Э. Джентиле. Муссолини против Ленина.

Автор: И. Е. Эман

WVhR

Монография итальянского историка Эудженио Джентиле (GENTILE E. Mussolini contro Lenin. – Bari; Roma: Laterza, 2017. – VI, 262 p.) не является, строго говоря, сравнительными биографиями двух личностей, определивших направление развития XX в.: Ленина и Муссолини. Автор показывает, какими путями каждый из них шел к достижению своих целей: свершению Октябрьской революции и построению социалистической модели в Советской России (Ленин) и свершению фашистской революции и построению фашистского режима в Италии (Муссолини). Оба будущих вождя начинали свой путь как марксисты и революционеры. На взгляд Джентиле, и Ленин и Муссолини шли параллельными путями, создавая новые мифологемы, «новых идолов» двух совершенно противоположных, антагонистических друг другу режимов. Однако, настаивает историк, их приход к власти совершался «при помощи схожих транспортных средств» (с. 226).

Муссолини было шесть лет, когда 19-летний Владимир Ульянов решил посвятить свою жизнь подготовке пролетарской революции и свержению царского режима. Джентиле резонно полагает, что до определенного периода нельзя проводить какие-либо параллели как между Россией и Италией, так и между Лениным и Муссолини, относительно их социального происхождения, семейного уклада, образования, а также начала их революционного пути.

Муссолини родился в селении Довиа провинции Форли в семье кузнеца, выходца из крестьянской семьи, 29 июля 1883 г. Отец Муссолини нигде не учился, но писал статьи в различные социалистические журналы, принимал активное участие в политической борьбе местных организаций трудящихся, был атеистом. Мать Муссолини была набожной католичкой, учительницей начальной школы. Однако своего первенца она назвала Бенито Амилькаре Андреа: Бенито - в честь мексиканского революционера Бенито Хуареса, Амилькаре - в честь анархиста, гарибальдийца, участника Парижской Коммуны Амилькаре Чиприани, Андреа - в честь первого итальянского депутата-социалиста Андреа Коста.

Когда Бенито было девять лет, родители отослали его учиться в салезианский монастырь, где будущий дуче испытал на себе, что такое социальное разделение между богатыми и бедными: он должен был в трапезной сидеть за столом среди бедных воспитанников, еда которых была хуже. В июле 1901 г., получив диплом преподавателя и не найдя подходящей, как он считал, работы в Италии, Муссолини эмигрирует в Швейцарию. В политике Бенито пошел по пути отца, посещал местные секции соцпартии, принимал участи в митингах, организовывал студенческие протесты.

С этого времени, на взгляд Джентиле, уже можно просматривать некое параллельное движение двух будущих вождей по пути марксистов-революционеров, несмотря на все их различия. Сознание будущего вождя пролетариата формировалось под влиянием рационалистических идей ХVШ в. и критических теоретических систем социалистической мысли, сознание же будущего вождя фашистов сформировалось в культурной среде начала ХХ в., под воздействием теорий иррационализма и концепции сверхчеловека (Джентиле замечает, что Ленин также испытал на себе притягательность идей Фридриха Ницше).

Вслед за исследователями биографий Ленина и Муссолини, Джентиле ставит вопрос, могли ли герои его книги встречаться в Швейцарии. Вопрос правомерен, поскольку оба в начале 1904 г. жили в Женеве. Ленин приехал туда годом раньше, потом уехал в Лондон на II съезд РСДРП и вернулся в Женеву в январе 1904 г. Муссолини приехал в Женеву 30 января после того, как в течение двух лет, по сути дела, скитался по различных кантонам Швейцарии, движимый не столько поиском работы, сколько духом авантюризма. Он уже три года как состоял в рядах Итальянской социалистической партии, в ее швейцарской конфедерации, занимался журналистской, а также пропагандистской работой среди итальянских рабочих-эмигрантов.

В Женеве обычным местом встречи русских и других эмигрантов-социалистов из стран Европы была пивная «Хандверк». Кроме того, Муссолини часто ходил в Университетскую библиотеку Женевы, которую посещал и Ленин. Между тем биографы Муссолини, писавшие в фашистский период, ссылались на противоречивые высказывания самого дуче о вероятном знакомстве с Лениным, приводя достаточно неубедительные гипотезы о возможности такой встречи.

