Одним из главных итогов большевистского переворота 1917 года и красного террора стало разделение триединого русского народа по отдельным квазигосударенным образованиям в границах РСФСР, УССР и БССР. Все тяжелые испытание вместе с русским народом сполна разделила и Русская Православная Церковь, которую большевики системно уничтожали как носителя русской культурной и духовной традиции. Не менее тяжелые времена настали и для Православной Церкви на землях, оказавшихся по итогам польско-советской войны 1919-1921 г.г. в составе Польши. В результате давления польских властей и малодушия отдельных православных иерархов была провозглашена автокефалия Православной церкви в Польше. Отголоски тех событий, и, порожденные ими осложнения, мы переживаем до сих пор. Сейчас все эти проблемы, включая церковные, обострились в связи с военными действиями на Украине, которые можно рассматривать как неоконченную сто лет назад гражданскую войну.
Сейчас противоборствующими силами постоянно поднимается вопрос получения автокефалии для отдельных областей канонической территории Русской Православной Церкви. Как и сто лет назад, когда часть церкви на территории Западной Украины и Белоруссии незаконно отделилась в автокефальную Польскую православную церковь, сегодня также идут подобные процессы церковного раскола.
Как актуальную историческую иллюстрацию к вопросу неканонического провозглашения автокефалии Польской православной церкви предлагаем нашим читателям статью из «Календаря» за 1923 г., издаваемого карпато-русским братством в США «ROCMAS».
Изначально текст статьи был в дореволюционной орфографии с обилием руссинских диалектизмов, которые, для более удобного чтения, редакцией сайта "Западная Русь" частично замещены вместе с переводом в современную орфографию.
Редакция "ЗР"
***
Титульный лист Календаря за 1923 года Карпато-русского братства в США «ROCMAS»
Русский большевик-живоцерковник в Польше.
В 1922 году русское православие стало приниженным не лишь на Руси Державной, но и за близкими пределами её — в Польше. Виновником принижения Православия в Польше есть сам глава тамошней церкви — митрополит Георгий Ярошевский, который за земные гоноры, в угоду полякам, захватным способом впровадил автокефалию в православной церкви в Польше, т. е. оттянул её из под ведения русского Патриархата без дозволения самого Патриарха.
На представленное, в Январю 1922 года, польским посланником в Москве паном Филипповичем ходатайство об автокефалии патриарх Тихон ответил просто: «Священные каноны нашей Церкви предусматривают «автокефалию» для особых самостоятельных народов, изъявивших на тое свою волю. Итак, если бы польский народ, получивший недавно суверенность, был бы православным и просил бы автокефалию для себе, мы бы ему не отказали в сем. Но давати автокефалию разноплеменным православным, проживающим в пределах Польского государства на положении религийных и национальных меньшостей, не позволяют нам ни священные каноны, ни разум. Что возможно было, мы уже дали православным в Польском государстве — широкую церковную автономию».
Побеждаючи «благим злое», Святейший Патриарх Тихон, в представлении утвержденного им проекта положения об управлении православною церковью в пределах Польского государства, дал епископу Георгию сан митрополита и высшие иерархические отличия (белый клобук и преднесение креста). Однако Георгия то не убедило: сан, белый клобук и преднесение креста он принял, а из «положения» власноручно повычеркивал все те параграфы, где говорится об ограничивающих его правах патриархом и областным собором. (Замечательно: делаючи власноручно для Виленского и Гродненского епископов выписки из присланного Патриархом положения, архиепископ Георгий в Виленском экземпляре оставил те параграфы, какие упустил в Гродненском, и послал те изменения с уведомлением, что будто бы польское правительство только те параграфы и признало, а прочее не желает принимати), лишивши лишь то, что говорилось о его правах и преимуществах, как областного митрополита.
Мало того. Коли тот-же польский посланник дерзнул другой раз заговорить с Патриархом Тихоном о сей справе, беседа его окончилась дуже сумно (очень печально «ЗР»):
— А что, Ваше Святейшество, спросил посланник, если собравшиеся в Варшаве епископы провозгласят автокефалию?
Патриарх встал и, опершись обеими руками о стол, твердо ответил:
«А если они самочинно провозгласят автокефалию, то я у них, яко сынов непослушных, отыму и автономию».
Несомненно, что сия воля Патриарха Тихона сразу стала известной Епископу Ярошевскому, Георгию, но он не нашел потребным считаться с сим распоряжением своего непосредственного начальника, недавно давшего ему титул «митрополита». Заместо сего он принял к испонению Польскую волю Польского премьера-латинника Поняковского, высказанную на съезде русских епископов в Варшаве:
«Вам, досточтимые пастыри, яко высшим представителям православной церкви, предстоит на настоящем соборе высказаться в справе самостоятельности православной церкви в Польше я, следуючи историческому примеру других, государств, треба приняти постановление об автокефалии, которое правительство направит потом Патриарху Константинопольскому и другим патриархам, и митрополитам автокефальных церквей для испрошения их благословений».
Подобная обращение поляка-паписта до православных владык в Польше могла быти «голосом вопиющего во пустыне», но на деле она пала на мягкое и слабодуховное сердце Митрополита Георгия, бо, под его председательством, Владыки решили приняти предложение поляка-католика не только до внимания, но и до исполнения, т. е. решили отделиться от своего русского Патриарха.
ЧТО ЭТО ОЗНАЧАЕТ?
Это может означать лишь то, что Владыка Георгий, имевший полную возможность управлять нашими православными церквами в Польше «соборно» (разом с другими тамошними Владыками) без отделения от единства с православною церковью в Державной Руси, показал себе запроданцем православия в польскую кабалу.. Разве не мог он, как магистр богословия, ответить поляку Пониковскому розумно и обоснованно: «Беседа ваша, пане Пониковский, красна, но, она полезна лишь для папства, я принять её не могу! Вместо того, чтобы принуждать нас на отделение от нашего Патриарха Тихона, и как раз в тяжелую минуту его жизни (ареста большевистского), Вы, пане Пониковский, соберите на совещание своих польских бискупов и потребуйте от них, что в виду того, что их патриарх (Папа Римский) живет далеко, в Риме, они повинны отделить от него (папы) польскую церковь и зробити её автокефальной».
Если бы митрополит Георгий с таким розумением дал отпор поляку Пониковскому, он сразу одержал бы значную победу для всего нашего православного дела в Польше, бо живет там больше 6,000,000 русских православных людей.
Однако он ничего подобного не зробил, нам можно лишь сожалети, что в тяжелейшую минуту жизни русского православного народа в Польше, во главе церковного православного дела там оказался зрадник и запроданец русских православных идеалов.