Среди наиболее авторитетных стран - представителей мирового политикума, у Ватикана сложились прочные практичные отношения со странами англосаксонской цивилизации - Великобританией и США, с которыми Святой Престол зачастую координирует свои действия не только в политическом плане, но и в экономическом. К примеру, правительство Великобритании устами Гордона Брауна не раз заявляло о координации с Ватиканом совместных действий на международной арене, в т.ч. в «третьих» странах, которые Запад старается не упускать из зоны своего идеологического влияния. С недавнего времени именно «третьи» страны стали объектом пристального внимания со стороны Ватикана, что вовсе не случайно. Сместив вектор деятельности в направлении Африки, Азиатско – Тихоокеанского региона, Йозеф Ратцингер провёл несколько встреч с африканскими епископами, где обсуждались внутриполитические проблемы Африканского континента (нищета, экономическая безопасность, помощь страждущим, политика основных политических тяжеловесов в Африке и степень вовлечённости мировых держав в политические игры на континенте). И хотя существуют некоторые трения по линии Ватикан - Вашингтон из-за благосклонности президента Б. Обамы к абортам и генной инженерии, ни о каких серьёзных размолвках между этими двумя геополитическими центрами силы говорить не приходиться. К тому же, тот факт, что 54% католиков США проголосовали за протестанта Обаму и что вице-президент нынешней администрации Байден (крупный специалист в области деятельности неправительственных организаций) является католиком, обеспечивает Обаме дополнительный авторитет в глазах служителей Святого Престола.
Ватикан с одобрением относится к внешнеполитическим шагам администрации Обамы, и единственной причиной некоторого охлаждения их отношений будет чрезмерный либерализм президента США в вопросах морали. Некоторые католические клирики высказывают предположения, что это не преминёт сказаться на сотрудничестве Святого Престола и США в вопросах ближневосточного урегулирования, соблюдения прав человека и защиты окружающей среды, т.к. Папа Римский уже отверг три кандидатуры на пост посла США в Ватикане за их либеральные взгляды на проблему абортов. Однако подобные демарши служат больше для укрепления религиозно – идеологического влияния католической церкви за пределами Ватикана, и не влекут за собой серьёзных дипломатических разногласий. Более того, растущее число иммигрантов-католиков в США заставляет понтифика проявлять большую активность на Североамериканском континенте. В частности, администрация США и Ватикан обсуждали свои политические интересы в Латинской Америке, где влияние католичества очень велико.
Большинство аналитиков сходятся во мнении, что Папа Бенедикт XVI в общем придерживается принципов своего предшественника Иоанна Павла II. Йозеф Ратцингер не изобретает новую внешнеполитическую доктрину, но при придерживается более консервативных взглядов, что сразу же отразилось на политике Святого Престола на международной арене, в т.ч. на просторах СНГ.
Особого внимания заслуживает активизация не только католических орденов на постсоветском пространстве, но и протестантских сект. И хотя официально понтифик стоит на жёстких позициях в отношении иных вероисповеданий, кроме католичества, это не мешает представителям Святого Престола проводить совещательные заседания с лидерами протестантских общин для выработки общей концепции религиозной деятельности на Украине, в России, в Белоруссии, Китае, Южной Корее и др. странах.
Согласно данным спецслужб, протестантские проповедники, действуя автономно, составляют досье на каждого члена секты или сочувствующего, состоящее из 20 пунктов, содержащих информацию об имущественном положении, политических взглядах, склонностях характера человека. Для обработки полученных данных привлекаются бывшие сотрудники спецслужб, владеющие навыками оперативно–розыскной и экспертно-аналитической деятельности, чья задача состоит в выявлении протестного потенциала населения в том или ином регионе с целью дальнейшего вовлечения адептов протестантизма в антиправительственные действия (что нам продемонстрировала «оранжевая» революция на Украине). Не многие осознают, что секты Свидетелей Иеговы, адвентистов, баптистов, лютеран представляют, в первую очередь, политический проект Запада и финансируются по программе Госдепа США. Благосклонность Вашингтона к протестантам отнюдь не случайна. В своё время выдающийся немецкий социолог Макс Вебер в произведении «Протестантская этика и дух капитализма» доказал, что возникновение капиталистической системы с её морально–этическим комплексом прочно связано с протестантской религией.
