Минск. Церковь Казанской иконы Божьей матери. Взорван советской властью в 1936 году
Одной из недостаточно изученных тем в отечественной исторической науке является история православного братского движения на территории Беларуси во второй половине XIX -начале XX в. Не исключение составляют братские объединения Минской епархии. Поэтому в указанной статье предпринята попытка решить следующие задачи:
1) определить цели деятельности братств в начале 1890-х гг.;
2) проанализировать характер и направленность работы указанных церковно-общественных организаций;
3) исследовать результаты и масштабы братской активности в рассматриваемый период.
Численность православных братств Минской епархии в начале 1890-х гг. 24 июня 1891 г. Училищный Совет при Св. Синоде издал циркуляр, где просил духовные консистории доставить точные сведения по предлагаемому перечню вопросов о всех существовавших в то время православных братствах. Кроме того, местные епархиальные управления должны были прислать печатные уставы братских организаций и отчеты об их деятельности за последний год [1, л. 1].
Получив указанное циркулярное предложение, Минская духовная консистория сделала запрос местному духовенству. Из рапортов, присланных благочинными, оказалось, что на начало 1890-х гг. в Минской епархии существовало лишь 26 братских объединений, не считая не перечисленных благочинным второго округа Новогрудского уезда организаций, «издавна» существовавших при церквах указанного региона (таблица 1). Из них 4 было создано в 1860-х гг., 2 - в 1870-х гг. и 7 - в 1880-х гг. Остальные братства были организованы в более ранний период.
Таблица 1 - Список братств Минской епархии, существовавших в начале 1890-х гг.1
Местонахождение братства |
Название братства |
Год основания |
Цель деятельности |
г. Минск |
Свято-Николаевское |
1865 |
Церковно-школьная Церковно-благоустроительная Благотворительная |
г. Минск |
Кирилло- Мефодиевское |
1886 |
Благотворительная |
г. Бобруйск |
Свято-Николаевское |
1888 |
Церковно-благоустроительная Благотворительная |
м. Мир |
Богородичное |
1864 |
Церковно-школьная Церковно-благоустроительная Благотворительная |
с. Дарево |
Свято-Троицкое |
Существовало более 40 лет |
Церковно-благоустроительная |
с. Говезне |
- |
существовали с 40-х гг. XIX в. |
Церковно-благоустроительная |
с. Подлесье |
- |
Церковно-благоустроительная |
|
с. Толядовичи |
- |
Церковно-благоустроительная |
|
с. Одахово |
Свято-Ильинское |
бывшее Крошинское с 1816 г. |
Церковно-благоустроительная |
ок. Плотница |
Богородичное |
1889 |
Религиозно-просветительная |
с. Литвяны |
Рождество-Богородичное |
1876 |
Религиозно-просветительная |
1 НИАБ. - Фонд. 136. - On. 1. - Д. 36351. - Л. 4-5, 7-8, 9, 12, 21, 26, 36-39 об., 40, 53, 57.
Окончание таблицы 1
м. Цирино |
Покровское |
- |
Церковно-благоустроительная |
с. Острово |
Свято-Троицкое |
1783 |
Церковно-благоустроительная |
м. Койданово |
Покровское |
- |
Религиозно-просветительная |
м. Столпцы |
Аннинское |
1797 |
Религиозно-просветительная |
м. Любча |
Свято-Ильинское |
- |
Церковно-благоустроительная |
м. Негневичи |
Свято-Николаевское |
существовало в 1830-х гг. |
Церковно-благоустроительная |
м. Негневичи |
Казанское |
1889 |
Церковно-благоустроительная |
с. Загорье |
Свято-Троицкое |
1865 |
Церковно-благоустроительная |
с. Лавришево |
Успенское |
существовало в 1830-х гг. |
Церковно-благоустроительная |
с. Полберег |
Рождество-Богородичное |
1884 |
Церковно-благоустроительная |
м. Вселюб |
Свято -Михайловское |
1875 |
Религиозно-просветительная Церковно-благоустроительная |
с. Райцо |
Спасо- Преображенское |
1886 |
Церковно-благоустроительная Церковно-школьная Религиозно-просветительная Благотворительная |
м. Тимковичи |
Варфоломея и Варнавы |
1733 |
Вся деятельность этих братств ограничивалась только тем, что братчики в торжественные дни стояли в церкви с зажженными свечами и устраивали проводы умершему брат-чику. |
м. Семежово |
Покровское |
существовали со времен унии |
|
м. Копы ль |
- |
Больше всего братств существовало в первом благочинническом округе Новогрудского уезда -8 (Любчанское Свято-Ильинское, Негневичское Свято-Николаевское, Негневичское Казанское, Сенненское Свято-Троицкое, Лавришевское Успенское, Полберегское Рождество-Богородичное, Вселюбское Свято-Михайловское, Райчанское Спасо-Преображенское) [1, л. 36-39 об.].
