Решения Священного Синода от 25-26 декабря 2013 года будут иметь большое значение в жизни Русской Православной Церкви.

Автор: Редакция ЗР


25-26 декабря 2013 года в Москве в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла  состоялось последнее в 2013 году заседание зимней сессии Священного Синода Русской Православной Церкви.

 Участники заседания удовлетворили прошение, поданное митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим экзархом всея Беларуси, о почислении его на покой в связи с достижением 75-летнего возраста (журнал № 125). Священный Синод выразил сердечную благодарность владыке Филарету за 35-летнее архипастырское окормление Беларуси, отмеченное многими выдающимися церковными достижениями, и назначил Его Высокопреосвященство почетным Патриаршим экзархом всея Беларуси, сохранив за ним право участия в работе Священного Синода и почетное протокольное место за богослужениями и в официальных церемониях.

Преосвященным Минским и Слуцким, Патриаршим экзархом всея Беларуси, Синод определил быть Преосвященномумитрополиту Рязанскому и Михайловскому Павлу (журнал № 126).

Святейший Патриарх Кирилл от себя лично выразил глубокую признательность митрополиту Филарету и в знак особого уважения к многолетним трудам Его Высокопреосвященства на благо Русской Православной Церкви подарил ему свою панагию.

Перед началом заседания Предстоятель Русской Православной Церкви обратился с кратким словом к его участникам.

В ходе работы Священного Синода РПЦ было принято большое количество важных документов, которые непосредственным образом отразятся на церковной жизни, а также всех прихожан Русской православной церкви. Приводим тексты записей отдельных журналов.

 

ЖУРНАЛ № 125

ИМЕЛИ ПОВТОРНОЕ СУЖДЕНИЕ в связи с прошением, поданным Преосвященным митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим экзархом всея Беларуси, о почислении его на покой в связи с достижением 75-летнего возраста.

ПОСТАНОВИЛИ:

1. Прошение удовлетворить.

2. Выразить сердечную благодарность Преосвященному митрополиту Филарету за 35-летнее архипастырское окормление Беларуси, которое отмечено выдающимися церковными достижениями, такими как открытие 10 епархий, многократное увеличение числа приходов, открытие новых монастырей, духовных школ, установление доброжелательного и конструктивного диалога с государственной властью и общественным организациями, поддержание достойного уровня межконфессиональных отношений, участие во внешней деятельности Московского Патриархата.

3. Принимая во внимание вышесказанное, назначить Преосвященного митрополита Филарета почетным Патриаршим экзархом всея Беларуси, сохранив за ним право участия в работе Священного Синода и почетное протокольное место за богослужениями и в официальных церемониях.

4. Благодарить Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко за готовность обеспечить проживание и достойный уровень бытового и медицинского обслуживания Преосвященного митрополита Филарета.

ЖУРНАЛ № 126

ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о замещении вакантной кафедры Минской епархии.

ПОСТАНОВИЛИ:

1. Преосвященным Минским и Слуцким, Патриаршим экзархом всея Беларуси, быть Преосвященному митрополиту Рязанскому и Михайловскому Павлу.

2. Преосвященным Рязанским и Михайловским быть Преосвященному митрополиту Пензенскому и Нижнеломовскому Вениамину.

3. Преосвященным Пензенским и Нижнеломовским быть Преосвященному епископу Кузнецкому и Никольскому Серафиму с поручением ему временного управления Кузнецкой епархией.

ЖУРНАЛ № 132

ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о событиях на Украине.

ПОСТАНОВИЛИ: Принять «Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с событиями на Украине».

Последние месяцы уходящего 2013 года ознаменовались глубоко взволновавшими нас нестроениями на Украине, которые болью отзываются во всей единой, многонациональной и многомиллионной Русской Церкви.

Мы молимся о мире на земле Украины. Просим Небесного Отца не допустить разобщения и духовного ослепления народа, который более тысячи лет живет в лоне Православия. Надеемся, что никакие политические разногласия не разрушат нашего братского общения и взаимной поддержки.

Искренне желаем примирения разных этнических и социальных групп, приверженцев различных политических взглядов. Напоминаем, что Господь через святого апостола Павла призывает нас: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12:18).

Единство Церкви — превыше политических границ. Русская Православная Церковь проявляет особое попечение о той духовной общности, которая скрепляет народы, вышедшие из единой крещальной купели святого равноапостольного князя Владимира. Единая Русская Церковь созидалась на протяжении более тысячи лет. Это духовное единство мы унаследовали от наших предков и должны передать нашим потомкам.

