По трудам Ивана Александровича Ильина
Каждый народ в историческом процессе создает свою национальную культуру, аккумулирующую вековую мудрость, духовные и нравственные ценности. И очень важно, чтобы эти созданные и накопленные богатства не оставались в прошлом, но постоянно питали новые подрастающие поколения. Трагедия русской истории новейшего времени заключается в том, что богатейшая духовная и культурная жизнь начала ХХ века, получившая название «Серебряного века», была прервана губительным революционным вихрем и осталась неизвестной народу.
И вряд ли сегодня многое говорят большинству наших соотечественников имена В.С.Соловьева, С.Н.Булгакова, Н.А.Бердяева, С.Л.Франка, П.А.Флоренского, Л.П.Карсавина, И.А.Ильина и других великих мыслителей и творцов Серебряного века. А между тем их творчество, их мысли, идеи, заветы по-прежнему актуальны, и наш долг – соединить нашу жизнь, жизнь русских людей, с русской мыслью, которая волею истории оказалась от нее оторванной. Мы довольно часто говорим о том, что надо осуществлять национально-культурное воспитание наших детей. Но не всегда хорошо представляем себе: а в чем оно заключается? А между тем выдающийся русский философ Иван Александрович Ильин, чей прах был недавно возвращен на родину и перезахоронен в московском Донском монастыре, более семидесяти лет назад уже разработал четкую концепцию национального воспитания русских детей. Давайте посмотрим, насколько сегодня его педагогические мысли актуальны для нас.
Русский мыслитель И.А.Ильин
И.А.Ильин (1883 – 1954) блестяще окончил юридический факультет Московского университета, впоследствии десять лет был его профессором. Большевистскую революцию и власть не принял. Включился в идейную борьбу против нового строя. Шесть раз арестовывался большевиками, был приговорен к смертной казни, но в 1922 году вместе с большой группой выдающихся ученых, философов, историков, литераторов и экономистов был выслан из советской России на так называемом «философском пароходе». Жил и работал в Германии, читал лекции в разных странах. После прихода в Германии к власти нацистов перебрался в Швейцарию. Является автором блестящих работ, вызвавших широкий общественный резонанс в мире.
За границей, наблюдая за некоторыми русскими семьями, стремившимися приспособиться к новым обстоятельствам жизни, к тому, чтобы их дети быстрее адаптировались в обществе, и, порой, забывавшими, что нет, и не может быть человека вне национальной родной культуры, вне родного языка, И.А.Ильин писал: «Человек родится в лоне своей семьи и своего народа; он – их детище; они дают ему первоначальное строение его тела, души и духа; стряхнуть все это с себя не в его власти». Он подчеркивал, что «иметь родную нацию есть поистине счастье, а утратить с нею связь, есть великое горе», что «человеку подобает блюсти на всех путях достоинство своего народа, гордиться его признанием, его величием и его успехами». Другое дело, если семья или сам человек откажутся «культивировать в себе духовную высоту своего семейного и национального начала»; но в таком случае вместо культурных высот они предпочтут «элементарную животную низину». «Национальное обезличение есть великая беда и опасность в жизни человека.… С ним необходимо бороться настойчиво и вдохновенно. И вести эту борьбу необходимо с детства».
«Бороться с национальным обезличиванием наших детей», - продолжает мыслитель – это значит сделать так, чтобы «дети молились и думали русскими словами; чтобы они почуяли в себе кровь и дух своих русских предков и приняли бы любовью и волею – всю историю, судьбу путь и призвание своего народа; чтобы их душа отзывалась трепетом и умилением на дела и слова русских святых, героев, гениев и вождей. Получив в дошкольном возрасте такой духовный заряд и имея в своей семье живой очаг таких настроений, русские дети, где бы они ни находились, развернутся в настоящих и верных русских людей».
Роль родного языка
По верному и справедливому утверждению И.А.Ильина, «русский народ не имеет оснований жаловаться на духовную нищету и побираться по чужим культурам». Русский народ в своей истории создал истинные сокровища культуры, которыми следует обогащать наших детей. И первым из них является русский язык.
«Язык вмещает в себе таинственным и сосредоточенным образом всю душу, все прошлое, весь духовный уклад и все творческие замыслы народа. Все это ребенок должен получить вместе с молоком матери», чтобы пробуждение его личности, формирование сознания и самосознания совершилось на родном языке. Поэтому, считает мыслитель (и, кстати, его выводы опираются на богатый фактический опыт изучения русской эмиграции в разных странах), «не следует учить ребенка чужим языкам до тех пор, пока он не заговорит связно и бегло» на своем родном, национальном языке. «Это относится и к чтению: пока ребенок не зачитает бегло на родном языке, не следует учить его никакому иному чтению».
