Украинское и белорусское автокефальные движения в контексте притязаний Константинопольского патриархата на территории исторической Киевской митрополии

Автор: Александр Слесарев

Актуальность рассмотрения вопроса притязаний Константинопольского Патриархата на территории исторической Киевской митрополии представляется очевидной в контексте современного кризиса межправославных отношений. В конце 2018 г. заявления и действия Вселенской патриархии привели к резкому обострению взаимоотношений между Поместными Церквями по вопросу украинской автокефалии. Предпосылки возникшего кризисного напряжения коренятся в разности подходов к вопросу юрисдикционной подчиненности исторической Киевской или Западно-Русской митрополии. Применительно к современным реалиям речь идет о территориях Украины, Беларуси, Литвы, Польши и даже западных регионах Российской Федерации (Брянской и Смоленской областях).

Возникновение тезиса о якобы неканоничном характере присоединения Киевской митрополии к Московскому Патриархату, произошедшего на Константинопольском Соборе 1686 г., тесно связано с развитием украинской национальной идеи в конце XIX - нач. ХХ вв. В 1904 г. один из крупнейших теоретиков концепции украинства профессор М.С. Грушевский опубликовал статью «Звичайна схема "русскоГ Кторн й справа рацюнального укладу юторн схщнього слов'янства» («Обычная схема "русской" истории и вопрос рационального упорядочения истории восточного славянства»), в которой утверждал отсутствие исторического преемства Московского государства от Киевской Руси. Согласно его концепции, в XIII в. традиция киевская традиция продолжилась в Галицко-Волынском княжестве, а в XIV-XVI вв. в Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой1 . Более того, М.С. Грушевский весьма категорично отрицал представление о единой истории русского, украинского и белорусского народов: «”Общерусской” истории и не может быть, как и нет ”общерусской” народности. Может быть история всех ”'русских народностей”, кому охота их так называть, или же история восточного славянства. Она и должна занять место нынешней 'русской истории”» 2. Прямым следствием подобных рассуждений явилось отрицание существования единого древнерусского культурного пространства для украинских, российских и белорусских земель. Подчеркивая культурное превосходство древнего Киева над северными и северо-восточными землями, М.С. Грушевский объяснял это заселенностью великоросских земель не славянами, а славянизированными инородцами финно-угорского происхождения. Белорусские земли он рассматривал как пространство культурного смешения славянского и балтского этнических элементов, также культурно чуждое как украинским, так и российским территориям3. Подобный подход к оценке исторического прошлого вводит украинскую и белорусскую национальные идеи в прямое противоречие с идеей единства трех восточнославянских народов.

Прямым следствием противопоставления  «украинскости», «белорусскости» и «русскости» стало движение за создание независимых Украинской и Белорусской Православных Церквей, начавшее активно развиваться после революционных потрясений 1917 г. Здесь следует отметить, что с этого времени церковная независимость рассматривалась в качестве важнейшего основания как украинской, так и белорусской государственности. При этом в качестве одного из основных аргументов в поддержку движения за отделение православных белорусов и украинцев от Русской Православной Церкви становилось заявление о якобы незаконности состоявшегося в 1686 г. перехода Киевской митрополии Константинопольского Патриархата в юрисдикцию Русской Православной Церкви. Так, в декабре 1917 г. организационный комитет по созыву Всеукраинского Православного Собора опубликовал обращение к украинскому народу, в котором призвал «возродить... давнюю независимость Украинской Церкви, утвержденную Переяславским трактатом и незаконно уничтоженную Московией»4. Прямым следствием этого призыва явилось широкое развитие общественной дискуссии относительно будущего украинского православия. В июне 1918 г. журнал «В1сник пол1тики, л1тератури й життя», являвшийся органом Союза освобождения Украины, опубликовал статью «За автокефальшсть украшсько! православно! церкви» («За автокефальность Украинской православной церкви»). Анонимный автор данной публикации утверждал, что «Украинская православная церковь перестала в 1685 г. жить собственной жизнью» 5 . Завершалась публикация призывом «сделать то, что завершил четвертый Универсал Украинской Центральной Рады на политическом поле, на церковном поле и заменить прежнюю зависимость... полной независимостью, собственной автокефальностью»6.

Директория Украинской Народной Республики провозгласила Украинскую Православную Церковь автокефальной7, после чего направила в Стамбул свое посольство, возглавленное министром исповеданий А. И. Лотоцким. Одной из задач дипломатической миссии виделось подтверждение украинской церковной независимости со стороны Константинопольского Патриархата8. Вспоминая встречу с местоблюстителем Вселенского патриаршего престола митрополитом Прусским Дорофеем, А. И. Лотоцкий писал: «В вопросе признания украинской автокефалии, нужно отметить, имелись и некоторые формальные препятствия, но их не трудно было бы преодолеть, если бы не одна главная причина <...>. Наиболее беспокоила и сдерживала их мысль, что ныне растерзанный и обессилевший российский великан может возродиться и тяжело отомстить за нарушение его интересов» 9. Таким образом, в 1919 г. Константинопольский Патриархат не выступил с осуждением украинского церковного раскола, воздержавшись от признания объявленной украинской государственной властью автокефалии лишь только из-за опасений возможной ответной реакции со стороны российской стороны.

