О РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКИХЪ ОБЩЕСТВАХЪ РОЖАНЦЕВЪ,
ИХЪ ЗНАЧЕНІИ И РАСПРОСТРАНЕНІИ ВЪ ПОДОЛЬСКОЙ ЕПАРХІИ.
Rozarium или różańec, – по словопроизводству отъ латинскаго roza и польскаго róża, – означаетъ розовый кустъ, или такой же букетъ. Это буквальный смыслъ этого слова или понятія. Въ переносномъ смыслѣ, какъ въ польской литературѣ, такъ и въ разговорной рѣчи, слово «рожанецъ» употребляется въ троякомъ значеніи. Прежде всего рожанцемъ называется особый богослужебный чинъ, или по-польски «набожсньство». Рожанцовое чинопослѣдованіе заключается во всѣхъ польскихъ римско-католическихъ молитвенникахъ. Рожанцовая служба Божіей Матери – по польскимъ источникамъ – «имѣетъ такое преимущество предъ всѣми другими службами, какое роза предъ другими прекраснѣйшими цвѣтами»[1]. Особенность этой службы заключается въ томъ, что она можетъ совершаться не только въ костелѣ, но и па всякомъ мѣстѣ и во всякое время и каждымъ взрослымъ католикомъ, какъ при участіи ксендза, такъ и безъ его участія. Рожанцовый молитвенный чинъ раздѣляется на три части: первая часть называется «радостной», или веселой, вторая «скорбной», третья – «хвалебной». Каждая изъ этихъ трехъ частей въ свою очередь подраздѣляется, по содержанію входящихъ въ составъ ихъ молитвъ и пѣснопѣніи, на пять «тайнъ» (tajemnic). Въ первую часть входятъ «таемницы»: благовѣщеніе Пресв. Дѣвы, посѣщеніе Ею Елизаветы, рождество Христово, поклоненіе волхвовъ и бесѣда отрока Іисуса въ храмѣ среди книжниковъ. Вторую часть составляютъ: молитва Спасителя въ саду Гефсиманскомъ, бичеваніе, терновый вѣнецъ, несеніе креста н распятіе. Въ третьей части заключаются «таемницы»: воскресеніе Христово, вознесеніе на небо, сошествіе Св. Духа, успеніе Божіей Матери и «коронація Дѣвы Маріи». Всѣхъ таинъ такимъ образомъ 15. Пѣснопѣнія, составляющія ихъ, поются хоромъ какъ въ костелѣ въ предстоятельствѣ ксендза, которыф начинаетъ пѣніе и читаетъ нѣкоторыя молитвы, такъ и въ частныхъ домахъ подъ руководствомъ старшаго, который въ этомъ случаѣ исполняетъ ксендзовскую должность, нерѣдко одѣваясь для этого въ костельную «кошульку» – родъ бѣлой рубашки до колѣнъ. Въ каждой изъ 15 таемницъ, или частей рожанца, есть молитвы и «тайныя», произносимыя про себя каждымъ отправляющимъ рожанецъ или участвующимъ въ его отправленіи. На это время пѣніе и чтеніе умолкаетъ и всѣ до единаго шепотомъ отчитываютъ въ каждой «таемипцѣ» по 1 разу «Отче нашъ», по 10 разъ «Богородице Дѣво» и по 1 разу «Слава Отцу», – а когда за мертвыхъ совершается рожанецъ, тогда вмѣсто послѣдней молитвы читается особая за умершихъ: «Вѣчный покой даруй»... и проч. Такимъ образомъ въ теченіе рожанцовой службы пять разъ вычитывается «Отче нашъ», по объясненію римскихъ католиковъ, въ ознаменованіе 5-ти ранъ Спасителя; 10 разъ «Богородице Дѣво» въ каждой тайнѣ – въ память 10 заповѣдей закона Божія, а всѣхъ 150 разъ во всемъ рожанцѣ этой Богородичной молитвы – въ ознаменованіе такого же количества псалмовъ, содержащихся въ Псалтири, которую по мнѣнію католиковъ – «Божія Матерь называла духовной розой».
