Украинцы, проживающие на Кубани, довольно быстро и добровольно ассимилировались. Этот процесс постепенно «набирал обороты» в последней четверти XIX - первой четверти XX вв. и резко ускорился после свертывания украинизации в конце 1932 г. и вследствие миграционных процессов. Кубанский диалект сохранил некоторые элементы украинского языка, но стал неотъемлемой частью русского. Подавляющее большинство коренных жителей Кубани в 1939 г. во время Всесоюзной переписи населения заявило об устойчивом русском самосознании [1]. Большую роль в быстрой трансформации этничности многих кубанских украинцев сыграл давний и высокий уровень обрусения, например восприятие русского языка как родного. Украинцы, сохранившие идентичность, вступили в «диаспорный» период своего этнического бытования [2].
В настоящее время украинцы - третья по численности этническая группа региона. (В советский период была второй.) Продолжает свое развитие украинская культура, создаются украинские национальные организации.
Литература этого периода, посвященная исторической жизни украинцев Кубани, немногочисленна. Однако изучение вопроса украинцев на Кубани можно вести с опорой на ряд профессиональных исследований. Особого внимания заслуживают работы по этнодемографии украинцев этого периода, написанные В.Н. Ракачевым [3]. Также демографические аспекты истории украинцев Кубани в контексте этнополитики рассматривал в своей монографии С.Я. Сущий [4]. Литературная деятельность кубанских украинцев второй половины XX столетия, ее связь с более ранним периодом отражены в работах В.К. Чумаченко [5]. Особого внимания заслуживают статьи о жизни современных украинских диаспор Юга России, написанные Т.П. Хлыниной [6].
В постсоветский период в среде украинцев Кубани продолжаются ассимиляционные процессы. Численность украинцев в 2002 г. составляла131 774 - 2,57 % от всего населения. Хотя высказывалось мнение, что в действительности в 2002 г. численность украинцев на Кубани достигала 300 тыс. чел. С 1989 по 2002 гг. численность украинцев снова сократилась на 27 % [7]. Количество украинцев-горожан несколько снизилось по сравнению с 1989 г. и составило 57,7 % [8]. Нарастает преобладание женщин. В 2002 г. среди украинцев их стало 57,1 %, тогда как мужчин осталось только 42,9 %. В 2010 г. украинцев было 83 746 - 1,60 % от всего населения [9].
Численность украинцев продолжает падать. В последней четверти XX в. доля кубанских украинцев, владеющих украинским языком, не превысила половины, тогда как доля владеющих русским языком составила 99,89 %. Всего, по данным на 2002 г., доля владеющих украинским языком составляет 1,55 % [10]. Украинцы составляют 5,8 % от числа мигрантов, приехавших на Кубань в 1996-1999-е гг. Более 60 % украинцев приехали с Украины [11].
Для представителей украинского этноса, проживающих на территории Кубани, характерны такие признаки, как низкая степень сплоченности и русифицированность молодого поколения. Многие люди с украинскими корнями на Кубани идентифицируют себя либо как русских, либо как принадлежащих к казачеству. Причем на первое место по важности ставится принадлежность к казачеству наряду с местом рождения и районом проживания [12].
Старейшая общественная организация украинцев Кубани - «Общество украинской культуры Кубани», позднее - «Общество украинцев Кубани» [13]. Его основателем стал уроженец Украины Н.Г. Сергиенко (приезжий с Украины). Много лет по его инициативе в Краснодаре проходит конкурс на лучшее чтение стихов Т.Г. Шевченко, возрождается искусство игры на бандуре, организовывается обучение школьников Кубани в образовательных учреждениях Украины. В 2007 г. в рамках кампании организации был отреставрирован памятник Т.Г. Шевченко [14].