Завершением процесса оформления украинского автокефального раскола стало принятие Всеукраинской Православной Церковной Радой, усвоившей себе полномочия временного органа церковного управления на территории Украины, постановления от 5 мая 1920 г. о признании Украинской Православной Церкви, перешедшей на автокефальное положение. Означенный документ содержал резкую критику произошедшего в XVII столетии присоединения Киевской митрополии к Московскому патриархату10.

Важнейшим этапом развития украинского церковного раскола стало проведение 14-30 октября 1921 г. Первого Всеукраинского Церковного Собора, осуществившего организационное оформление УАПЦ. Текст принятых на Соборе «Деяний» содержал крайне негативную оценку событий 1686 г., именуя переход Киевской митрополии в юрисдикцию Московского Патриархата «противным христианству» 11. Далее в тексте Деяний содержалось решение об отмене постановлений 1686 г.: «Акт 1687 года о передаче Украинской Церкви под руководство Московского Патриархата <...> признать аморальным, недействительным, факт пребывания Украинской Церкви в подчиненности Московскому Патриархату признать насилием, которое должно возмущать каждого настоящего христианина»12. Заявляя об украинской автокефалии как о состоявшемся факте, участники Собора призывали Константинопольский Патриархат признать ее законность13 . Данное заявление в силу внешних обстоятельств не нашло скорого ответа со стороны Вселенской патриархии.

Помимо территорий Советской Украины, развитие украинского автокефального движения происходило и в западно-украинских регионах, перешедших в состав Польской Республики по условиям Рижского мирного договора 1921 г. Так, в июне 1921 г. проживавший в польском городе Тарнов бывший министр исповеданий Украинской Народной Республики профессор И.И. Огиенко инициировал сбор подписей под документом «Прошение к Патриарху Цареградскому благословить автокефальную Украинскую Церковь». Текст данного обращения содержал следующее заключение: «Украинский народ <...> с грустью вспоминает 1686 год, когда патриарх Дионисий согласился отказаться от управления Православной Церковью на Украине и переуступил это право московскому патриарху»  14 . Именуя Константинопольский Патриархат кириархальной Церковью для украинского народа, И. И. Огиенко в тексте данного обращения призывал Вселенскую патриархию направить на территорию Украины своего официального представителя (экзарха), а также совершить архиерейские рукоположения для УАПЦ15. В том же году И. И. Огиенко опубликовал брошюру «Як Москва взяла шд свою владу вшьну Церкву Укра!нську» («Как Москва взяла под свою власть свободную Церковь Украинскую»), в которой крайне критично характеризовал переход Киевской митрополии в состав Русской Православной Церкви16. Несмотря на все предпринятые усилия, политические обстоятельства описываемого времени не позволили Константинопольскому Патриархату начать активные действия на украинских землях.

По прошествии трех лет Вселенская патриархия отбросила свои прежние опасения и без предварительного согласования с патриархом Московским и Всероссийским Тихоном предоставила автокефалию Варшавской митрополии Русской Православной Церкви. Данному деянию предшествовало создание специальной комиссии во главе с митрополитом Кизическим Каллиником (Деликанисом), которой поручалось изучение историко -канонических аспектов предоставления автокефалии Православной Церкви в Польше. 3 ноября 1924 г. митрополит Каллиник представил на рассмотрение Синода Константинопольского Патриархата заключение комиссии. Заявляя о наличии у Константинопольской Церкви полномочий осуществлять провозглашение новых автокефалий, члены комиссии заявляли о неканоничном характере действий патриарха Константинопольского Дионисия IV, в 1686 г. санкционировавшего    переход Киевской митрополии в юрисдикцию

Московского Патриархата: «Это деяние Дионисия с канонической точки зрения было совершенно недействительным, как противоречащее правилам 34-му Апостольскому и 9-му Антиохийского [Собора], запрещающим Первоиерарху действовать в чем-либо без ведома остальных иерархов» 17.

Результатом принятия комиссией означенного заключения стало решение Синода Константинопольского Патриархата от 13 ноября 1924 г., заявлявшее об отмене постановления Константинопольского Собора 1686 г. и предоставлении автокефалии Православной Церкви в Польше. Рассматривая Варшавскую митрополию как «осколок» исторической Киевской митрополии в пределах Второй Речи Посполитой, Вселенская патриархия в Томосе об ее автокефалии заявила: «Первое отделение от Нашего Престола Киевской Митрополии и Православных Митрополий Литвы и Польши, зависящих от нея, а также присоединение их к Святой Московской Церкви, произошло отнюдь не по предписаниям канонических правил, а так же не было соблюдено всего того, что было установлено относительно полной церковной автономии Киевского Митрополита, носящего титул Экзарха Вселенского Престола»  18. Таким образом, с ноября 1924 г. Константинопольский Патриархат стал на путь отрицания канонической правомочности Русской Православной Церкви на распространение своей юрисдикции в пределах исторической Киевской и Галицкой митрополий. Данное синодальное решение предопределило дальнейшие действия Константинопольской патриархии в ХХ - нач. XXI вв.

Для понимания логики развития последующих событий весьма важно иметь в виду, что западные области современной Украины и Республики Беларусь в 1921-1939 гг. пребывали в составе Польской Республики. За пятнадцать лет, прошедших от времени провозглашения польской автокефалии до включения Западной Украины и Западной Беларуси в состав СССР, было воспитано целое поколение украинского и белорусского духовенства, для значительно части которого Русская Православная Церковь не ассоциировалась с кириархальной Церковью.