Каждый совершающій рожанцовое набоженьство обязательно долженъ имѣть въ рукахъ особыя четки, извѣстныя подъ тѣмъ же именемъ «рожанца». Эти четки должны быть непремѣнно освящены въ костелѣ ксендзомъ, и то только уполномоченнымъ на это своимъ начальствомъ. «Рожаноцъ» – четки отличаются отъ обычныхъ четокъ, пріобрѣтаемыхъ римско-католиками въ лавкахъ и другихъ мѣстахъ и извѣстныхъ подъ именемъ «коронокъ» (koronka), количествомъ шариковъ, которыхъ въ коронкѣ бываетъ обычно 70, подѣленныхъ на десятки большими шариками; а въ «рожанцѣ» – четкахъ, примѣнительно къ рожапцовой службѣ, ихъ несравненно больше: большіе шарики отдѣляютъ 15 меньшихъ другъ отъ друга, и такихъ подраздѣловъ. по числу таемницъ, 15. Съ такими четками или рожанцами находящимися въ рукахъ каждаго участвующаго въ рожанцовомъ набоженьствѣ, отправляется эта служба; шарики передвигаются по мѣрѣ отчитыванія молитвъ «Отче нашъ», «Богородице Дѣво» и «Слава Отцу».
Въ третьемъ значеніи слово «рожанецъ» употребляется въ смыслѣ особаго общества, или братства, «составленнаго изъ почитателей Дѣвы Маріи и установленнаго для взаимнаго совершенствованія и болѣе легкаго прочтенія рожанца», или рожанцовыхъ молитвословій. Въ этомъ смыслѣ рожанецъ извѣстенъ подъ именемъ «живаго рожанца». Въ живомъ рожанцѣ не каждый отдѣльно прочитываетъ цѣлый рожанецъ, состоящій изъ 15 тайнъ, а для этого соединяются въ одно общество 15 лицъ, принадлежащихъ къ одной «розѣ», такъ что на каждое лицо приходится по одной тайнѣ, т. е. прочитываютъ, кромѣ одной молитвы, характеризующей «тайну», 1 разъ «Отче нашъ», 10 разъ «Богородице Дѣво» и 1 разъ «Слава Отцу». Другія 14 лицъ дѣлаютъ въ то же время тоже самое и такимъ образомъ въ нѣсколько минутъ исполняютъ весь рожанецъ.
Патрономъ рожанца считается римскій святой Доминикъ, которому, по латинскимъ сказаніямъ, въ 1208-мъ году явилась Божія Матерь и повелѣла въ честь Ея установить рожанцовую службу. Съ этого времени 35 римскихъ папъ въ 137 своихъ декретахъ награждали рожанцевъ, или рожанцовыя братства, разными своими индульгенціями. Въ видахъ облегченія спасенія вѣрныхъ, папа Григорій XVI-й въ 1832 г. установилъ «живой рожаиецъ». Съ тѣхъ поръ «живой рожаиецъ» сталъ быстро распространяться по всѣмъ католическимъ странамъ, и въ томъ числѣ и среди поляковъ; а въ настоящее время нѣтъ костела и римско-католическаго прихода, въ которомъ не заведены были бы рожанцовыя братства. И въ нашей епархіи почти въ каждой католической семьѣ есть члены, принадлежащіе къ костельному рожанцовому братству. Первоначальная цѣль этого братства, какъ и другихъ братствъ, была, быть можетъ, чисто христіанской: члены духовнаго общества рожанцевъ имѣли своею цѣлію личное спасеніе. Но съ теченіемъ времени въ нашемъ краѣ эта цѣль отошла на второй планъ, а впередъ выдвинулась главная ихъ задача – распространеніе римскаго владычества или папскаго господства, т. е. латинства и съ нимъ тѣсно соединенной польщизны, – словомъ, пропаганда римскаго католичества и полонизма.