Принятый Белым домом закон «О свободе вероисповедания в странах мира» служит надёжной защитой от правосудия для протестантских религиозно–политических сект и предлогом для вмешательства во внутренние дела других государств. Госдепартамент Соединённых Штатов составляет ежегодные отчёты о свободе вероисповедания в других уголках мира, даже таких отдалённых, как Сомали, Эфиопия, Судан, Бирма. Такие отчеты довольно объёмны, зачастую около 800 страниц, представляет детальное описание положения религиозных свобод в 198 землях и территориях мира, с общей оценкой, что многие правительства игнорируют международные конвенции о свободе вероисповеданий как неотъемлемом человеческом праве. Для более полного контроля над процессом Вашингтон ввёл должность посла США по религиозным свободам.
Особое неприятие американцы высказывают в адрес законов, ограничивающих деятельность ряда миноритарных религиозных групп, к числу которых и относятся протестанты. Посол США по религиозным свободам Джон Ханфорд с тревогой в голосе заявляет о проявлениях антисемитизма, а также враждебности по отношению к католикам и другим неправославным христианским деноминациям. При этом, сколько ни трудись, не найдёшь в Отчёте Госдепа США лестных отзывов о православной церкви Московского патриархата. Она просто игнорируется или же упоминается в негативном контексте. Особо отмечается, что некоторые православные священнослужители отрицательно относятся к любому расширению присутствия католиков, протестантов и других неправославных вероисповеданий, в чём, безусловно, американцы узрели угрозу своему культурно – идеологическому проникновению.
Не остаётся в стороне и Ватикан. Продолжая наступление на земли канонического православия, Святой Престол раскинул разветвлённую сеть католических неправительственных фондов и религиозных орденов по всей Украине. К примеру, католические фонды Кirche in Not (ФРГ), Caritas (Ватикан), Circolo San Pietro, Oasi di San Giuseppe (Италия) оплачивают возведение храмов и образование в престижном «Коллегиум-руссикум» (Ватикан), довольно закрытом учебном заведении, нацеленном на подготовку католических миссионеров для стран постсоветского пространства.
Среди прочих филиалов католических орденов, обосновавшихся на территории Украины, необходимо упомянуть следующие:
1. Молодёжный центр «Дон Боско» Салезианского ордена (Одесса)
Партнёрами салезианцев Одессы выступают:
Салезианский миссионерский волонтариат (Краков)
Салезианский Миссионерский Центр (Варшава)
Католический фонд «Каритас Амброзиана» (Милан)
Приход св. Маурицио в Солбиате Арно (Италия)
Салезианское Общество Воспитания Молодежи (Польша)
Молодежный Центр Дон Боско (Коростышев)
Церковь Пресвитериан (Одесса).
Орден Салезианцев старается занимать активную общественную и религиозную позицию, пребывая в постоянном контакте с братьями – салезианцами из других стран. Так, представители одесских салезианцев планируют принять участие в Международной конференции салезианцев Львове.
2. Мальтийская служба помощи (Львов)
3. Орден капуцинов (Киев).
Орден капуцинов считается одним из наиболее активных, с разветвлённой сетью монастырей Братьев Меньших Капуцинов по всей Украине (Красилов, Староконстантинов, Киев, Днепродзержинск, Днепропетровск, Винница).
4. Орден доминиканцев (Киев).
Кроме того, свои монастыри Орден доминиканцев разместил в Ялте, Фастове, Черткове. Орден доминиканцев тесно связан с польской разведкой ABW, что заставляет усомниться в его исключительно религиозной деятельности.
Отдельно следует упомянуть Opus Dei – организацию, осуществляющую не только миссионерскую деятельность, но и преследующая чисто политические цели. «Опус Деи» является неофициальным центром ватиканских спецслужб, выполняющей важнейшие политические миссии. Для «Опус Деи» характерны закрытый характер и привлечение в свои ряды влиятельных фигур, которые становятся ядром «агентуры влияния» Ватикана. Руководителем российского отделения ордена является священник Хосе-Антонио Сеновилья. На официальном сайте Ордена не содержится информации о филиалах на Украине, однако сайт имеет украиноязычную версию. Непосредственно в состав Ордена входит более 85 тыс. человек, но их официальных списков не существует, членство не афишируется. Официальных финансовых отчетов не существует. Печатный орган Ордена «Хроника» доступен только штатным членам - нумерариям.