«Украинская диаспора "Содружество"» действует на территории края с ноября 2006 г., своей основной целью ставя оказание помощи разного рода украинским трудовым мигрантам -юридической и медицинской. Диаспора в середине 2000-х активно сотрудничала с содружеством «Кубань - Украина» в проведении научно-культурных мероприятий. В свое время «Содружество» строило обширные планы практического характера, например строительство отдельных домов, школ и церквей (!) для приезжающих с Украины украинцев. Организация была создана приезжими с Украины, которые преимущественно и составили ее членство [15].
Содружество «Кубань - Украина» было организовано в 2006 г. В числе основных направлений деятельности организации - наука и культура. В 2000-е гг. с содружеством тесно взаимодействовали Российско-Украинский научно-исследовательский центр и Кубанский филиал Донецкого отделения «Наукового Товариства им. Т.Г. Шевченко». По отношению к последнему содружество выполняет функцию реализации совместно разрабатываемых проектов. Так, например, вышло несколько выпусков сборника «Кубань - Украина». Большую роль в деятельности этого общества играет педагог И.М. Скибицкая, которая ранее была активисткой польского общества [16].
В связи с научной составляющей кубанского украинофильства особого внимания заслуживают работы В.К. Чумаченко по истории украинской литературы Кубани, основанные на мощной источниковой базе, включающие документы не только украинских и российских архивов, но и архивов дальнего зарубежья. В них исследователь, наряду с литературоведческими проблемами, затронул многие аспекты этнополитического контекста культурной жизни [17].
Значительная часть «украинской» деятельности осуществлялась исключительно в интер-нет-пространстве. Так, А.М. Авраменко (историк, приезжий с Украины) пытался педалировать якобы имевшее место ущемление прав украинцев на Кубани. Но подобные высказывания историка никого не заинтересовали [18].
В самом начале 1990-х гг. в краснодарском Доме книги открылся отдел национальной литературы (украинской, адыгейской и армянской). Просуществовал он до гайдаровских реформ и финансово прогорел, как и вся книгоиздательская и книготорговая отрасли того времени: бешеная инфляция сделала их нерентабельными [19].
Что касается украиноязычной прессы, то с начала 1996 до 2007 гг. выходила газета «Виснык» самиздатовского типа (до 2005 г. вышло 44 номера). В газете печатались сообщения о мероприятиях, проводимых украинофилами, анонсы и отчеты [20], а также интересные исторические и литературоведческие заметки, такие как статьи к юбилеям украинских писателей конца XIX - начала XX в. преимущественно авторства В.К. Чумаченко [21]. Помещались и сообщения об украинских ученых, общественных деятелях, например о С.В. Петлюре. Публиковались архивные документы о жизни и деятельности кубанских украинофилов конца XIX - начала XX вв. [22], а также архивные материалы по украинизации Кубани, системы образования [23]. В первой половине 1990-х гг. выпускалось украиноязычное приложение к газете «Вольная Кубань». В тот же период издавалась газета «Казацкое слово» [24]. Она была самиздатовской, выпускалась крайне небрежно и на очень плохой бумаге. Ее редакция исходила из идей одновременно казачьего и украинского национализма, резко высказывалась по поводу «Российской империи» разных периодов, призывала ориентироваться на получившую независимость Украину [25]. Газетой издавались некоторые исторические документы, например «Положение об управлении Кубанским краем» [26].
Украинская музыкальная культура широко представлена в Кубанском казачьем хоре под руководством В.Г. Захарченко. Под эгидой Кубанского казачьего хора организовано преподавание украинского языка в школе имени В.Г. Захарченко. Эта школа - крупнейший на Кубани центр обучения игре на бандуре. Кубанский казачий хор проводит наиболее серьезные и значимые мероприятия, на которых звучат украинские песни и музыка [27], такие как фестиваль «Кубанский казачок». Например, на XXI фестивале «Кубанский казачок» в составе коллектива «Мрия» выступали бандуристы из станицы Северская [28]. Наряду с собственно украинскими элементами традиционной и профессиональной культуры изучаются и воспроизводятся элементы украинской народной культуры как составная часть общекубанской восточнославянской народной культуры. Этим занимается этнокультурное общество «Скрыня саратовской казачки» из станицы Саратовской [29].