Нужно замѣтить, что рожанцовыя братства въ честь Богородицы въ цѣльномъ своемъ видѣ въ нашей епархіи рѣдко встрѣчаются, а почти всегда соединены они съ «живымъ рожанцемъ апостольства сердца Іисусова», который дѣйствуетъ по особому уставу, составленному для четырехъ состояній (мужей, женъ, юношей и дѣвицъ) капелланомъ Общества Іисуса, или іезуитомъ, скрывшимъ свое имя и издавшимъ въ 1879-мъ году въ Краковѣ «Краткое ученіе о живомъ рожанцѣ сердца Господа Іисуса», въ которомъ горячо совѣтуется «членамъ апостольства» вступать въ живой рожанецъ, такъ какъ «живой рожанецъ сердца Господа Іисуса есть вмѣстѣ п живой рожанецъ Богоматери», съ прибавленіемъ къ рожанцовымъ молитвамъ еще особливаго «пожертвованія тайны на благо (intencya) апостольства», – иначе говоря, совѣтуется, кромѣ рожанцовой службы, еще произносить особую молитву «за св. отца, за св. костелъ и за всѣ намѣренія (intencyi), предназначенныя апостольствомъ на сей мѣсяцъ и на нынѣшній день». Костельное братство сердца Іисусова, или «живой рожанецъ апостольства сердца Іисусова», измышлено іезуитами въ 1841 г., получило индульгенціи паны Пія ІХ-го и стало быстро распространяться по римско-католическимъ странамъ. Оно иначе называется еще «апостольствомъ молитвы» и насчитываетъ въ составѣ своемъ цѣлые милліоны латинцевъ, прельщенныхъ легкостью спасенія, обѣщаннаго папами и іезуитами за принадлежность къ этому обществу. Это братство имѣетъ въ разныхъ странахъ своихъ руководителей, утверждаемыхъ въ должностяхъ епархіальными епископами, даже обзавелось своимъ печатнымъ органомъ подъ именемъ «Вѣстника сердца Іисусова», издаваемымъ въ Краковѣ на польскомъ языкѣ. Въ этомъ Вѣстникѣ, между прочимъ, печатается, за какую изъ нуждъ церкви члены братства въ теченіе мѣсяца должны возносить свои молитвы. Въ русскихъ областяхъ съ католическимъ населеніемъ «живой рожанецъ апостольства сердца Іисусова» считается воспрещеннымъ, какъ и всѣ тайныя общества, почему оно вездѣ по католическимъ приходамъ заводится безъ вѣдома латинскихъ бискуповъ, а только съ согласія ксендзовъ. «Живой рожанецъ сердца Іисусова» – такое же «набоженьство», какъ живой рожанецъ Божіей Матери; его можно каждому братчнку или сестричкѣ, вооружившись четками, во всякое время и на всякомъ мѣстѣ отправлять – съ ксендзомъ въ костелѣ и безъ него въ хатѣ, или подъ открытымъ небомъ, или по дорогѣ на отпустъ въ какой-либо костелъ. Дѣйствительная цѣль этого братства – не только молитва, потому что молиться обязанъ каждый христіанинъ, и странно было бы для этого спеціально учреждать особый свѣтскій орденъ на манеръ духовныхъ орденовъ пли монашескихъ общинъ. Невѣроятно также допустить, что какой-либо графъ или вообще знатный панъ будетъ по четкамъ вычитывать много разъ «рожанецъ» ежедневно, ходить еженедѣльно на исповѣдь къ ксендзу или пѣть рожанецъ въ костелѣ за папу и за всѣ намѣренія, предназначенныя апостольствомъ на текущій день. Живой рожанецъ выдуманъ іезуитами главнымъ образомъ для простаго мужика, которому ксендзъ на исповѣди внушаетъ, что рожанецъ нужно отправлять для спасенія души. По безграмотности его не выдавая ему внисныхъ билетовъ въ рожанцовое братство, духовный руководитель щедро награждаетъ его взамѣнъ этого разными ладонками и лоскутками сукна съ изображеніемъ пронзеннаго копіемъ сердца, увѣшиваетъ его сими атрибутами спереди и сзади, грудь и спину. Обязавъ простолюдина еженедѣльно ходить на исповѣдь, нравственно поработивъ его, онъ посредствомъ нравственныхъ внушеній постепенно разжигаетъ нетерпимость къ другимъ вѣроисповѣданіямъ, или религіозный фанатизмъ. Такіе фанатики пылаютъ ненавистію къ схизматикамъ. А «читая ежедневно молитвы объ истребленіи другихъ христіанскихъ исповѣданій, они, конечно, и сами стараются объ этомъ истребленіи всѣми зависящими отъ нихъ средствами» («Римское католичество въ Подоліи», стр. 431).