В биографии Муссолини, опубликованной в 1953 г., говорится, что 18 марта 1904 г., во время празднования дня Парижской Коммуны в Женеве, Муссолини был в «Хандверке», где якобы присутствовал Ленин, который высоко оценил выступление молодого итальянского агитатора. Но в поддержку данной версии не приводится никаких документов. Крупнейший итальянский биограф Муссолини, историк Ренцо Де Феличе, рассмотрев весь возможный комплекс документов, находившихся в его распоряжении, полагает, что подобная встреча была весьма вероятной. Однако Джентиле этот эпизод аргументировано отрицает. Он полагает, что Ленин впервые упомянул имя Муссолини 9 января 1915 г. в статье, осуждающей II Интернационал за оппортунизм, где в качестве примера Ленин привел Итальянскую социалистическую партию (с. 41). Во время пребывания Муссолини в Швейцарии, на его интеллектуальное и политическое развитие в направлении марксизма большое влияние оказала Анжелика Балабанова. Вместе они перевели на итальянский язык книгу К. Каутского «Канун социальной революции» и участвовали в различных социалистических объединениях.

Муссолини (как, впрочем, и Ленин) не считал марксистскую теорию неприкосновенной. В 1911 г. он говорил, что революционеры-социалисты «не были ни теологами, ни священниками, ни святошами марксистского слова» (с. 36). В любой системе, как и в марксизме, есть то, что живет и что умирает. Истинными в марксизме остаются «доктрина экономического детерминизма, теория растущего обнищания, концентрации капитала, теория классовой борьбы и апокалиптическое предвидение конца капитализма». Но Муссолини утверждал, что мысль Маркса остается компасом для пролетарского и социалистического движения. Джентиле настаивает, что Муссолини, как и Ленин, в концепции революционной партии примат оставлял за революционным сознанием, революционная партия должна быть авангардом и руководящей силой пролетариата.
В возрасте 31 года Муссолини переезжает в Милан, поскольку исполком Итальянской социалистической партии (ИСП) в 1912 г. принял решение назначить его главным редактором органа социалистической партии газеты «Аванти!». До 1914 г. Муссолини был одним из руководителей итальянской соцпартии. Джентиле приводит данные, что в этот период членство в ИСП выросло с 28 тыс. в 1912 г. до 50 тыс. в 1914 г. Тираж газеты «Аванти!» увеличился с 34 тыс. в 1912 г. до 60 тыс. в 1914 г. В этот же период 44-летний Ленин жил недалеко от Кракова, был руководителем партии большевиков, которая, однако, насчитывала 271 активист по всей России. Огромной массе крестьян и рабочих имя Ленина еще было незнакомо. Тираж газеты «Правда» составлял 40 тыс.

С началом Первой мировой войны Муссолини основал свою газету интервентистского направления (интервентизм - движение за вступление Италии в войну на стороне Антанты. - Реф.), за что был исключен из рядов соцпартии. 14 ноября 1914 г. вышел в свет первый номер газеты «Пополо д'Италия», которую, считает автор, с полным основанием можно считать первенцем зарождающегося фашизма. В начале войны позиции Муссолини и Ленина принципиально расходятся. Для Ленина начавшаяся Первая мировая война являлась войной буржуазной, империалистической, династической, развязанной в целях завоевания новых рынков. Он писал, что, голосуя за военные бюджеты, социалистические партии совершают «настоящее предательство социализма». Муссолини, который еще в октябре 1911 г. организовывал забастовки протеста в связи с тем, что правительство Дж. Джолитти отправило в Трипо-литанию и Киренаику войска с целью вытеснить Турцию и доминировать в этом регионе, теперь встал на позиции интервентизма, заявляя, что война явится «революционным ускорителем триумфа свободы».

В течение всего военного периода «Пополо д'Италия» писала о Ленине как об агенте, находящемся на службе у германского правительства, как о предателе России, социализма, свободы народов, за которые боролись, как писала газета, «нации Антанты». Война все эти годы оставалась для Муссолини и его газеты доминирующим мотивом для любой оценки событий, происходивших в России.

Джентиле сравнивает две октябрьские революции: Октябрьскую революцию в России, в результате которой к власти пришла партия большевиков во главе с Лениным, и события октября 1922 г. в Италии: фашистские мятежи по всей Италии, поход фашистов на Рим, и, наконец, 28 октября 1922 г. - приход фашистов к власти -«революцию чернорубашечников». Ленину, пишет Джентиле, в октябре 1917 г. было 47 лет, к этому времени он уже более 20 лет боролся за достижение своей цели - победы социалистической революции в ее марксистском понимании и установлении диктатуры пролетариата, вначале как социал-демократ, а с 1903 г. как большевик.