В третьем благочинническом округе Новогрудского уезда действовало 4 братских организации (Островская и Даревская Свято-Троицкие, Одаховская Свято-Ильинская, Циринская Покровская), в третьем благочинническом округе Минского уезда, во втором и третьем благочиннических округах Слуцкого уезда - по 3 (в первом из них Койдановская Покровская, Столпецкая Аннинская, Литвянская Рождество-Богородичная, во втором - Тимковичская, Семежовская, Копыльская, в третьем - Говезнянская, Подлесская, Талядовичская) [1, л. 26, 40, 53, 57-58].
В г. Минске имелось 2 братства: епархиальное Свято-Николаевское и Кирилло-Мефодиевское при церкви Минской духовной семинарии [1, л. 4-5, 7-8]. В г. Бобруйске, во втором благочинническом округе Новогрудского уезда, третьем округе Пинского уезда существовало по одному церковно-общественному союзу [1, л. 9, 12, 21]. В целом, больше всего братств было в Новогрудском уезде (таблица 2).
Таблица 2 - Распределение православных братств по благочинническим округам в начале 1890-х гг.2
Название уезда |
Название благочиннического округа |
Количество братств |
г. Минск |
Городское |
2 |
Минский |
Первый округ |
0 |
Второй округ |
0 |
|
Третий округ |
3 |
|
Бобруйский |
Первый округ |
1 |
Второй округ |
0 |
|
Третий округ |
0 |
|
Четвертый |
0 |
|
Борисовский |
Первый округ |
0 |
Второй округ |
0 |
|
Третий округ |
0 |
|
Игуменский |
Первый округ |
0 |
Второй округ |
0 |
|
Третий округ |
0 |
|
Мозырский |
Первый округ |
0 |
Второй округ |
0 |
|
Третий округ |
0 |
|
Четвертый |
0 |
|
Новогрудский |
Первый округ |
8 |
Второй округ |
1 + «при другихъ церквахъ издавна существуютъ » |
|
Третий округ |
4 |
|
Пинский |
Первый округ |
0 |
Второй округ |
0 |
|
Третий округ |
1 |
|
Четвертый |
0 |
|
Пятый |
0 |
|
Речицкий |
Первый округ |
0 |
Второй округ |
0 |
|
Третий округ |
0 |
|
Четвертый |
0 |
|
Слуцкий |
Первый округ |
0 |
Второй округ |
3 |
|
Третий округ |
3 |
|
Всего |
26 + «при другихъ церквахъ издавна существуютъ » |
Преследуемые братствами цели. Существовавшие в Минской епархии братства имели неодинаковые цели. Большинство из них было создано с целью благоустройства храмов. А Бобруйское Свято-Николаевское объединение вообще преследовало исключительную цель: оно собирало средства для строительства нового собора [1, л. 22-23].
Часть братств ставила перед собой благотворительные задачи. Например, оказывать помощь беднякам (Минское Свято-Николаевское, Мирское в честь Пресвятой Богородицы), выдавать пособия беднейшим семинаристам (Кирилло-Мефодиевское при церкви Минской духовной семинарии), устраивать и содержать богадельни (Бобруйское Свято-Николаевское) и даже погребать бес-
2 НИАБ. - Фонд. 136. - On. 1. - Д. 36351. - Л. 4-5, 7-8, 9, 12, 21, 26, 36-39 об., 40, 44,47, 50, 53, 57, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 82. 83, 84, 85, 86.