Во второй половине 1939 г. православное духовенство украинских и белорусских епархий перешло в юрисдикцию Московского Патриархата. Однако ситуация изменилась после начала немецкой оккупации летом 1941 г., когда митрополит Варшавский и всей Православной Церкви в Генерал-губернаторстве (т.е. Польше) Дионисий (Валединский) предпринял попытку распространения своей юрисдикции на украинско-белорусские территории. Обоснование своим действиям он находил в Томосе Вселенской Патриархии от 13 ноября 1924 г. Не получив разрешения на возглавление Православной Церкви в пределах рейхскомиссариата «Украина», он 24 декабря 1941 г. учредил Временную Администратуру Православной Церкви в Генерал-губернаторстве на украинских землях и назначил ее руководителем архиепископа Луцкого и Ковельского Поликарпа (Сикорского). Последний, совместно с архиепископом Полесским и Пинским Александром (Иноземцевым), провел в феврале 1942 г. архиерейский собор в г. Пинске, взявший курс на возрождение Украинской автокефальной православной церкви19. Таким образом, повторное возникновение и развитие украинского автокефального раскола в 1942 г. явилось прямым следствием дезавуирования Вселенской Патриархией соборных постановлений 1686 г.

Развернуть церковную деятельность на территории генерального комиссариата «Белоруссия» митрополит Варшавский Дионисий (Валединский) также не имел возможности. В сентябре 1941 г. он сформировал Белорусский Церковный Совет при митрополите Святой Автокефальной Православной Церкви в Генерал-губернаторстве. Заявив о необходимости провозглашения автокефалии Белорусской Православной Церкви, он выдвинул для нее кандидатов на архиерейской служение и предложил совершить их рукоположение 20 . Несмотря на недопущение митрополита Дионисия к решению белорусских церковных вопросов, в сентябре 1942 г. Всебелорусский Церковный Собор принял решения о необходимости провозглашения автокефалии. Основание к тому также усматривалось в Томосе об автокефалии Православной Церкви в Польше.

Летом 1944 г. по причине приближения линии фронта украинские и белорусские иерархи выехали в Западную Европу. На протяжении ряда последующих лет в диаспоре действовали Украинская Греко-Православная Церковь в Канаде и Украинская Православная Церковь США и диаспоры, пребывавшие вне общения с православным миром21. 1 апреля 1990 г. патриарх Константинопольский Димитрий подписал грамоту о принятии УГПЦ в Канаде в юрисдикцию Вселенского Патриархата. При этом в тексте грамоты Константинопольский Патриархат именовался Церковью-Матерью православных украинцев 22 . Данное обстоятельство свидетельствует о продолжавшемся отрицании Вселенской патриархией канонической подчиненности исторической Киевской митрополии Русской Православной Церкви. 9 декабря 1995 г. состоялось вхождение УПЦ США и диаспоры в состав Константинопольского Патриархата23, что явилось следствием развития политики Фанара в отношении украинских православных.

На протяжении ряда лет иерархи именно этих двух митрополий являлись связующим звеном между Константинопольским Патриархатом и украинскими раскольническими сообществами - Украинской автокефальной православной церковью (УАПЦ) и Украинской православной церковью Киевского патриархата (УПЦ КП). Формируя независимые от Русской Православной Церкви украинские церковные структуры, лидеры неканоничных церковных сообществ регулярно получали знаки поддержки со стороны Вселенской патриархии. Так, во время состоявшегося в 1998 г. посещения кафедрального собора УПЦ в Канаде патриарх Константинопольский Варфоломей заявил о том, что «где бы ни жили православные украинцы: или здесь, в Канаде, в Америке, или в Украине - они находятся по духовным покровительством Вселенской патриархи и считаются духовными чадами в лоне Церкви-Матери в Константинополе» 24. В декабре 1998 - январе 1999 гг. предстоятель УАПЦ «патриарх Киевский и всея Украины» Димитрий (Ярема) провел переговоры с иерархами УПЦ в США и диаспоре, результатом которых стало достижение договоренности относительно начала совместных действий по установлению евхаристического общения УАПЦ с Константинопольским Патриархатом25. Преследуя поставленную цель, в августе 1999 г. Архиерейский Собор УАПЦ принял решение о целесообразности объединения с УПЦ в США и диаспоре26. После смерти «патриарха» Димитрия, скончавшегося 25 февраля 2000 г., архиереи УАПЦ обратились к предстоятелю УПЦ в США и диаспоре митрополиту Константину (Багану) с просьбой о принятии УАПЦ под его руководство27 . Уже в апреле 2001 г. митрополит Константин, продолжая оставаться в юрисдикции Константинопольского Патриархата, опубликовал Пасхальное послание, в котором именовал себя «митрополитом Украинской Автокефальной Православной Церкви в Украине»28. Несмотря на предпринятые шаги, фактический переход УАПЦ в структуру Константинопольского Патриархата так и не состоялся.

Стремительное изменение ситуации произошло после начавшегося в 2014 г. углубления общественно-политического кризиса в Украине. Развитие протестного движения «Евромайдан» явилось вызовом не только для действующей исполнительной власти, но и для самой крупной в Украине религиозной организации - Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП). Проевропейская политическая ориентация значительной части украинцев получила интерпретацию не только в политикоэкономической, но и в культурно-цивилизационной категориях. В этом контексте каноническая подчиненность Украинской Православной Церкви Московскому Патриархату нередко оценивалась как препятствие к осуществлению цивилизационных устремлений украинского народа. Означенные идейные тенденции усилились после изменения территориальных границ Украины и развития вооруженного конфликта на Донбассе, когда не без участия украинских СМИ произошло изменение образа России в сознании значительной части украинцев. Положение УПЦ МП осложнилось еще и тем, что неканоничные украинские церковные сообщества открыто и однозначно выступали с поддержкой идеи евроинтеграции, декларируя ярко выраженную антироссийскую настроенность. Данную ситуацию попытались использовать заинтересованные общественно-политические силы для того, чтобы поставить УПЦ МП на грань общественного недоверия, спровоцировав тем самым новый вызов каноническому Православию в Украине.

