Платон Николаевич Жукович

Автор: Валентина Теплова

Платон Николаевич ЖуковичВ статье Валентины Тепловой, вышедшей три года назад к юбилею Платона Николаевича Жуковича, с горечью говорится о том, что его имя практически забыто. 26 сентября 2010 года исполнилось 153 года со дня рождения одного из классиков западнорусизма. Проект «Западная Русь» не может пройти мимо этой даты, и размещает статью выдающегося исследователя истории православия на белорусской земле Валентины Тепловой, посвященную Платону Жуковичу.

 

В сентябре 2007 года исполняется 150 лет со дня рождения профессора Санкт-Петербургской духовной академии, исследователя церковной и гражданской истории Беларуси, уроженца Пружан Платона Николаевича Жуковича. Вряд ли этот юбилей будет замечен в ученом мире и вызовет поток публикаций. Имя П.Н. Жуковича относится к числу забытых, известных лишь ограниченному кругу специалистов. Однако личность П.Н. Жуковича представляет интерес во многих отношениях. Во-первых, как историк, который оставил фундаментальные исследования по церковной истории, в частности, шеститомную “Сеймовую борьбу православного западнорусского дворянства с церковной унией…”. Во - вторых, как уроженец Беларуси, выходец из среды потомственного православного духовенства, в 60-70-е гг. XIX в. осознававшего свою сопричастность к тем изменениям в жизни белорусского народа, которые произошли после отмены крепостного права.

П.Н. Жукович представляет интерес и как выдающийся церковный деятель того времени, когда РПЦ находилась на одном из труднейших этапов ее реформирования, принимая деятельное участие в подготовке Собора 1917 г., а также работе по воссоединению униатов Галиции в начале первой мировой войны.

Несмотря на широкий и весьма разнообразный круг интересов и занятий, П.Н. Жукович в течение всей своей непростой жизни был тесно связан с церковно-приходской, а впоследствии церковно-образовательной жизни своей малой родины. Сын городского священника Николая Жуковича, он всегда с уважением относился к простому крестьянину, считая его исповедником и хранителем Православия.

Изучение жизни, мировоззрения и мироощущения, специфики формирования православной интеллигенции Беларуси второй половины XIX - начала XX века невозможно без реконструкции биографий отдельных ее представителей. Личность и семья П.Н. Жуковича в этом отношении дают самый благодатный материал.

В судьбе белорусов XIX век ознаменовался возрождением Православия. Одним из проявлений этого непростого процесса стало пробуждение интереса к тому историческому пути, который прошла Православная Церковь на протяжении всего своего существования. Не случайно именно в XIX веке появляются исторические труды, в которых раскрываются сложные, подчас трагические страницы из прошлого Православной Церкви Беларуси.

Однако имена их создателей до сегодняшнего дня преданы забвению или все еще лежат под спудом предрассудков. Одним из таких историков является заведующий кафедрой церковной истории, профессор Санкт-Петербургской духовной академии Платон Николаевич Жукович.

Исторические труды этого ученого, также как и его политические взгляды, еще не стали объектом историографического осмысления. Попытка проследить процесс их становления делается в настоящей статье.

П.Н. Жукович родился 26 сентября 1857 года в уездном городе Пружаны Гродненской губернии в семье митрофорного протоиерея Александро-Невского собора Николая Михайловича Жуковича (1827-1906), человека широко образованного и много сделавшего на поприще народного образования и благотворительности1. Очевидно, первые уроки грамоты будущий историк получил в родительском доме или в церковно-приходской школе, которой руководил его отец. Однако систематическое образование ученого началось в Кобринском Духовном Училище, куда он поступил в 1867 г.

Программа духовных училищ, куда принимались учащиеся всех сословий, была рассчитана на четыре года. По окончании они имели право поступать не только в семинарии, но и в светские учебные заведения. Учебная программа включала в себя: библейскую историю Ветхого и Нового Заветов, катехизис, богослужение, церковный устав, русский, церковнославянский, латинский и греческий языки, арифметику, географию, каллиграфию и церковное пение[15, с. 456].

Училище Жукович окончил в 1871 г. в тройке лучших учеников и в возрасте 14 лет поступил в Литовскую духовную семинарию, где обучался с 1871 по 1877 год.