приютных и неимущих лиц (Мирское в честь Пресвятой Богородицы) [1, л. 4-5, 7-8, 10-11, 22-23].
У некоторых братских союзов одним из главных предметом деятельности была забота о развитии церковных школ, где дети прихожан воспитывались бы «въ духѣ православнаго вѣроученія». К числу таких союзов, беспорно, относилась Минская Свято-Николаевская епархиальная организация, продолжавшая выполнять в то время функции местного епархиального училищного совета. Предусматривалось оказание материальной помощи приходским школам также со стороны Мирского и Райчанского братств [1, л. 10-11, 36-39 об.].
Среди церковно-общественных объединений Минской епархии встречались организации, имевшие более основательные цели. Плотницкое Богородичное братство видело свое назначение в религиозно-нравственном просвещении прихожан, Литвянское Рождество-Богородичное, Койдановское Покровское - служить примером для прихожан в исполнении христианских обязанностей, Столпецкое Аннинское - в поддержании христианского благочестия в приходе [1, л. 13-14, 27-28, 29, 31-32 об.]. Именно эти братства имели цели, ближе отвечавшие соборным устоям, братским отношениям, к которым стремится Православная церковь не только по форме (как это было отражено в задачах большинства организаций Минщины), но и по содержанию. Указанные объединения сосредоточили свое внимание не на последствиях и результатах проявления «братских отношений» - заботе о школах и храмах, благотворительности, а на самом их формировании. Они стремились акцентировать свою работу на воспитании у христиан дружбы, сердечной любви, взаимопомощи, готовности к самопожертвованию. Главными инициаторами установления таких взаимоотношений и должны были выступить члены братств, которые обязаны были на личном примере служить образцом, примером христианского образа жизни. Достижение указанных задач в то время было чрезвычайно сложным делом, потому что Русская Православная церковь не уделяла должного внимания миссионерской работе на территории Беларуси среди иноверцев, не говоря уже о православной пастве, часть из которой составляли неофиты.
Саму малочисленную группу братских общностей составляли организации, которые поставили перед собой цели, в полной мере соответствующие как по форме, так и по сути предназначению указанных церковно-общественных объединений. Вселюбский Свято-Михайловский союз видел свою миссию в распространении на территории прихода православной веры, христианской нравственности, заботе об украшении и благолепии приходского храма, Райчанский Спасо-Преображенский - в поддержании и украшении своей церкви, открытии и содержании церковных школ в приходе, оказании материальной помощи беднякам и проведении в народе начал доброй христианской нравственности [1, л. 36 - 39 об.].
Четкое осознание целей деятельности создавало благоприятные условия для их реализации. При этом активность некоторых церковно-общественных объединений была более обширной, чем поставленные самими братчиками задачи. Например, Одаховское Свято-Ильинское братство видело свою цель в заботе о «благосостоянии» своего приходского храма и сохранении его имущества. Тем не менее, в течение первых 8 месяцев 1891 г. указанная церковно-общественная ассоциация провела 14 внецерковных собеседований [1, л. 17-20]. Бобруйский Свято-Николаевский союз первоначально намечал ограничить свою активность возведением нового собора, устройством богадельни и благотворительностью. Однако на рубеже 1880-х - 1890-х гг. указанным объединением в течение 3 лет было израсходовано 15 руб. 15 коп. на приобретение книг и их рассылку [1, л. 24-25]. Вышла за рамки заявленных целей в начале 1890-х гг. активность Литвянского, Столпецкого, Циринского союзов [1, л. 27-28, 29-30 об., 56-56 об.].
Значительная часть братств не имела уставов (например, Литвянское Рождество-Богородичное, Негневичское Казанское, Койдановское Покровское). Далеко не все организации вели отчеты о своей работе. Значительная часть братств не имела неприкосновенный капитал.
Численный состав и содержание братских организаций. Часть братств Минщины не отличалась многочисленностью своих сторонников. К 1 января 1891 г. в Все Любеком Свято-Михайловском объединении состояло 20 человек, в Столпецком - 24 (10 мужчин и 14 женщин), Плотницком Богородичном - 25, в Островском Свято-Троицком - 47, Литвянском - 61, в Негне-вичском Казанском - 64 [1, л. 13-14, 27-28, 29-30 об., 36-39 об., 54-55 об.].
