Памяти святителя Георгия (Конисского)

Автор: Алексий Хотеев

 

«Вера наша — вот единственное преступление, в котором нас обвиняют… Мы христиане, но христианами же утесняемся… за то, что мы не дерзаем толковать вечные Божии законы согласно с преданиями человеческими, и, так сказать, не смешиваем неба с землею, — за то, говорю, называют нас схизматиками, богоотступниками. За то, что страшимся противоречить с бесстыдством гласу совести, осуждают нас на заключение в темницы, на раны, на позорную казнь и сожжение!» Из Речи свт. Георгия (Конисского) перед королем Станиславом-Августом.

В нынешнем году исполнилось 220 лет со времени кончины свт. Георгия (Конисского), архиепископа Могилевского (1717 - 1795). Сорок лет занимал этот выдающийся пастырь Могилевскую кафедру. Ему суждено было служить в тяжелых условиях обострения конфессиональной ситуации в период разделов Речи Посполитой, когда, по его собственному образному выражению, приходилось ходить среди волков. Архипастырь смог в эти трудные времена не только сохранить свою православную паству, но и возвратить в церковную ограду захваченных насилиями и обманом униатов.

Родился будущий святитель на Черниговщине в г. Нежине в семье казачьего урядника и получил мирское имя Григорий. Среди его предков встречались примеры служения не только в воинском звании, но и в звании духовном (инок одного из киевских монастырей Иов Конисский). После учебы в Киевской духовной академии Григорий принял монашеский постриг с именем Георгий. Как талантливый преподаватель он проявил себя в стенах родной академии, где преподавал философию и богословие. В духовной иерархии он прошел здесь ступени от иеродиакона до архимандрита, а по служебной лестнице — от лектора до ректора академии.

В 1755 г. последовало посвящение Георгия (Конисского) на вакантную Могилевскую кафедру. Необходимо заметить, что эта епархия была создана по решению польского сейма в 1632 г. и ее существование было гарантировано польским правительством в статьях Вечного мира 1686 г. с Московским царством. Однако в условиях католического господства и государственной анархии Речи Посполитой число православных церквей постоянно уменьшалось. Из четырех обозначенных Вечным миром православных епархий осталась только Могилевская или, как ее еще именовали, Белорусская. Но и здесь к сер. XVIII в. уже больше половины храмов и монастырей были обращены в унию. Когда свт. Георгий вступил на кафедру, их оставалось у православных немногим более 150. Обычными средствами для распространения унии были разъезды католических миссионеров, принуждения крепостных крестьян («хлопов» по терминологии того времени)со стороны панов католического исповедания, препятствия строительству и ремонту православных храмов, католическое крещение и воспитание детей в смешанных браках, наконец, открытые нападки и захват храмов вооруженной рукой.

В таких-то нелегких условиях пришлось начинать свое служение свт. Георгию Могилевскому. Как и некоторые его предшественники, он рассчитывал сначала на поддержку русских посланников при польском дворе. Однако скоро ему пришлось убедиться в их равнодушии к притеснениям православных. Не мог напрямую оказывать свою поддержку и Святейший Синод Русской Церкви. На начальном этапе своего служения святитель вынужден был действовать, полагаясь только на небольшое число своих самых ближайших сотрудников. Без надежды, что его жалобы будут услышаны, он решительно встал на защиту своей паствы словом и примером бесстрашия. При кафедре была открыта церковная школа, преобразованная впоследствии в семинарию. В новоучрежденной типографии стали выходить необходимые церковные книги, первой из которых стал «Краткий Катехизис». Стал восстанавливаться архив при Могилевской кафедре, куда выписывались важнейшие документы об основании и имуществах православных храмов и монастырей. Результаты этой кропотливой деятельности сказались в скором времени.

В 1762 г. на российский престол вступила Екатерина II, решительно настроенная в «польском вопросе». Речь свт. Георгия о нуждах православных Белорусской епархии на аудиенции у новой императрицы произвела сильное впечатление. В течение нескольких лет он готовил правовую аргументацию для защиты Православия в Речи Пос-политой. В 1765 г. перед королем Станиславом Понятовским он произнес блестящую речь, которая была потом переведена на другие языки и стала известна в Европе.

