Об иконе «Свщм. Архидиакона Никифора, Патриаршаго Экзарха – Поборника Православия» (из частного собрания М. М. Джеги)

Автор: Михаил Джега

00221В то время, когда шла работа над переводом с польского книги Михаила Джеги «Защитник нежеланной веры» о жизни священномученика Архидиакона Никифора (Кантакузина-Парасхиса), нам пришла мысль создать икону, которая станет своего рода каноном для изображения этого великого Угодника. К этому времени были созданы несколько икон Архидикона Никифора.

Христианские конфессии Советской Белоруссии в 1929 – 1939 гг.: активные и пассивные формы сопротивления.

Автор: Анна Калинина

Собор Святителя Николая Чудотворца в г. Бобруйске. Фото 1941 г.На рубеже 1928-1929 гг. в СССР происходит существенное изменение всего курса государственной политики по отношению к религиозным организациям. Период относительно спокойных лет сменился длительной полосой крайне воинственного, нетерпимого отношения к Церкви.

Межконфессиональная ситуация на Западной Украине в 1939—1941 г.г.

Автор: Анна Вишиванюк

Свято-Воскресенский собор в Ровно, фото пер. пол. XX ст.В церковно-исторических исследованиях регион Западной Украины в 1939—1941 гг., после «первого» присоединения к УССР, традиционно привлекает историков вопросом построения советским правительством новой модели взаимоотношений с церковными организациями.

Неоязычество как фактор деконструкции национального самосознания белорусов

Автор: Александр Гронский

="Ромбический знак плодородия, выражающий в неоязычестве основную националистиче-скую идею «кровь и почва», и который, наряду с коловратом (вариация свастики), осо-бенно популярен и часто бывает элементом дизайна символики многих националистиче-ских и неязыческих организаций и сайтовВ современном белорусском духовном дискурсе определённое место занимают нетрадиционные для региона культы и верования. И если большинство из них всеми воспринимается как пришлые, недавно здесь появившиеся, то некоторые стараются обосновать свою автохтонность, апеллируя к неким традициям.

Возрождение церковной жизни в Восточной Белоруссии в начальный период немецкой оккупации её территории (вторая половина 1941 г.)

Автор: Протоиерей Фёдор Кривонос

hram2Новые, жестокие испытания с началом Великой Отечественной войны выпали на долю верующих. На долгих четыре года Белоруссия была оккупирована немцами. Православная Церковь и Её служители разделили со своим народом все невзгоды и горести, которые пришлось ему пережить...

Белорусские иерархи Русской православной церкви в условиях юрисдикционных конфликтов 1920-х гг

Автор: Максим Каиль

Архиепископ Мелхиседек. 26 июня 1919 — 1922 - епископ Слуцкий,викарий Минской епархии.

 В постреволюционное время, когда перекраивались, и отнюдь не только политическими деятелями в высоких кабинетах, но и (полу-)стихийно исходя из местных особенностей, специфики межнациональных, пограничных и иных факторов, земли современной Беларуси и западные территории России - РСФСР находились в зоне такого активного переустройства и турбулентности.

Противодействие архимандрита Тихона (Шарапова) введению нового стиля и провозглашению автокефалии Православной Церкви в Польше (1922-1924 гг.)

Автор: Александр Слесарев

Архимандрит Тихон (Шарапов) (1886-1937)
Геополитические изменения, произошедшие в Европе после окончания Первой мировой войны, создали условия для восстановления независимости польского государства. Прямым следствием этих процессов стало провозглашение автокефалии Православной Церкви в Польше, что было неоднозначно воспринято местным православным населением. Одним из очагов церковного сопротивления автокефалии и предшествовавшего ее провозглашению перехода на новый календарный стиль стал Успенский Жировичский монастырь, настоятелем которого в 19221924 гг. являлся архимандрит Тихон (в миру Константин Иванович Шарапов) (1886-1937).

Просветительский вечер, посвященный 300-летнему юбилею белорусского святителя Георгия (Конисского).

Автор: Редакция "ЗР"

 

3 января 2017 года в конференц-зале минского Дворца искусства состоялся просветительский вечер  "300 лет белорусскому святителю Георгию (Конисскому)",посвященный памяти местночтимого святого Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви архиепископа Могилёвского, Мстиславского и Оршанского Георгия (Конисского) (1717-1795).

Беседа с митрополитом Павлом об итогах 2016 года 1 января 2017 (воскресение)

Автор: Редакция "ЗР"

 

С митрополитом Минским и Заславским Павлом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси об итогах прошедшего 2016 года беседует руководитель Восточно-Европейского бюро ПТК "Союз" Артём Махакеев в программе "Архипастырь".

Протестантское сектантство в Белоруссии во второй половине XIX – начале XX в.: общий обзор

Автор: Виктор Линкевич

Когда и как появились протестантские секты в Белоруссии, с точностью, документально определить крайне сложно. Однако большинство исследователей конфессиональной истории белорусского народа считают, что это событие приходится на вторую половину ХІХ века. Именно в данное время происходит проникновение сектантских вероучений (баптизма и евангельского христианства) в Белоруссию из других частей Российской империи, преимущественно из прибалтийских и украинских губерний.

Становление литургического пения православной церкви в западнобелорусских сельских приходах в конце ХIХ – начале ХХ вв.

Автор: Лариса Густова

Церковь Св. Александра Невского в Сокулке Белостокское волеводтсво, Польша.
В 1596 г. в Речи Посполитой между православной и католической конфессиями была заключена уния (Брестская уния), после чего в униатских храмах началось постепенное изменение православного богослужебного обряда. Ко времени включения белорусских земель в состав Северо-Западного края Российской империи в западнобелорусских сельских приходах господствовала практика униатского богослужения, которая сильно отличалась от богослужебной практики Русской Православной Церкви.Начиная со второй половины 1820-х годов богослужебный язык западнобелорусской богослужебной практики приводился в соответствие с великорусской редакцией.

Положение Православия в Белоруссии в последней трети ХІХ – начале ХХ в.

Автор: Виктор Линкевич

Наиболее массовым и влиятельным вероисповеданием в Белоруссии в последней трети ХІХ – начале ХХ в. было православие. По данным Первой всеобщей переписи населения 1897 года численность православных верующих в пяти белорусских губерниях составляла 5 114,7 тыс. человек или 60,1 % от общей численности населения. По сравнению с 1864 годом она возросла более чем в 2 раза. Православное население преобладало во всех белорусских губерниях, кроме Виленской, где преимущество сохраняли католики.