Особенно малочисленными были городские братские союзы или уездные отделения Минского епархиального братства. Бобруйское соборное Свято-Николаевское объединение, основанное 1 октября 1888 г., насчитывало в своих рядах в 1890/1891 братском году 13 человек, а именно: 2 почетных и 11 действительных. Что касается членов-соревнователей, то их число было неизвестно благочинному первого округа Бобруйского уезда [1. л. 24]. Аналогичная ситуация сложилась и в Слуцком уездном отделении епархиального братства. К 1 января 1891 г. в указанной организации хоть и числилось номинально 82 человека, но сдало членские взносы лишь 19 из них, которых и можно считать настоящими братчиками. В Речицком отделении Свято-Николаевского епархиального объединения состояло лишь 4 человека, а в Борисовском (было основано 26 февраля 1889 г.) - 36 (их них 33 считалось действительными, а 3 членами-сотрудниками) [1, л. 48-49 об.,51-52 об.]. В рядах Кирилло-Мефодиевского братства к 1 января 1891 г. находилось 45 человек: 1 пожизненный, 9 почетных и 35 действительных [1, л. 7-8]. Только Минское епархиальное братство во имя святителя Николая, имевшее отделения в 8 уездных городах, насчитывало в своих рядах 120 человек [1, л. 4-5].
Лишь немногие братские организации могли похвалиться значительным числом своих членов. В Сенненском Свято-Троицком братском союзе к 1 января 1891 г. состояло 306 человек, в Мирском - 268, в Лавришевском Успенском - 200, в Циринском Покровском - 125, в Толядовичском -120, в Полберегском Рождество-Богородичном -116, в Райчанском Спасо-Преображенском - 113, [1, л. 10-11, 36-39 об., 56-56 об., 57 об.].
Сотрудники братств ежегодно вносили членские взносы. В одних братских организациях он был одинаков для всех категорий братчиков, в других - различен. Например, в Полберегском Рождество-Богородичном союзе члены братского объединения жертвовали по 25 коп. каждый год, в Мирском - по 30 коп. [1, л. Поб., 36-39 об.]. В Любчанском, Сенненском, Лавришевском, Не-гневичских союзах размер взносов у мужчин и женщин отличался. Если в Любчанском и Лавришевском объединениях мужчины передавали в пользу братства ежегодно 15 коп, а женщины - 10 коп., то в Негневичском Свято-Николаевском - соответственно 20 коп. и 10 коп., а в Негневич-ском Казанском - 20 коп. и 15 коп. Самые большие членские взносы были в Сенненской братской ассоциации. Мужчины обязаны были ежегодно вносить 50 коп, а женщины 25 коп. В Вселюбском Свято-Михайловском, Райчанском Спасо-Преображенском братствах и организациях второго благочиннического округа Слуцкого уезда не существовало строго фиксированного размера членского взноса. В первом из них некоторые члены жертвовали по 1 руб., а большинство - по 50 коп. во втором - от 15 коп. до 1 руб., в третьих - от 10 до 30 коп. [1, л. 36-39 об., 40].
Деятельность православных братств. Согласно уставам, большинство братств Минской епархии заботилось о своих приходских церквях. Они поддерживали храмы в чистоте, украшали их и придавали им благолепный вид. Так, в 1890 г. Литвянская Рождество-Богородичная церковь получила от местного церковно-общественного учреждения священное облачение, паникадило, плащаницу и гробницы для плащаницы общей стоимостью 156 руб. 15 коп., Столпецкое Аннинское братство передало местному храму 1 руб. 20 коп., Любчанское - израсходовало на устройство гробницы для плащаницы 40 руб., Вселюбское Свято-Михайловское - приобрело для храма 2 хоругви, истратив 12 руб. [1, л. 27-28, 29-30 об., 36-39 об.]. В кассу Бобруйской Свято-Николаевской организации в период с начала ее открытия по 1890/1891 братский год поступил 661 руб. 20 коп. (из них 114 руб. 20 коп. в указанный год). Собранные средства хранились в Бобруйском уездном казначействе [1, л. 24-25]. Помимо благоустройства храмов, братские организации Минщины оказывали помощь беднякам и обездоленным.
