Как страдал галицко-русский народ за святую православную веру.

Пасхальная открытка 1915 года, посвященная русским воинах в Галиции.

Ниже приводим статью из раздела «Известия и заметки по Харьковской епархии» журнала «Вера и Разум» за 1915год, № 8. Отд. 2 (подробнее о журнале). Оригинал статьи в формате PDF можно открыть по ссылке. В статье говорится о тяжелой доле православного населения Галицкой Руси, столетиями бывшего под иноземным и инославным игом, и освобожденного войсками Русской императорской армии в 1915 году (подробнее в редакционной заметке в конце публикации).

-//-

Как страдал галицко-русский народ за святую православную веру.

До завоевания русскими войсками Галичины (Галиции) мы мало, очень мало знали про эту страну, про живущий в ней народ. Между тем, она исконное русское достояние, часть великой Руси, и её народ—такой-же русский народ, как и мы, говорящий на том-же русском языке, на каком говорим и мы.

Было время, когда Галичина жила одной общей жизнью со всей остальной Русью. Ею, как и всей русской землей, управляли русские князья: креститель Руси, Владимир Св., её благоустроитель Ярослав Мудрый, Ярослав Осмомысл, Роман и др. Они заботились о благоустройстве Галичины, укрепили ее, сделали славной н могущественной. При них распространялась, утверждалась православная вера среди галицкого народа, процветала и преуспевала православная церковь.

Более, чем триста лет от начала нашей истории Галичина жила в тесном единении со всею Русью. Но оставаться в этом единении ей не было суждено. С XIII-го века она подвергалась неоднократным нападениям со стороны диких татарских полчищ, которые разрушали галицкие города, разоряли селения, убивали жителей или уводили в рабство. Этим весьма печальным положением Галичины воспользовались её ближайшие соседи поляки и вскоре присоединили к своему государству.

В XIII веке Галичина потеряла свою самостоятельность, стала провинцией Польши. Вместо русских православных князей ею стали управлять католические польские короли.

С тех пор начинаются многовековые страдания галицко-русского народа, многовековые издевательства над ним польских королей, панов и в особенности польского католического духовенства. Желая раз и навсегда удержать Галичину в своих руках, желая более тесно прикрепить ее к своему государству, те и другие думали, что этого лучше всего можно достигнуть путем обращения галичан из православной веры в католическую, зная, что с утратой православной веры русские станут поляками или чем угодно, но нерусскими. Отсюда более всего страданий пришлось перенести галицкому народу за святую православную веру.

С самого начала польского владычества в Галичине мы видим целый ряд мер, направленных к уничтожению православной веры. Из них достаточно отметить здесь только некоторые, чтобы иметь представление о тех бедствиях, какие постигли галицко-русский народ. Так католики запрещали православным строить новые храмы, ремонтировать старые, православных священников заставляли отбывать тяжелую панщину, православному крестьянству и мещанству запрещали заниматься торговлей, ремеслами, отстраняли от занятия общественных должностей. В своих неистовствах и издевательствах над православными они доходили даже до того, что запрещали священникам ходить по улице к больным со Св. Дарами, провожать тела умерших в облачении, с пением и колокольным звоном.

Крайней жестокостью отличались притеснения галичан. Но галичане, помня страдания Спасителя, твердо стояли в своей вере и терпеливо переносили постигавшие их несчастья.

Это стойкое перенесение жестоких преследований за православную веру убедило в конце концов врагов галицко-русского народа, что совратить его прямо в католическую веру очень трудно. Тогда решились они прибегнуть к хитрости, решились заманить православных в католичество при помощи так называемой унии. „Вы любите свои храмы", говорили католики: „любите свое богослужение, свое пение, —все это мы вам оставим, ничего не изменим, только веруйте, вместе с нами, что здесь на земле, в городе Риме, живет наместник Христа, папа; что только в общении с ним возможно достижение царства небесного, возможно спасение души. Если уверуете в папу и примете все то, чему он учит, мы не будем вас преследовать; в противном случае еще более усилим свои гонения и увеличим ваши страдания".

