Деятельность православной церкви по укреплению своих позиций на белорусских землях в конце XIX - начале XX столетий

Автор: Василий Табунов

24 20131126
Воскресенская церковь в Могилеве в начале XX века

Доминирующим вероисповеданием в конце XIX столетия на белорусских землях было православие. По данным переписи 1897 г. на их территории проживало 5120667 православных [9, с. 252], что составляло около 60% от общей численности населения.

В конце XIX - начале XX веков на белорусских землях существовало пять епархий: Полоцкая, Минская, Могилёвская, Виленская и Гродненская. В каждой епархии имелась кафедра викарного епископа: в Ковно, Белостоке, Слуцке, Гомеле и Двинске. На рубеже XIX - XX столетий на территории Беларуси существовало около 3-х тысяч церквей, почти 400 часовен, 35 монастырей - 21 мужской и 14 женских, 4 духовные семинарии. При всех приходах существовали церковноприходские школы [6, с. 484].

Правовое пространство в области религиозного законодательства определялось особым положением православной церкви. Статья 40-я Основных законов гласила, что «первенствующая и господствующая в Российской империи вера есть христианская православная кафолическая восточного исповедания». Главным образом первенство православной церкви выражалось в том, что российский император не мог «исповедовать никакой иной веры, кроме православной». Закон возлагал на него обязанность «быть верховным защитником и хранителем догматов господствующей веры и блюстителем правоверия и всякого в Церкви святой благочиния» [13, с. 9-10].

Господствующее положение православной церкви выражалось в том, что неправославному духовенству запрещалось «прикасаться к убеждению совести не принадлежащих к их религии», допускать «заведомо православных» к таинствам своей церкви [14, с. 42]. Рожденным в православной вере и тем, кто в неё перешел, не разрешалось принимать другую веру. Зато поощрялся переход из любого другого вероисповедания в православие. Для разрешения же перехода из одного в другое «инославное христианское исповедание» требовалось разрешение министра внутренних дел [15, с. 8, 15-16].

Следует заметить, что такая позиция православной церкви не была исключительной. В соответствии с нормами канонического права всякая церковь не допускает для лиц, к ней принадлежащих, свободы выхода и перехода в другое вероисповедание, не считая такой выход правомерным актом.

Привилегированность православной церкви выражалась также и в принадлежавшем ей исключительном праве проповедования своего вероучения.

В конце XIX - начале XX столетий на белорусских землях сохранялась миссионерская деятельность монастырей. По мнению священника И. Фуделя, они представляли собой «своеобразные миссионерские станции, около которых группируются главные силы в борьбе с инославною пропагандою» [16, с. 38].

Этому же должны были содействовать и православные братства -«основываемые с одобрения церковных властей общества, составляющиеся из православных лиц разного звания и состояния». Они имели «свои уставы, старшин и должностных лиц». Братства «направляли свою деятельность на изыскание средств к сооружению новых храмов и на поддержание существующих, на открытие и устройство школ», а также на распространение религиозно-нравственной литературы, открытие библиотеки так далее. Главной их целью было «неуклонное служение нуждам православной церкви и православного народа» [11, с. 1165-1166].

В 1893 г. в девяти западных губерниях насчитывалось 159 братств с 37-ю тысячами членов. Братствам, действующим в Северо-Западном крае, Синод уделял особое внимание. На их счетах находилось 1,6 миллиона рублей, годовой приход составил до 80 тысяч рублей, а расход - 600 тысяч рублей [12, с. 41]. Некоторые братства состояли под покровительством монарших и приближенных ко двору высокопоставленных особ.

При братствах действовали миссионерские комитеты и до 200 штатных миссионеров, деятельность которых была направлена на распространение православной веры и противодействие влиянию других религий. Но деятельность братств не была слишком успешной - православие через их содействие приняло всего только около 3-х тысяч человек.

Помимо средних специальных учебных заведений, в которых готовили будущих священников - семинарий, православная церковь располагала широкой сетью церковно-приходских школ. Этим учебным заведениям обер-прокурор придавал большое значение в деле «сохранения порядка в стране», в чём он убеждал Николая II. Главная их цель, помимо распространения грамотности, заключалась в том, чтобы «преподавать детям значение веры, вселять в их сердца любовь к церкви и преданность к царю и отечеству» [8, с. 477]. Хотя церковно-приходские школы и преследовали в своей деятельности определённые религиозно-политические задачи, тем не менее, они сыграли огромную роль по распространению грамотности среди населения.