Внѣшній строй живаго рожанца Богоматери и сердца Іисуса одинаковъ. Братство это можетъ состоять и состоитъ по католическимъ приходамъ изъ неопредѣленнаго числа членовъ, раздѣленнаго на особые кружки, или «кулка», по 15 душъ въ каждомъ, называемые «розой». «Кулка» пли «розы» образуются отдѣльно для мужчинъ, отдѣльно для женщинъ, юношей и дѣвицъ. Каждая 15-членная «роза» выбираетъ изъ своей среды особаго руководителя или руководительницу, которые называются ревнителями (zelatory) или ревнительницами (zelatorki), – а также двухъ имъ помощниковъ пли помощницъ. Всѣмъ присутствующимъ, составляющимъ одну «розу», настоятель костела раздаетъ по жребію билеты съ 15 тайнами рожанца и притомъ такъ, чтобы каждое лицо получило иную тайну; при этомъ имъ же объясняются обязанности членовъ и ревнителей и назначается день для собранія кружка или «розы» въ слѣдующемъ мѣсяцѣ. Послѣ устроенія первой «розы», ксендзъ обычно приступаетъ къ образованію второй, состоящей также изъ 15 лицъ, а потомъ третьей и т. д., пока въ каждомъ домѣ прихода не появится хоть но одному шипу такой «розы». А когда весь приходъ усаженъ будетъ подобными розовыми кустами, тогда ревнители и ревнительницы всѣхъ рожанцовыхъ «кулковъ» или кружковъ избираютъ между собою одного главнаго золятора или зеляторку. Главный ревнитель нерѣдко называется апостоломъ. Его обязанность – завѣдывать всѣми кружками и наблюдать, чтобы каждымъ членомъ въ точности выполнялись взятыя имъ па себя обязанности. Весь смыслъ жизни такого апостола заключается въ латино-польской пропагандѣ и въ направленіи къ этой цѣли дѣятельности всѣхъ подвѣдомственныхъ ему ревнителей, или начальниковъ рожанцовыхъ кружковъ. По ихъ представленіямъ, каждый ревнитель и ревнительница за усердное исполненіе своихъ обязанностей въ теченіе полугодія получаютъ печатные на польскомъ языкѣ, хорошо раскрашенные, дипломы за печатною подписью папы.
Какія же обязанности членовъ живаго рожанца и ихъ наставниковъ и начальниковъ – ревнителей и ревнительницъ? Рожанцовые братчнкн и сестрички должны ежедневно прочитывать рожанецъ, т.-е. одинъ разъ «Отче нашъ», 10 разъ «Богородице Дѣво» и одинъ разъ «Слава Отцу». Кромѣ прочтенія, размышлять, насколько кто можетъ и умѣетъ, о выпавшей ему по жребію тайнѣ, прочитывать ежедневно, или но крайней мѣрѣ въ праздникъ, рожанцовый билетъ (karta różańcowa), заключающій въ себѣ объясненіе тайны, – исправно приходить на ежемѣсячныя собранія и мѣнять тамъ свой билетъ съ тайною. Это главнѣйшія обязанности. Къ нимъ слѣдуетъ причислить еще безпрекословное послушаніе ревнителю своему, получающему внушенія отъ настоятеля костела чрезъ главнаго зелятора или на исповѣди. Ко второстепеннымъ обязанностямъ членовъ рожанцовыхъ общинъ, по ихъ уставу, относится пѣніе рожанца п «годзинокъ» (часовъ) въ костелѣ, колѣнопреклоненіе со свѣчами во время выноса Даровъ, ежемѣсячная исповѣдь и причащеніе св. тайнъ поочереди каждой розой въ опредѣленный назначенный ксендзомъ день, неучаствованіе въ развлеченіяхъ, небезопасныхъ для добрыхъ нравовъ, и проч.
Къ обязанностямъ ревнителей относится составленіе поименнаго списка лицъ, принадлежащихъ къ извѣстной «розѣ», пополненіе этого списка, если одно или нѣсколько лицъ выбыли изъ кружка, собираніе и раздаваніо тайнъ на ежемѣсячныхъ собраніяхъ, наблюденіе за жизнью и поведеніемъ ввѣренныхъ ему лицъ, или членовъ рожанцоваго «кулка». Въ случаѣ члены братства не ведутъ себя согласно даннымъ обѣтамъ и своею жизнью подаютъ соблазнъ прочимъ членамъ, ревнитель или ревнительница имѣютъ право совершенно исключить ихъ изъ общества съ разрѣшенія, впрочемъ, начальствующаго духовнаго, или ксендза.
