Особенности погребального церковного певческого обряда в Столинском районе Брестской области

Автор: Лариса Густова

 Деревня Велемичи. Храм во имя Св. прор. Илии – 1881 г. (пример церкви-муравьевки, которые в большом количестве строились в селах Северо-Западного края для укрепления православия и образования сети приходских школ).Белорусская певческая культура православной традиции представляет собой неиссякаемый источник вариаций музыкально-поэтического толкования библейской образности и учения Церкви. Большое значение для атрибуции стилевой особенности белорусской певческой культуры православного типа имеет анализ интерпретации погребального обряда в различных регионах Республики Беларусь. Древнейший обряд погребения имеет как музыкально-литургическое, так и музыкально-бытовое воплощение. В музыкально-поэтических образах погребальных песен и панихидных песнопений, которые выявлены нами в православной среде Столинского района Брестской области, представлены не утратившие этической и эстетической ценности философско-религиозные идеалы белорусов-полешуков. Канонические обряды и песнопения, исполняемые в данном регионе церковными певчими, имеют своеобразное содержание и самобытную интерпретацию, изучение которых видится актуальным. Цель статьи – атрибутировать выявленный автором церковный погребальный певческий обряд «Воздух» и раскрыть его характерные черты.

Особенности исторического формирования погребальной певческой традиции литургического типа отражены в работах авторитетных литургистов М. Скабаллановича [6], Г. Дьяченко [3], епископа Афанасия (Сахарова) [1], объяснение онтологического содержания разбираемых в статье обрядов, их интерпретация в современной практике представлены в работах А. Кашкина [4] и Г. Нефедова [5]. В работе использованы такие источники как Типикон [7], Часослов [9] и древний Требник Петра Могилы [8], в которых изложена последовательность песнопений разбираемых богослужений и обрядов.

Основой церковной погребальной певческой традиции является панихида (греч. – παννυχίς, паннихи́с; парастас – всенощная) – богослужение по умершему, которое совершается перед погребением, а затем на 3, 9, 40 сутки и в годовщину смерти. По своей структуре панихида представляет собой заупокойную утреню с литией1) [3, с. 406]. Общецерковная панихида, которая совершается в определенные каноном дни богослужебного года, называется парастас; последовательность его песнопений излагается в XIV главе Типикона [7, с. 62 – 65]. Частная панихида, совершаемая по требованию (треба) называется молебным пением об усопших; его последовательность излагается в Требнике2).

   Цикл панихидных песнопений уже в III в. имел устойчивую форму, о чем упоминали  в своих произведениях византийские писатели Тертуллиан и Ориген [6, с. 140]. Содержание панихидного цикла было отражено в 5-й книге «Апостольских постановлений» (IV – V вв.) и  состояло из певческого исполнения псалмов и чтения Священного Писания [там же, с. 314]. Каноническое содержание и последовательность песнопений панихиды складывались в монастырской среде, о чем свидетельствуют древнейшие монашеские требники, в состав которых обязательно входили отдельные заупокойные песнопения [3, с. 729]. Последовательность цикла панихидного пения, который, по словам М. Скабаллановича, исполнялся в разные недели Великого Поста с небольшими вариациями [6, с. 386 – 387] был изложен в IX в. уставе Великой Константинопольской церкви св. Софии.

Типичный сельский храм на Белосточчине (отошла к Польше в 1944 г.).В древней западнорусской певческой культуре православной традиции песнопения парастаса исполнялись в соответствии со Алексиевско-Студийским (с XI с.) и Иерусалимским (с XV в.) Типиконами3) [2], которые предполагали исполнение заупокойных песнопений только в составе Всенощного бдения [7, с. 62 – 65]. Уставы фиксировали лишь последовательность песнопений; напевы заупокойных песнопений бытовали в устной традиции. В 1646 г. в Киеве для использования в Киевской митрополии был издан «Евхологион, альбо Молитвенник, или Требник» митрополита Киевского Петра Могилы с чинопоследованием «по исходе души от тела», который состоял из обычного начала 4), тропарей «Со духи праведных», канона 8 гласа, молитвы «Помяни, Господи» и отпуста [8] 5). Чин «по исходе…» исполнялся вне общественного богослужения, но обязательно  до Литургии, что отметил авторитетный литургист епископ Афанасий (Сахаров) [1]. В Требнике Петра Могилы содержалось прямое указание на время исполнения панихидного певческого цикла: «Вестно же буди, яко аще вчера не отпеша парастас, то поутрени (т.е. после утрени) пред Божественной Литургией поется» [8, ч. 1, л. 890]. Митрополит Киевский Петр Могила сделал редакцию заупокойных песнопений, что отвечало потребностям Православной Церкви в Речи Посполитой. Последование заупокойного пения из Требника Петра Могилы  лежит в основе и современной панихиды.

