На Международной научно-практической конференции «Крещение Руси в судьбах Беларуси, России и Украины: выбор цивилизационного пути» прошедшей в Минске 6-7 июня 2013 года доктором исторических наук, профессором Белорусского государственного университета Эдуардом Загорульским была представлена книга «Белая Русь: вторая половина I тысячелетия ― первая половина XIII века». Профессор Загорульский сказал, что представленный труд - плод всей его научной деятельности, и отражает различные аспекты политической, экономической, культурной жизни, а также этнических процессов на белорусских землях в средневековье. Это издание пока является пилотным и всего в нескольких десятках экземпляров. Но в ближайшее время она выйдет тиражом гораздо большим тиражом.
Представляем читателям сайта «Западная Русь» новую книгу Эдуарда Зогорульского и размещаем вступительное слово к ней от ее рецензента профессора Минской духовной академии В.А. Тепловой.
Это – "…не только создание великого писателя, но и подвиг честного человека"
В 1821 году вышел 9-й том «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина, посвященный описанию эпохи Ивана Грозного. Ошеломленный приведенным в нем материалом ивниманием первого российского историографа к нравственным сторонам народной жизни великой А.С. Пушкин произнес свои знаменитые слова: «История Государства Российского» есть не только создание великого писателя, но и подвиг честного человека». Те же слова хочется сказать о книге известного белорусского историка и археолога Эдуарда Михайловича Загорульского «Белая Русь. Середина I тыс. – середина XIII в.» – монументальном исследовании по социально-экономической, политической, этнокультурной и конфессиональной истории Беларуси.
Новая работа историка – итог многолетних изысканий по проблемам средневековой истории Беларуси и этногенеза славян. «Древний Минск» (1963), «Археология Белоруссии» (1965), «Древняя история Белоруссии» (1977), «Возникновение Минска» (1982), «Заходняя Русь IX-XIII стст.» (1998), «Вищинский замок XII – XIII вв.» (2004) – далеко не весь перечень трудов историка по отечественной истории. Однако «Белая Русь…» по масштабности взгляда на историческое прошлое Беларуси, по объему привлеченного источникового материала отличается от предыдущих изданий, поднимаясь до историософского уровня.
Суть ее – в исследовании сложной, дискуссионной проблемы славянского этногенеза и расселения славян на территории Восточной Европы, а также возникновения на ее обширных просторах первого государственного объединения восточных славян с центром в Киеве. Именно в этом государственном объединении, северные границы которого проходили по территории Южной Беларуси, сложились основные признаки древнерусской народности, предшественницы современных русских, белорусов и украинцев, называвших себя «рускими людьми», реже – «русичами» и «русинами». О том, что это был единый народ с единым языком, культурой и этническим самосознанием в работе Э.М. Загорульского приводятся неопровержимые доказательства. Уже в новом этническом качестве, считает историк, восточные славяне в IX-X вв. стали заселять земли севернее Припяти. Таким образом, восточные славяне расселялись как один народ с одной сложившейся культурой. Автор определяет хронологию этапов освоения русью белорусских земель, где помимо славян проживали балтские народы. Славяне смогли не только во много раз увеличить свою территорию, но и славянизировать местное население, распространить свой язык, культуру и славянское этническое самосознание. Автор положил летопись Нестора на хорошо знакомый ему археологический материал и получил результат, отличающийся не только от хорошо известных работ корифеев древнерусской истории, но особенно явственно доказывающий абсурдность многочисленных псевдоисторических подделок, появившихся на постсоветском пространстве в последнее десятилетие и претендующих на «новое слово» в науке.
Принято считать, что при тесных взаимодействиях различных этносов победу, как правило, одерживает тот, который лучше организован и обладает более высокой культурой, включающей и экономический уровень. Вот почему в монографии Э.М. Загорульского подробно представлена социально-экономическая и политическая история Белой Руси. У славян было развитое пашенное земледелие, оснащенное самыми совершенными по тем временам пахотными орудиями и орудиями уборки и обработки урожая. Со славянами связано появление и распространение городов, служивших мощными политическими, военными, культурно-религиозными и экономическими центрами. Интенсивно развивались ремесло и торговля, что вело к установлению более тесных связей внутри страны. Автор уделяет большое внимание особенностям различных типов поселений: сельских, городских, владельческих замков, время и обстоятельства их возникновения, планировка и застройка, система укреплений, раскопки которых были осуществлены под руководством этого ученого. Становится понятным, что социально-политическая и экономическая история Белой Руси еще долгие годы будут служить объектом пристального внимания не только историков и археологов, но и лингвистов, и антропологов, и этнографов.