Приведя некогда единый народ к Днепровской купели, Сам Господь указал нашим благочестивым предкам путь духовного единства, превосходящий человеческие разделения. Потому хотели бы напомнить, что стремление расколоть Церковь по политическим причинам является тяжким грехом.

Мы понимаем, что у граждан Украины имеются разные взгляды на будущее страны, и уважаем право ее народа на выбор своего пути. Но очень важно, чтобы это был именно народный выбор — свободный, основанный на знании всех «за» и «против», не продиктованный какой-либо внешней волей. Пусть приверженцы разных вариантов этого выбора говорят с народом через мирные и легитимные общественные процессы, а также через спокойный, ответственный диалог друг с другом. Церковь готова оказать содействие разным общественным группам в диалоге и поиске верных решений.

Впрочем, мы убеждены, что никакое правильное решение не может быть найдено в пылу ненависти и взаимной злобы. История XX века ясно показала: гражданские распри, а тем более революции не могут принести блага народу, ибо высвобождают низменные, губительные страсти.

Позиция же Церкви в нынешней ситуации должна отражать не сиюминутные  предпочтения тех или иных людей, а Божию правду, без которой невозможно настоящее народное благо. Церковь всегда будет отстаивать данные Богом вечные нравственные ценности, на которых веками строилась и, верим, будет строиться жизнь наших народов, наследников исторической Руси. Только на них может быть основана достойная жизнь людей. Только они дадут народу Украины будущее. А потому исторический выбор народа Украины не должен привести к разрушению этих неизменных и спасительных ценностей.

Призываем всех помнить: раскрепощение нравов со временем полностью уничтожает народ, лишая его душу, как и души отдельных людей, чистоты и цельности. В первую очередь при этом страдает семья. Еще в IV веке святитель Иоанн Златоуст предупреждал: «Когда разрушатся семьи — падут города и низвергнутся государства». Как будто к нашим современникам обращен голос учителя Древней Церкви. А священномученик митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский) в своих трудах отмечал: «Все человеческое общество основано на семье и в ней, как здание в фундаменте, приобретает свою прочность и устойчивость». Вот почему так важно сегодня стоять за неизменный, Господом данный нравственный закон, касающийся и семейной жизни, и всех сфер человеческого бытия, включая сферу общественного и государственного строительства.

Призываем всех пастырей и паству нашей Церкви молиться и заботиться о том, чтобы народ Украины, как и все братские народы духовно единой Святой Руси, устраивал свою жизнь по Божией правде, мирно и благочестиво.

В преддверии праздника Рождества Христова мы, простирая свою любовь ко всем вам, дорогие братья и сестры, желаем сохранить мир в сердцах, памятуя о том, что именно свидетельство о мире было первой вестью, которую возвестили ангелы в ночь рождения Богомладенца Христа: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2:14).

СЛУШАЛИ:

Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о работе Высшего Церковного Совета во второй половине 2013 года.

ПОСТАНОВИЛИ:

1. Сообщение принять к сведению.

2. Одобрить решения Высшего Церковного Совета, принятые во второй половине 2013 года.

3. Утвердить Положение о военном духовенстве Русской Православной Церкви в Российской Федерации.

ЖУРНАЛ № 142

СЛУШАЛИ:

Доклад Преосвященного митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего экзарха всея Беларуси, о состоявшемся заседании Синода Белорусского Экзархата.

Справка:

Согласно статье 8 главы XII Устава Русской Православной Церкви: «Журналы Синода Экзархата представляются Священному Синоду и утверждаются Патриархом Московским и всея Руси».

ПОСТАНОВИЛИ:

Утвердить журналы Синода Белорусского Экзархата от 9 сентября и 11 ноября 2013 года.

Примечание редакции ЗР - В решениях Синода Белорусского Экзархата было постановление: :
 Направить Главе Государства письмо от Синода Белорусского Экзархата с просьбой придать в 2014 году Дню Крещения Руси – 28 июля – статус государственного  праздника, и, по возможности – выходного дня.

 ЖУРНАЛ № 146

СЛУШАЛИ:

Рапорт Синодальной богослужебной комиссии о рассмотрении комиссией службы святой праведной Софии Слуцкой, проект которой был подготовлен в Белорусском Экзархате.

ПОСТАНОВИЛИ:

1. Представленную службу святой праведной Софии Слуцкой утвердить и рекомендовать к общецерковному богослужебному употреблению.

2. Направить текст утвержденной службы в Белорусский Экзархат для издания.