 В современной православной богослужебной практике время исполнения  панихидного цикла изменено. Панихида служится после Литургии, что является, на первый взгляд, нарушением действующего в Православной Церкви Иерусалимского Устава 6). По окончании Литургии священнослужители и церковнослужители не должны выполнять какие-либо богослужебные действия, а отправляться с пением псалма 144 на дневную трапезу (обед) [7, с. 40]. В монастырях после обеда, согласно уставным правилам, совершался чин о Панагии с соответствующими песнопениями.

Этот древний чин, почти угасший в настоящее время 7), удивительным образом реанимирован в православной богослужебно-певческой практике в церквях Столинского района Брестской области под названием «Воздух».  Обряд «Воздух» имеет многозначный смысл, синтезируя заупокойные, славословящие и молитвословные элементы содержания песнопений и дополняя панихиду.  «Воздух»  исполняется в ее конце в нарочитые дни (на 40-й день, полугодовую и в годовщину смерти поминаемого) и  считается среди православного населения Столинщины священным обычаем.

С. Бережное. Столинский р-н   Брестской обл. – 1883 г. (пример церкви-муравьевки, которые в большом количестве строились в селах Северо-Западного края для укрепления православия и образования сети приходских школ). Мы ознакомились с обрядом «Воздух» и песнопениями, входящими в его состав, в исполнении церковных хоров в д. Ремель (4-х-голосный смешанный хор, псаломщица Евгения Ивановна Вабишевич, 1951 г.р.), д. Озаличи (3-х-голосный смешанный хор, псаломщица Екатерина Алексеевна Пархомова, 1939 г.р.),           д. Ольгомель (2-х-голосный женский хор, псаломщица Елена Павловна Кравцова, 1968 г.р.) Столинского района Брестской обл. в декабре 2011 г. Церковные певчие (местные жители) и священники утверждали, что во всех церквях Столинщины обязательно исполняется обряд «Воздух», название которого варьируется: «Поднять воздух» – в д. Ремель и д.Озаличи, или «Снять воздух» в д. Ольгомель.

Обряд «Воздух» заключается в следующем: после исполнения песнопения «Вечная память» на панихидный стол расстилается специально приготовленная ткань,  которую жители Столинщины называют «намéтка». «Намéтка» прежде была обязательно самотканой; в настоящее время функцию «намéтки» выполняет большой платок (д. Ремель и Озаличи) или большое полотенце (д. Ольгомель). На «намéтку» помещается икона Божией Матери, на которую кладется канун – вырезанный из середины круглой булки обязательно домашнего изготовления хлебный мякиш треугольной формы. Сверху помещается крест. Эта конструкция и называется «Воздух».

Певческое содержание обряда «Воздух» составляют канонические песнопения из чина о Панагии, тексты которых находятся в Следованной Псалтири и Часослове [9, с. 128 –134]. Перед исполнением песнопений обряда «Воздух» священник, взяв в руки «Воздух», возглашает: «Пресвятая Богородице, помогай нам». При этом – совершая мерные движения руками, держащими Воздух, вверх и вниз («поднимает воздух»). В ответ певчие церковного хора поют: «Тоя молитвами, Боже, помилуй и спаси нас. // Блажим Тя вси роди Богородице Дево. / В Тя бо невместимый Христос Бог наш вместитися благоволи./ Блажени есмы и мы,/ предстательство Тя имущее;/ день и нощь молишися о нас / [и вся страна наша Твоими молитвами утверждается], / тем воспевающее вопием Ти: / радуйся, благодатная, Господь с Тобою. // Достойно есть, яко воистину, / блажити Тя Богородицу, / присноблаженную и пренепорочную, / и Матерь Бога нашего. // Честнейшую Херувим, / и славнейшую без сравнения Серафим, / без истления Бога Слова рождшую, / сущую Богородицу Тя величаем» // [9, с. 131]. Данный канонический текст в интерпретации церковных певчих Столинщины после фразы «день и нощь молишися о нас» расширяется за счет вставки фразы явно патриотического содержания: «и вся страна наша Твоими молитвами утверждается».

В конце обряда «Воздух» на словах «… Тя величаем» в д. Ремель и д. Озаличи священник торжественно поднимает руки с воздухом высоко вверх. В д. Ольгомель во время пения хором последней фразы песнопения «Честнейшую…» все родственники берутся за концы полотенца, священник держит среднюю часть «Воздуха» (т.е. конструкцию из иконы, хлеба и креста) и все вместе высоко вверх поднимают руки. (В каноническом чине о Панагии после окончания исполнения песнопений и молитв, священник перед иконой поднимает высоко вверх освященный хлеб – просфору [9, с. 134]).