В этих условиях 16 июня 2016 г. Верховная Рада Украины приняла постановление № 1422-УШ «Об Обращении Верховной Рады Украины к Его Святейшеству Варфоломею, Архиепископу Константинополя и Нового Рима, Вселенскому Патриарху о предоставлении автокефалии Православной Церкви на Украине»29. Текст обращения украинского парламента включал в себя утверждение того, что «на протяжении всего ХХ века в Украине продолжалась борьба за поместный автокефальный статус древней Киевской митрополии, которая в течение семи веков находилась в составе Вселенского патриархата, а в 1686 году с грубым нарушением канонов была присоединена к Московскому патриархату» 30. Таким образом, законодательный орган светского государства на официальном уровне утвердил оценочное суждение, основанное на тенденциозной интерпретации церковного законодательства. Приняв данное обращение, Вселенская патриархия сформировала экспертную комиссию и начала подготовку к решению «украинского вопроса» по собственному сценарию. При этом мнение Русской Православной Церкви и Украинской Православной Церкви Московского Патриархата относительно сложившейся ситуации не учитывались.

На заседании Синода Константинопольской Церкви, состоявшемся 911 октября 2018    г., произошло подтверждение решения о признании незаконным перехода Киевской митрополии в юрисдикцию Московского Патриархата. Тогда же Фанар восстановил в священном сане изверженных за уклонение в раскол украинских иерархов во главе с бывшим митрополитом Киевским Филаретом (Денисенко) и учредил ставропигию Вселенской Патриархии в Киеве 31 . Уже 15 декабря 2018 г. под председательством митрополита Галльского Эммануила (Адамакиса) в Киеве состоялся «Объединительный собор», итогом которого стало образование Православной Церкви Украины. В день проведения «Объединительного собора» его решения получили утверждение патриарха Константинопольского Варфоломея 32, а вручение Томоса об автокефалии Православной Церкви Украины ее новоизбранному предстоятелю митрополиту Епифанию (Думенко) произошло 6 января 2019 г.33 Как известно, к настоящему времени вопрос признания Православной Церкви Украины поставил под удар единство православного мира и обусловил разрыв евхаристического общения Русской Православной Церкви с Константинопольским Патриархатом, Александрийским Патриархатом и Элладской Православной Церковью.

Далее необходимо остановиться на последствиях заявлений Константинопольского Патриархата относительно отнятия у Московского Патриархата юрисдикции над территориями исторической Киевской митрополии для белорусского православия.

В мае 1946 г. оказавшиеся на территории Германии иерархи Белорусской митрополии перешли в состав Русской Православной Церкви Заграницей. Подвернув резкому осуждению данное деяние, лидеры белорусских общественно-политических организаций диаспоры взяли курс на формирование независимой Белорусской Православной Церкви. При этом следует отметить, что в эмиграции действовало два белорусских правительства в изгнании, находившихся между собой в состоянии жесткой конкуренции - Рада Белорусской Народной Республики (БНР) и Белорусская Центральная Рада (БЦР). Обе организации ориентировались на проведение антисоветской борьбы, сохранение белорусских культурных и политических традиций, восстановление белорусской государственной независимости и создание независимой от Московского Патриархата Белорусской Православной Церкви. При этом, БНР и БЦР рассматривали Константинопольский Патриархат в качестве кириархальной Церкви для православных белорусов, ожидая от Вселенского патриарха получения Томоса об автокефалии. Основное различие конфессиональной политики названных организаций заключалось в способе приобретения белорусской церковной независимости. Если руководство БЦР поддерживало стратегию организации белорусских приходов и епархий в составе Константинопольского Патриархата с последующей постановкой вопроса о даровании им канонической самостоятельности, то Рада БНР пошла по пути формирования структур Белорусской Автокефальной Православной Церкви с надеждой на последующее проведение переговоров относительно ее признания. Итогом реализации политического курса БЦР в религиозной сфере стало произошедшее в 1950-1970-е гг. формирование сети белорусских приходов на территории США, Канады, Великобритании и Австралии, пребывавших в составе Константинопольского Патриархата и обладавших высокой степенью автономии34. На заседании Священного Синода Вселенского Патриархата, проходившем 6 мая 1971 г. под председательством патриарха Константинопольского Афинагора, состоялось принятие решения о создании белорусской епархии, объединяющей белорусские приходы в диаспоре35 . Принятие данного постановления руководство БЦР рассматривало в качестве первого шага к формированию каноническим путем автокефальной БПЦ. Более того, в случае падения коммунистического режима в Беларуси данная белорусская структура Константинопольского Патриархата должна была начать свою деятельность на белорусских территориях и заменить собою церковные структуры Русской Православной Церкви. Весьма важно отметить, что принятое в 1971 г. решение базировалось на признании Константинопльского Патриархата Церковью-Матерью для православных белорусов и не отменялось, что является потенциальной угрозой единству Белорусской Православной Церкви.