Вместе с тем Конисский представил королю и перечень обид православным с перечислением ок. 200 храмов, отнятых униатами. В течение трех лет своего пребывания в Варшаве свт. Георгий подготовил и издал собрание законов Речи Пос-политой, гарантирующих права Православной веры («Права и вольности жителей греческого исповедания в Польше и Литве»), подавал на сеймы через русского посланника требования о возвращении отнятых церквей, добивался издания законов, гарантирующих свободу православного исповедания (права некатоликам занимать государственные должности, восстановить православные кафедры, не препятствовать открытию духовных семинарий, починке старых и строительству новых храмов и т.д.). Когда под давлением русского посланника, дипломатических приемов и демонстрации военной силы эти требования были на бумаге удовлетворены, в Речи Посполитой началась католическая реакция. Одна за другой возникли конфедерации католическая, православная и протестантская. Государство погрузилось в хаос междоусобной борьбы. Жизнь свт. Георгия оказалась в опасности. После ряда посягательств на его жизнь, он был вынужден покинуть страну, и находился до Первого раздела в 1772 г. в Смоленске.

Чтобы расположить к себе шляхту присоединенных областей, императрица Екатерина II объявила в 1772 г. гарантии сословных привилегий и свободу исповедания католической веры. Между тем, большое число обращенных в унию желало вернуться в Православие целыми приходами, о чем подавались соответствующие прошения вернувшемуся в Могилев свт. Георгию. Только в 1780 г. разрешение было дано, что положило начало воссоединению. В 1795 г. императрица сняла окончательно все ограничения к возвращению униатов в Православие. За короткий период воссоединилось около 1,5 млн. человек. Среди них преобладали жители Украины. К этому времени Речь Посполитая уже перестала существовать. По Второму и Третьему разделам к России отошли почти вся территория Украины, вся Белоруссия и Литва. Стараниями свт. Георгия в Слуцке была учреждена православная кафедра, на которую был поставлен в 1785 г. его близкий помощник архим. Виктор (Садковский). В 1793 г. архиерейская кафедра была перенесена в Минск, что послужило началом Минской епархии.

Можно сказать, что свт. Георгий по широте своей деятельности восстанавливал Православие не в одной своей епархии, а по всей Белоруссии. Он известен и богословскими трудами, и историческими сочинениями, и проповедями, и даже разными полемическими трактатами, например, против писем Вольтера, распространявших неверие и циркулировавших в светском обществе. Господь сподобил его увидеть многие плоды неутомимых трудов накануне мирной кончины. Во время пребывания французов в Могилеве входе Отечественной войны 1812 г., были открыты нетленные останки святителя. Канонизация совершена в 1993 г., а память совершается по новому стилю 26 февраля (день преставления) и 6 августа (день прославления). «Радуйся, святителю отче наш Георгие, Церкве Белорусския похвало и града Могилева украшение!»

Священник Алексий Хотеев

Газета «Воскресение»

 

Августовский номер газеты «Воскресение» размещен в разделе архива газеты.

Подписной индекс газеты «Воскресенье» 63337

 

Спасо-Преображенс- кий собор6 августа, в день памяти святителя Георгия (Конисского), в Могилеве был торжественно освящен новый кафедральный Спасо-Преображенский собор. Чин Великого освящения совершил митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси, который возглавил собор епископов и духовенства из Белоруссии и ближнего зарубежья. После этого состоялась праздничная Божественная литургия. На богослужении присутствовали представители областной и городской властей и тысячи горожан.

Освящение Спасо-Преображенского храма в Могилеве стало значимым событием для верующих. Вопрос о его строительстве назрел еще в середине 90-х годов. В июне 2001 года состоялась закладка фундамента. Средства на возведения храма перечисляли предприятия и учреждения города, горисполком и прихожане.Собор, который разместился в Заднепровье, вмещает более 3,5 тыс. человек. Он может претендовать на звание самого большого храма в Белоруссии — его высота достигает 60 м, в длину и ширину — 51 м и 33 м соответственно.

 


 В нашем "Западнорусском календаре" памятная статья об Архиепископе Могилевском Георгии  (Конисском) приходится на 13 февраля - день его смерти. 

 

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев. Вам необходимо зарегистрироваться.