Одну из главных своих задач «на западных окраинах» власти видели в упрочении православия. Политика в данном направлении проводилась с середины 60-х гг. XIX века. Были увеличены финансовые дотации духовенству. Так, если годовое жалование сельских священников в центральных губерниях России колебалось в 1880 г. от 144 до 240 рублей, то в западных губерниях священник получал 400 рублей, а псаломщик - до 100 рублей [3, с. 890]. Такой практики власти старались придерживаться и в дальнейшем.

В целом же церковный бюджет «зависел от финансового благополучия или неблагополучия государства». Государственная помощь, оказываемая православной церкви, была довольно значительной, при этом она имела тенденцию к росту: если в 1897 г. на содержание духовенства и церковного аппарата отпускалось из казны 19,8 миллиона рублей, то в 1905 г. - уже 29,3 миллиона рублей. Православная церковь получала немалый доход от верующих за совершение религиозных обрядов - около 26,6 миллиона рублей [5, с. 189]. Но и таких средств было недостаточно, поскольку «только на открытие церковно-приходских школ в каждом приходе 49 губерний Европейской России во второй половине 90-х гг. XIX века Синоду требовалось не менее 20 миллионов рублей» [1, с. 101].

С 1893 г. возобновился перевод приходского духовенства на казённое жалование, для чего ежегодно выделялось 500 тысяч рублей. В этом же году, 23 апреля, было издано «Высочайшее повеление» о казённом обеспечении всех принтов в стране. Дело пошло быстрее, но всё же далеко не в той мере, чтобы в полном объёме обеспечить потребности приходского духовенства. Указом 3 февраля 1896 г. существовавший в западных губерниях с 1863 г. сбор на сооружение и содержание православных церквей и школ был прекращён. Вместо него вводился сбор на содержание и сооружение беднейших православных церквей на территории всей империи. «Уставом о пенсиях и единовременных пособиях» от 3 июня 1902 г. устанавливались повышенные пенсионные оклады [17, с. 198]. Но выделяемых бюджетных средств было недостаточно. К 1905 г. государственные пособия получало около 60% причта.

Положение принтов во многом находилось в зависимости от взаимоотношений с прихожанами, их материального благосостояния, от симпатий и антипатий помещиков и прочих жизненных обстоятельств. Приношений и платы за требы было недостаточно, и поэтому сельское духовенство, так же, как и крестьяне, вело своё хозяйство; но если вторые посвящали этому занятию всё своё время, то первые такой возможности не имели. Естественно, что прокормиться с земли духовенство тоже не могло. Однако оно возражало против изъятия наделов в обмен на определённое денежное вознаграждение, которое не могло быть «настолько существенно, что предусматривало бы собою постоянное вздорожание на все жизненные продукты». Отметим, что многие продукты в сёлах, расположенных на значительном удалении от торговых точек, нельзя было приобрести даже за деньги [2, с. 382-383].

Из такой непростой обстановки проистекала угнетавшая основную массу сельского духовенства бедность. В итоге оно было вынуждено на протяжении всей жизни довольствоваться «доброхотным даянием прихожан». Взимание же денежной платы с бедных крестьян вносило дискомфорт в душу самого пастыря и отрицательно сказывалось на самих пасомых, формируя у них представление попа-сребролюбца. На так называемые доброхотные даяния крестьяне смотрели, как на взятки духовенству [7, л. 1-1об.-2, 4-4об.-5, 9—10— Юоб.].

На непростое материальное положение православного духовенства обращали внимание епархиальные съезды [4, с. 50-51].

В итоге среди священнослужителей возобладало мнение о том, что «без значительной материальной помощи со стороны правительства» духовенство не в силах будет выйти из создавшейся ситуации. Была необходима «полная материальная обеспеченность православного пастыря», которая не только бы «не ставила его ниже в этом отношении сравнительно с обеспечением духовных лиц инославного исповедания», а даже была бы выше по сравнению с ними [10, с. 236].