По мнению известного этномузыковеда С.А. Жигановой, коренные украинские элементы кубанской музыкальной культуры очень часто неотделимы от великорусских и сугубо местных вариантов, с которыми они сливаются в единую местную кубанскую традицию, нередко трансформируясь. Сугубо украинские проявления в кубанской музыкальной культуре чаще всего привнесены с Украины профессиональными специалистами.
Украинские национальные организации гораздо менее активны на Кубани, чем в соседней Ростовской области, которая имеет протяженную границу с Украиной, активные экономические и культурные контакты [30].
Основной профиль деятельности украинских организаций Кубани - проведение культурных и отчасти научных мероприятий «для своих»: членов обществ и интересующихся украинской тематикой. Масштабные планы практических мероприятий «Украинской диаспоры "Содружество"» в жизнь не воплотились. Приезжие украинцы не проявили особого желания жить отдельно от местных жителей. Некоторые из них вернулись на Украину. Пережив пик в середине нулевых, стала менее активной деятельность «Общества украинцев Кубани». Содружество «Кубань -Украина» остается наиболее активной организацией. Она имеет при себе одноименное акционерное общество, целью деятельности которого объявлена книжная торговля. Научно-практическая конференция «Кубань - Украина» - наиболее регулярное и заметное мероприятие кубанских украинофилов [31]. Имеют место и межрегиональные связи между украински ориентированными интеллектуалами. Например, с кубанцами активно контактирует ученый и украинский активист из Уфы Д.А. Черниенко.
Как уже было сказано, украинские организации предпочитают осуществлять свою деятельность на пространстве интернета, нежели в реальном мире. На сайте содружества «Кубань -Украина» можно найти перечень работ нескольких дореволюционных исследователей, календарь памятных дат истории и культуры Украины, объявления о продаже книг, информационное письмо о проведении конференции «Кубань - Украина: вопросы историко-культурного взаимодействия». Объявлений о каких-либо других мероприятиях и вообще серьезной активности на сайте не наблюдается [32].
Гораздо более развитый и занимательный сайт - «Просв^а», где можно найти как материалы по истории украинцев Кубани, так и статьи о злободневных событиях на Украине, об истории русско-украинских отношений. Зачастую эти статьи весьма тенденциозны и радикальны. Наиболее интересный раздел сайта - «Библютека», в котором находятся разнообразные научные, художественные, публицистические произведения, имеющие отношение к украинцам Кубани. Некоторые из них - весьма ценные источники для изучения вопроса [33].
Материалы содружества «Кубань - Украина» и других украинских организаций Кубани иногда публикуются на таких украинофильских ресурсах, как сайт «Кобза» [34].
В настоящее время отдельной зарегистрированной организации «Наукового Товариства им. Т.Г. Шевченко» или филиала донецкой организации на Кубани нет. Несколько ученых состоят в НТШ в индивидуальном порядке [35].
Украинцы Кубани в целом переживают общий процесс добровольной интеграции с русским народом представителей других восточнославянских народов, который характерен для всей территории Юга России. Быстро сокращается число представителей «культурного ядра» украинской диаспоры, то есть носителей украинского языка и традиций [36]. При этом представители украинских организаций на Кубани в большей степени близки к интеллектуально-художественной субкультуре, чем к этнической диаспоре [37]. В данном случае под диаспорой подразумевается не просто некоторое количество представителей некоего этноса на данной территории, а система этнической самоорганизации данного этноса, направленная на его сохранение на данной территории [38]. У украинцев Кубани она отсутствует. Это проявляется и в отрыве «активистов» от основной массы кубанских украинцев, и в узости перечня видов деятельности, которыми занимаются первые.