Какія же блага обѣщаются всѣмъ усерднымъ дѣятелямъ рожанцовыхъ братствъ? Папа Григорій ХVІ-й даровалъ живому рожанцу много индульгенцій. Всѣ эти индульгенціи пріурочены къ опредѣленнымъ временамъ и обусловлены исполненіемъ разныхъ обязательствъ. Индульгенціи, или отпущенія грѣховъ, даются членамъ живаго рожанца въ первый праздничный день послѣ записи въ рожанецъ, въ каждую третью недѣлю каждаго мѣсяца, во всѣ Богородичные праздники и въ праздничные дни: Рождества Христова, Новаго года. Крещенія, Воскресенія. Пятидесятницы, Вознесенія, Божьяго Тѣла, Апостоловъ Петра и Павла и всѣхъ святыхъ, и притомъ только тогда, когда они выполнятъ слѣдующія четыре условія: исповѣдь, св. Причастіе, посѣщеніе костела и въ немъ молитвы на цѣли (intencyi) римскаго папы, а также прочтеніе рожанцовой молитвы въ теченіе мѣсяца ежедневно. Въ числѣ этихъ условіи стоятъ также, хотя на второмъ планѣ, посѣщеніе костела по праздничнымъ днямъ для пѣнія въ немъ рожанцевъ и «годзинокъ» поочереди двумя членами каждой «розы», а также «съ любовью и расторонностію заохочиваніе» къ рожанцовымъ тайнамъ и другихъ лицъ, не принадлежащихъ къ этому обществу.
Уже изъ бѣглаго взгляда на организацію рожанцовыхъ братствъ, опутавшихъ своими сѣтями извѣстную мѣстность, гдѣ католики, подѣленные на «кулки», или «розы», находящіеся подъ нравственнымъ воздѣйствіемъ зеляторовъ, постоянно возбуждаемыхъ и поощряемыхъ къ своей дѣятельности различными индульгенціями н награждаемыхъ дипломами, открывается, какую нравственную силу представляютъ члены рожанцоваго общества, объединенные въ «живой рожанецъ», управляемый опытною рукою приходскаго ксендза, – въ свою очередь руководимаго духовнымъ начальствомъ до римскаго папы включительно, на интенцію котораго на цѣли его апостольства произносятся и «жертвуются» молитвы всѣми членами живаго рожанца. Это апостольство въ мѣстностяхъ, гдѣ католики живутъ вперемѣжку съ православными, какъ напр., въ Подоліи, есть не что иное, какъ миссіонерство, или пропаганда не только латинства, но и полонизма, которые въ нашей епархіи всегда были неразлучны. Какія цѣли эта пропаганда во всѣ времена преслѣдовала и къ какимъ стремится задачамъ въ настоящее время – всѣмъ и каждому извѣстно. Недаромъ римскому католицизму усвоена кличка «воинствующаго». Въ былыя болѣе благопріятныя для него времена онъ воевалъ въ нашей Подоліи съ православіемъ и русскими элементами явно и открыто; въ настоящее время борется тайно и главнымъ образомъ посредствомъ «живаго рожанца», который, подъ начальствомъ мѣстныхъ руководителей, представляетъ собою армію, вооруженную пока духовнымъ оружіемъ для успѣшной борьбы съ противными ему силами.
На эту сторону организаціи рожанцевъ нельзя но обратить вниманія. Живой рожанецъ, хотя и повсемѣстно распространенъ по римско-католическимъ приходамъ нашей епархіи, но главнымъ образомъ даетъ себя чувствовать въ мѣстностяхъ, пограничныхъ съ Австріей, въ уѣздахъ Каменецкомъ и Проскуровскомъ, гдѣ онъ прочно утвердился. Здѣсь именно наблюдались случаи, такъ еще недавно, что нѣкоторые изъ православныхъ записывались въ рожанцовыя братства, носили «корунки», увѣшивали себя разными ладонками и лоскутками сукна, принимали живое участіе въ отправленіи рожанцевъ по деревенскимъ хатамъ, являлись дѣятелями такъ называемыхъ «таемнпцъ». Обнаружено даже, что одинъ изъ такихъ тайныхъ совращенцевъ руководилъ въ качествѣ зелятора на вечернихъ таемницахъ въ крестьянскихъ хатахъ, одѣвался въ костельную «кошульку», былъ запѣвалою при пѣніи рожанца и даже несъ «въ кошулькѣ» латинскій крестъ при проводѣ покойника – католика. Въ нашей епархіи, много десятковъ лѣтъ бывшей въ политической зависимости отъ Польской Рѣчи Посполитой, болѣе всего ощутительна неразрывная связь латинства съ польщизной. Костелъ латинскій въ нашей русской сторонѣ все-таки продолжаетъ быть польскимъ, и рожанецъ, какъ богослужебный чинъ, отправляемый