ЖУРНАЛ № 158

СЛУШАЛИ:

Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Синодальной библейско-богословской комиссии, о результатах пленарного заседания комиссии 2013 года.

Справка:

С 23 по 24 декабря 2013 года в конференц-зале Отдела внешних церковных связей состоялось пленарное заседание Синодальной библейско-богословской комиссии. Члены комиссии рассмотрели проект первых двух глав Катехизиса Русской Православной Церкви, представленный рабочей группой по подготовке Катехизиса, и обсудили результаты состоявшейся с 26 по 28 ноября 2013 года VII Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Современная библеистика и Предание Церкви».

На заседании также были рассмотрены пастырские и канонические вопросы, связанные с практикой «суррогатного материнства». По итогам состоявшейся дискуссии был принят документ.

ПОСТАНОВИЛИ:

1. Доклад принять к сведению.

2. Одобрить документ Синодальной библейско-богословской комиссии, посвященный пастырским и каноническим вопросам, связанным с практикой «суррогатного материнства».

В настоящее время все более широкое распространение получает репродуктивная биомедицинская технология, получившая название «суррогатного материнства». Хотя эта практика в нескольких странах разрешена законодательством, она продолжает вызывать в обществе острые дискуссии. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых Юбилейным Архиерейским Собором в 2000 году, дана оценка этому явлению. Однако целый ряд вопросов, касающихся пастырского отношения к последствиям «суррогатного материнства», продолжает оставаться дискуссионным. Настоящим документом Русская Православная Церковь дает церковно-практические указания, касающиеся крещения детей, родившихся при помощи «суррогатной матери».

Церковь понимает брак как изначальное установление Божие, укорененное в богозданном человеческом естестве. В христианском понимании брак является духовно-телесным союзом мужчины и женщины, который позволяет им в полноте реализовать свою человеческую природу.

Церковь освящает брак, уподобляя его духовному союзу Христа и Его Церкви (Еф 5:22-33). Плодом супружеской любви становятся дети, «рождение и воспитание которых, по православному учению, является одной из важнейших целей брака» (ОСК Х.4).

Рождение ребенка — это не только естественное следствие брачных отношений, но и великое событие пришествия в мир нового человека, несущего в себе образ и подобие Бога Творца. Давая жизнь детям, муж и жена принимают на себя сугубую ответственность, поскольку они призваны проявлять максимальную заботу одновременно об их физическом и духовном здоровье — от периода внутриутробного развития и первых дней жизни до наступления совершеннолетия.

Особая роль в рождении и воспитании детей принадлежит матери, которая тесно связана со своим ребенком телесными, душевными и духовными узами. Великий пример материнства Церковь видит в Пресвятой Богородице, чей образ раскрывает высочайшее достоинство женщины, уникальность ее материнского призвания.

Серьезной проблемой, с которой нередко сталкиваются семьи, является бесплодие одного или обоих супругов. Церковь сочувствует бездетным супругам, благословляя им молиться о даровании потомства, обращаться к врачам для лечения бесплодия, а также усыновлять (удочерять) детей.

Допустимым средством медицинской помощи бездетным супругам Церковь считает искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, если это не сопровождается уничтожением оплодотворенных яйцеклеток, «поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений» (ОСК XII.4).

Что же касается практики так называемого «суррогатного материнства», то она однозначно осуждается Церковью: «"Суррогатное материнство", то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка "заказчикам", противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе» (ОСК XII.4).

Сам термин «суррогатное материнство» указывает на искажение высокого понимания материнского долга и призвания. Соответствующая практика является унижением человеческого достоинства женщины, тело которой в данном случае рассматривается как своего рода инкубатор.

Кроме того, практика «суррогатного материнства» разрушает полноценные естественные отношения между матерью и ребенком и имеет отрицательные последствия для всех вовлеченных в эту практику сторон: для «биологической матери», предоставившей свои половые клетки, но лишенной подлинного материнства, связанного с вынашиванием и рождением этого ребенка; для «суррогатной матери», выносившей и родившей ребенка, но вынужденной с ним расстаться, как только он отделился от материнской утробы; для самого ребенка, который вместо полноценной матери либо имеет двух неполноценных матерей, либо не имеет ни одной (как в случае с одиноким мужчиной, пожелавшим иметь «биологическое потомство»); наконец, для общества, в котором утрачивается понимание семьи, предполагающее особые отношения между родителями и детьми, а также не менее важные отношения через поколение — между дедушками/бабушками и внуками.