Прямой преемственности между кубанским украинофильством конца XIX - начала XX вв. и украинофильством второй половины XX - начала XXI вв. не прослеживается. Преемственность украинской культуры на Кубани обеспечивают культурные организаторы и деятели, например Кубанский казачий хор под управлением В.Г. Захарченко. В определенном смысле роль временного посредничества выполняют научные труды В.К. Чумаченко, А.И Фединой, Т.Ю. Фединой [39]. При этом украинская культура на Кубани активно функционирует в отрыве от украинской идентичности и самосознания, которое преимущественно является этнически русским и региональным кубанским. Безусловной является ориентация на российскую гражданскую идентичность.
Украинское национальное движение на Кубани, как это сложилось исторически, представлено достаточно узким кругом представителей интеллигенции, преимущественно выходцев с Украины. Украинские активисты практически не связаны с основной массой кубанских украинцев. Они гораздо сильнее интегрированы в национально ориентированную интеллигенцию в самой Украине, украинские национальные организации других регионов Российской Федерации.
Васильев Игорь Юрьевич
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник
Научно-исследовательского центра традиционной культуры ГБНТУ «Кубанский казачий хор»
Журнал "Теория и практика общественного развития" 2014
Ссылки:
1. Ракачев В.Н., Ракачева Я.В. Народонаселение Кубани в XX веке. Историко-демографическое исследование. 19301950-е годы. Краснодар, 2007. Т. 2. С. 226-227.
2. Сущий С.Я. Украинцы Юга России. Демографическая история одного регионального сообщества. Ростов н/Д., 2013. С. 72-73.
3. Ракачев В.Н. Этнодемографические процессы на Кубани в XX веке. Краснодар, 2002 ; Ракачев В.Н., Ракачева Я.В. Указ. соч.
4. Сущий С.Я. Указ. соч.
5. Чумаченко В.К. Неизданный поэтический сборник И. Чередниченко «Пюня з-над Кубан» // Четвертые кубанские литературно-исторические чтения. Краснодар, 2003.
6. Хлынина Т.П. Поймут ли славяне славян: о некоторых моментах изучения украинской диаспоры Кубани и Ростовской области // Проблемы новистики и исторического славяноведения (памяти Сергея Вадимовича Павловского). Краснодар, 2010 ; Хлынина Т.П., Курбат Т.Г. «В этой истории я чуть имею, как говорят, корни»: практика институционализации украинской диаспоры Ростовской области и ее особенности // Украинцы Юга России. Проблемы истории, культуры, социально-экономического развития. Ростов н/Д., 2013.
7. Данные переписи населения [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: www.gks.ru (дата обращения: 12.05.2013).
8. Ракачев В.Н. Украинцы на Кубани: особенности демографической истории // Кубань - Украина. Вопросы историкокультурного взаимодействия. Краснодар, 2006. С. 54.
9. Там же.
10. Там же. С. 55.
11. Там же. С. 54.
12. Там же. С. 56.
13. Ракачев В.Н. Этнодемографические процессы на Кубани в XX веке. С. 84, 86.
14. Ракачев В.Н. Украинцы на Кубани: особенности демографической истории. С. 55.
15. Украинцы // Кубань многонациональная : этногр. слов.-справ. Краснодар, 2007. С. 161.
16. Там же. С. 162.
17. Попов Э. Украинские НПО Юга России: преодолеть оранжевый синдром [Электронный ресурс]. URL: http://oko-planet.su (дата обращения: 06.12.2013).
18. Чумаченко В.К. Украинская литературная традиция Кубанского казачества // Кубанское казачество: проблемы истории и возрождения. Краснодар, 1992 ; Чумаченко В.К. К истории первого украинского книжного магазина на Кубани // Историческая мысль Кубани на пороге тысячелетия. Краснодар, 2000 ; В. Ч. Памяти Дмитра Нитченко // Родная Кубань. 1999. № 4.
19. Хлынина Т.П. Указ. соч. С. 14-141.