Типичный сельский храм на Белосточчине (отошла к Польше в 1944 г.).После окончания обряда канун (хлеб), который, по словам Е.П. Кравцовой (д. Ольгомель) символизирует вечную жизнь, крошат, смешивают с сахаром или медом, символизирующие сладость вечного блаженства, и кушают на поминках. Обряд «Воздух» повторяет канонический чин о Панагии в существенных деталях, таких как использование хлеба, иконы Божией Матери и креста, возношение хлеба перед иконой и т.д. [4, с. 670 – 671]; а семантически воспроизводит древнюю агапу, или, еще шире, – Евхаристию.

 Канонические песнопения чина о Панагии в печатных источниках не имеют указания на музыкальные особенности исполнения, т.е. указания пения на глас. Это говорит о том, что канонические песнопения чина о Панагии бытовали в устной традиции.  Песнопения обряда «Воздух» на Столинщине тоже имеют устную традицию бытования. Они исполняются конвенциональным напевом с преобладанием типового мелодического материала. Элементы музыкального языка, которые не фиксируется в записи (темп, ритмические особенности и т.д.) стабильны и невариативны. Песнопения обряда «Воздух» исполняются подвижно, напев обладает четким и размеренным ритмически рисунком с паузами между фразами с долгими остановками на предпоследнем ударном слоге каждой фразы. Дыхание берется по фразам, во время пауз, длительность которых зависит от скорости взятия дыхания певчими.

 Песнопения обряда «Воздух»  исполняются на 6-й («Тоя молитвами» и «Блажим Тя») и на 8-й («Достойно есть» и «Честнейшую») гласы в Петербургской редакции (так называемый «придворный напев»). Певицы хора из д. Ремель в мелодический рисунок напева 6-го стихирного гласа «Блажим Тя» включают попевки среднего и нижнего голосов из варианта этого напева, изложенного в трехголосной хоровой фактуре. Мелодический рисунок напевов «Достойно есть» и «Честнейшую» точно воспроизводит мелодический рисунок напева восьмого тропарного гласа. Атмосфера печали, наполняя присутствующих, отражается в печальных звуках минорного напева 6-го стихирного гласа; мажорные звуки 8-го тропарного гласа формируют у скорбящих просветленное чувство надежды.

Строфическая форма песнопений обряда «Воздух» делится на строки весьма пропорционально: песнопение «Блажим Тя…» состоит из 8 строк, «Достойно…» – из 4 строк, «Честнейшую…» – тоже из 4 строк. Такое членение цикла вызывает ощущение гармонии и порядка, что семантически соответствует народному представлению о Царствии Небесном. Первая фраза цикла – «Тоя молитвами…», исполняющая функцию молитвенного зачина, – в д. Ольгомель исполняется священником, а в д. Ремель и д. Озаличи – поется хором. Мелодический рисунок  этой фразы соответствует каденции напева 6-го стихирного гласа, что подчеркивает функциональное разделение певческих текстов «Тоя молитвами…» (молитвенная функция) и «Блажим Тя» (славословная функция). Заключительная фраза «Тя величаем» – исполняет функцию заключительной каденции цикла  (подчеркнутое двукратное увеличение длительности ударных гласных в сочетании с общим замедлением темпа). Такая трактовка начальной (зачин) и заключительной фраз цикла способствуют обострению  ощущения симметрии и гармонии, которые семантически соответствует христианскому догмату о вечной жизни, о спасении души.

Фотография церкви и колокольни в деревне Садовая, уничтоженных во времена Хрущева, прославившегося массовыми застройками городов «хрущебами».Характерной чертой православного погребального обряда является превращение естественных человеческих чувств (рыдания, плача) в священную песнь [5]. Песнопения панихиды составляют настоящую сокровищницу литургической поэзии; ее песнопения поражают глубоким смыслом, многогранностью символических образов, красотой поэтического слога. Неуставной, но церковный обряд «Воздух» обладает теми же качествами – глубоким смыслом, многогранностью символических образов, красотой поэтического слога. Содержание обряда «Воздух» устремляют помыслы молящихся в будущее, не дают скорбящим замкнуться в своем горе и, в конце концов, несут положительную эмоциональную составляющую  поэтического и связанного с ним музыкального содержания.

 Необходимо упомянуть о неоднозначном отношении священников в обряду «Воздух», которые неизменно его исполняют, продолжая, тем самым, региональную погребальную литургическую традицию. Попыки образованных священников вернуть панихиду к своему строго каноническому облику наталкивается на яростное сопротивление местного православного населения.  

