ЗАПАДНАЯ РУСЬ

Рубеж Святой Руси в прошлом, настоящем и будущем

История храмов Белой Руси. Храм целителей Космы и Дамиана в Драчково.

  140-летний юбилей отмечает храм в честь бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана в деревне Драчково. Праздничную Литургию, на которую собрались жители окрестных сел, отслужил Высокопреосвященный Вениамин, епископ Борисовский и Марьиногорский.

Интересна и поучительна история этой церкви: всем миром в XIX столетии строили, и также в конце XX — восстанавливали. Историю эту пересказала Раиса Даниловна Максимович (в девичестве Семижон). Ее прадед был основателем церкви, а отец с братьями возрождал храм и был старостой прихода.

 


 

Храм целителей Космы и ДамианаДеревня Драчково находится в 26 км от Минска. Она считается одной из самых древних деревень Смолевичского района. Как село Минского воеводства Великого Княжества Литовского упоминается в юридических актах 1592 г. По данным переписи 1897 г. в деревне было 56 хозяйств, 500 жителей, действовала православная церковь.

Известно о свирепствовавшей в 1871-1874 гг. эпидемии оспы. Со слов Семижона Андрея Дмитриевича (1870-1959): «За деревней начиналось непроходимое болото, многие люди батрачили у пана Ельского в д. Ляды, болели. Медицинское обслуживание для жителей уездных местечек того периода было недостаточным, и при эпидемии смертность среди жителей деревни увеличилась. В тот период времени проблемы, возникающие в местечке среди сельчан, решались на сходках, т.е. сообща. На одной из таких сходок жители решили, как обет перед Господом Богом, построить храм в честь Святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских. Жители деревни знали, что Господь даровал этим святым особую благодать — дар исцелений».

Храм был построен в 1875 году. Кто был автором проекта, неизвестно. Однако при восстановлении храма на внутренней стороне возле свечного ящика, было найдено высеченное имя «Семижон Дмитрий». Староста храма Даниил Семижон (1919-1997) и его братья Евмен (1903-1966) и Василий(1910-2007) вспоминали: Дмитрий, их дед, со своими братьями и мужчинами деревни организовывали стройку храма сами. Возле местечка Ляды было болото, там был участок леса, который вырубался под строительство. Разработанные бревна вытаскивались на подводах. Огромных сил стоило привезти лес на назначенное место: была осень, дороги размыты, кругом стояла непроходимая грязь. Но люди, давшие обет, не остановились, не роптали, просили крепости духа и сил у Господа и продолжали строительство. Тяжелые, длинные бревна поднимались на сруб при помощи веревок. Когда работы по строительству деревянной церкви были закончены, на храме был возведен крест, выкованный местным кузнецом. Сегодня этот крест находится на бывшей колокольне возле храма.

Праздничные богослужения на приходе совершались всего три раза в год: на 2-ой день Рождества Христова, на 2-ой день Пасхи, и наиболее торжественно — в праздник Святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана 14 ноября. Священника приглашали обычно из Смиловичей или Ляденского Свято-Благовещенского мужского монастыря.

В годы лихолетий 1920-1939 гг. закрывались и сжигались православные храмы, разрушались колокольни, уничтожались иконы, сбрасывались кресты с куполов. Жители Драчково не могли допустить разрушения церкви, построенной как спасение для данной местности. И тогда мужчины решили каждую ночь своими силами охранять свой храм. Дежурили по очереди, с вилами, лопатами, топорами — у кого что было. Они отстояли свою церковь по Божьей воле.

Во время Великой Отечественной войны в храме разрешили проводить богослужения. Местные жители приходили молиться об окончании войны, о возвращении домой без вести пропавших мужей, сыновей и о разных нуждах. Церковь всегда открывали перед захоронением усопшего для вычитывания заупокойной молитвы.

Хотя война закончилась и пришел долгожданный мир, но не было его в духовной жизни народа. В конце 1950-х годов с новой силой стала вестись атеистическая пропаганда. Искоренялась и уничтожалась не только православная вера, но и все, что о ней напоминало. Храм был закрыт, но ни для каких нужд местные власти его не использовали.

В 1988 г.  на праздник Пасхи Христовой впервые за долгие годы в храме была совершена полная праздничная Литургия. В 1989 г. вышло Постановление Высокопреосвященнейшего Филарета, Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси о восстановлении храма.

Первым настоятелем прихода был назначен иерей Василий Бурковский. Начались ремонтные работы, одновременно с этим совершались богослужения. Люди жертвовали свои средства на строительство. Жительница хутора Пабратимовка, Туркунович Мария, продала свою корову, украшения старинные, и все деньги пожертвовала храму.

Стены церкви укреплены и обложены кирпичом. Специально под заказ был вылит колокол весом 170кг. Из храмовых икон сохранились «Воскресение Христово», «Нерукотворный Образ», «Споручница грешных», и др. Икона «Тайная вечеря» находится над алтарем в храме и никогда из храма не вывозилась вместе с Распятием Иисуса Христа, расположенным по правую сторону от алтаря.

Трудились над восстановлением церкви прихожане вместе с настоятелем не покладая рук. Платы никто не брал за выполненную работу. Все старались во славу Божию. Первоначальные работы по восстановлению храма были завершены к осени 1996 г. Престол освятил Высокопреосвященнейший Филарет, Митрополит Минский и Слуцкий, в дар храму была подарена икона «Знамение», расположенная напротив алтаря.

Епископ Борисовский и Марьиногорский Высокопреосвященный Вениамин во время праздничной литургии. В ночь с 8 на 9 апреля 2002 г. в храме была совершена кража, похищены: потир, звездица, крышка дарохранительницы, крестильный ящик с набором, Евангелие напрестольное в окладе, два напрестольных креста, лампада с престола. До сегодняшних дней вор не найден.

В храме сменилось несколько настоятелей, каждый вносил свой вклад в возрождение прихода. С 2008 г. по настоящее время является настоятелем иерей Дмитрий Кабишев. Начиная с 2013 г. ежегодно совершается крестный ход вокруг деревни с песнопениями, а также молебен возле Креста Спасителю Иисусу Христу. Продолжаются восстановительные работы, сооружены перила и пандус для возможности подъезда к храму  колясочников, возводится пристройка для воскресной школы.

 

Ноябрьский выпуск
православной газеты «Воскресение»


Также в номере не менее интересные материалы в память новомучеников - о трагической судьбе белорусского священника Михаила Садовского и о страшных памятных местах Сыктывкара. Размещена обширная статья о судьбе и духовных метаниях Сергея Есенина. Отец Алексий Хотеев обратился к теме "О происхождении религии", пытаясь оспорить тезис школьных учебников, о том, что вера нужна была людям только из-за страха перед силами природы. Некоторые страницы посвящены юбилеям: 50-летию архиерейской хиротонии владыки Филарета, 140-летию храма Космы и Дамиана в дер. Драчково, 25-летию прихода в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость".. Любителям хорошей поэзии - стихи Александра Беганского. И, как обычно, занимательные стихи и сказки для детей.

Ноябрьский номер газеты в формате PDF.

Весь архив газеты «Воскресение».

Подписной индекс газеты «Воскресение» - 63337

 

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев. Вам необходимо зарегистрироваться.

Сейчас на сайте

Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте