6 декабря 2016 года в стенах Минской духовной академии состоялся круглый стол «Митрополит Иосиф (Семашко) в судьбе белорусского народа». Этот круглый стол с участием историков, богословов и студентов Академии стал как бы продолжением IX Чтений памяти митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко), прошедших перед этим в Минской духовной семинарии в Свято-Успенском Жировичском монастыре.
В работе круглого стола приняли участие:
- заведующий кафедрой церковной истории Минской духовной семинарии протоиерей Александр Романчук,
- Благочинный Виленского Свято-Духова монастыря (Литва) игумен Антоний (Гуринович),
- профессор историко-социологического факультета Белостокского университета (Польша) Анатолий Васильевич Миронович,
- проректор по научно-богословской работе Московской духовной академии протоиерей Александр Задорнов,
- проректор по воспитательной работе Минской духовной академии архимандрит Никодим (Генералов),
- проректор по научной работе Минской духовной академии доцент Александр Валерьевич Слесарев,
- секретарь Ученого совета, доцент кафедры церковной истории и церковно-практических дисциплин Александр Дмитриевич Гронский.
Участники круглого стола в течение полутора часов в живом и непосредственном общении со студентами Минской духовной академии обменивались мнениями о роли митрополита Иосифа(Семашко) в истории становления белорусского народа, значении его пастырских трудов в возрождении православия на белорусских землях и как это отразилось на всей последующей исторической судьбе Белоруссии. Было отмечено, что объединительный Полоцкий собор 1839 года стал переломным событием в белорусской истории и оказал огромное влияние и на историю всей Русской Православной Церкви. Участниками круглого стола отмечалось, что дело возвращения белорусов из Унии в лоно Матери-Церкви было не простым, имело много противников и даже не так среди самих белорусских греко-католиков, как в самой столице Российской империи. Митрополиту Иосифу пришлось быть не только духовным лидером, но и мудрым политиком, предвидевшим будущее и понимавшим все огромное значение Православия для белорусов.
На вопрос одного из студентов, что можно ответить тем, кто говорит, об униатстве как якобы о белорусской национальной церкви, профессор из Польши Анатолий Васильевич Миронович ответил, что униаты не создали ни церкви ни религии, они на самом деле являются частью католической церкви, просто в переходном форме. И добавил, что если бы в 1839 году не состоялся разрыв Брестской унии, то просто на просто белорусов не было бы, как и сегодняшней Республики Беларусь, а ее территория стала бы частью Польши. В качестве примера А.В. Миронович привел факт как в межвоенной Польше в 20-х годах прошлого века было уничтожено 120 православных церквей. Это делалось гораздо раньше и более системно чем в Советском Союзе. Полному уничтожению Православия и обратному насильственному переводу белорусов и украинцев в унию помешало только начало Второй мировой войны. Профессор отметил, что до войны в его приходе было 700 прихожан, а сейчас только семь. Такая стремительная ассимиляция белорусов есть итог не только территориального разрыва белорусов, но и прежде всего разделения Русской Православной Церкви на автокефалии.
Во время обсуждения современного отношения к памяти митрополита Литовского и Виленского поднимался вопрос о необходимости и возможности канонизации Иосифа (Семашко). На поставленный вопрос о свершенных «чудесах», как основании для канонизации Иосифа (Семашко), протоирей Александр Романчук сказал, что вывод из Унии в Православие сразу полутора миллиона душ - не есть ли чудо и подвиг сопоставимый с равноапостольским?
Сообщаем нашим читателям, что материалы прошедшей конференции IX Чтений памяти митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко) по мере обработки будут размещены на сайте «Западная Русь».