Некоторые из галичан, в особенности люди богатые и знатные, соблазнились такими речами и угрозами польских ксендзов и панов. Они отступали от своей отцовской веры, меняя православную веру на католическую с её земным богом—папою и другими противными Св. Писанию и учению святых отцов церкви новшествами. Труднее было соблазнить простой народ. Он знал, что уния — это та-же католическая вера, только под маской православного обряда, который, как мы говорили, обещали оставить нетронутым католики. Переход в унию народ назвал „гибелью души", „непростительной" изменой святой православной вере. Вот почему долгое, долгое время он отвечал своим гонителям; „Гоните нас, преследуйте, по-прежнему, мы будем терпеть, будем снова страдать, но не продадим вам своей души".

И действительно, за такую дерзкую непокорность снова посыпались на него новые удары, новые бедствия. С большей, чем прежде ожесточенностью католики издевались над православными.

„И годы мрачные тянулись,—
Ночь без просвета впереди...
И храмы были в запустеньи
И в поруганьи от врагов.
Царило дикое гоненье
За веру древнюю отцов".

(А А.)

При помощи польских солдат, с которыми разъезжали по селам поборники унии, они отнимали у православных храмы, превращая их в католические костелы, или отдавали их в аренду жидам, продавали им церковную утварь, жестоко наказывали „непокорных" мирян и в особенности священников и монахов, которых бесчеловечно били, бесчестили и позорили. Так относились к верному православию. Напротив, его изменников всячески поощряли, их допускали к занятию разных общественных должностей, награждали разными почестями, крестьянам смягчали панщину, не наказывали, помогали и т. д. Все это, конечно, служило большим соблазном для измученного, исстрадавшегося, оплёванного, названного „быдлом" (скотом) православного галицкого народа.

Нет ничего удивительного, что, находясь в таких тяжелых условиях, он или оставлял свою родину, поселяясь главным образом в нынешней Харьковской губернии, или передавался воле своих гонителей, т. е. притворно принимал католическую унию, оставаясь в душе православным.

К началу 18 века осуществились заветные желания римского папы н польских ксендзов. Они навязали католическую унию путем гнусных насилий, жестоких гонений и бесчеловечных преследований православному галицко-русскому народу.

Вскоре после этого великого злодеяния поработительница галичан Польша была наказана Богом: в 1772 году она пала и была разделена между соседними государствами: Россией, Пруссией и Австрией.

Галицко-русский народ перешел по падении польского государства, вместо России, под власть Австрии. На первых порах казалось, что теперь он вздохнет свободнее, заживет более мирно и спокойно, тем более, что в начале своего владычества австрийское правительство несколько улучшило его положение, облегчив, напр., панщину и ограничив произвол над ним польских помещиков. Но так отнеслось австрийское правительство к галицкому народу только в начале. Познакомившись затем ближе с галичанами, оно увидело, что этот русский народ тяготеет к остальной Руси, по-прежнему любит свою православную церковь и во всякое время готов сбросить с себя позорное ярмо католической унии. Под влиянием таких наблюдений австрийское правительство вскоре переменило свои отношения к галицкому народу, стараясь, но примеру Польши удержать его в порабощении, невежестве и преданности католической унии. Малейшее выражение любви ко всему русскому народу, к России или святой православной вере строго наказывалось и преследовалось. Так, когда уже в 1881 году одно галицкое село (Малые Гиилички) попросило прислать ему вместо униатского „бритого ксендза" православного священника, австрийское правительство заключило в тюрьму многих крестьян и галицко-русских деятелей. Продержав их под арестом долгое время до суда, оно опять осудило их в тюрьму на разные сроки, основывая свой строгий приговор на том, что крестьяне, пожелавшие принять православного священника, тем самым хотели отторгнуть Галичину от Австрии п присоединить ее к православной России.

Но как злобно ни вытравляла Австрия в галицко-русском народе дух любви к поруганной и осмеянной католиками православной вере и русскому имени, все-же ей не удалось подавить и погасить его. Пережив тяжёлые времена польского владычества, закалившись в борьбе за свои права, по наступлении более свободных дней в Австрии он все чаще и чаще стал говорить про них и притом более смело и решительно. „Будет вам упиваться нашими слезами, забывшие Бога гонители, будет вам издеваться и оскорблять самые священные чувства нашей души. Мы были православными, как и весь русский народ, православными и останемся навсегда. Гонениями не запугаете нас», —послышались такие голоса среди галичан в ответ австрийцам.

