Православие на землях Беларуси: страницы истории

Автор: Валентина Теплова

slide В наступившем 2022 году Белорусская Православная Церковь отмечает 1030-летие прихода Православия на белорусскую землю. Этот более чем тысячелетний путь не был простым. Православие на территории нынешней Белоруссии не раз стояло перед угрозой исчезновения. Однако Промысл Божий, стойкость в вере простого народа и мученичество его святых подвижников сохранили традиции древнего православного благочестия. Они живы и сегодня.

Русский большевик-живоцерковник в Польше (о провозглашении автокефалии Православной церкви в Польше)

NewYear23

Одним из главных итогов большевистского переворота 1917 года и красного террора стало разделение триединого русского народа по отдельным квазигосударенным образованиям в границах РСФСР, УССР и БССР. Также значительная его часть в Западной Украине и Западной Белоруссии оказалась в пределах Польши. В результате давления польских властей и малодушия отдельных православных иерархов была провозглашена автокефалия Православной церкви в Польше.

Украинское и белорусское автокефальные движения в контексте притязаний Константинопольского патриархата на территории исторической Киевской митрополии

Автор: Александр Слесарев

Возникновение украинского и белорусского автокефальных движений в ХХ в. сопровождалось попытками построения системы идейных обоснований стремления к отделению от Русской Православной Церкви. Важной составляющей этих концепций явилось утверждение о якобы неканоничном переходе Киевской митрополии в юрисдикцию Русской Православной Церкви, утвержденном решением Константинопольского Собора 1686 г. 

Организация и проведение антирелигиозной и агитационно-пропагандистской работы в Западных областях Белоруссии (сентябрь 1939 - июнь 1941 гг.)

Автор: Оксана Харченко

245 50a4e45b meВажной вехой в истории Белоруссии явились события 17 сентября 1939 года, когда ее западные области  были заняты советскими войсками. Одним из важнейших аспектов идеологическо-пропагандистской деятельности советской власти, направленной на полную советизацию занятых территорий, являлась антирелигиозная деятельность.

О. В. Щербицкий. Что дала православным западно-русcам уния?

Автор: О. В. Щербицкий.

5252ac010В среде отдельной части белорусской интеллигенции, культивируется мнение, что униатство (греко-католическая церковь) - есть самая что ни на есть «беларуская нацыянальная царква», а времена Речи Посполитой были «залатым часам для Беларусі». Однако, так это или нет, не надо усилено фантазировать, а следует узнать, что об этом думали и говорили сами предки современных белорусов. Этому вопросу посвящено исследование О. В. Щербицкого.

Пинская генеральная конгрегация православного духовенства 1791 года как первый опыт враждебных действий Фанара в отношении Русской Православной Церкви

Автор: Александр Романчук

Pińsk 1На фоне непростых взаимоотношений между Московским и Константинопольским патриархатами в связи с легализацией украинских раскольников и созданием Православной Церкви Украины, часто можно столкнуться с мнением, что напряжение между двумя Поместными Церквами начало нарастать после русской революции. Между тем это совсем не так. Отношения с Царьградом непросто складывались уже у святого равноапостольного великого князя Владимира - крестителя Руси. И далее на протяжении последующих веков Вселенские патриархи значительно осложняли положение Русского Православия. Православие в Речи Посполитой  не было окончательно уничтожено лишь благодаря изъятию Киевской митрополии из состава Константинопольской патриархии и введению ее в 1686 году под омофор Московского патриарха.

«Украинский» как «не-православный», или как греко-католики «воссоединялись» с Русской православной церковью (1940-1960-е гг.)

Автор: Наталья Шлихта

20Ликвидация Украинской греко-католической церкви (УТКЦ), как соглашается большинство исследователей, была единственно логичным вариантом для сталинского руководства с момента присоединения «западных территорий» в 1939 году. В пользу такого разрешения «униатской проблемы» говорила и историческая традиция, и антиватиканская направленность внешней политики СССР после Второй мировой войны.

Межконфессиональные отношения в Гродненской губернии Российской империи (конец XIX в.)

Автор: Олег Казак

23117922В последней трети XIX в. - начале XX в. явного открытого острого противостояния на религиозной почве в Беларуси не наблюдалось. Однако проявления нетерпимости и враждебности имели место со стороны представителей обеих христианских религий. Правда, у католического духовенства эта религиозная нетерпимость была выражена более ярко, чем у православных.

Деятельность православной церкви по укреплению своих позиций на белорусских землях в конце XIX - начале XX столетий

Автор: Василий Табунов

24 20131126В конце XIX - начале XX столетий православная церковь при поддержке государства занимала лидирующее положение на белорусских землях. Вместе с тем, тесная опека со стороны чиновничьего аппарата вызывала недовольство православного духовенства, требовавшего предоставления церкви автономии для решения своих внутренних вопросов.

Христианские конфессии Советской Белоруссии в 1929—1939 гг.: активные и пассивные формы сопротивления

Автор: Анна Калинина

f89c63На рубеже 1928-1929 гг. в СССР происходит существенное изменение курса государственной политики по отношению к религиозным организациям. Период относительно спокойных контактов с ними сменился длительной полосой крайне воинственного  отношения к Церкви», что вызвало ответную реакцию сопротивления.

Православные братства Минском епархии в начале 1890-х гг.

Автор: Сергей Восович

kazanskОдной из недостаточно изученных тем в отечественной исторической науке является история православного братского движения на территории Беларуси во второй половине XIX -начале XX в. Не исключение составляют братские объединения Минской епархии.

Исторические традиции попечения в Белорусской Православной Церкви

Автор: протоиерей Кирилл Шолков

Foto 25 StorozovkaНа фоне ослабевающей роли православного духовенства в Западной Руси, вызвали в жизни такой феномен, как православные братства.  Они имели ярко выраженные задачи охранения православия и являются типичным примером религиозно оборонительных братств». Одной из важнейших задач братств также было устройство «шпиталя», одновременно являющегося больницей, приютом и богадельней.