Одним из наиболее раскручиваемых с начала 1990-х гг. в Республике Беларусь мифов т.н. «национального возрождения», является миф об Оршанской битве 1514 г. По сути дела, это один из краеугольных камней того явления, которое именуют белорусским национализмом. В определенной мере с этим можно согласиться. Недаром европейские мыслители еще позапрошлого века утверждали, что «патриотизм – это любовь к своим, а национализм – ненависть к чужим». Наиболее «накаленным» сторонникам «незалежнасцi» очень хотелось чтобы подобного сорта «националистами» стало как можно больше белорусов. Тем более что чужим для «тутэйшых» националистов стал русский народ.
Предлагаем Вашему вниманию книгу П.О. Бобровского "Русская греко-униатская церковь в царствование императора Александра I"
Бобровский Павел Осипович (1832—1905) — писатель, сенатор, генерал от инфантерии; образование получил в Полоцком кадетском корпусе и Военной академии. Служа в Вильне, составил, по поручению начальства, статистическое описание Гродненской губернии. В 1875 г. Б. был назначен начальником Военно-юридической академии (преобразованной в 1878 г.). Написал множество сочинений по военному праву, военной статистике и истории, церковной истории. О своем труде "Русская греко-униатская церковь в царствование императора Александра I" О. П. Бобровский пишет: "Настоящий наш труд не более как попытка к систематическому изложению событий в русской греко-униатской церкви до решительного поражения базилианского ордена, а это и было началом конца униив Западной России".
Дорогое для истинно русских людей имя М.Н. Муравьёва, восстановившего в 1863 году в Северо-Западном крае достоинство и честь русского имени и возбудившего в древнем православном крае русскую культурную жизнь, было предметом злобы и чёрной клеветы для всех врагов России.…Непростительно, что русские историки пренебрегали своим нравственным долгом и оставляли без внимания изучение крупнейшего события минувшего столетия – созданную М.Н. Муравьёвым и прожившую, к несчастию, менее пяти лет русскую народно-государственную систему управления Западною Россиею и Литвой.
И.П. Корнилов.
Национальное движение белорусов как предмет исследования.
Великие реформы 60-70-х гг., осуществлённые в годы правления императора Александра II, индустриализация и урбанизация 80-90-x, распространение грамотности, развитие школьного образования и печати привели к стремительному росту политической мобилизации многих этнических групп. Широкомасштабная модернизация практически всех сфер социального взаимодействия затронула и этнополитику. Вступив в стадию системной модернизации, Российская империя столкнулась с объективной неизбежностью и радикальных структурных преобразований, и не менее радикальной модификации политической культуры. Возникли новые напряжения в этнополитической структуре, порождённые политикой центра, переменами в позиции локальных элит и формированием оппозиционных массовых движений.1 Появление национальных движений явилось следствием ускорившейся модернизации экономических и социальных отношений. По утверждению Э. Геллнера – национализм – это не пробуждение и самоутверждение мифических, якобы естественных и заранее заданных сообществ. Это, напротив, формирование новых сообществ, соответствующих современным условиям, хотя использующих в качестве сырья культурное, историческое и прочее наследие донационалистического мира2.
(полностью прочесть работу А.Ю.Бендина, скачав файл PDF)