Литовская духовная семинария в эти годы пользовалась большим авторитетом не только среди лиц духовного звания. Наплыв учащихся, особенно малоимущих, был столь велик, что казеннокоштных мест не хватало. Поэтому хорошо успевающие студенты из обеспеченных семейств не могли рассчитывать на государственную поддержку. Платон Жукович на казенном содержании состоял только три года [11, с.230].

Время его учебы пришлась на период действия в духовных школах Устава 1866 г., по которому духовные школы должны были сравняться по уровню образования со светскими. Литовская семинария в эти годы находилась под покровительством и деятельным руководством нового Литовского архиепископа Макария (Булгакова), трудами которого и завершалось начатое дело преобразования. Архиепископ Макарий много сделал для улучшения быта студентов. За время этой опеки для семинарии были приобретены новые учебные пособия, гимнастические снаряды, построены больница и баня. Всего на обновление ушло около 40 000 рублей[1, с.103-104].

Среди преподавательского состава семинарии преобладали уроженцы Беларуси. Сам П.Н. Жукович особенно выделял В.Я. Маренина, который с 1871 по 1884 гг. вел курс общей и церковной Русской истории, а так же иконописания [1,с. 182-184]. Большую любовь среди семинаристов приобрел преподаватель латинского языка Г.Я. Киприанович, автор широко известной монографии “Исторический очерк православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве с древнейших времен до настоящего времени” [18].

Набор дисциплин во всех шести классах был следующий: толкование Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, Общая и Русская церковная история, богословие (введение в богословие, догматика и этика), пастырское практическое богословие, гомилетика, литургика, русская литература и история литературы, всеобщая и русская история, математика (алгебра, геометрия, тригонометрия), основы пасхалии, физика и основы космографии, философия (логика, психология, обзор философских систем и педагогика), латинский, греческий, французский или немецкий языки (по выбору студента), церковное пение. Древнееврейский язык и иконописание были факультативными.[15, с.457-458].

Обязательной частью обучения являлось написание сочинений (“задач”), которые давались слушателям несколько раз в год. Правда, эта обязанность, по свидетельству священника Николая Извекова, исполнялась учащимися неохотно и даже небрежно. Поэтому многие из студентов и на старших курсах не всегда связно и грамотно излагали свои мысли[14, с.333]. По окончании семинарии в 1877 г., П.Н. Жукович за “весьма хорошие успехи и благонравие” по традиции, которая существовала в семинарии, был награжден книгами.

В том же году П.Н. Жукович поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. Согласно уставу 1869 г. в академии было три учебных отделения: церковно-практическое, богословское и церковно-историческое. По свидетельству проф. академии А.Л. Катанского на церковно-историческое отделение предпочитали записываться самые даровитые студенты и только отчасти на богословское отделение. Менее способные избирали церковно-практическое [17, с.284]. Как правило, студент сам выбирал для себя то отделение, предметы которого совпадали с его интересами [23,с.1416]. Для П.Н. Жуковича выбор был очевиден.

Ректором академии в студенческие годы П.Н. Жуковича был И.Л. Янышев, обладавший огромным нравственным влиянием, как на студентов, так и всю преподавательскую корпорацию. Церковно-практическое отделение возглавлял проф. Е.И. Ловягин, богословское - проф. А.Л. Катанский, церковно-историческое - проф. М.О. Коялович, труды которого использовались слушателями в качестве учебных пособий и, как правило, вызывали большой интерес2. Среди преподавателей академии следует назвать В.В. Болотова, А.И. Предтеченского, Т.В. Барсова, и В.И. Ламанского.

Уставом 1869 года учебный курс академии был разделён на 4 года. Первые три года отводились для изучения общеобязательных и специальных предметов по отделениям, а последний - четвёртый - для практических занятий по избранной специализации. Именно по выбранной специализации студент готовился к магистерским экзаменам и будущему преподаванию в семинарии. Первые два года студенты слушали лекции и писали семестровые сочинения (не более трех в год). Третий год, кроме лекций, предполагал работу над кандидатскими сочинениями, которые на следующий год перерастали в диссертации. Студенты, перешедшие на четвёртый курс с правом на степень кандидата, занимались изучением тех предметов специализации, по которым предполагали держать и магистерский экзамен.

