
В текущем году исполнилось 150 лет со дня рождения архивиста и археографа А.И. Миловидова (6.08.1864—18.12.1935). В течение пятнадцати лет (1901—1915) А.И. Миловидов состоял членом библиотечной комиссии при Виленской публичной библиотеке, директором Музея М.Н. Муравьева при этой же библиотеке. Большая часть его научной и публицистической деятельности была связана с изучением письменных памятников преимущественно истории Западной Руси.
Особенно интересной представляется попытка создать новую альтернативную идентичность на основе белорусского неоязычества. Этот проект достаточно амбициозен, поскольку в идеале он стремиться создать такую идентичность белорусов, в которой бы не было место для белорусского дискурса. Этот дискурс должен быть постепенно заменён представлениями о литвинах или кривичах, или ятвягах или ещё кем-то, но лишь бы не белорусах, в названии которых явно угадывается корень «рус», подчёркивающий культурную и духовную связь, т.е. то, что называют цивилизационным единством, с Россией.
Белорусский вопрос во второй Речи Посполитой, как историки часто называют возродившуюся в 1918 году Польшу, возник под громкие заявления польских политиков о том, что на самом деле такого вопроса не существует. Сами же “польские роды” были довольно сложными. Перед Первой мировой войной появилось несколько проектов восстановления польского государства. Одним из них предполагалось объединить польские земли под эгидой русского царя. Другим был проект немецкого кайзера, но немцы на сей счет высказывались весьма туманно.