для русскихъ и русскими по происхожденію, все-таки по языку и мыслямъ польскій. Всякій католикъ у насъ попрежнему называется полякомъ, хотя предки его были русскіе и даже ознаменовали себя защитою роднаго русскаго благочестія или православія. При этомъ и такой латинецъ причастенъ отчасти и польскимъ мечтаніямъ о Польшѣ, о ея прошломъ и будущемъ. Въ памятные шестидесятые годы передовыми вождями его были «зеляторы» рожанцевъ, и живой рожанецъ открыто, не только въ костелахъ, но и на городскихъ площадяхъ и деревенскихъ выгонахъ, пѣлъ вмѣстѣ съ религіозными молитвами и политическіе гимны. И въ настоящее время въ рожанцовыхъ молитвахъ встрѣчаются выраженія, которыя можно толковать различно, и которымъ можно придать, по усмотрѣнію зеляторовъ, значеніе политической пропаганды, напр.: «Спаси насъ отъ злаго діавола и воздвигни народъ падающій, который усиливается подняться»... «дай намъ помощь на супостатовъ твоихъ»... «дай намъ спасеніе въ недолѣ нашей.... дабы мы получали утѣшеніе въ нуждахъ нашихъ»; «не отдавай насъ въ руки враговъ нашихъ и тѣхъ, которые стремятся къ гибели души нашей». Всѣмъ этимъ выраженіямъ, по волѣ зеляторовъ, можно придать такой или иной смыслъ и въ зависимости отъ настроенія молящейся публики такъ или иначе оттѣнить его. Или еще выраженія, которымъ также можно придать тотъ смыслъ, который нуженъ въ данную минуту:
«Zowiesz się Polską Królową.
Bondź nam obroną, gotową,
Wyniszcz z Korony szkodliwe zdrady.
Sprawuj senatorskie rady»[2].
Эта пѣснь, какъ предначинательная къ рожанцу въ честь Богородицы, поется какъ въ костелахъ, такъ и въ крестьянскихъ хатахъ, а иногда даже и на дорогѣ, когда члены рожанца идутъ въ сосѣдній костелъ на отпустъ. Кому по приходилось наблюдать движеніе по дорогамъ «живаго рожанца», состоящаго изъ нѣсколькихъ десятковъ братчиковъ и сестричекъ, идущихъ въ Браиловъ или Мурафу на отпустъ и всю дорогу распѣвающихъ свой «рожанецъ», гдѣ повѣствуется о коронѣ польской и сенаторской радѣ! Такія пѣсни мутятъ помыслы простаго крестьянскаго люда и возбуждаютъ религіозный фанатизмъ поляковъ, вселяя въ нихъ неосуществимыя мечты «объ отчизнѣ». Съ другой стороны извѣстно, что рожанцовое апостольство имѣетъ особый уставъ для юношей и дѣвицъ и старается въ такихъ же тенденціяхъ воспитывать подростающее поколѣніе. Приходскимъ священникамъ нерѣдко приходилось наблюдать, что поступающія въ школы дѣти простыхъ крестьянъ – римско-католиковъ оказываются отлично умѣющими читать и писать по-польски и пѣть рожанцовыя пѣсни, и даже приходилось слышать изъявленія желаній продолжать въ русской православной школѣ – министерской или церковной – свою польскую науку. Вообще «живой рожанецъ», какъ строго организованное латино-польское костельное братство, охватывая собою все почти католическое населеніе, увлекаетъ и православное населеніе нашей епархіи, не только возрастное, но и подростающее, и старается отчуждать другъ отъ друга русскій народъ двухъ разныхъ вѣръ – православной и латинской, будучи апостольствомъ молитвы, или миссіонерскимъ обществомъ по имени, оно не чуждо нѣкоторыхъ политическихъ тенденцій. Вознося свои молитвы на «интенціи» апостольства, неясно выраженныя, рожанцы возбуждаютъ у правильно мыслящаго русскаго человѣка не безосновательныя опасенія своею неопредѣленной формулировкой. Во всякомъ случаѣ эти рожанцы всегда были чужды русскаго духа, враждебны православію и противны русскому дѣлу въ краѣ.
Православный Ревнитель.
«Подольскія Епархіальныя Вѣдомости». 1899. № 27. Ч. Неоффиц. С. 629-639.
Подготовил к публикации на сайте «ЗР» Михаил Джега (Польша).
Весь 27 номер Подольских Епархиальных ведомостей от 1899 года можно открыть по этой ссылке.
------------------------
[1] Książka do nabożeństwa. Львовъ, 1893 г.
[2] «Именуешься ты Польской Королевой, будь намъ всегдашней обороной, истреби изъ Короны вредную измѣну, руководи рѣшеніями сенаторовъ».