Деятельность Рады БНР в конфессиональной области привела к произошедшему в 1948-1949 гг. формированию структур БАПЦ, получившей иерархическое преемство от УАПЦ и организовавшей приходы на территории Великобритании, Бельгии, США, Канады, Австралии. Первоначально Константинопольский Патриархат негативно относился к деятельности БАПЦ. Во многом это было связано с личностью первоиерарха БАПЦ архиепископа Сергия (Охотенко), в 1950-1960-е гг. поддерживавшего раскол в Австралийской епархии Константинопольского Патриархата36. На заседании Синода Константинопольского Патриархата, проходившем 18 сентября 1962 г. под председательством патриарха Афинагора (Протокол № 787), произошло признание БАПЦ неканоничным и безблагодатным сообществом37.

Несмотря    на крайне    категоричное    осуждение белорусских автокефалистов, спустя десять лет Константинопольский Патриархат изменил свое отношение к БАПЦ. Произошло это после того, как 3 октября 1972 г. от лица Собора БАПЦ в Константинопольскую патриархию был направлен меморандум,    содержавший    историческую    справку    относительно взаимоотношений Православной Церкви на белорусских землях с Константинопольским патриархатом и основных этапах становления БАПЦ38. Данный шаг послужил импульсом к развитию взаимоотношений БАПЦ с Константинопольским патриархатом и другими Поместными Церквями, что нашло выражение в регулярном обмене Пасхальными и Рождественскими посланиями между первоиерархом БАПЦ и предстоятелями Константинопольской, Александрийской, Кипрской и Элладской Поместных Церквей39. Таким образом, можно констатировать произошедшую в 1970-е гг. относительную нормализацию взаимоотношений БАПЦ с Константинопольским Патриархатом, при котором последний уже не ставил под сомнение канонический статус иерархии и духовенства БАПЦ.

После обретения Республикой Беларусь государственного суверенитета в силу ряда внешних обстоятельств ни одна из вышеназванных белорусских эмигрантских церковных структур не распространила свою деятельность на территорию Беларуси. Более того, действующая белорусская власть не заинтересована в порождении конфликтов на религиозной почве и отказывает альтернативным церковным структурам в официальной государственной регистрации. Однако внешняя политика Вселенской патриархии, базирующаяся на оспаривании правомочности распространения юрисдикции Русской Православной Церкви на белорусские территории, может расцениваться как создающая потенциальную угрозу церковного раскола.

Подводя итог рассмотрению проблематики пересмотра вопроса канонической подчиненности территорий исторической Киевской митрополии, можно сделать вывод о том, что первоначально данная инициатива исходила от сторонников провозглашения украинской церковной автокефалии. Неформально поддерживая украинский церковный сепаратизм, Вселенская патриархия вплоть до 1924 г. не решалась подвергнуть ревизии постановление Константинопольского Собора 1686 г. о передаче Киевской митрополии в юрисдикцию Русской Православной Церкви. Санкционировав выход Варшавской митрополии из состава Московского Патриархата, Вселенская патриархия объяснила свое решение отменой соборного решения 1686 г., что послужило импульсом к дальнейшему развитию украинского и белорусского автокефальных расколов. В связи с этим можно констатировать, что означенные действия Фанара предопределили современный кризис межправославных отношений и сформировали идейные предпосылки для попыток пересмотра границ церковных юрисдикций в будущем.

Слесарев Александр Валерьевич 
Минская духовная академия
Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2021. №4. С. 144-162

---------------

1   Грушевський М. Звичайна схема «русско!» юторп й справа рацюнального укладу ютори схвднього слов'янства // Вивщ прав Укра!ни. Львш, 1991. C. 8-11.

2   Там же. С. 12.

3   Грушевський М. 1сторш Украши-Руси. Том 1: До початку XI вжа. Нью Йорк, 1954. С. 1-5, 185-201; Ульянов М. Происхождение украинского сепаратизма. М., 1996. С. 257.

4   Заклик у справi скликання Всеукрашського Церковного Собору // Мартирология Укра!нських Церков: У 4 тт. Т. 1: Укра!нська Православна Церква. Документи, матертли, християнський самвидав Укра!ни. Торонто-Балтимор, 1987. С. 36; Дорошенко Д. 1сторш Укра!ни 1917-1920 рр. Т. 1: Доба Центрально! Ради. Булава, 1954. С. 409.

5   За автокефальшсть Украшсько! православно! церкви // Вшник политики, лггератури й життя. 1918. Ч. 25. С. 1.

6   Там же.

7   Закон про вищий уряд Укра!нсько! Автокефально! Православно! Церкви // Мартирология Укра!нських Церков: У 4 тт. Т. 1: Укра!нська Православна Церква. Документи, матертли, християнський самвидав Укра!ни. Торонто-Балтимор, 1987. С. 50-51.

8   Лотоцький О. Сторшки минулого. Частина четверта. [Б.м.], 1966. С. 10-11.

9   Там же. С. 88-89.

10   Ввд Всеукра!нсько! Православно! Церковно! Ради до укра!нського православного громадянства. Лист перший. Травня 5 дня, 1920 р. // Церква й життя. 1927. Ч. 1. С. 120-123.

11   Дшння Всеукра!нського Православного Церковного Собору в м. Киев1 14-30 жовтня н. с. 1921 р. Франкфурт/Майн, 1946. С. 5.

12   Там же.

13   Там же. С. 5-6.