Занимались братские союзы приобретением книг и их рассылкой. Как отмечалось ранее, Бобруйская организация в конце 1880-х - начале 1890-х гг. в течение 3 лет истратила на вышеуказанные цели 15 руб. 15 коп. [1, 24-25].
В некоторых церковно-общественных организациях устраивались внебогослужебные собеседования и чтения. В Одаховском Свято-Ильинском братстве с 1 января по август 1891 г. было проведено 14 внецерковных собеседований [1, л. 17-20]. В Литвянском Рождество-Богородичном союзе в течение 1890 г. было организовано 24 публичных собеседования и духовно-нравственных чтения, в Столпецком Аннинском - 20, в Циринском Покровском - 8 [1, л. 27-28, 29-30 об., 56-56 об.].
Наиболее действенными братствами Минской епархии в начале 1890-х гг.были Свято-Николаевское епархиальное и Мирское в честь Пресвятой Богородицы. Епархиальная организация во имя святителя Николая в рассматриваемое время продолжала выполнять функции местного епархиального училищного совета - руководила развитием церковных школ на территории Минской епархии (к указанному сроку в одноименной губернии насчитывалось 159 церковноприходских школ и 962 школы грамоты). Помимо этого, Свято-Николаевское объединение активно занималось благотворительностью. В 1890/1891 братском году оно оказало материальную помощь 57 человекам, выделив на эти цели 229 руб. серебром [1, л. 4-5].
Свято-Николаевский союз имел отделения в 8 уездных городах. Данные братские отделы были созданы согласно утвержденным 28 мая 1888 г. Александром III правилам об уездных отделениях епархиальных училищных советах (например, Речицкий отдел в 1888 г., Борисовский - 26 февраля 1889 г.) [1, л. 48-49 об., 51-52]. Что касается Слуцкого уездного отделения, то оно было открыто 21 декабря 1888 г. вместо Преображенско-Николаевского братского союза [1, л. 34-35]. Это наложило отпечаток на характер и масштабы его работы. В отличие от других отделов, Слуцкое отделение не только руководило развитием школ в своем регионе, но и занималось распространением религиозной и духовно-нравственной литературы. Так, в течение 1890 г. оно бесплатно раздало 379 экземпляров брошюр и «Троицких листков» на сумму 30 руб. Помимо этого, оно продало книг, брошюр и листков на 7 руб. 8 коп., имело книжный склад при Слуцком соборе. Отделению перешли от братского союза хоругвь, печать и памянник [1, л. 34-35].
Мирское братское объединение построило дома как под богадельню, так и псаломщику; ежегодно с 1882 г. по 1889 г. отчисляло по 50 руб. на образование капитала для переделки Свято-Николаевского храма. В 1890 г. выдало 50 руб. на устройство школы грамоты в д. Редуни. Помимо этого, братчики приняли постановление об ежегодном выделении трети братских средств на строительство зданий под школы грамоты в деревнях Мирского прихода, а после их возведения - на содержание созданных начальных учебных заведений. Мирский союз также выдавал пособия нищим, погребал неимущих и беспризорных [1, л. 10-11].
Масштабы братской работы не всегда зависели от количества братчиков. Так, несмотря на многочисленность членов, Даревское Свято-Троицкое объединение в рассматриваемый период не отличалось особыми успехами. В 1890 г. на средства братства было куплено всего лишь 4 жестяные свечи для больших подсвечников стоимостью 10 руб. Причиной незначительной братской активности, думается, была слабая заинтересованность части прихожан в развитии своей организации. Даже некоторые братчики нерегулярно участвовали в богослужениях во все воскресные и праздничные дни.[1 л. 15-15 об.].
Если характеризовать деятельность братских организаций, то следует признать, что не все благочинные подробно осветили ее. Представляется, это свидетельствовало либо о слабой осведомленности руководителей благочиннических округов, либо о номинальном существовании некоторых церковно-общественных объединений (например, благочинный третьего округа Пинского уезда вообще ничего не смог написать в своем рапорте о работе Плотницкой организации) [1, л. 13-14].
