чудом было слушать рассказы Марии Константиновны о ее судьбе, о прочитанных книгах. Это были не просто уроки журналистики, это были уроки жизни. Вспоминаю себя в тот период: я смотрела на мир сквозь розовые очки, делила людей на православных, то есть хороших, и всех прочих. Позже пришла пора набивать себе шишки, разочаровываться, умнеть. Уроки главного редактора очень помогли.
Кончина Марии Константиновны была неожиданной. Ей было всего пятьдесят семь. Она умерла от сердечного приступа. Отпевал ее Митрополит Минский и Слуцкий Филарет. В его соболезновании были такие слова: «Нелегким был путь Марии Константиновны, но вся ее жизнь держалась и утверждалась единой идеей, идеей Воскресения. И сколько трудов, сколько жизненных сил было вложено ею в это замечательное издание ради того, чтобы страницы «Воскресения» действительно озаряли своих многочисленных читателей пасхальным, спасительным светом! Такая жизнь, такая ревность, такая преданность Богу и Церкви служила и служит многим знавшим и любившим Марию Константиновну живым, незабываемым примером.»
Я хорошо помню это прощание в храме св. Иоанна Кронштадтского. Скорбь, растерянность, недоумение. Шепот о том, что ее сердце не выдержало тяжелой ноши. Именно в те дни я написала стихотворение, посвященное памяти Марии Филиппович:
ДОЧЕРИ
Дитя! Будь перед Богом, как свеча,
Зажженная заботливой рукою.
Пусть будет вера и ясна, и горяча,
Светить для всех, не ведая покоя.
Пусть тают дни, как будто чистый воск.
Пусть огонек в душе горит, трепещет.
Пусть кто-то не поймет, какой же прок
Любовь хранить, не деньги и не вещи.
Свети, и кто-то сможет рассмотреть
И тщетность суеты, и веры ясность.
Дитя! Свети. Не бойся вся сгореть,
А бойся лишь сломаться и погаснуть.
И, конечно, все переживали за судьбу газеты. Сильны были опасения, что она уйдет в прошлое вместе со своей создательницей. Через несколько дней духовник «Воскресения» отец Алексий Хотеев собрал всех членов редколлегии, сотрудников и помощников. Решили попытаться сохранить газету. Ни одного профессионального журналиста среди нас не было.
Милостью Божией, газета живет и поныне.
Часто одолевает усталость, даже уныние. Кажется, что наш труд не нужен, не востребован, не чувствуется поддержки. Среди обилия православной литературы и интернет-ресурсов все труднее находить актуальные для читателей темы. Изменилось и общество вокруг, и даже церковный мир. Все стали как-то равнодушнее, что ли. Диалог с государственными структурами потерял остроту, все стало как-то обтекаемо корректно. Мы не бьем в набат оттого, что в школах снова насаждают секспросвет, оттого, что центр столицы потихоньку превращается в сплошное казино... Все разговоры о духовно-нравственном воспитании с Министерством образования выливаются в благодушные рассказы о замечательных школах, где эта работа ведется. Но ведь школ таких — капля в море, и ведется работа усилиями энтузиастов-подвижников, не благодаря, а вопреки. Пожалуй, еще хуже, что появились люди и даже организации, использующие "православность" как некий бренд, позволяющий получать дивиденды, пусть и не всегда материальные. А по ним судят о Церкви... Уровень культуры все ниже. Нецензурщина стала нормой, пошлость — привычной. Милосердие нынче не в моде, а целомудрие кажется странностью. Когда становится совсем трудно, вспоминаю Марию Константиновну. Как бы вела себя она? Что публиковала бы, о чем не стала бы говорить? Это помогает собраться с силами и продолжать работу. Иногда мне кажется, что она молится за нас в Царстве Небесном, и газета чудом выживает.
А все, кто помнят ее, возносят молитвы об упокоении рабы Божией Марии.
Очень хотелось бы, чтобы нашлись люди, которые переиздали бы книги Марии Филиппович, напечатали бы отдельной книгой ее сказки. Литературное наследие талантливого писателя не велико по объему — слишком много времени она отдавала служению Богу и людям. Но ее яркие и глубокие произведения заслуживают того, чтобы их читали наши дети и будущие поколения.
Февральский номер за 2013 год газеты «Воскресение» размещен в разделе архива газеты.
Подписной индекс газеты «Воскресенье» 63337