Таким образом, в конце XIX - начале XX столетий деятельность православной церкви при поддержке гражданской власти была направлена на укрепление позиций православия на белорусских землях. Деятельность духовенства была строго регламентирована нормативными предписаниями, соответствовавшими существовавшему тогда законодательству. В целом же, имея целью укрепление влияния православия на белорусских землях, политика, проводившаяся правительством по отношению к нему, отличалась всесторонней помощью, что, однако, не всегда способствовало решению всех внутрицерковных проблем. На повестку дня вставал вопрос о преобразовании государственно-церковных взаимоотношений.

 

Табунов Василий Васильевич
Кандидат исторических наук, доцент.
Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова

Проблемы истории и культуры славян в академическом дискурсе России, Белоруссии и Сербии:
сборник материалов круглого стола (г. Новозыбков, Брянская область, 12 сентября 2020 г.) /
Под ред. В.В. Мищенко, Т.А. Мищенко, С.П. Куркиной ‒ Брянск: ООО «Аверс», 2020. – С. 58-61

 

 

Список литературы:

 1. Алексеева, С. И. Святейший Синод в системе высших и центральных государственных учреждений пореформенной России. 1856-1904 гг. / С. И. Алексеева. - СПб. : Наука, 2003. - 275 с.

 2. Билецкий, И., священник. Об отчуждении церковных земель / И. Билецкий // Могилевские епархиальные ведомости. - 1906. - 1 июня. - С. 382-383.

 3. Дубровский, И. Русская православная церковь в XIX - XX вв. / И. Дубровский // Карташёв, А. В. История Русской Церкви / А. В. Карташев. - М.: Эксмо, 2005. - С. 879-906.

 4. Журналы съезда оо. депутатов духовенства Могилёвской губернии. Журнал от 15 июня 1909 г. // Могилёвские епархиальные ведомости. - 1909. - 1 авг. - С. 59-80.

 5. Корзун, М. С. Православная церковь на службе эксплуататорских классов. X в. - 1917 г. / М. С. Корзун. - Минск : Беларусь, 1984. - 255 с.

 6. Кривонос, Ф., Теплова, В. А., Чаквин, И. В., Оржеховский, И. В., Шейкин, Г. Н., Силова, С. В., Лаврецкий, Г. А. Беларусь / Ф. Кривонос [и др.] // Православная энциклопедия: в 12 т. / под общ. ред. патриарха Московского и всея Руси Алексия II. - М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. - Т. 4. - С. 467-497.

 7. Национальный исторический архив Беларуси. - Фонд 1430. - On. 1. - Д. 43340. Дело о сопротивлении крестьян Кубецкой волости Невельского уезда при постройке в селе Кубки нового храма 1896 г.

 8. Никольский, Н. М. История русской церкви / Н. М. Никольский; предисл. А. А. Круглова. - Минск : Беларусь, 1990. - 541 с.

9.Общий свод по империи результатов данных первой всеобщей переписи населения, произведённой 28 января 1897 г. / под ред. Н. А. Тройницкого. - СПб. : Паровая Тип.-Лит. Н. Л. Ныркина, 1905. - Т. 1. - 268 с.

10. П. К-ий. Какие новые обязанности на православных пастырей налагает Высочайший указ 17 апреля? / П. К-ий // Минские епархиальные ведомости. -1905.- 1 июля. - С. 233-239.

 11. Положение православия в западных епархиях по всеподданнейшему отчёту обер-прокурора Святейшего Синода за 1896 и 1897 гг. // Полоцкие епархиальные ведомости. - 1899. - 1 декабр. - С. 1160-1166.

 12. Римский, С.В. Конфессиональная политика России в Западном крае и Прибалтике XIX столетия / С.В. Римский // Вопросы истории. - 1998. - № 3. -С. 25-45.

 13. Свод Законов Российской империи: в 13 т. - СПб.: Издание Кодификационного отдела при Государственном Совете, 1892 г. - Т. 1: ч. 1: Основные государственные законы. - С. 1-73.

 14. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных: Свод Законов Уголовных. - СПб. : Государственная тип., 1885. - Ч. 1. - 413 с.

 15. Устав о предупреждении и пресечении преступлений. - СПб. : Издание кодификационного отдела при Государственном Совете, 1890. - Т. XIV. - 96 с.

 16.    Фудель, И. Наше дело в Северо-Западном крае / И. Фудель. - М. : Унив. тип., 1893. - 38 с.

 17. Шавельский, Г. В. Русская церковь перед революцией / Г. В. Шавельский. -М. : Артос-Медиа, 2005. - 512 с.