Кроме того, студенты выпускного курса знакомились с педагогикой и давали уроки в одном из приютов столицы. Помимо занятий по специальности, студенты 4-го курса обязаны были написать и представить по одной проповеди в течение года. Эти проповеди рассматривались ректором и преподавателем гомилетики. И только после этого их произносили или в академической церкви, или в соборе Александро-Невской Лавры.

П.Н. Жукович был одним из лучших студентов. Об этом свидетельствуют не только оценки по предметам, но и воспоминания его друзей. То ли в шутку, то ли всерьёз среди студентов ходил слух о том, что Платона Жуковича, после окончания назначат на академическую кафедру.

Будучи студентом третьего курса Жукович выбрал курсовое сочинение “Кардинал Гозий и Польская церковь его времени”. Думается, что в определении темы исследования сказалось влияние М.О. Кояловича, который “<…>Не живя в пределах Западной России, <…> был живым средоточием православно-русских её сил. Его мысль и сердце всегда обращены были в западную Россию. Его дух всегда жил в ней<…> В исторических его трудах, в публицистических статьях и речах, в бесчисленных письмах, в устных беседах с ним - все наши западно-русские интересы, нужды задачи получали разрешение в духе высших общерусских начал” [19, №36, с. 289]. Интерес ученого к судьбе “литовского края” и его общественно-политической жизни передавался слушателям академии, особенно выходцам из Беларуси, с которыми историк всегда имел тесную связь. Тема, связанная с судьбой католической церкви в Польше в один из сложнейших периодов ее существования, являлась наиболее актуальной среди проблем, позволяющих понять особенности конфессиональной жизни Беларуси XVI в.

К четвёртому курсу работа переросла в кандидатскую диссертацию, которую он защитил в 1881 г. В отзыве на работу рецензент проф. И.Е. Троицкий отмечал научную зрелость автора, который выполнил исследование "по всем правилам исторической науки". Таким образом, П.Н. Жукович окончил академию кандидатом богословия по церковно-историческому отделению [12,с. 364].

После завершения образования все выпускники должны были отслужить учителями по полтора года за каждый год обучения и только после этого могли переходить на службу в другое место3. Направление на работу зависело от Учебного комитета при Св. Синоде. Лучшие воспитанники имели право на преподавательскую работу по выбору. По прибытии на место выпускник академии должен был провести три пробных урока, после чего утверждался местным епископом в качестве преподавателя [24, с. 190-192].

По окончании академии в 1881 г. П.Н. Жукович был назначен преподавателем арифметики и географии в Полоцкое духовное училище, где он работал с 1881 по 1883г. [12, с.251]. Сын православного священника не пошёл по стези своего отца, не принял священный сан, посвятив свою жизнь научной и преподавательской деятельности.

Несмотря на большую педагогическую занятость, П.Н. Жукович не оставлял научных изысканий, готовясь к защите диссертации на соискание ученой степени магистра церковной истории [12, с. 79]. Предметом его изучения оставалась прежняя тема. Автор существенно расширил свою кандидатскую диссертацию “Кардинал Гозий и польская церковь его времени”, и, согласно уставу академии, представил ее учёному совету [13, с.150]. Решением совета академии официальными оппонентами были назначены проф. И.Е. Троицкий и М.О. Коялович [13, с.149]. Защита состоялась 16 января 1883 г. П.Н. Жукович был утверждён в степени магистра богословия. Его речь на защите была опубликована в журнале “Христианское чтение” [3, с.468-482].

Сразу после защиты П.Н. Жуковичу было сделано предложение возглавить одну из кафедр в Киевской духовной академии. Однако ученый вернулся на место своей прежней работы, где оставался до ноября 1883 г., когда указом Св. Синода его перевели на должность смотрителя мужского Виленского духовного училища, а в 1884 г. преподавателем церковной истории в Литовскую духовную семинарию по кафедре церковной истории. Причина выбора места работы определялась, прежде всего, наличием исторического архива в Вильно, дававшего “возможность заниматься “местной историей” и печататься “в местных” периодических изданиях (“Литовские Епархиальные Ведомости” и “Виленский Вестник”). Привлекала ученого, и близость alma mater c академическом изданием - “Христианское чтение” [25, с.375].

