"Православие на Белой Руси. Исторические очерки". - 26. Проект уничтожения православия в Речи Посполитой

Автор: Алексей Хотеев

 

 

26.   Проект уничтожения православия в Речи Посполитой


XVIII в. начался изменой Православию сразу нескольких православных епископов. В 1700 г. в Варшаве изъявил свое желание принять унию администратор Киевского митрополита в Речи Посполитой Львовский епископ Иосиф Шумлянский. Несколько ранее, в 1692 г., принял унию Перемышльский епископ Иннокентий Винницкий. В 1702 г. изменил Православию занимавший Луцкую кафедру Дионисий Жабокрицкий. Пра­вославные ненадолго сумели было вернуть Луцкую епископию избранием Кирилла Шумлянского (брата уже упомянутого Иосифа), но верный своему исповеданию Кирилл был изгнан за пределы страны, и с 1712 г. в Луцке были только униатские епископы. Одна Могилевская кафедра продолжала пребывать православной среди неисчисли­мых обид и гонений.
Переход епископов в унию резко ухудшил положение православных. Среди них уже мало оставалось представителей правящего (шля­хетского) сословия. Гродненский сейм 1718 г. по предложению ревностных католиков ли­шил права голоса единственного своего чле­на-некатолика. Это стало примером для пос­ледующих сеймов, на которые перестали до­пускать депутатов-иноверцев. Эти стеснения коснулись и православных, теперь они были лишены возможности добиваться защиты своих прав законным порядком.
В 1717 г. появился анонимный проект полного уничтожения Православия в Речи Посполитой (составленный иезуитом). Про­ект этот был даже разослан на рассмотре­ние в сеймиках (сходках местного дворян­ства). Главная идея проекта — это однород­ность польского государства. Православ­ная вера должна быть истреблена, потому что она — «русская» вера. Проект предус­матривал исключение православных из кан­дидатов на государственные должности, лишение их возможности получить образо­вание, содержание православных крестьян в крайней бедности, подчинение православных священников католическим прелатам и проч. Для достижения этих целей предла­галось распространять различные вымыс­лы, совершать публичные казни и даже уни­жения православных перед евреями и та­тарами. Виленский бискуп, например, зап­ретил, чтобы православные церкви были выше еврейских школ.
В 1733 г. на сейме при избрании короля Августа III продолжилось ограничение прав т.н. «диссидентов» (христиан-некатоликов). Им запрещалось участие в посольской избе (т.е. избрание депутатов-послов на общий сейм), заседание в судах, вступление на должности городской и земской админист­рации. Запрещалось и обращение за по­кровительством к послам других государств, что трактовалось как измена отечеству.
В 1764 г. Варшавский сейм издал поста­новление «о поповичах», стесняющее пра­вославное духовенство. Теперь по дости­жении 15-летнего возраста сын священни­ка, не овладевший школьными или ремес­ленными науками, становился крепостным крестьянином. К тому времени братские школы уже пришли в упадок, в католичес­кие же школы православных брали при ус­ловии перемены веры. Стало обычным, что сын священника помогал своему отцу и учился у него, а после его смерти как бы наследовал приход. Новое постановление создавало недостаток православных свя­щенников и направляло осиротевшую па­ству к униатам.
Православные терпели постоянные оби­ды и притеснения от униатов и католиков. Князь Игнатий Огинский, всесильный пра­витель г. Борисова, запрещал крестить младенцев в «церкви схизматицкой», а свя­щеннику этой церкви, заготовившему лес для ремонта храма, запрещал не только починку, но и грозил ему «из онаго леса виселицу» сделать. Переведенный из Ви­тебска в Могилев плебан Симон Гриневич прямо заявлял: «Хочу быть вторым Иосафатом, не перестану, пока Могилев Витеб­ском не сделаю». Католические суды мол­чали на жалобы православных. Только за десять лет (1734-1743) у православных было отнято и передано униатам более 100 церквей и 5 монастырей. Запрещалось стро­ить новые и чинить ветхие храмы. Специ­альные миссии из католических и униатс­ких монахов обращали православную паству в унию. Устраивались подобия Страшного Суда, когда остававшихся верными своему исповеданию православных сгоняли по ле­вую сторону от католического или униатс­кого проповедника, показательно обрекая их тем самым «на вечную муку». К концу XVIII в. уже около половины крестьян Бела­руси стали униатами.
Однако у православных в Речи Посполи­той был сильный и единоверный союзник. Согласно 9 пункту «Вечного» мирного дого­вора 1686 г. Россия выговорила полную свободу и неприкосновенность Правосла­вию в польском государстве. Несоблюде­ние с польской стороны этого пункта дава­ло России повод к защите своих единовер­цев. Российский посол в Варшаве, князь Юрий Долгорукий, требовал от польского правительства разрешения на избрание православных епископов во Львов, Перемышль и Луцк на место ушедших в унию. Для православных г. Могилева большое значение имела деятельность российского комиссара Игнатия Рудаковского, который собирал их жалобы и требовал удовлетво­рения от польских властей. В 1720 г. под влиянием российского посла король Август II издал привилей Белорусской епархии (Могилевской), которым гарантировал ее при­надлежность православным. Но канцлер отказался приложить печать к документу, и привилей остался без исполнения. Россий­ская поддержка фамилии Чарторыйских и избрание угодного России короля Августа III в 1733 г. мало принесли пользы делу Пра­вославия в Речи Посполитой. Однако императрица Екатерина II стала действовать более решительно. Но­вый польский король Станислав Август (Понятовский) всецело зависел от россий­ского влияния. Послы Швеции, Пруссии, Дании и Англии присоединились к требо­ваниям России об урегулировании дисси­дентского вопроса (в число диссидентов входили и лютеране, и кальвинисты). Ре­зультатом сильного давления российского посланника Николая Репнина, русских де­нег и демонстрации силы русских войск в 1767 г. стал сепаратный акт и в 1768 г. сей­мовое постановление, которое гарантиро­вало православным религиозную свободу. Православные были освобождены от учас­тия в католических процессиях, платы за требы ксендзам и других сборов в пользу римского духовенства. Гарантировалось существование Могилевской православной епархии и семинарии. Разрешалось стро­ить новые храмы и типографии. Для раз­бора жалоб между униатами и православ­ными создается особая смешанная комис­сия, в состав которой входит и белорус­ский епископ. Православная шляхта урав­нивается в правах с католической.
Конституции 1767 и 1768 гг. взвинтили до крайности польский религиозный фана­тизм. Была образована Барская конфеде­рация, члены которой выступили против га­рантии свободы диссидентам. Жестокости конфедератов привели к восстанию оскор­бленного народа. Украина ответила конфе­дератам гайдамацким бунтом (уманская резня, «колиивщина»). В результате всех потрясений был произведен Первый раз­дел Речи Посполитой между Россией, Прус­сией и Австрией в 1772 г. Польша умень­шилась с 780 тыс. до 554 тыс. кв. км. К России отошли 92 тыс. кв. км. и около 1,3 млн. жителей. Так религиозная нетерпи­мость довела страну до внутреннего кризи­са и разложения.

«Воскресение», № 10 (75), 2005 г.

 

Уважаемые посетители!
На сайте закрыта возможность регистрации пользователей и комментирования статей.
Но чтобы были видны комментарии под статьями прошлых лет оставлен модуль, отвечающий за функцию комментирования. Поскольку модуль сохранен, то Вы видите это сообщение.