Общественная опасность практики «суррогатного материнства» связана с радикальным изменением самого представления о природе человека. В данном случае понимание человека как уникальной личности подменяется образом человека как биологической особи, которую можно произвольно конструировать, манипулируя элементами «генетического материала». «В мире постепенно вырабатывается отношение к человеческой жизни как к продукту, который можно выбирать согласно собственным склонностям и которым можно распоряжаться наравне с материальными ценностями» (ОСК XII.4).

Использование репродуктивных технологий с целью «обеспечения детьми» бесплодных пар, одиноких мужчин или женщин постепенно превращается в доходный бизнес, предоставляющий способ заработка для доноров половых клеток и «суррогатных матерей». В результате таинство рождения человека становится предметом торгово-денежных отношений. На смену богозаповеданному супружеству, основанному на любви и верности, приходит «рынок репродуктивных услуг», готовый удовлетворить любой запрос потребителя на искусственное рождение ребенка в соответствии с заданными параметрами.

Церковь открыта для всех людей, стремящихся к спасению. Крещение является таинством вступления в Церковь и предполагает согласие принявших Крещение с ее верой и учением, а также их дальнейшее участие в церковной жизни.

Таинство Крещения совершается в Православной Церкви как над взрослыми, так и над младенцами. Взрослые допускаются к Таинству после соответствующей подготовки, то есть оглашения — наставления в христианском вероучении и христианской нравственности. В таких случаях решение о времени принятия Крещения принимается приходским священником, проводящим оглашение.

В случае крещения младенца согласие за него дают взрослые — родители и восприемники. Условием крещения младенца при этом ставится его воспитание в христианской вере и согласно нормам христианской нравственности, что предполагает регулярное участие и родителей, и ребенка, и восприемников в церковных богослужениях и Таинствах.

Что же касается вопроса о возможности крещения младенцев, рожденных «суррогатной матерью», то при ответе на него необходимо учитывать следующие факторы.

С одной стороны, любой рожденный младенец может быть крещен — по вере тех, кто намеревается его крестить. Ребенок не может отвечать за поступки своих родителей и не виноват в том, что его появление на свет связано с репродуктивной технологией, осуждаемой Церковью.

С другой стороны, ответственность за христианское воспитание младенца несут на себе родители и восприемники. Если родители не приносят явного покаяния в содеянном, а восприемники фактически выражают согласие с совершившимся греховным деянием, то о христианском воспитании речь идти не может. Отказ в крещении младенцев в подобном случае будет соответствовать православной традиции, предполагающей согласие крещаемого, а в случае крещения младенца — его родителей и восприемников с учением Церкви. Такой отказ будет иметь также и пастырское значение, так как тем самым общество получит от Церкви ясный сигнал о том, что практика «суррогатного материнства» является с христианской точки зрения неприемлемой.

Ребенок, рожденный при помощи «суррогатного материнства», может быть крещен по желанию воспитывающих его лиц, если таковыми являются либо его «биологические родители», либо «суррогатная мать», только после того, как они осознают, что с христианской точки зрения подобная репродуктивная технология является нравственно предосудительной, и принесут церковное покаяние — вне зависимости от того, осознанно или неосознанно они проигнорировали позицию Церкви. Только в этом случае Церковь сможет ожидать, что крещеный ребенок будет воспитываться в православной вере и ему будут прививать христианские нравственные представления. Если же такого осознания не происходит, то решение вопроса о крещении откладывается до времени сознательного личного выбора ребенка. В последнем случае факт «суррогатного рождения» сам по себе не является препятствием для крещения человека, ибо он не несет ответственность за поведение своих родителей.

В случае, когда в Церковь приносят младенца, рожденного «суррогатной матерью», вопрос о его крещении может быть решен в соответствии с указанием епархиального архиерея, который обязан руководствоваться в каждом конкретном случае нормами, содержащимися в настоящем документе. Совершение священником Таинства Крещения в подобном случае без благословения архиерея служит основанием для применения к этому священнику канонических прещений.

В смертельной опасности благословляется крещение младенцев вне зависимости от обстоятельств их рождения.

Изложенная позиция основана на учении Церкви о недопустимости крещения младенцев в семьях, члены которых явно и сознательно пренебрегают церковной традицией и не разделяют христианское учение о браке и семье, что практически исключает возможность христианского воспитания ребенка. Это касается не только вопроса о «суррогатном материнстве», но любого сознательно выраженного нежелания жить по-христиански.

По материалам Патриархия. RU

(со всеми журналами можно ознакомиться на сайте Патриархии - 
patriarchia.ru/db/text/3478892.html).

 

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев. Вам необходимо зарегистрироваться.