14   Прохання до Патршрха Царгородського благословити автокефальну Укра!нську Церкву. Тершв, 1921. С. 7.

15   Там же. С. 9-10.

16   Ог^нко I. Як Москва взяла тд свою владу в№ну Церкву Украшську. Тершв, 1921.

17   Н АитокефаХо^ ЕккД^а тр<; ПoXюv^а^ // ЕккДрЫа. 1925. Е. 5-6.

18   Патриарший и Синодально-Канонический Томос // Вестник Православной митрополии в Польше. 1925. № 8.

19   Ухвала Х. Священний Собор Архиере1в Св. Православно! Автокефально! Церкви на визволених украшських землях // Мартирология Укра!нських Церков: У 4 тт. Т. 1: Укра!нська Православна Церква. Документи, материи, християнський самвидав Укра!ни. Торонто-Балтимор, 1987. С. 686-687; Власовський I. Нарис ютори Укра!нсько! Православно! Церкви: У 4 тт.: Т. 4. Ч. 2. Нью-Йорк, 1966. С. 205.

20   Касмовт Д. За вольную i сувэрэнную Беларусь. Вшьня, 2006. С. 114-116.

21   Воронин О. 1сторичний шлях УАПЦ. Кенсшгтон, 1992. С. 119-124; Плгчковський Н., протопр. Нарис юторн Укра!нсько! Православно! Церкви. С1дней-Адела!да, 1985-1988. С. 113-117.

22   Patriarchal Decree (Greek original) // Точки домовлення м1ж УПЦ в Канад1 i Вселенською Константинопольською Патрiархieю. Winnipeg, 2000. P. 40-43.

23   Пункти Згоди мш УПЦ в США i Вселенським Константинопольським Патрирхатом. Фанар, 6 грудня 1995 г. // Хомчук О. Церква поза церковною огорожею. Розколи i руйнацгя Укра!нсько! Православно! Церкви в пошуках «константинотльского визнання». Чжаго, 2002. С. 526.

24   Хомчук О. Церква поза церковною огорожею. Розколи i руйнацгя Укра!нсько! Православно! Церкви в пошуках «константинотльского визнання». Чжаго, 2002. С. 574-575.

25   Там же. С. 572.

26   Там же. С. 576.

27   УАПЦ прагне каношчного визнання // Свобода. 2000. 24 березня. С. 3.

28   Великодне Послання Митрополита Укра!нсько! Автокефально! Православно! Церкви в УкраМ // Наша вира. 2001. Квегень. С. 1.

29   Постанова Верховно! Ради Укра!ни. Про Звернення Верховно! Ради Укра!ни до Його Всесвятосп Варфоломея, Архшпископа Константинополя i Нового Риму, Вселенського Патрирха щодо надання автокефалп Православнш Цер^ в УкраМ. 16 червня 2016 року № 1422-VIII // Ввдомосп Верховно! Ради. 2016. № 27. С. 528.

30   Звернення Верховно! Ради Укра!ни до Його Всесвятосп Варфоломея, Архиепископа Константинополя i Нового Риму, Вселенського Патрирха щодо надання автокефали Православнш Цер^ в Укра1ш // Верховна Рада Укра!ни. URL: https://zakon.rada.gov.Ua/laws/show/1422-19#Text (доступ от 20.09.2021).

31 AvaKoivrn0ev (11.10.2018) // OlKoupeviKov naxpiapxeiov. URL: https://www.patriarchate.org/announcements/-/asset_publisher/MF6geT6kmaDE/content/communiq-1?_101_[NSTANCE_MF6geT6kmaDE_languageId=el_GR (доступ от 20.09.2021).

32   Варфоломш благословив Етфашя та запросив за томосом у Стамбул // BBC NEWS. Укра!на. URL: https://www.bbc.com/ukrainian/news-46581712 (доступ от 08.10.2021).

33   «Томос наш!» Православная церковь Украины получила автокефалию // BBC NEWS. Укра!на. URL: https://www.bbc.com/russian/news-46772560 (доступ от 08.10.2021).

34   См. подробнее: Слесарев А.В. Предпосылки возникновения и история развития Белорусского Совета православных церквей в Северной Америке в 1950-1976 гг. // Христианское чтение. 2019. № 4. С. 176-192.

35   Letter to Rev. Father Nikolaj Lapitzki, Whiteruthenian Greek-Orthodox Church of St. Euphrosynia, South River, New Jersey, from Very Rev. George J. Bacopulos, Chancellor of Greek Orthodox Archdiocese of North and South America. June 18, 1971 // Царкоуны Сьветач. 1972. № 21. С. 4; I. К. Сьв. пам. а. протапр. М. Лапщш // Беларуская думка. 1976. № 20. С. 20.

36   См. подробнее: Слесарев А.В. Роль Белорусской Автокефальной Православной Церкви в развитии и организационном оформлении церковного раскола Австралийской архиепископии Константинопольского Патриархата (1959-1965 гг.) // Христианское чтение. 2019. № 5. С. 214-221.

37   EYnOaIKH ПРАЕЕ. Api0. Прют. 787. 18 NoepPpfoo 1962 // Rutgers University Libraries. Special Collections and University Archives. Zaprudnik J. Collection. Box 2 «Lapitski Mikalaj, 1907-1976. Papers». Folder 36 «Грэи». Л. 1-1 об.

38   Memorandum, October 3, 1972, to His Holiness Ecumenical Patriarch Dimitrios I, Archbishop of Constantinople. Highland Park, 1972.

