Белорусские православные СМИ

Автор: Редакция ЗР


Предлагаем посмотреть запись телепередачи «Iснасць», и узнать о белорусских православных  СМИ: газетах «Церковное слово» и «Воскресение», интернет-портале Свято-Елисаветинского монастыря и сайте научно-просветительского проекта «Западная Русь» из рассказов их редакторов.

Назначение в Беларусь нового Патриаршего экзарха.

Автор: Алексий Хотеев

Почетный Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Минский и Слуцкий Павел, Патриарший экзарх всея БеларусиПеревод на покой митрополита Филарета было, конечно, прогнозируемым событием, с одной стороны, а с другой стороны — все-таки неожиданным. Владыка Филарет был наделен редкой работоспособностью, и в свои семьдесят лет он мог нести такую нагрузку, с которой едва бы справился тридцатилетний. Но в преклонном возрасте уже и ноги не те, и память слабеет… За свою многолетнюю усердную деятельность наш «дорогой авва», как нередко обращались к нему мы, священнослужители, заслужил покой.

Польское восстание 1863 года и его влияние на конфессиональную ситуацию в Белоруссии

Автор: Виктор Линкевич

Поджог православной церкви в Белоруссии мятежниками во время польского восстания 1863 года. Гравюра из французского журнала Le monde illustre, 1863 г. 

«…Католическая вера того края не вера, а политическая ересь, римско-католические епископы, ксендзы и монахи не составляют духовенства, а политических эмиссаров, проповедующих вражду».  М.Муравьёв.

Взаимоотношения католичества и православия в белорусских губерниях во второй половине XIX – начале XX в.

Автор: Виктор Линкевич

Поклонный крест у деревенской околицы. Даже в советские времена вокруг всех белорусских деревень стояли украшенные поклонные кресты.Отношения между православием и католицизмом — основными христианскими религиями Белоруссии — в рассматриваемый период, как и ранее, складывались непросто. Существовали значительные различия в области догматики и культа. Наблюдалось соперничество православного и католического духовенства в борьбе за влияние на местное население. Эти объективные разногласия в свою очередь дополнялись серьезными противоречиями политического характера.

Богословские аспекты разрыва церковной унии на территории современной Беларуси в 1839 г.

Автор: Александр Романчук

Представляется, что все связанное с историей унии на белорусских землях никогда не будет описываться беспристрастно. В то же время не только желательно, но крайне необходимо, чтобы авторы научных исследований были до конца честны перед Историей, ответственны за людей, которым предлагают свои мнения. Честность, отказ от спекуляций на историческом материале, сила духа в отвержении той или иной ангажированности – вот, что сейчас необходимо нашему обществу. Цивилизационный выбор был сделан восточными славянами при Крещении Руси.

Попытки ввести церковную унию на землях ВКЛ в XV в.

Автор: Алексей Хотеев

В разговоре о церковной унии следует различать идею восстановления церковного единства между католическим и православным миром как таковую от самого исторического феномена, известного под именем церковной унии (например, Лионской, Флорентийской, Брестской). В первом случае можно сказать вместе с ап. Павлом, что преодоление всяческих разделений среди народа Божия — это «желание сердца и молитвы» (Рим. 10,1).

Жизнь и деятельность митрополита Михаила Рагозы

Автор: Алексей Хотеев

Михаил Рагоза

Интерес к личности митр. Киевского Михаила Рагозы обусловливается, конечно, его участием в деле заключения Брестской унии. Трудно предположить, как совершилась бы она без согласия митрополита. Известно, что он не был главным двигателем церковной унии и стал ее участником в силу обстоятельств. Их изучение, однако, невозможно без целостного представления о его деятельности, краткой характеристикой которой и является настоящий опыт.

Не нужно шельмовать православных или ответ униатскому священнику.