На приход большевиков к власти в России «Пополо д'Италия» отозвалась 11 ноября 1917 г. потоком сообщений как о государственном перевороте, совершенным большевиками под руководством Германии (с. 124). Газета начала публиковать статьи о России, где слово «хаос» постоянно присутствовало в заголовках. Это были заметки, полученные на основании сообщений известных агентств, а не на основании реально происходивших событий в России. Джентиле отмечает, что статьи в «Пополо д'Италия» касались прежде всего репрессий, которые «крайняя реакционность Ленина» направила как против социалистов-революционеров и меньшевиков, ставших в оппозицию большевистской диктатуре, так и против недовольных и бастующих рабочих и служащих. Режим, установленный большевиками и Лениным, согласно публикациям газеты, был «хуже царского самодержавия» (с. 133-134).

Джентиле отмечает, что единственным голосом, выразившим несогласие с позицией «Пополо д'Италия», был голос Джузеппе Преццолини, который сотрудничал в газете с момента ее основания и который в военный период сократил число своих публикаций. 24 мая 1918 г. он опубликовал передовицу под заглавием «Россия не должна погибнуть». Автор возлагал надежды на Россию, на то, что русский народ имеет в своем потенциале ростки для возрождения, для способности к креативности в политическом и военном отношении. «У России великое будущее», - писал Преццолини (цит. по: с. 138).
В этот период Муссолини выступал защитником западной цивилизации, поскольку «свободу духа не могут подавить диктаторы ленинской казармы как ее не могли подавить капралы прусской казармы», - заявил он 18 февраля 1919 г (цит. по: с. 220). В 1919 г. Муссолини призывал «индивидуумов к анархистскому восстанию против Молоха государства» (с. 222). Но эти призывы не затрагивали итальянскую монархию. Тогда Муссолини еще считал возможным трансформацию итальянской монархии в республику, обеспечивающую максимальные свободы для ее граждан.

Однако затем позиция Муссолини претерпевает радикальное изменение. В начале 1922 г. Муссолини отверг такие понятия, как свобода, индивидуализм, антигосударственность, демократия, призвав к реставрации авторитарного государства, иерархии и дисциплины, он заявил о конце эры свободы и начале эры авторитарности. Он писал: «Если XIX в. был веком революций, то ХХ в. -это век реставраций» (цит. по: с. 222), что означало торжество антидемократического авторитарного государства над индивидуумом. «Век демократии умер в 1919-1920 г. Умер вместе с окончанием мировой войны, встретившись с ужасающим, необходимым и (фатальным военным трофеем из миллионов погибших...» (там же).

Муссолини было 39 лет, когда к власти в Италии пришли фашисты. Он стал фашистским дуче после 10 лет борьбы за социалистическую революцию (в марксистском ее понимании), затем четыре года выступал сторонником интервентистов, последующие два года был сторонником фашизма, встав на антидемократические позиции и возглавив фашистскую партию. Приход к власти Муссолини был быстрым, неожиданным и для большинства непредсказуемым. Прошло всего лишь три года после того, как фашисты в октябре 1919 г. потерпели сокрушительное поражение на выборах в палату депутатов, набрав лишь 5 тыс. голосов (согласно приводимым в книге данным). Их противники, социалисты, получили в 40 раз больше. Немногим более года спустя, на выборах в мае 1921 г., Муссолини набрал уже почти 200 тыс. голосов и был выбран в палату представителей вместе с 38 депутатами, избранными по фашистским спискам (данные Джентиле).

Когда фашисты возглавили руководство правительством, их было не более 39 депутатов, однако Парламент через обе свои палаты большинством проголосовал за доверие правительству. В 1919 г. унитарные социалисты, социалисты-максималисты, коммунисты, республиканцы, депутаты Сардинской партии действия проголосовали решительно против. В 1921 г. доверие парламентариев было получено, несмотря на то, что фашистская партия продолжала осуществлять практику насилия по отношению к действующим партиям, противникам фашизма, как в Парламенте, так и вне его стен.

Став премьер-министром 30 октября 1922 г., Муссолини публично провозгласил свое намерение разрушить либеральное государство и установить фашистское. Ему это успешно удалось сделать благодаря мобилизации вооруженных сквадристов. В историю, пишет Джентиле, вошла еще одна октябрьская революция -революция чернорубашечников. Первой инициативой Муссолини в правительстве в январе 1923 г. стало создание нового верховного органа - Большого фашистского совета. Первым решением совета и правительства Муссолини узаконил вооруженные банды сквад-ристов, которые были трансформированы в вооруженную милицию, возглавляемую Муссолини, для защиты безопасности нации. В состав нового верховного органа входили только фашисты. Муссолини писал в журнале «Джераркиа», что и в России, и в Италии было продемонстрировано, что можно управлять вне, сверх и против всякой либеральной идеологии» (с. 223). 7 июня 1924 г. Муссолини заявил: «Нам посчастливилось жить в эпоху великих исторических экспериментов» (русского и итальянского. -Реф.).