39   Вялкоднае Прывпанне Усяленскага Патрыярха Дэмэтрыёса да Мирапалпа БАПЦарквы Андрэя // Голас Царквы. 1978. № 50. С. 4; Вялкодныя вгганш // Голас Царквы. 1979. № 52. С. 10; 1ншыя прывпанш // Голас Царквы. 1977. № 47. С. 9; 1ншыя прывпанш // Голас Царквы. 1979. № 51. С. 4; Каляднае прывпанне Усяленскага Патрыярха Дэмэтрыёса да Мгграпалгга Андрэя // Голас Царквы. 1977. № 47. С. 8; Кляднае Прывгганне Усяленскага Патрыярха Дэмэтрыёса да Мирапалпа Андрэя // Голас Царквы. 1979. № 51. С. 4; Калядныя прывпання для Б.А.П.Ц. // The Byelorussian Times. 1977. April. С. 5; Прывпанне ад Усяленскага Патрыярха Дымирыёса I. Каляды, 1973 // Голас Царквы. 1974. № 41. С. 6; Прывпанш, атрыманыя Беларускай Аутакефальнай Праваслаунай Царквой з нагоды Хрыстова Нараджэння // Голас Царквы. 1974. № 41. С. 6; Святочныя впанш // Голас Царквы. 1983. № 54. С. 4; Святочныя прывпанш да Мирапалпа Андрэя // Голас Царквы. 1978. № 50. С. 4.

Источники

1.    Вщ Всеукра!нсько! Православно! Церковно! Ради до укра!нського православного громадянства. Лист перший. Травня 5 дня, 1920 р. // Церква й життя. 1927. Ч. 1. С. 120-123.

2.    Великодне Послання Митрополита Укра!нсько! Автокефально! Православно! Церкви в Укра!ш // Наша вира. 2001. Квгтень. С. 

3.    Вялшоднае Прыв^анне Усяленскага Патрыярха Дэмэтрыёса да М^рапалпа БАПЦарквы Андрэя // Голас Царквы. 1978. № 50. С. 

4.    Дшння Всеукра!нського Православного Церковного Собору в м. Киевi 14-30 жовтня н. с. 1921 р. Франкфурт/Майн, 1946.

5.    За автокефальшсть Укра!нсько! православно! церкви // Вюник полпики, лiтератури й життя. 1918. Ч. 25. С. 1.

6.    Заклик у справi скликання Всеукра!нського Церковного Собору // Мартирология Укра!нських Церков: У 4 тт. Т. 1: Укра!нська Православна Церква. Документи, матертли, християнський самвидав Укра!ни. Торонто-Балтимор: Укра!нське Видавництво «Смолоскип» ш. В. Симоненка, 1987. С. 35-36.

7.    Закон про вищий уряд Укра!нсько! Автокефально! Православно! Церкви // Мартирология Укра!нських Церков: У 4 тт. Т. 1: Укра!нська Православна Церква. Документи, матертли, християнський самвидав Укра!ни. Торонто-Балтимор: Укра!нське Видавництво «Смолоскип» ш. В. Симоненка, 1987. С. 50-51.

8.    Звернення Верховно! Ради Укра!ни до Його Всесвятосп Варфоломш, Архiепископа Константинополя i Нового Риму, Вселенського Патртрха щодо надання автокефалп' Православнiй Церквi в Укра!нi // Верховна Рада Укра!ни. URL: https://zakon.rada.gov.Ua/laws/show/1422-19#Text (доступ от 20.09.2021).

9.    Каляднае прывпанне Усяленскага Патрыярха Дэмэтрыёса да Мпрапалпа Андрэя // Голас Царквы. 1977. № 47. С. 8.

10.    Кляднае Прывпанне Усяленскага Патрыярха Дэмэтрыёса да Мпрапалпа Андрэя // Голас Царквы. 1979. № 51. С. 4.

11.    Патриарший и Синодально-Канонический Томос // Вестник Православной митрополии в Польше. 1925. № 8. С. 1-2.

12.    Постанова Верховно! Ради Укра!ни. Про Звернення Верховно! Ради Укра!ни до Його Всесвятосп Варфоломш, Архтпископа Константинополя i Нового Риму, Вселенського Патртрха щодо надання автокефалп Православнш Цер^ в Украшк 16 червня 2016 року № 1422-УШ // Вщомосп Верховно! Ради. 2016. № 27. С. 528.

13.    Прохання до Патршрха Царгородського благословити автокефальну Укра!нську Церкву. Тершв, 1921.

14.    Прывпанне ад Усяленскага Патрыярха Дымпрыёса I. Каляды, 1973 // Голас Царквы. 1974. № 41. С. 6.

15.    Пункти Згоди мт УПЦ в США i Вселенським Константинопольським Патртрхатом. Фанар, 6 грудня 1995 г. // Хомчук О. Церква поза церковною огорожею. Розколи i руйнацш Укра!нсько! Православно! Церкви в пошуках «:константинопшьского визнання». Чiкаго, 2002. С. 526.

16.    Ухвала Х. Священний Собор Архиере!в Св. Православно! Автокефально! Церкви на визволених укра!нських землях // Мартирологiя Укра!нських Церков: У 4 тт. Т. 1: Укра!нська Православна Церква. Документи, матертли, християнський самвидав Укра!ни. Торонто-Балтимор: Укра!нське Видавництво «Смолоскип» ш. В. Симоненка, 1987. С. 686-687.