Орден интересуется экономическими аспектами развития государства, банковским делом, стремится к участию в государственных органах власти (при формально декларируемой отрешённости от дел мирских), собирает информацию о центрах подготовки экспертов по финансово – экономической проблематике и пр. Главная миссия «Опус Деи», о чём заявляется совершенно открыто - добиться восстановления международного политического веса Ватикана.
Просматривается связь Ордена с ЦРУ, с американскими членами Трехсторонней комиссии и высокопоставленными официальными лицами США (З.Бжезинским, У.Кейси и др., определяющими ход внешней политики Вашингтона). Здесь нелишне напомнить ставшую знаменитой фразу З. Бжезинского: «После развала СССР нашим главным врагом будет православие».
«Опус Деи» контролирует некоторые университеты и финансовые школы: Институт изучения религии и свободы им. Эктона (США), Международная академия философии (Лихтенштейн). Среди апологетов Opus Dei – некоторые чиновники из администрации французского президента Н. Саркози. Ослабление позиций Русской Православной Церкви - в самой России и на Украине – Орден обеспечивает при расположении Бенедикта ХVI.
В наше время, когда политический консенсус европейских элит и Ватикана приобретает всё более чёткие очертания, представители «Опус Деи» все активнее внедряются в международные организации и в первую очередь в институты ЕС, где своё лобби из числа непосвящённых именуют «святыми мирянами».
Не остаётся Ватикан в стороне от межправославной проблематики. Назревает противостояние по линии Константинополь – зарубежные епархии в связи с непрекращающимися попытками Константинополя подчинить зарубежные епархии Православной церкви. Предстоятель Православной Церкви в Америке митрополит Иона выступил с критикой предложения подчинить так называемые Церкви диаспоры Константинопольскому Патриархату. Речь идет об идее объединить православных христиан Америки, которые сейчас находятся в подчинении самых разных юрисдикций, под рукой Константинополя. Тогда православные приходы Сев. Америки будут подчинены зарубежному Патриархату, к которому перейдут все полномочия в принятии важных церковных решений.
Глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископ Волоколамский Илларион обозначил несогласие со стремлением Константинопольского патриархата управлять всеми церковными общинами в православной диаспоре, считая это одним из основных вызовов в межправославных отношениях, которая связана с претензиями Константинопольского Патриархата какую-то особую роль в Православной Церкви.
По мнению Иллариона, Православной Церкви хотят навязать модель, которая существует в Католической церкви, - максимально централизованной церковной власти во главе с одним епископом как главой Вселенской церкви.
Непрекращающиеся попытки закрепиться на землях, не относящихся к «каноническим территориям» католической церкви толкают Папский совет по продвижение христианства на поиск контактов с представителями иных конфессий, особенно с Православной церковью. Этим объясняется активизация католических миссионеров на Украине, особенно на западе страны, где католические епархии управляются поляками.
Ватикан принимает новую стратегию, где Православная церковь рассматривается не как церковь, а как субъект мировой политики. Эта новая стратегия международной политической борьбы и смены конфронтационной модели «Запад—Восток» на модель втягивания Востока в диалог по правилам атлантистского Запада. При этом Украина зажата между «латинской» Галицией и крымскими татарами - магометанами, поощряемыми из Львова и Стамбула, что является продолжением политики США по вытеснению ЧФ РФ из Крыма.
Параллельно Ватикан поддерживает устремления Румынской православной церкви закрепиться на «канонической территории» Русского православия с целью ослабления позиций Московского патриархата. Пресс-секретарь Румынского патриархата Костел Стойка признал факт ухудшения отношений между Московским и Румынским патриархатами, в связи с проникновением Румынской церкви на территорию Молдавии и Украины.
Ватикан проявляет осторожную заинтересованность в укреплении УПЦ КП на канонической территории Русского Православия, справедливо рассматривая Филарета как человека, ослабляющего некогда монолитное православное пространство.
Несомненно, все факты свидетельствуют о чётко выверенной и чётко очерченной политике Ватикана на постсоветских землях. С учётом взаимной заинтересованности США, Британии, Польши и др. стран с одной стороны, и Святого Престола с другой, в ослаблении канонического православия на территории Украины, можно считать доказанной негласную поддержку со стороны понтифика действий Румынской церкви, УАПЦ и протестантских сект. Все меры, принимаемые Московским патриархатом, неизменно будут натыкаться на яростное противодействие католического клира при явном соучастии руководства западных стран, поэтому население Украины должно осознать духовную угрозу, скрывающуюся за сладкими речами западных проповедников.