Таким образом, в современной белорусской певческой культуре православной традиции заупокойнаяпесенность литургического типа сохраняет типические черты, которые определяют ее каноничность, но при этом допускает вариативные составляющие элементы. Стабильными элементами являются канонические тексты парастаса и панихиды, их конвенциональные напевы. Вариативными – местоположение в форме суточного богослужебного круга и репертуарный состав (подобная дивергенция оговорена в Типиконе). В Столинском районе Брестской области исключительным феноменом в чине панихиды предстает обряд  «Воздух», который является усеченным каноническим чином о Панагии и свидетельствует о древней монастырской традиции как основе современной богослужебной практики в названном регионе Беларуси.

Лариса Густова,
кандидат искусствоведения, доцент БГУКИ, 
докторант БГАМ

Впервые опубликовано:
Густова, Л.А. Особенности погребального церковного певческого обряда
в Столинском районе Брестской области // Весці БДАМ. – 2013. – №23. – С. 59-62

Текст и фотографии для публикации на сайте "Западная Русь" предоставлен автором.   



[1] Утреня с литиёй – вторая часть Всенощного бдения.

[2] Требник – книга с текстами церковных служб, так называемых треб, которые совершаются по требованию отдельных прихожан.

[3] Типикон (греч. Τυπικόν) или Устав   – сборник богослужебных и обиходных монастырских правил в соответствии с которыми совершаются богослужения и организовывается монашеская жизнь в монастыре. Типикон содержит правила музыкального оформления богослужения (указания на гласы, мелодический образец пения, динамику, темп).

[4] Обычное начало – каноническая последовательность молитв, которые читаются в начале общего и частного православного богослужения, а также личных молитвенных правил. В церкви исполняется церковнослужителем (чтецом) [Скаб].

[5] В современных требниках этот цикл называется «Канон по исходе души от тела».  

[6] Каноничный (синоним – узаконенный) – соответствующий церковным правилам. Все, что благословлено священноначалием (Собором, Патриархом, правящим епископом, и в некоторых случаях – священником) является каноничным. 

[7] Чин о Панагии в настоящее время время совершается лишь в некоторых монастырях в воскресные и праздничные дни [Кашк, с. 669].

 

Литература:

  1. Афанасий (Сахаров). О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви //   // Сайт “Библиотека Якова Кротова” [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://krotov.info/libr_min/18_s/sah/arov_af1.html – Дата доступа: 30.03.2012.
  2. Густова, Л.А. Супрасльская редакция русского богослужебного канона в первой половине XVI века // Устная и письменная трансмиссия церковно-певческой традиции: Восток – Русь – Запад. Вып. 5: сборник статей (Ученые записки Научно-исследовательского центра церковной музыки имени протоиерея Димитрия Разумовского) / Под ред. И.Е.Лозовой, Н.Г.Денисова / Л.А. Густова. – М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2008. – (Гимнология; Вып. 5).) – С. 232 – 241.
  3. Дьяченко, Г. Полный церковно-славянский словарь (с внесением в него важнейших древне-русских слов и выражений): 30000 слов / Репринтное воспроизведение издания 1900 г. / Г. Дьяченко. – М.: Отчий дом, 2004 с. – 1121 с.
  4. Кашкин, А.С. Устав православного богослужения: Учеб. пособие по Литургике / Саратовская православная духовная семинария. – Саратов: Изд-во Саратовской епархии, 2010. – 687 с.
  5.  Нефедов, Г. Таинства и обряды Православной Церкви / протоиерей Г. Нефедов [Электронный ресурс] //Сайт «Мужской монастырь Спаса Нерукотворного пустынь» : Литургика : учебные материалы. –. – Режим доступа: http://klikovo.ru/db/msg/8480 . Дата доступа: 6.03.1012.
  6.  Скабалланович, М. С. Толковый Типикон : объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Вып. 1, 2, 3. – М. : Паломник, 2003. – Вып. 1. – 493 с.; Вып. 2. – 336 с.; Вып. 3. – 80 с.
  7. Типикон (ТΫПЇКΌΝЪ) : сие есть Устав. – СПб. : Редакц.-издат. объединение «Санкт-Петербург»,  1992.– т.1. – 1176 с. 
  8. Требник Петра Могилы. Т. 1. Ч. 1 [Электронный ресурс] // Сайт «Литургия. Ру». –– Режим доступа: http://www.liturgy.ru/sites/default/files/pm_t1.pdf – Дата доступа: 29.03.2012.
  9. Часослов. – М. : Московская Патриархия, 1980. – 351 с.
 

Уважаемые посетители!
На сайте закрыта возможность регистрации пользователей и комментирования статей.
Но чтобы были видны комментарии под статьями прошлых лет оставлен модуль, отвечающий за функцию комментирования. Поскольку модуль сохранен, то Вы видите это сообщение.