Особого внимания заслуживает мнение благочинного второго округа Слуцкого уезда. Давая характеристику бывшим униатским Тимковичскому, Копыльскому и Семежовскому братствам, он подчеркивал, что они потеряли свое значение и пришли в совершенный упадок. Вся деятельность братчиков выражалась, по его словам, лишь во внесении членских взносов, приобретении воска, выделывании свеч и стоянии с зажженными свечами во время некоторых богослужений (в великие праздники, особо торжественные дни, во время благодарственных молебнов, поминовения лиц правящей царской династии) и на погребении умерших сотрудников братств. Братства вообще не занимались никакой религиозно-нравственной и воспитательной работой. Фактически братчики указанных церковно-общественных организаций участвовали лишь в выполнении некоторых обрядов.
Следует признать, что подобный обычай стояния братчиков с зажженными свечами во время богослужений существовал и в некоторых других объединениях. Так, члены Толядовичского союза ежегодно в первой половине ноября собирались в церкви для участия в Божественной литургии и «великой» панихиде по усопшим сродникам и братчикам. Во время служб сотрудники братства стояли со своей восковой свечой, которая также использовалась в каждое воскресенье после новолуния в течение всего года. После окончания общей панихиды члены братства устраивали у себя поминальный стол и жертвовали каждый от себя по 5 коп. в пользу церкви и причта [1, л. 57 об.]. Аналогичный обычай существовал в Подлесской и Говезнянской организациях. Разница заключалась лишь в том, что в с. Подлесье братчики ежегодно вносили 8 мая в общую кассу по 30 коп., а в с. Говезне 1 ноября каждый мужчина жертвовал по 20 коп., а женщина по 10 коп. [1, л. 58]. Зажженные свечи в праздничные и новолунные недели братчики держали в руках и в Даревском союзе [1, л. 15-15 об.]. Получали восковую свечу взамен ежегодного членского взноса братчики Мирского объединения, что свидетельствовало о существовании указанного обычая и в данной организации. Это приводило даже, по мнению местного священника, к значительным расходам братских средств [1, л. 11 об.].
Отдельно от всех братств стояло Кирилло-Мефодиевское объединение, существовавшее при церкви Минской духовной семинарии. Фактически оно являлось благотворительным обществом по оказанию помощи беднейшим семинаристам (на эти цели в 1890 г. было израсходовано 287 руб. 72 коп.). Не отличаясь многочисленностью, оно выдавало пособия воспитанникам не только безвозвратно (в указанном году такую поддержку получило 29 воспитанников деньгами на 107 руб. и 10 учащихся вещами на 56 руб. 4 коп.), но и заимообразно (было выдано 112 руб. 50 коп.). Помимо благотворительности, Кирилло-Мефодиевское братство содействовало умственному, нравственному и музыкальному развитию учащихся [1, л. 7-8].
Заключение. Таким образом, в Минской епархии в начале 1890-х гг. существовало 26 православных братств (не считая неучтенных во втором благочинническом округе Новогрудского уезда), отличавшихся целями своей деятельности. Большинство православных церковнообщественных организаций поставили перед собой церковно-благоустроительные задачи. Часть братских союзов намечала направить свою активность на благотворительность и религиозное просвещение прихожан, развитие церковных школ.
В соответствии с поставленными целями большинство братств Минской епархии в рассматриваемый период заботилось о своих приходских храмах. Отдельные объединения занимались приобретением книг и их рассылкой, организацией внебогослужебных чтений и бесед, благотворительностью. В целом активность братских организаций была направлена на укрепление в Минской епархии позиций Русской православной церкви.
Результативность и масштабы проводимой работы были неодинаковы. Наряду с успехами отдельных братских объединений существовали организации, члены которых участвовали лишь в совершении некоторых обрядов. Это наглядно свидетельствовало, наряду с малочисленностью части братств, о трудностях, переживаемых братским движением на территории Минской епархии в начале 1890-х гг.
Восович Сергей Михайлович
Брестский государственный технический университет
Вестник Полесского государственного университета.
Серия общественных и гуманитарных наук. 2011
ЛИТЕРАТУРА
1. НИАБ. - Фонд. 136. - Оп.1. - Д. 36351. Дело о предоставлении Синоду сведений о деятельности церковных братств по епархии 1891-1892 гг.