20. Грушевский Д.В. Кубано-украинские книжные связи на имперском, советском и постсоветском пространстве // Кубань -Украина: вопросы историко-культурного взаимодействия. Краснодар ; Киев, 2011. Вып. 5. С. 86.
21. Телелейко Т. Живi струни Украни // Вюник. 2001. № 3. С. 3.
22. Чумаченко В.В Мова (Лиманський) - шевченкознавець // Вюник. 1998. № 1. С. 1 ; Чумаченко В.К. Редкое фото // Вюник. 2001. № 2. С. 6.
23. Чумаченко В.К. Вюник товариства укра1нско1 культури Кубан // Енциклопедiя сучасноi УкраЫы в 25 томах. Т. 4. С. 610.
24. Бта Е. Рiдна школа // Вюник. 1998. № 3. С. 3.
25. Хлынина Т.П. Указ. соч. С. 143-144.
26. К читателю // Козацьке слово. 1991. Жовтень. № 1. С. 1.
27. Тимчасове положення про управлння Кубаньським краем // Козацьке слово. 1991. Жовтень. № 1. С. 3.
28. Украинцы // Кубань многонациональная. Этнографический словарь-справочник. С. 161 ; Творч^ вечiр В^ора Захарченка // Вюник. 2000. № 3. С. 1.
29. В Краснодарском крае закончился XXI краевой фестиваль детских фольклорных коллективов «Кубанский казачок» [Электронный ресурс]. URL: http://zema.su/blog/v-krasnodarskom-krae-zakonchilsya-xxi-kraevoi-festival-detskikh-folk-lornykh-kollektivov-%C2%ABkubans (дата обращения: 30.12.2013).
30. Полна скрынюшка добра [Электронный ресурс]. URL: http://crazybelka.2x2tv.tv (дата обращения: 30.12.2013).
31. Грушевский Д.В. Указ. соч. С. 85.
32. Хлынина Т.П., Курбат Т.Г. Указ. соч. С. 144-146.
33. ОО «Содружество «Кубань - Украина» [Электронный ресурс] // Эксаком : каталог фирм и организаций. URL: http://ex-acom.ru/company/4527789 (дата обращения: 06.12.2013).
34. Кубань - Украина [Электронный ресурс] : сайт. 2006-2013. URL: http://www.kuban-ukraine.org (дата обращения: 01.02.2014) ; Просв^а [Электронный ресурс] : интернет-портал. 2014. URL: www.prosvita.ucoz.ru (дата обращения: 05.02.2014).
35. Скибицкая И. Кубань - Украина: вопросы историко-культурного взаимодействия. О VI-й научно-практической конференции в Краснодаре [Электронный ресурс]. URL: http://kobza.com.ua/ukrajinistyka/3639-kuban-ukrayna-vopros-ystoryko-kulturnogo-vzaymodejstvyja.html (дата обращения: 26.12.2013).
36. Сущий С.Я. Указ соч. С. 74-77.
37. Кравченко А.И. Субкультура и контркультура [Электронный ресурс] // Кравченко А.И. Культурология : учеб. пособие для вузов. 3-е изд. URL: http://www.countries.ru/library/typology/subcultura.htm (дата обращения: 10.12.2013).
38. Сандул Я. Диаспора как научная дефиниция: универсальность и неопределенность // Высшая школа пиара. 2010. 1 марта. URL: http://www.hs-pr.ru/projects/articles/2010/02/28/diaspora-kak-nauchnaya-definitsiya-universalnost-i-neopre-delennost (дата обращения: 31.12.2013).
39. Чумаченко В.К. Кубанский драматург // Родная Кубань. 2002. № 1 ; Федина А.И. Александр Кухаренко и его письма // Кубань: проблемы культуры и информатизации. 1998 ; Федина Т.Ю. Русско-украинские связи в художественной жизни Юга России. Краснодар, 2009.