Любой работающий в школе педагог скажет, что в последние годы у многих детей наблюдаются серьезные затруднения с чтением: даже в 5 – 6 классах немало учеников читают чуть ли не по складам. Не результат ли это «раннего» изучения государственного и иностранных языков, когда в начальной школе, еще не научившись как следует читать и писать на родном языке, наши дети уже должны уметь читать и писать на других языках?! Реформаторы системы образования преподносят эти новации и внедрение «двуязычия» как яркие достижения в педагогике; школы наперебой рекламируют «раннее изучение языков» в качестве броской приманки для родительского тщеславия, в то время как на самом-то деле эти новшества затрудняют нормальный процесс развития ребенка. Надо воспитывать нравственного, умного, образованного ребенка, облегчать ему процесс усвоения богатств мировой и национальной культуры, а не усложнять его искусственными трудностями.
Кстати, И.А.Ильин подчеркивал, что и «в дальнейшем в семье должен царить культ родного языка: все основные семейные события, праздники, большие обмены мнений – должны протекать по-русски». Было бы очень хорошо, если бы в семьях происходило чтение вслух «русских классиков, по очереди всеми членами семьи хотя бы понемногу…». Существенны и ненавязчивые «семейные беседы о преимуществах родного языка – о его богатстве, благозвучии, выразительности, творческой неисчерпаемости, точности и т.д.». Разумеется, все это возможно при условии, что сами родители достаточно образованы и культурны, и их словарный запас отличается от словаря известного персонажа романа И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев» людоедки Эллочки. К сожалению, зачастую и взрослые обладают убогим словарным багажом. За вычетом нецензурной лексики в их речи насчитывается всего несколько слов: «типа», «короче», «ну, этот…», «блин», «круто», «гламурный», с помощью которых они, естественно, выражают очень несложные мысли. А ведь они – родители. Чего же мы хотим от детей?!
Роль русской культуры
Далее. «Как только ребенок начнет говорить и читать, так классические национальные поэты должны дать ему первую радость стиха и постепенно раскрыть ему все свои сокровища», – пишет И.А.Ильин. «Сначала пусть слушает; потом пусть читает сам, учит наизусть, пытается декламировать – искренно, прочувствованно и осмысленно. Русский народ имеет единственную в своем роде поэзию, где мудрость облекается в прекрасные образы, а образы становятся звучащей музыкой… И русский человек, с детства влюбившийся в русский стих, – никогда не денационализируется».
«Ребенок, – пишет И.А. Ильин, – должен слышать русскую песню еще в колыбели. Пение несет ему первый душевный вздох и первый духовный стон: они должны быть русскими». И это не красивая мечта или фантазия: «ребенок должен бессознательно усваивать русский строй чувств и особенно духовных чувствований». Песня научит его первому одухотворению, песня даст ему ощущение душевного счастья. «Русская песня глубока как человеческое страдание; искренна, как молитва, сладостна, как любовь и утешение». И я надеюсь, что многие современные молодые мамы и бабушки еще не настолько испорчены низкопробной эстрадой, чтобы полностью забыть истинно русские песни, и могут дать эти эмоции счастья своим детям. Опыт же работы русских школ показывает, что и в наше время «культуры клипа» школьные фольклорные кружки и ансамбли привлекают к себе детей, которые с воодушевлением и упоением исполняют в них русские народные песни, даже если они не слышат их дома, в семье.
«Национальное воспитание неполно без национальной сказки». «Сказка будит и пленяет мечту ребенка. Она дает ему первое чувство героического; она учит его мужеству и верности; она учит его созерцать сложность мира, отличие “правды и кривды”». В сказках выкристаллизовался многовековой опыт народной мудрости, требующий разгадки и расшифровки. Поэтому полноценная русская сказка не только учит думать, мыслить, делать выбор между добром и злом, поступать по совести – она неприметно оказывает очень важное положительное действие на подсознание ребенка. Сказка выполняет очень важную воспитательную миссию. Поэтому она должна быть родной. «Ребенок, никогда не мечтавший в сказках своего народа», по словам мыслителя, много теряет в своем нравственном и умственном развитии.
Роль истории русского народа
«Русский ребенок, – пишет далее И.А.Ильин, – должен с самого начала почувствовать и понять, что он славянин, сын великого русского народа, имеющего за собой величавую и трагическую историю, перенесшего великие страдания и крушения и выходившего из них не раз к подъему и расцвету». Добавим к этому: сын народа, создавшего великую богатейшую культуру, украсившую все человечество. «Необходимо пробудить в ребенке уверенность, что история русского народа есть живая сокровищница, источник живого научения, мудрости и силы». В душе ребенка необходимо открыть простор отечественной истории, «чтобы сердце его полюбило все события русской истории… Мы должны прочувствовать окрыленные слова Пушкина: “Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие”». Философ приводит и другие слова великого русского поэта: «Клянусь вам моею честью, что я ни за что на свете не согласился бы ни переменить родину, ни иметь другую историю, чем история наших предков, какую нам послал Господь». Я думаю, что эти слова великого Пушкина могут и должны послужить примером для «колеблющихся» родителей, которые порой не понимают, кем следует воспитывать своих детей.