Особенно часто стали раздаваться они за последние 15 лет, когда галицко-русский народ, веками отделенный от остального русского народа, стал сближаться с ним, посещая православные святыни Почаева и Киева. Вслед за отмеченными призывами стало замечаться и движение галичан в православие. Сначала отдельные лица, а затем целые села стали отрекаться от католической унии и открыто исповедовать веру своих отцов. Бывший тогда на Волыни, граничащей с Галичиной, великий печальник галицкого народа архиепископ Антоний (ныне Харьковский) посылал ему православных священников, которые и удовлетворяли его духовные нужды. Не имея средств на постройку храмов, православные молились Богу со своими пастырями в крестьянских хатах, а иногда даже в холодных сараях. Ни угрозы, ни штрафы, ни штыки австрийских жандармов, ни австрийские тюрьмы, куда сажали православных крестьян и священников, —не могли подавить этот могучий порыв народной души к своей поруганной отцовской православной вере. Все это, уповая на Бога, терпеливо переносил галицко-русский народ.

Но вот озверевшая Австрия объявила войну православной России. Смиренно принял этот вызов православный русский царь, знавший про страдания галицко-русского народа и скорбевший о его тяжелой участи. Двинулись русские войска против немецкой Австрии, неся ей заслуженное наказание. Боясь, как-бы православный галицко-русский народ не присоединился к несущим свободу братьям или не обнаружил других каких-либо враждебных выступлений, Австрия подняла прежде всего свой меч против него.

Тысячи лучших сынов многострадальной Галичины были частью заточены в австрийские и мадьярские тюрьмы, частью казнены или повешены без суда и следствия. Предварительно их заковывали в кандалы и умышленно водили по улицам городов, позволяя разъярённой толпе евреев, поляков и других австрийских патриотов всячески глумиться и издеваться над ними. Вот ведут австрийские жандармы закованных православных крестьян. По пути из окон на них сыплется град камней, их обливают кипятком, бросают в них палками, грязью, плюют. Арестованные падают на землю, корчатся от боли и наконец умирают в страшных мучениях на глазах безжалостной толпы. В другом месте подводят к виселице» православного молодого священника (о. М. Сандовича). Ему вяжут руки, на его груди делают для прицела крестик мелом. Раздается выстрел; голова мученика клонится на грудь, он собирает последние силы и говорит что-то про святую православную веру. Новый выстрел сковывает его уста...

Из тюрьмы, возле которой расстреливали православного священника, слышатся неистовые, страшные крики и раздирающие душу рыдания. Это рыдали обезумевшая жена казнённого, седовласый крестьянин—его отец и некоторые прихожане, которых австрийские палачи насильно заставили быть свидетелями мученической смерти священника и которых ожидала та-же участь.

Так издевались австрийцы над многострадальным галицко-русским нордом, упиваясь его кровью, заваливая его трупами свой беглый путь...

С очей Почаевской иконы

Слезинки-звёздочки текли

И донесли до Бога стоны

Забитой Галицкой земли

(С.К.)

Русские войска принесли Галичине свободу, изгнав из этой исконной русской земли австрийцев. Окончились её вековые страдания. Спасшийся галицко-русский народ с радостью возвращается в лоно святой православной церкви, к прежнему духовному единению с остальным великим русским народом, желая вместе с ним свободно исповедывать веру своих отцов.

С. Д.

 

-//-

От редакции «ЗР»

Галиция или Галицкая Русь древнейшая русская земля, одним из центров которой был город Перемышль. Первые упоминания о нем датируются 981 годом. После нашествия монголо-татар Галицкая Русь была завоевана Польшей. В результате раздела Польши в конце XVIII века попал во владение Австро-Венгрии как часть Галиции (ее население в начале ХХ века составляло 8 миллионов человек, из них более 3 миллионов, в основном на востоке – русины, остальные – поляки, евреи и немцы).