Джентиле показывает, что Муссолини принял новую концепцию антидемократического государства, отнюдь не следуя в русле ленинской идеи диктатуры пролетариата, а руководствуясь конкретным опытом фашистского движения, фашистской партии, создавшей своего рода государство в государстве по всей территории Италии, абсолютно подавляя политических противников режима, прежде всего социалистов и членов партии «Пополяри». Для Джентиле принципиальным отличием в оценке руководителей двух государств является то, что Ленин всегда как бы опережал события, предвосхищал их, поэтому его решения подчас казались непредсказуемо пугающими. Муссолини шел вслед за событиями, события определяли его стратегию. Подтверждение своей мысли историк увидел в полотнах двух художников: советского и итальянского, написавших свои картины в один и тот же период - 1929-1930 гг. На картине Александра Герасимова «Ленин на трибуне» вождь пролетариата изображен на фоне развевающихся знамен, ведущим за собой пролетарские массы. На картине Примо Конти «Первая волна» Муссолини сидит на белом коне среди (но не впереди) отрядов чернорубашечников, движущихся на Рим, раздирающих красного дракона большевизма.

l M

Как только Муссолини пришел к власти, в печати появляются первые сравнения дуче с вождем российского пролетариата. Джентиле отмечает, что первым, кто провел подобную аналогию, был британский интеллектуал и лейборист Гарольд Ф. Ласки. Лидер Итальянской соцпартии Антонио Грамши 1 марта 1924 г. в газете «Ордине Нуово» выступил с критической статьей, в которой он представлял Ленина живым примером революционного вождя, открывшего новый период истории. Муссолини для Грамши никогда не был вождем, даже в бытность того социалистом и революционером, редактором «Аванти!», выступавшим с призывами к революции трудящихся.

В глазах современников, независимо от их оценок, хвалебных либо враждебных, и Ленин, и Муссолини являлись своего рода мистическими фигурами, поскольку были организаторами двух революций и создателями двух режимов, которые, по мнению многих, обнаруживали сходные черты, несмотря на всю противоположность созданных политических систем. На этот факт, начиная с 1921 г., обращали внимание и либералы, как, например, Луиджи Сальваторелли и Джованни Амендола. Они отмечали, что и Ленин, и Муссолини, несмотря на то, что по-разному относились к демократии и парламентской форме правления, осуществляли практику насилия, выступая от лица либо всего пролетариата (Ленин), либо всей нации (Муссолини), осуществили монополию на власть и неограниченный контроль над обществом. Джентиле приводит в пример высказывание Торквато Нанни, друга Муссолини в бытность его социалистом, относящееся к 1924 г., о том, что большевизм и фашизм, если их рассматривать с точки зрения марксиста, «являются противоположными, но не взаимопротивореча-щими друг другу с позиций эволюции капитализма к социализму» (цит. по: с. 230).

Антифашисты-демократы, как, например, основатель партии «Пополяри» сицилийский священник Луиджи Стурцо в своей книге «Италия и фашизм»1 видел точки соприкосновения между двумя вождями в радикализме их программ, в решимости к действию. Они «отрицали всякие права на общественную жизнь за своими политическими противниками» (цит. по: с. 230). Оба режима пошли по пути тоталитаризма и абсолютизма. Фашисты вынудили Стурцо покинуть Италию в 1934 г., он вернулся назад только в 1947 г. Стурцо писал, что и в России, и в Италии имеет место слияние между правительством и правящей партией: в России возникло государство-партия, в Италии - правительство-партия.

Джентиле констатирует, что в российской прессе не было опубликовано материалов по поводу прихода к власти бывшего социалиста и революционера Муссолини. Газета «Пополо д'Италия» опубликовала краткую хронику московских событий за 29 ноября 1922 г. под заголовком «Неудовольствие Москвы. Коммунистический траур по поводу прихода к власти Муссолини» (с. 219). В свою очередь итальянцы не откликнулись на смерть Ленина: в газете только 5 февраля 1924 г. упоминается имя Ленина в связи с известием о смерти Вильсона, случившейся двумя днями ранее (статья вышла без подписи).

И. Е. Эман

Журнал: Социальные и гуманитарные науки.
Отечественная и зарубежная литература.

Сер. 5, История: Реферативный журнал