“Кардинал Гозий” был первой монографической работой П.Н. Жуковича, в которой церковный деятель XVI в. был представлен не только как исторический деятель, но и как “<….> живой образ, прослеженный в важнейших моментах развития от колыбели до могилы и производящей впечатление живого человека” [13, с.151]. Третья глава его магистерской диссертации, переработанная и дополненная новым материалом в 1885 г. была опубликована под названием “Христианское исповедание кафолической веры, изданное от имени Петраковского синода 1551 г.”[5. с.50-81]. Статья не только знакомила читателя с “Исповеданим Веры” кардинала Гозия, изданного от имени Петраковского синода, но содержала глубокий анализ католического богословия периода Триденского собора. Оценка внутренних изменений, которые произошли в католической церкви Польши в пост-Тридентский период, выполненная православным богословом, отличалась прекрасным знанием материала и стала одной из лучших работ по истории католицизма XVI в. Не случайно, статья “Гозий” для “Энциклопедического словаря” Брокгауза и Эфрона была заказана именно П.Н. Жуковичу [14, с. 36-37].

Новый Виленский период в научной жизни П.Н. Жуковича был связан с изучением истории католического образования и его влияния на состояние духовной жизни Литвы и Беларуси. Объектом исследования историка становится Виленская католическая духовная семинария. Ей историк посвятил две статьи: “Об основании и устройстве главной духовной семинарии при Виленском университете 1803 - 1832 гг.” [6, с. 237-286] и “О профессорах богословского факультета Виленского университета в настоящем столетии” [7, с.367-409; 556-595], а также отзыв об опубликованном в Вильно отчете ректора Санкт-Петербургской римско-католической академии доктора богословия Франциска Альбини Симона за 1887-88 учебный год [8, с.82-86]. Интерес исследователя вызвало приложение к отчёту, - “De Seminaria principali Vilnensi”, в котором приведены неизвестные сведения из истории Виленской католической семинарии. По словам Жуковича, автор “<…> располагал богатым архивным материалом, недоступным для других исследователей <…> ни в русской, ни в польской литературе”[8., с.82-83]. Достоинство работы Жукович видит в раскрытии всей сложности становления римско-католической семинарии, созданной для высшего богословского образования униатского и католического духовенства. Статьи П.Н. Жуковича по истории Главной католической семинарии до сегодняшнего дня не утратили своего значения для изучения системы духовного католического образования в Российской империи.

Продолжением заявленной темы стали статьи “Сенатор Новосильцев и Виленский профессор Голуховский4” [9, с. 603-619] и "Попечитель Новосильцев в сетях базилианской интриги"[10, с.333-334], в которых анализируется влияние католического образования на состояние духовной жизни Виленского учебного округа. Историк первым среди отечественных историков затронул проблему униатского образования. Школьное дело в Виленском учебном округе, по мнению П.Н. Жуковича, должно быть изъято из рук католиков, так как его содержание направлено против российской государственности. В этом он видит основную задачу российского правительства в северо-западном крае.

В августе 1891 г. скончался М.О. Коялович. На вакантную кафедру русской гражданской истории советом академии был избран магистр богословия П.Н. Жукович, ученик покойного. При этом учитывалось то обстоятельство, что ещё во время магистерского диспута Жуковича именно Коялович заметил, что “в виду высоких дарований господина Жуковича, его непременно ожидает в будущем профессорская кафедра”. Решено было ходатайствовать о назначении его на вакантную кафедру перед Св. Синодом с окладом 900 рублей в год.

Весть о новом назначении преподавателя Литовской семинарии быстро разнеслась среди друзей, знакомых, а так же студентов. Преподавательский состав Литовской семинарии организовал торжественные проводы своему коллеге. Как вспоминает один из современников этих событий: “От собрания удалена была всякая торжественность и публичность: их никогда и не любил скромный во всём Платон Николаевич. Это был товарищеский обед, на котором немногочисленная семья друзей, родных по убеждениям, прощалась со своим собратом-соработником на ниве духовного просвещения” [25, c. 376 ]. П.Н. Жуковичу был посвящён 42-й номер “Литовских Епархиальных Ведомостей” за 1891 г., случай единственный, как в жизни семинарии, так и в истории газеты.

Так завершился “белорусский” период в жизни П.Н. Жуковича, который можно назвать временем становления историка. С переездом в Петербург в его жизни начался новый этап, который явился временем расцвета его научного творчества.