В сентябре 1914 г. русские войска Юго-Западного фронта в ходе молниеносной Галицийской операции (длившейся 33 суток) заняли почти всю восточную Галицию и Буковину с г. Черновцы и осадили Перемышль. Русское население Галиции ликовало. Перемышль был взят позже 22 марта 1915 года в результате продолжительной зимней осады. После взятия крепости в Перемышль прибыл Николай II. Генерал Брусилов показывал ему крепостные укрепления.

Это неожиданное русское наступление в первый период было продиктовано просьбами западных союзников, с трудом выдерживавших натиск Центральных держав, а также тем, что русское население городов Галицкой, Карпатской и Буковинской Руси (русины) было "интернировано" в концлагерях, русские школы были закрыты (около 2500 народных школ, в которых обучение велось на родном языке русинов). Основной удар был нанесен по русской интеллигенции, в лагерях Талергоф, Терезин и других в общей сложности от голода, болезней и расстрелов погибло около 70 тысяч человек, а более 100 тысяч стали беженцами. Также и в Перемышле 15 сентября 1914 г. во время погрома русского населения было убито 44 человека, обвиненных в русофильстве.

Поэтому наступление русских войск было воспринято галичанами с огромной радостью, что сбывается их многовековая мечта воссоединиться с Большой Россией. Русские войска в Галиции также были воодушевлены чувством того, что Отечество возвращает свои исторические земли, спасая там русских людей. Все предполагали, что в этой войне Россия окончательно присоединит древние русские земли, освободив их от австро-венгерского (католического) владычества. А потому описанию занимаемых Русской армией земель в Галиции уделяли внимание почти все русские газеты и журналы.

Однако после блестящих первоначальных побед, началось всеобщее отступление – из-за общей неготовности России к войне, нехватки снарядов и другого боевого снаряжения; убыли перволинейных кадров в первые полгода и ошибок Верховного Командования. Перемышль был оставлен 21 мая, 9 июня австро-венгерские войска заняли Львов, столицу Восточной Галиции, где всего за два месяца перед тем торжественно праздновали приезд Государя Николая II (посетившего тогда также и Перемышль).

«Отступлением 1915 года, при котором была очищена почти вся Галиция, занятая было в первые месяцы войны, закончился короткий период воссоединенного существования Российской Украины-Малороссии и Галиции. Хотя этот период и был очень коротким, тем не менее он наглядно доказал, что ощущение народного единства со всей Русью у населения Западной Украины-Руси не умерло, несмотря на многие столетия раздельной жизни.

После 1918 г. Перемышль вновь оказался в составе Польши (до 1939 г.). После раздела Польши по "Пакту Молотова-Риббентропа" Галичина вошла в составе СССР. Изначально остатки русофильско настроенного населения встретили советские войска с энтузиазмом, принимая их за русские войска как в 1915. Но вскоре наступило горькие разочарование - пришли красные коммисары. Начались повальные аресты священников и русских активистов, закрытие церквей, в Сибирь потянулись товарняки, набитые «антисоветскими элементами». Это подтолкнуло население в массовую поддержку Украинской Повстанческой Армии и в последующем к противостоянию с Москвой и русскими, которых воспринимали уже исключительно как врагов и носителей советизма. . В 1945 г. Западная часть Галиции с Перемышлем была снова передана Сталиным Польше, которая по договоренности с советскими коммунистами произвелаи массовую депортацию русинов частично в Советский союз, а частично в западные воеводства в ходе Операции «Висла», в результате которой произошла полная зачистка древней русской земли от его коренного русского население. В восточной части Галиции, вошедшей в состав Советской Украины, большевики провели жесткую украинизацию, и Галиция полностью оказалась дерусифицированной и главным очагом украинского национализма, который сейчас захватил власть на Украине. Однако, то произошло за последние 70-80 лет в результате социального эксперимента, проведенного коммунистами над Исторической Россией, приведшей ее к разделению ничто с тысячелетней историей Руси. Объективнее законы выше желаний отдельных политических партий, и Русь уже близка к излечению от кровавого морока коммунизма и его последствий, в том числе и в виде местечкового национализма, как продолжения национал-коммунизма времен советского Союза.