Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании от 25 декабря 2013 года удовлетворил прошение, поданное Преосвященным митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим экзархом всея Беларуси, о почислении его на покой в связи с достижением 75-летнего возраста. Священный Синод под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла принял решение о назначении Преосвященным Минским и Слуцким, Патриаршим экзархом всея Беларуси, Преосвященного митрополита Рязанского и Михайловского Павла.
Митрополит Павел возглавил Белорусский Экзархат в непростые для Церкви времена.
Как только известие о решении Синода стало известно в Белоруссии, то националистические СМИ и отдельные церковнослужители стали сокрушаться по поводу того, что Белорусским Экзархатом станет управлять не чистокровный белорус, а «этнически неправильный» выходец из России. Доморощенные оракулы начали вдохновенно прорицать, что митрополит Павел станет «проводить в Белоруссии намного более пророссийскую политику, чем Филарет». Немедленно посыпались зловещие предсказания, что «результатом этого вполне может стать переход многих патриотически настроенных православных верующих в католичество…, а Католическая церковь очень настроена к национальной белорусской идее, которая предполагает максимальное дистанцирование Белоруссии от России».
Национально озабоченные оракулы свято уверены – в Православной церкви людей держит не вера в Бога, а некие «патриотические» чувства, которые, в случае «пророссийской политики», немедленно возобладают над верностью православию и приведут к массовому вероотступничеству. Следовательно, спасти православную паству от перехода в «национально правильное» католичество может только служение «белорусской национальной идее», незамысловатая суть которой выражена с солдатской прямотой: Россия – это внешний враг, в борьбе против которого нужно объединиться под знаменами «национального» православия.
Следует заметить, что стремление подчинить Церковь Христову служению этническим или государственным интересам не является для Православия чем-то новым. В его истории неоднократно предпринимались попытки отождествить интересы Церкви с интересами секулярного национализма, доказать каноничность не территориального, а этнического происхождения Церкви. Подмена церковного Предания националистической идеологией приводила к тому, что Церковь понималась не как божественно-человеческий организм, глава которого – Иисус Христос, а как обычная организация, призванная действовать во имя мирских, национальных интересов. По словам известного православного богослова Вл. Лосского: «Мысль, что единство какой-либо поместной Церкви обосновано политическим, этническим или культурным началом, считается в Православной Церкви ересью, имеющей специальное название: филетизм». Ересь филетизма была осуждена официальным церковным постановлением 1872 года.
Как отмечал прот. Иоанн Мейендорф, появление этой ереси неизбежно тогда, «когда высшей целью социальной деятельности становятся не христианские эсхатологические и христологические идеи, а сама нация». И вот теперь оказывается, что для спасения «патриотически» настроенной православной паствы новому Экзарху следует немедленно впасть в ересь «филетизма», которая подается в форме служения «белорусской национальной идее». Под этим громким «патриотическим» названием скрывается не набор неких высоких «идей», а всего лишь тяжелый невротический комплекс, порожденный патологической русофобией.
На этом основании можно сделать вывод, что националисты, будучи полными профанами в богословии и в понимании церковной жизни, выступают как сила, откровенно враждебная Православию. Заветной мечтой и целью прорицаний жрецов национализма является разделение Русской Церкви по национальному принципу, то есть раскол. В этом наиболее зримо проявляется прагматический цинизм подстрекателей филетистского раскола, для которых белорусская нация априори «превыше Церкви».
В последнее время пестрый хор националистических пифий пополнился профессиональными плакальщицами. Уход на покой митрополита Филарета вызвал у последних вопли сожаления по поводу того, что Владыка, якобы, «так и не закончил дела своей жизни - создания Белорусской поместной Церкви». Как уже было отмечено выше, ересь филетизма основывается на идеологическом представлении о том, что у каждой политически независимой нации должна быть своя поместная Церковь. Однако, такой подход противоречит каноническим основаниям автокефалии, так как административное деление Церкви основано на принципе территориальном, а не национальном или этническом. Поэтому юрисдикция Поместной Православной церкви может распространяться на территории несколько государств. Что мы и видим на примере Русской Православной Церкви. Но националисты – светские и религиозные, не утруждают себя изучением канонического устройства Церкви. Они стремятся любой ценой и вопреки очевидной истине отстаивать свои узкопартийные, маргинальные интересы, которые беззастенчиво выдаются ими за интересы национальные или церковные.
Так, если принять на веру утверждения «плакальщиц от национализма», невольно следует признать, что митрополит Филарет «дело своей жизни» посвятил подготовке филетистского раскола Русской Церкви. Трудно придумать более кощунственное высказывание по отношению к ушедшему на покой Владыке, который сохранил единство Церкви в сложных политических условиях новообразовавшегося государства. Митрополит Филарет в своей церковной политике исходил из канонического территориального принципа устройства Церкви. В Заявлении Священного Синода Русской Православной Церкви, сделанном в октябре 1991 года, необходимость соблюдения этого принципа была сформулирована следующим образом: «Изменение государственных границ не должно повлечь за собой изменение состава Поместной церкви, а распад Союза не подразумевает автокефализации отдельных частей Русской Православной Церкви».
Сейчас, в условиях новой геополитической реальности и церковных расколов в Украине задачи сохранения единства Русской Православной церкви продолжают оставаться актуальными. Следовательно, сохраняет свою силу и соблазн филетизма, поощряемый светскими националистами.
Сегодня перед Белорусским Экзархатом Русской Православной церкви стоят задачи сохранения и приумножения того положительного наследия, которое оставил митрополит Филарет в области сохранения единства Церкви, роста численности приходов, храмов и монастырей. Редколлегия, авторы и читатели сайта «Западная Русь» поздравляют Владыку Павла, призванного Священным Синодом окормлять Белорусский Экзархат Русской Православной Церкви. Митрополит Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси имеет богатый опыт церковного служения как в России, так и за рубежом. От имени своих читателей сайт «Западная Русь» выражает твердую уверенность, что Вы, Владыко, приложите все силы и опыт для укрепления православной веры в нашем народе, развития богословского образования, церковного и светского, и поддержки усилий православной общественности.
Александр Бендин,
доцент кафедры богословия Института теологии
Белорусского государственного университета,
Лауреат Макариевской премии, присуждаемой Русской Церковью и Российской Академией наук,
координатор научно-просветительского проекта «Западная Русь»
по поручению редколлегии сайта «Западная Русь» (http://zapadrus.su)