Мне уже неоднократно приходилось говорить и писать о том, что в русских школах Литвы должна изучаться русская – Отечественная – история. Это – залог формирования не только национального самосознания наших детей, но и залог их самоуважения. Зная о великих творческих делах своих предков, своего народа, наши дети будут непосредственно ощущать причастность к богатейшей русской культуре, гордо осознавать себя русскими. Ибо, по выражению И.А.Ильина, «история учит духовному преемству и сыновней верности».
Очень важно знакомить ребенка с жизнью великих русских святых и героев. На примерах их жизни формируется личность человека, его нравственные ориентиры. «Чем раньше и чем глубже воображение ребенка будет пленено живыми образами национальной святости и национальной доблести, тем лучше для него, – писал И.А.Ильин. – Образы святости – пробудят его совесть, а русскость святого вызовет в нем чувство соучастия в святых делах, чувство приобщенности, отождествления…» К сожалению, наши дети практически ничего не знают или знают недопустимо мало о святом князе Владимире и о княгине Ольге, о святых Борисе и Глебе, князе Александре Невском, о преподобном Сергии Радонежском, Дмитрии Донском, Александре Пересвете или Серафиме Саровском, о других русских подвижниках и героях. Зато они излишне хорошо знают о «подвигах» человека-паука, Бэтмана, Симпсона, Фреди Крюгера и прочих голливудских чудо-героев. Беда только в том, что польза и нравственная значимость этого знания очень уж сомнительны…
Значение Православия
И, наконец. Если семья стремится воспитать честного, порядочного, доброго и нравственного человека, то, конечно, она должна приобщать ребенка к высоким ценностям православного христианства. А для этого, прежде всего, нужно научить его молитве. «Молитва есть сосредоточенная и страстная обращенность души к Богу. Каждый народ совершает это обращение по-своему», самобытно. «И эту самобытную молитву надо вдохнуть ребенку с первых лет жизни». «Молитва даст ему духовную гармонию; пусть он переживет ее по-русски. Молитва даст ему источник духовной силы – русской силы. Молитва научит его сосредоточивать чувство и волю на совершенном…»
Человек, воспитываемый в лоне родной, отечественной культуры, лучше будет понимать и уважать культуру других народов. Ибо, по мнению И.А.Ильина, «только со своей родной горы человек может увидеть далекие чужие горы. Постигнуть дух других народов может только тот, кто утвердил себя в духе своего народа». «Чтобы брататься, надо прежде всего быть…самим собою. Чтобы духовно брататься, надо не стыдиться своего национального бытия, а нести его с горделивым духовным достоинством». И, наоборот, считает И.А.Ильин, – отказывающийся от своего национального лица человек «не восходит на какую-то высшую ступень, а нисходит в духовное небытие: ему предстоит…исчезновение с арены истории».
***
Мне – педагогу – иногда приходится слышать от родителей учеников произносимые оправдывающимся тоном аргументы: «…ведь наши дети родились здесь, здесь им жить, поэтому…» Но дело-то в том, что никакого «поэтому» из этих оправданий не вытекает! Место рождения и место жительства человека вовсе не означает, что он должен утратить свою национальность, заменить ее другой, проще говоря, – ассимилироваться. Не важно, где человек родился, важно, кт? он в своей культурной сущности. А сущность эта всегда национальна. Русский, родившийся в Литве, и воспитанный в духе своей родной культуры, остается русским. Литовец, родившийся в Китае, не становится от этого китайцем. Лошадь, родившаяся в коровьем хлеву, не будет от этого коровой. Предостерегая соотечественников от ассимиляции в любой форме и среде, И.А.Ильин говорил о том, что лишенный своей родной национальности человек превращается в тип бездуховного существа, «который забыл свой родной язык и дух и не научился никакому чужому… духу, и живет в виде некоего интернационалистического “Тарзана”».
Более полувека прошло с того времени, когда великим русским мыслителем Иваном Ильиным были изложены эти принципы национального воспитания детей в русских семьях. Судите сами: насколько они сохранили актуальность в наши дни. Решайте сами: хотите ли вы видеть своих детей потомками и продолжателями творческого наследия преподобного Андрея Рублева, М.В.Ломоносова, А.С.Пушкина, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, Анны Ахматовой и других светочей русской культуры, или безнациональными «Спайдермэнами» и «Тарзанами».
P.S. Все, о чем мы здесь говорили, возможно лишь при соединении усилий семьи, детских садов и школы. Огромна роль семьи, которую не заменит школа. Поэтому советы И.А.Ильина должны, в первую очередь, принять, усвоить и осуществлять родители. Но что не может или не умеет сделать современная семья, то должны возместить дошкольные учреждения и школа. Только общими силами можно вести правильное национальное воспитание наших детей.
Андрей Фомин
Литовская Епархия