 

1Николай Жукович родился 28 декабря 1827 г. в местечке Дывино Кобринского уезда (ныне Брестская обл., Кобринский р-н). По окончании Литовской духовной семинарии в 1849 г. он был рукоположен в сан диакона. 28 ноября того же года состоялась его хиротония в сан иерея Христо-Рождественского храма г. Пружан, который он не оставлял в течение всей своей жизни. Об отношении жителей города к о. Николаю можно судить, по факту поднесения в день его погребения венка из живых цветов с надписью от еврейского населения города: “От пружанского еврейского общества справедливому и гуманному протоиерею Николаю Жуковичу” [2; 20, с.. 884-886]. Младший брат П.Н. Жуковича - Борис служил помошником архивариуса св. Синода, входил в состав Комиссии по разбору и описанию архива Св. Синода, участвовал в описании 2 тома и составил описание 3 тома “Архива западнорусских униатских митрополитов”, принимал участие в составлении “Описания Архива Александро-Невскй Лавры за время императора Петра Великого”. Николай Жукович родился 28 декабря 1827 г. в местечке Дывино Кобринского уезда (ныне Брестская обл., Кобринский р-н). По окончании Литовской духовной семинарии в 1849 г. он был рукоположен в сан диакона. 28 ноября того же года состоялась его хиротония в сан иерея Христо-Рождественского храма г. Пружан, который он не оставлял в течение всей своей жизни. Об отношении жителей города к о. Николаю можно судить, по факту поднесения в день его погребения венка из живых цветов с надписью от еврейского населения города: “От пружанского еврейского общества справедливому и гуманному протоиерею Николаю Жуковичу” [2; 20, с.. 884-886]. Младший брат П.Н. Жуковича - Борис служил помошником архивариуса св. Синода, входил в состав Комиссии по разбору и описанию архива Св. Синода, участвовал в описании 2 тома и составил описание 3 тома “Архива западнорусских униатских митрополитов”, принимал участие в составлении “Описания Архива Александро-Невскй Лавры за время императора Петра Великого”.

2О Кояловиче слушатели и коллеги отзывались, как о человеке строгих принципов. Так А.Л. Катанский вспоминал: “Будучи историком и привыкший оценивать жизненные явления с точки зрения этих принципов, он глубоко вникал в существовавшее в то время настроение студенческой среды и стремился к серьёзному на неё влиянию. Одарённый большой способностью к анализу и склонный к обобщению, а иногда и сильному преувеличению, по временам он сильно волновался от маловажных на первый взгляд студенческих поступков и надоедал студентам своими нотациями, выговорами и внушениями; до сведения Совета доводил только о важных проступках. Его побаивались, не особенно любили, хотя и очень уважали, как прекрасного профессора и чрезвычайно стойкого в своих принципах человека” [17, с. 499-500].

3В 1870 г. Св. Синодом было предписано, чтобы в аттестатах выпускников академии, обучавшихся на казенном содержании, ставились пометки о направлении на работу по духовному ведомству. Никто из прибывших на работу без разрешения Св. Синода не мог уволиться до полной выслуги положенного срока. Циркуляром Св. Синода от 27 августа 1875 г. предписывалось в свидетельствах по окончании обязательной работы выставлять отметку о пригодности к преподаванию в семинариях. Если работающий по направлению был уволен досрочно или замечен в неблагонадёжности, то пометки не ставились. Отсутствие пометки служило указанием на то, что предъявитель документов не имел права на преподавание.

4Голуховский Иосиф (1797 - 1858) - философ шеллинговского направления, родом из Галиции. Получив в Варшавском университете степень магистра прав и пробыв в нем некоторое время преподавателем естественного права, Г. отправился в Эрланген, где познакомился с Шеллингом и посвятил ему свой труд "Die Philosophie in ihrem Verhaltnisse zum Leben ganzer Volker und einzelner Menschen" (Эрланген, 1822 рус. перевод Д. Велланского - Спб.,1834). В 1823 г. Г. получил кафедру в Виленском университете. Лекции его пользовались необычайным успехом. Их стекалась слушать большое количество публики. Это вызвало опасения со стороны властей. По распоряжению Новосильцева Голуховскому было запрещено чтение лекций. В 1823 г. Г. вместе с И. Лелевелем, И. Даниловичем и М. Бобровским был отстранен от должности. Ему было приказано выехать за границу. Поселившись на родине, Г. написал главный труд свой жизни "Dumania nad najwyzszemi zagadnieniami czlowieka poprzedzone historycznem rozwinieciem glownych systematow filozoficznych od Kanta do najnowszych czasow" - Вильно, 1861.

