Предлагаем посмотреть запись телепередачи «Iснасць», и узнать о белорусских православных СМИ: газетах «Церковное слово» и «Воскресение», интернет-портале Свято-Елисаветинского монастыря и сайте научно-просветительского проекта «Западная Русь» из рассказов их редакторов.
Перевод на покой митрополита Филарета было, конечно, прогнозируемым событием, с одной стороны, а с другой стороны — все-таки неожиданным. Владыка Филарет был наделен редкой работоспособностью, и в свои семьдесят лет он мог нести такую нагрузку, с которой едва бы справился тридцатилетний. Но в преклонном возрасте уже и ноги не те, и память слабеет… За свою многолетнюю усердную деятельность наш «дорогой авва», как нередко обращались к нему мы, священнослужители, заслужил покой.
«…Католическая вера того края не вера, а политическая ересь, римско-католические епископы, ксендзы и монахи не составляют духовенства, а политических эмиссаров, проповедующих вражду». М.Муравьёв.
Отношения между православием и католицизмом — основными христианскими религиями Белоруссии — в рассматриваемый период, как и ранее, складывались непросто. Существовали значительные различия в области догматики и культа. Наблюдалось соперничество православного и католического духовенства в борьбе за влияние на местное население. Эти объективные разногласия в свою очередь дополнялись серьезными противоречиями политического характера.
Представляется, что все связанное с историей унии на белорусских землях никогда не будет описываться беспристрастно. В то же время не только желательно, но крайне необходимо, чтобы авторы научных исследований были до конца честны перед Историей, ответственны за людей, которым предлагают свои мнения. Честность, отказ от спекуляций на историческом материале, сила духа в отвержении той или иной ангажированности – вот, что сейчас необходимо нашему обществу. Цивилизационный выбор был сделан восточными славянами при Крещении Руси.
В разговоре о церковной унии следует различать идею восстановления церковного единства между католическим и православным миром как таковую от самого исторического феномена, известного под именем церковной унии (например, Лионской, Флорентийской, Брестской). В первом случае можно сказать вместе с ап. Павлом, что преодоление всяческих разделений среди народа Божия — это «желание сердца и молитвы» (Рим. 10,1).
Интерес к личности митр. Киевского Михаила Рагозы обусловливается, конечно, его участием в деле заключения Брестской унии. Трудно предположить, как совершилась бы она без согласия митрополита. Известно, что он не был главным двигателем церковной унии и стал ее участником в силу обстоятельств. Их изучение, однако, невозможно без целостного представления о его деятельности, краткой характеристикой которой и является настоящий опыт.
В мае сего года состоялся визит в Беларусь секретаря католической Конгрегации по делам Восточных Церквей архиепископа Кирилла Василя. Предметом его внимания было состояние Греко-Католической (униатской) Церкви в нашей стране. В ходе визита была отмечена «бедность и слабость» ее внешней организационной структуры (на сегодняшний день в Беларуси зарегистрировано немногим более десятка униатских общин и еще несколько находится в стадии регистрации).
Слово Высокопреосвященнейшего Митрополита Филарета на встрече с представителями Римско-Католической Церкви в Минском Епархиальном управлении Белорусской Православной Церкви 10 мая 2012 г.
Ваше Высокопреосвященство, архиепископ Кирилл Василь, секретарь Конгрегации по делам Восточных Церквей, Ваше Высокопреосвященство, архиепископ Клаудио Гуджеротти, Апостольский нунций в Республике Беларусь, Ваше Высокопреосвященство, владыка архиепископ Гурий, управляющий делами Белорусской Православной Церкви! Досточтимые участники встречи!
Каноническая литургическая традиция в православной певческой культуре начала свое функционирование на территории современной Белоруссии в конце X в. За условную точку отсчета мы принимаем дату учреждения Полоцкой епархии в 992 г. Жанровый состав, содержание, исполнительская интерпретация богослужебных песнопений, которые исполнялись в ранний период Православной Церкви на белорусских землях, науке неизвестны. Однако, мы полагаем, что богослужебная певческая культура в сер. ХI – нач. ХII вв. уже функционировала на западнорусских землях, что подтверждает факт богослужения в честь освящения полоцкого кафедрального Софийского собора в 1055 г. (чин освящения храма по византийскому канону совершается непосредственно перед Литургией); а также прибытие в Полоцк из Киево-Печерского монастыря святителя Мины, епископа Полоцкого (1105 г.). Священнослужители, которые прибыли вместе со святителем, несомненно, владели знаниями богослужебно-певческого устава, умением распевать богослужебные тексты на подобен и петь обиходными напевами неизменяемые песнопения Литургии [2].
Сайт Западная Русь размещает цикл из трех статей священника Алексея Хотева, посвящённый вопросам изложения истории христианства на территории Белоруссии в школьных учебниках. Статьи были опубликованы в 2010-2011 годах на страницах православной газеты «Воскресенье». Вопрос правильного, исключающего малейшие ошибки, изложения духовной истории белорусов крайне важна для воспитания школьников. Поскольку у газеты нет сайта и ее тираж невелик, считаем необходимым, чтобы с этими статьями ознакомилось как можно большее число заинтересованных читателей.
Трудность понимания богослужебного языка в настоящее время это не только проблема восприятия текста, но и проблема диалога Церкви и общества. Одни заявления, что служба в храме ведется на мертвом и малопонятном языке, чередуются в Беларуси с другими, что Белорусская Православная Церковь якобы не является национальной. И то и другое заявление ждет от Церкви адекватного ответа. Со своей стороны могу только приветствовать проект документа Межсоборного присутствия с пожеланиями скорее перейти от слов к делу.