«Украинский» как «не-православный», или как греко-католики «воссоединялись» с Русской православной церковью (1940-1960-е гг.)

Автор: Наталья Шлихта

20Ликвидация Украинской греко-католической церкви (УТКЦ), как соглашается большинство исследователей, была единственно логичным вариантом для сталинского руководства с момента присоединения «западных территорий» в 1939 году. В пользу такого разрешения «униатской проблемы» говорила и историческая традиция, и антиватиканская направленность внешней политики СССР после Второй мировой войны.

Межконфессиональные отношения в Гродненской губернии Российской империи (конец XIX в.)

Автор: Олег Казак

23117922В последней трети XIX в. - начале XX в. явного открытого острого противостояния на религиозной почве в Беларуси не наблюдалось. Однако проявления нетерпимости и враждебности имели место со стороны представителей обеих христианских религий. Правда, у католического духовенства эта религиозная нетерпимость была выражена более ярко, чем у православных.

Деятельность православной церкви по укреплению своих позиций на белорусских землях в конце XIX - начале XX столетий

Автор: Василий Табунов

24 20131126В конце XIX - начале XX столетий православная церковь при поддержке государства занимала лидирующее положение на белорусских землях. Вместе с тем, тесная опека со стороны чиновничьего аппарата вызывала недовольство православного духовенства, требовавшего предоставления церкви автономии для решения своих внутренних вопросов.

Христианские конфессии Советской Белоруссии в 1929—1939 гг.: активные и пассивные формы сопротивления

Автор: Анна Калинина

f89c63На рубеже 1928-1929 гг. в СССР происходит существенное изменение курса государственной политики по отношению к религиозным организациям. Период относительно спокойных контактов с ними сменился длительной полосой крайне воинственного  отношения к Церкви», что вызвало ответную реакцию сопротивления.

Православные братства Минском епархии в начале 1890-х гг.

Автор: Сергей Восович

kazanskОдной из недостаточно изученных тем в отечественной исторической науке является история православного братского движения на территории Беларуси во второй половине XIX -начале XX в. Не исключение составляют братские объединения Минской епархии.

Исторические традиции попечения в Белорусской Православной Церкви

Автор: протоиерей Кирилл Шолков

Foto 25 StorozovkaНа фоне ослабевающей роли православного духовенства в Западной Руси, вызвали в жизни такой феномен, как православные братства.  Они имели ярко выраженные задачи охранения православия и являются типичным примером религиозно оборонительных братств». Одной из важнейших задач братств также было устройство «шпиталя», одновременно являющегося больницей, приютом и богадельней.

Об иконе «Свщм. Архидиакона Никифора, Патриаршаго Экзарха – Поборника Православия» (из частного собрания М. М. Джеги)

Автор: Михаил Джега

00221В то время, когда шла работа над переводом с польского книги Михаила Джеги «Защитник нежеланной веры» о жизни священномученика Архидиакона Никифора (Кантакузина-Парасхиса), нам пришла мысль создать икону, которая станет своего рода каноном для изображения этого великого Угодника. К этому времени были созданы несколько икон Архидикона Никифора.

Христианские конфессии Советской Белоруссии в 1929 – 1939 гг.: активные и пассивные формы сопротивления.

Автор: Анна Калинина

Собор Святителя Николая Чудотворца в г. Бобруйске. Фото 1941 г.На рубеже 1928-1929 гг. в СССР происходит существенное изменение всего курса государственной политики по отношению к религиозным организациям. Период относительно спокойных лет сменился длительной полосой крайне воинственного, нетерпимого отношения к Церкви.

Межконфессиональная ситуация на Западной Украине в 1939—1941 г.г.

Автор: Анна Вишиванюк

Свято-Воскресенский собор в Ровно, фото пер. пол. XX ст.В церковно-исторических исследованиях регион Западной Украины в 1939—1941 гг., после «первого» присоединения к УССР, традиционно привлекает историков вопросом построения советским правительством новой модели взаимоотношений с церковными организациями.

Неоязычество как фактор деконструкции национального самосознания белорусов

Автор: Александр Гронский

="Ромбический знак плодородия, выражающий в неоязычестве основную националистиче-скую идею «кровь и почва», и который, наряду с коловратом (вариация свастики), осо-бенно популярен и часто бывает элементом дизайна символики многих националистиче-ских и неязыческих организаций и сайтовВ современном белорусском духовном дискурсе определённое место занимают нетрадиционные для региона культы и верования. И если большинство из них всеми воспринимается как пришлые, недавно здесь появившиеся, то некоторые стараются обосновать свою автохтонность, апеллируя к неким традициям.

Возрождение церковной жизни в Восточной Белоруссии в начальный период немецкой оккупации её территории (вторая половина 1941 г.)

Автор: Протоиерей Фёдор Кривонос

hram2Новые, жестокие испытания с началом Великой Отечественной войны выпали на долю верующих. На долгих четыре года Белоруссия была оккупирована немцами. Православная Церковь и Её служители разделили со своим народом все невзгоды и горести, которые пришлось ему пережить...

Белорусские иерархи Русской православной церкви в условиях юрисдикционных конфликтов 1920-х гг

Автор: Максим Каиль

Архиепископ Мелхиседек. 26 июня 1919 — 1922 - епископ Слуцкий,викарий Минской епархии.

 В постреволюционное время, когда перекраивались, и отнюдь не только политическими деятелями в высоких кабинетах, но и (полу-)стихийно исходя из местных особенностей, специфики межнациональных, пограничных и иных факторов, земли современной Беларуси и западные территории России - РСФСР находились в зоне такого активного переустройства и турбулентности.