Автор: Алексий Хотеев

 Настоятель прихода Преподобного Иоанна Рыльского Алексий Хотеев на колокольне храма (Минск).В мае сего года состоялся визит в Беларусь секретаря католической Конгрегации по делам Восточных Церквей архиепископа Кирилла Василя. Предметом его внимания было состояние Греко-Католической (униатской) Церкви в нашей стране. В ходе визита была отмечена «бедность и слабость» ее внешней организационной структуры (на сегодняшний день в Беларуси зарегистрировано немногим более десятка униатских общин и еще несколько находится в стадии регистрации).

О перспективах греко-католичества (униатства) и межконфессионального мира в Белоруссии

Автор: Administrator

Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, Митрополит Минский и СлуцкийСлово Высокопреосвященнейшего Митрополита Филарета на встрече с представителями Римско-Католической Церкви 
в Минском Епархиальном управлении Белорусской Православной Церкви 10 мая 2012 г.

Ваше Высокопреосвященство, архиепископ Кирилл Василь, секретарь Конгрегации по делам Восточных Церквей,
Ваше Высокопреосвященство, архиепископ Клаудио Гуджеротти, Апостольский нунций в Республике Беларусь,
Ваше Высокопреосвященство, владыка архиепископ Гурий, управляющий делами Белорусской Православной Церкви!
Досточтимые участники встречи!

Трактовка византийского канона в западнорусской певческой культуре православной традиции (XI – XVIII вв.)

Автор: Лариса Густова

Страница из ирмология, изданного во Львове в 1700. Ирмология в западнорусской традиции (украинской и белорус.) певч. книга, содержащая, кроме ирмосов, стихиры из воскресных служб октоиха и праздников, а также песнопения обихода знаменного, киевского и болг. распевов и местных напевов.Каноническая литургическая традиция в православной певческой культуре начала свое функционирование на территории современной Белоруссии в конце X в. За условную точку отсчета мы принимаем дату учреждения Полоцкой епархии в 992 г. Жанровый состав, содержание, исполнительская интерпретация богослужебных песнопений, которые исполнялись в ранний период Православной Церкви на белорусских землях, науке неизвестны. Однако, мы полагаем, что богослужебная певческая культура в сер. ХI – нач. ХII вв. уже функционировала на западнорусских землях, что подтверждает факт богослужения в честь освящения полоцкого кафедрального Софийского собора в 1055 г. (чин освящения храма по византийскому канону совершается непосредственно перед Литургией); а также прибытие в Полоцк из Киево-Печерского монастыря святителя Мины, епископа Полоцкого (1105 г.). Священнослужители, которые прибыли вместе со святителем, несомненно, владели знаниями богослужебно-певческого устава, умением распевать богослужебные тексты на подобен и петь обиходными напевами неизменяемые песнопения Литургии [2].

Алексей Хотеев. "Церковная история в школьном курсе истории Беларуси".

Автор: Алексей Хотеев

Старейшая на территории Белоруссии Борисоглебская (Коложская) церковь в Гродно, построенная в 1180 году зодчим Петром Миланегой на высоком берегу реки Неман.Сайт Западная Русь размещает цикл из трех статей священника Алексея Хотева, посвящённый вопросам изложения истории христианства на территории Белоруссии в школьных учебниках. Статьи были опубликованы в 2010-2011 годах на страницах православной газеты «Воскресенье». Вопрос правильного, исключающего малейшие ошибки,  изложения духовной истории белорусов крайне важна для воспитания школьников.  Поскольку у газеты нет сайта и ее тираж невелик, считаем необходимым, чтобы с этими статьями ознакомилось как можно большее число заинтересованных читателей.

На каком языке говорит Церковь?

Автор: Алексей Хотеев

Новогрудок. Церковь Святого НиколаяТрудность понимания богослужебного языка в настоящее время это не только проблема восприятия текста, но и проблема диалога Церкви и общества. Одни заявления, что служба в храме ведется на мертвом и малопонятном языке, чередуются в Беларуси с другими, что Белорусская Православная Церковь якобы не является национальной. И то и другое заявление ждет от Церкви адекватного ответа. Со своей стороны могу только приветствовать проект документа Межсоборного присутствия с пожеланиями скорее перейти от слов к делу.