17.    Letter to Rev. Father Nikolaj Lapitzki, Whiteruthenian Greek-Orthodox Church of St. Euphrosynia, South River, New Jersey, from Very Rev. George J. Bacopulos, Chancellor of Greek Orthodox Archdiocese of North and South America. June 18, 1971 // Царкоуны Сьветач. 1972. № 21. С. 4.

18.    Memorandum, October 3, 1972, to His Holiness Ecumenical Patriarch Dimitrios I, Archbishop of Constantinople. Highland Park, 1972.

19.    Patriarchal Decree (Greek original) // Точки домовлення мГж УПЦ в Канадi i Вселенською Константинопольською Патртрхшю. Winnipeg: Consistory of the Ukrainian Orthodox Church of Canada, «Eclessia» Publishing Corporation, 2000. P. 40-43.

20.    AvaKotvroGsv (11.10.2018)    //    OkoupsviKov    naxptapxsiov. URL:https://www.patriarchate.org/announcements/-/ asset_publisher/MF6geT 6kmaDE/content/communiq-1?_101_INSTANCE_MF6geT6kmaDE_languageId=el_GR (доступ от 20.09.2021).

21.    H Аитоквфако^ Eккkno^а тр^ Пokюv^a^ // Eккkna^a. 1925. Е. 5-6.

22.    EYNOAIKH ПРАЕ1Е. Api9. Прют. 787. 18 NospPpfou 1962 // Rutgers University Libraries. Special Collections and University Archives. Zaprudnik J. Collection. Box 2 «Lapitski Mikalaj, 1907-1976. Papers». Folder 36 «Грэм».

Литература

23.  Варфоломш благословив Етфанш та запросив за томосом у Стамбул // BBC NEWS. Укра!на. URL: https://www.bbc.com/ukrainian/news-46581712 (доступ от 08.10.2021).

24.    Власовський I. Нарис штори Укра!нсько! Православно! Церкви: У 4 тт. Т. 4. Ч. 2. Нью-Йорк, 1966.

25.    Воронин О. 1сторичний шлях УАПЦ. Кенсшгтон: Воскресшня, 1992.

26.    Вялкодныя вгганш // Голас Царквы. 1979. № 52. С. 10.

27.    Грушевський М. Звичайна схема «русско!» штори й справа ращонального укладу iсторii схiднього слов'янства // Вивiд прав Укра!ни. Львш: Слово. 1991. C. 7-13.

28.    Грушевський М. 1сторш Укра!ни-Руси. Том 1: До початку XI вка. Нью Йорк: «Книгоспшка», 1954.

29.    Дорошенко Д. 1сторк Укра!ни 1917-1920 рр. Т. 1: Доба Центрально! Ради. Булава: Видавнича корпорацк в Нью-Йорку, 1954.

30.    I. К. Св. пам. а. протапр. М. Лапщм // Беларуская думка. 1976. № 20. С. 18-21.

31.    1ншыя прывгганш // Голас Царквы. 1977. № 47. С. 9.

32.    1ншыя прывгганш // Голас Царквы. 1979. № 51. С. 4.

33.    Калядныя прывгтання для Б.А.П.Ц. // The Byelorussian Times. 1977. April. С. 5.

34.    Касмов1ч Д. За вольную i сувэрэнную Беларусь. Вшьня: Gudas, 2006.

35.    Лотоцький О. Сторшки минулого. Частина четверта. Царгородк Видання Укра!нсько! Православно! Церкви в США. [Б.м.]: Вид. Укр. Православ. Церкви в США, 1966.

36.    Оггенко I. Як Москва взяла тд свою владу вшьну Церкву Укра!нську. Тершв: Укра!нська Автокефальна Церква, 1921.

37.    Пл1чковський Н, протопр. Нарис штори Украшсько!' Православно! Церкви. Сщней-Адела!да: Консисторк УАПЦеркви в АвстралГ! i Новiй ЗеляндГ!, 1985-1988.

38.    Прывканш, атрыманыя Беларускай Аутакефальнай Праваслаунай Царквой з нагоды Хрыстова Нараджэння // Голас Царквы. 1974. № 41. С. 6.

39.    Святочныя вгганш // Голас Царквы. 1983. № 54. С. 4.

40.    Святочныя прывканш да Мкрапалка Андрэя // Голас Царквы. 1978. № 50. С. 4.

41.    Слесарев А.В. Предпосылки возникновения и история развития Белорусского Совета православных церквей в Северной Америке в 1950-1976 гг. // Христианское чтение. 2019. № 4. С. 176-192.

42.    Слесарев А.В. Роль Белорусской Автокефальной Православной Церкви в развитии и организационном оформлении церковного раскола Австралийской архиепископии Константинопольского Патриархата (1959-1965 гг.) // Христианское чтение. 2019. № 5. С. 214-221.

43.  «Томос наш!» Православная церковь Украины получила автокефалию // BBC NEWS. Укра!на. URL: https://www.bbc.com/russian/news-46772560 (доступ от 08.10.2021).

44.    УАПЦ прагне каношчного визнання // Свобода. 2000. 24 березня. С. 3.

45.    Ульянов М. Происхождение украинского сепаратизма. М.: ИНДРИК, 1996.

46.    Хомчук О. Церква поза церковною огорожею. Розколи i руйнацш Украшсько! Православно! Церкви в пошуках «константинопшьского визнання». Чшаго: Наукове видання, 2002.