Большой раздел книги посвящен культуре. Особое внимание автор уделил достижениям в монументальном зодчестве, в том числе и храмостроительстве. Страницы, посвященные православному зодчеству, удивляют своей новизной и оригинальным прочтением казалось бы уже хорошо известных источников. А ведь история храмов Беларуси – это история Православия на белорусской земле, которая таит в себе много загадок. Автор разгадывает их. В каждой из рассмотренных церквей историк находит неповторимый сплав всех тех особенностей, которые отличают ту или иную святыню от других. Становится понятно, что благодаря молитвенному озарению, зодчий был способен соединить в единое целое и экономическую целесообразность, и каноническую функциональность, и особо прочувствованную прочность, и красоту. Автором предложены новые даты возведения храмов и доказательства того, что православная архитектурно-строительная традиция, сложившаяся на белорусских землях, не только сохранила свои древние истоки, но и обрела новые выразительные символические и художественные образы.
Заключительные разделы посвящены характеру этнических процессов в западных землях Руси, языку населения, формированию этнического самосознания. Непросто объяснить, как могла сложиться единая народность на столь обширных пространствах, где до славян проживали другие этносы. Большая территория и сложный этнический фон, как правило, ведут не к консолидации этноса, а к его разделению. Как же можно объяснить этот исторический феномен? Автор видит ответ на этот сложный вопрос в истории формирования и особенностях расселения славян. Славяне как народ сформировались в центре Европы, между Эльбой и Вислой. Здесь они оставались до середины I тысячелетия н.э., когда приняли участие в «великом переселении народов» и, выйдя за пределы своей прародины, заселили Балканский полуостров, Южную Белоруссию и Северную Украину. Значительно увеличив территорию своего обитания и смешавшись с местными народами, единый до этого славянский народ в силу известных законов этногенеза к концу I тысячелетия разделился на три ветви: южных, западных и восточных славян. Южная Белоруссия и Северная Украина стали прародиной восточных славян. Дальнейшее расселение уже восточных славян в Восточной Европе имело место, как теперь выясняется, в конце IX и X веках, когда у них возникло государство Киевская Русь. Славяне довольно быстро освоили новую территорию и вышли на севере к Белому морю, на юге – к Азовскому и Черному морям, а на востоке – к Волге. Славяне не только смогли во много раз увеличить свою территорию, но и славянизировать местные народы, распространить свой язык, культуру и славянское этническое самосознание. Как же и почему восточные славяне смогли одержать этническую победу и не раствориться в иноязычной среде и даже не распасться на отдельные группы, а напротив, сохранить единое этническое самосознание и передать его вместе со своим именем другим народам? Ответ на этот вопрос ученый видит в анализе признаков народности, среди которых особое значене имеет этническая идентификация, как и кем осознает себя этнос. Историк считает, что определяющую роль в становлении единого самосознания на Руси сыграла Церковь. Приняв в 988 г. христианство, славяне стали распространителями новой религии среди местного неславянского населения, которое до этого было язычниками. Общая религия духовно объединяла людей. Одна из замечательных особенностей Руси состояла в том, что церковная служба в стране велась на славянском языке, на котором также писалась и переписывалась духовная и светская литература. Вместе с христианством распространялись славянский (древнерусский) язык и грамотность. Сейчас хорошо известно, что по уровню грамотности Русь занимала одно из самых высоких мест в тогдашней Европе. Прекрасной иллюстрацией этому являются находки бытовых писем, написанных на обработанной березовой коре (берестяные грамоты). Найдены они и на территории Белоруссии (Витебск, Мстиславль). Очень часты находки металлических писал, использовавшихся в качестве «авторучек». В монастырях и при соборах писались летописи, в которых год за годом записывались наиболее важные события, перемежающиеся с личными размышлениями летописцев на различные темы (исторические, религиозно-философские, бытовые и пр.). В сознании людей религиозная принадлежность переплеталась с этнической идентификацией и нередко заменяла ее. По имени страны население стало называть себя и свой язык «рускими». Позже и православную веру нередко называли «руской».
В течение многих лет Э.М. Загорульский был членом Президиума Добровольного Общества охраны памятников истории и культуры БССР, председателем Минского Совета Общества охраны памятников, членом Президиума Белорусского Фонда Культуры. Он и в настоящее время является хранителем лучших традиций отечественной гуманитаристики. Историк уже вписал своё имя в плеяду выдающихся отечественных историков. Обращаясь к самым острым вопросам средневековой истории Беларуси, он находит в них ранее незамеченное, точно ставит научные проблемы и решает их. О таких концептуальных работах как ««Белая Русь. …» часто пишут, что они опережают своё время. И это действительно так.
В наше политизированное время, когда зачастую события древней истории стремятся использовать в решении сиюминутных, отнюдь не научных интересов, важно познакомиться с максимально достоверными материалами о прошлом восточных славян, представленными в новой монографии Э.М. Загорульского.
Книга, возможно, вызовет полемику, как в профессиональной среде, так и в широком читающем сообществе, неоднозначно оценивающим поставленную проблему. Однако, несомненно то, что желающему вступить в дискуссию с автором придется проделать, как минимум, столь же грандиозный исследовательский труд, продемонстрировав все аргументы научной аналитики.
Профессор Минской духовной академии
В.А. Теплова