Литература

1.        1. Б.А. Пятидесятилетний юбилей Православной Литовской Духовной Семинарии 7 октября 1878 года. - Вильно: тип. Губернского правления, 1878.

2.        Гомолицкий И., свящ. 50-ти-летний юбилей протоиерея Николая Жуковича // ЛЕВ. -1900. - № 1-2.

3.        Жукович П.Н. О реформации в Польше / Речь перед защитой магистерской диссертации "Кардинал Гозий и Польская церковь его времени" // Христианское чтение. -1883. - Ч. I.

4.        Жукович П.Н. Гозий // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауз, И.А. Эфрон. Т. 17. Репринтное издание. - Ярославль, 1991.

5.        Жукович П.Н. Христианское исповедание католической веры, изданное от имени Петроковского синода 1551 года // Христианское чтение. - 1885. - Чч. I. - II.

6.        Жукович П.Н. Об основании и устройстве Главной духовной семинарии при Виленском университете (1803-1832) // Христианское чтение. - 1887. - Ч. I.

7.        Жукович П.Н. О профессорах богословского факультета Виленского университета в настоящем столетии // Христианское Чтение. - 1888. - Ч. I.

8.        Жукович П.Н. Academia Caesarea Romano-Catholica Ecclesiastica Petropolitana anno academia 1887 - 1888 // ЛЕВ. - 1888. - №11.

9.        Жукович П.Н. Сенатор Новосильцев и профессор Голуховский // Исторический вестник. - 1887. - №9.

10.     Жукович П.Н. Попечитель Новосильцев в сетях базилианской интриги // ЛЕВ. - 1888. - №39.

11.     Журнал Педагогического собрания правления Литовской духовной семинарии от 17-го июня 1877г. Результаты годичных испытаний в Литовской духовной семинарии. Справка № 1 // ЛЕВ. -1877. -№ 28.

12.     Журналы обыкновенного собрания Совета Академии // Христианское чтение. -1878. - Ч. II.

13.     Журналы заседаний учёного совета СПбДА // Христианское чтение. - 1883. - Ч. II.

14.     Извеков Николай, свящ. История Литовской Духовной Семинарии. - Вильна: тип. И. Блюмовича, 1892.

15.     Макарий (Булгаков), архиепископ. История Русской Церкви. В 9-ти кн. // И.К. Смолич. История Русской Церкви (1700-1917). Кн. 9. Ч. I. - М., 1996.

16.     Результаты годичных испытаний в Литовской духовной семинарии. Справка № 1 // ЛЕВ. -1877. -№ 28.

17.     Катанский А.Л. Воспоминания старого профессора (с 1847 по 1913 гг.) // Христианское чтение. - 1919. - Ч. I.

18.     Киприанович Г.Я. Исторический очерк православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве с древнейших времен до настоящего времени.-Вильна: тип. И Блюмовича, 1895; 2-е дополненное изд. вышло в 1899 г.

19.     ЛЕВ. - 1888. - № 11; 1891. - №36.

20.     Недельский Николай, священник. Памяти протоиерея Николая Жуковича // Гродненские Епархиальные Ведомости. -1906. - № 35.

21.     Об основании и устройстве Главной духовной семинарии при Виленском университете (1803-1832) // Христианское чтение. - 1887. - Ч. I.

22.     Предтеченский Н. Литовская Духовная Семинария по учебной части за последние 25 лет // ЛЕВ. - 1903. - № 44; № 45.

23.     Христианское чтение. -1878. -Ч. II.

24.     Чистович И. Санкт-Петербургская Духовная академия за последние 30 лет. - СПб.: Синодальная типография, 1901.

25.     Проводы Платона Николаевича Жуковича. / Отдельный оттиск из ЛЕВ за 1891г. - Вильно: Губернская типография, 1891.

Валентина Теплова

Уважаемые посетители!
На сайте закрыта возможность регистрации пользователей и комментирования статей.
Но чтобы были видны комментарии под статьями прошлых лет оставлен модуль, отвечающий за функцию комментирования. Поскольку модуль сохранен, то Вы видите это сообщение.