В преддверии нового учебного года хотелось бы поделиться с читателями некоторыми соображениями о проблемах преподавания вопросов церковной истории в белорусских учебниках. Согласно концепции учебного предмета «Всемирная история. История Беларуси», к учебному пособию предъявляются требования системности в изложении материала и его доступности с учетом возрастных особенностей учащихся. Обучение ориентировано на то, чтобы показать особенности белорусского менталитета, сформировать приверженность к традиционным ценностям и религиозную толерантность. С учетом этих положений естественно ожидать, что в учебниках по истории Беларуси будет уделено значительное внимание рассказу о духовной жизни белорусов и, в частности, событиям церковной истории. Понятно, что информация учебных пособий должна быть фактически точной, корректной по форме, ясной по существу и систематически связанной. Если обратиться к текстам новейших учебных пособий 6 и 7 класса и рассмотреть их с позиции обозначенных критериев, то обнаруживается ряд недостатков как фактического, так и формально логического характера. Отметить их необходимо исключительно с целью повышения качества преподавания, а не «критики ради критики».
Сначала о недостатках в изложении фактов, причем перечнем, бегло пройдемся по страницам пособий, чтобы не утомлять читателя специальными историческими изысканиями и объяснениями. Неудовлетворительно с точки зрения современного религиоведения объяснять происхождение религии страхом и неумением научно объяснить природные явления. Преподобная Евфросиния Полоцкая совершила свое предсмертное паломничество в 1173, а не в 1167 г.
Имя Туровского святителя в белорусской версии должно писаться «Кірыл», а не в виде просторечной формы «Кірыла» (сам святой подписывал свои творения церковным именем «Кирилл»). Нет никаких книжных миниатюр на сохранившихся листах Туровского Евангелия. Церковная уния как исторический феномен была не «воссоединением» или «союзом» католичества и Православия, а подчинением части православного духовенства и мирян власти римского папы. Франциск Скорина не писал книги на языке, «сочетающем черты старобелорусского и церковнославянского». Свои предисловия он писал действительно на разговорном языке своего времени, но библейские тексты издавал на церковнославянском. Брестская уния была заключена с условием сохранения традиционного юлианского календаря, а не с переходом на новый стиль и т.д.
Конечно, те или иные фактические неточности, некорректные выражения, неполнота рассказа (упрощение) в какой-то мере присутствуют в любом учебнике. Иначе бы учебную литературу не приходилось поправлять и переиздавать с определенной периодичностью. От издания к изданию фактическая сторона изложения может меняться (дополняться или сокращаться), но гораздо существеннее концептуальная сторона изложения событий церковной истории белорусских земель.
В самом деле, рассказать о переходе от язычества к христианской вере необходимо для понимания формирования народности (на тот момент «древнерусской», «восточнославянской»). С крещением страны наступает новая эпоха, и социальные связи дополняются новой религиозной основой. Возникает еще одно измерение социальной идентичности — конфессиональное. Принадлежность Восточной Церкви (Православию) покрывает племенное деление, определяет цивилизационную ориентацию на византийско-славянскую культуру. Этническая составляющая самоидентификации подлежит конфессиональной: понятие «русский» (фонетическое написание того времени — «руский») на много веков вперед соединится с понятием «православный».
Племенной быт и языческие верования остаются в догосударственном периоде, однако в силу традиционности жизненного уклада многие формы языческих представлений сохраняются в виде праздничных гуляний, свадебных и других семейных обрядов в древней Руси. Их прежний смысл постепенно утрачивается, сами действия приурочиваются к церковным праздникам и встраиваются в ритм церковного календаря. Церковное учение оказывает нравственное воздействие на общественную жизнь (запрет кровной мести, многоженства, оскорблений, милосердное отношение к рабам и т.д.).
Церковь появляется в общественной среде как особая, сложившаяся в основах организация, со своей иерархией, календарем богослужений и постов, святынями и традициями паломничества, судебными нормами и правилами благочестия.
Рассказать об этом системно, кратко и доступно в параграфе о распространении христианской веры на белорусских землях было бы вполне логично.
С развитием феодальной государственности Польши к границам белорусских земель приближается конфессиональная граница с католическим миром. С образованием ВКЛ она удерживается пока еще на северо-западе, некоторое время держится гедиминова политика религиозной терпимости. Литовские князья в своей политике собирания русских земель даже становятся инициаторами разделения Русской митрополии и успокаиваются в этом отношении только удержанием за собой Киева. Однако со времени Кревской унии 1385 г. и крещения Литвы 1387 г. конфессиональное разделение проникает внутрь литовско-русского государства. Католическая церковь получает поддержку великих князей литовских, которые и сами переходят в католичество. Союзная Польша всегда готова поставить в ВКЛ монахов-миссионеров для продвижения на восток. Шляхетская культура польского образца приобретает все больший престиж у правящего сословия ВКЛ. Усиление роли католического литовского боярства в XV в. приводит то к вооруженному конфликту (междоусобная война при Свидригайло), то к поиску сословного примирения (привилеи 1432 и 1434 гг.) и даже попыткам ввести церковную унию (по образцу Флорентийской). Недовольные таким развитием событий северские князья уходят под руку Москвы. ВКЛ теряет большие территории на востоке. Конфессиональный подтекст этих обстоятельств проходит в учебных пособиях теряющимся контуром.
В XVI в. в ВКЛ престижной становится польская шляхетская культура. Сближение политического народа (шляхты) двух стран приводит к образованию Речи Посполитой. Кратковременной модой проносится увлечение протестантизмом, занесенным из Польши и Германии. Католичество вновь набирает силу и актуализирует оставленную было идею церковной унии. Ее принятие в 1596 г. приводит к расколу Православия в ВКЛ. Государственная жизнь осложняется конфессиональным противостоянием, которое находит свое выражение в казацких войнах и войнах с московским государством во второй половине XVII в. В следующем веке окончательного упадка центральной власти в Речи Посполитой наступление на Православие усиливается: конфессиональная близость восточных областей к единоверной России вызывала опасение в нелояльности местного православного населения. Одновременно с наступлением на Православие нарастает сближение унии с латинством. «Диссидентский вопрос» в речи Посполитой со стороны иностранных держав, конечно, мог использоваться как формальный повод для вмешательства, но нельзя отрицать и того, что он имел вполне реальную подоплеку. В учебных текстах все это едва отражено.
Развитие исторических процессов может рассматриваться с точки зрения прогресса какой-то идеи, например, образования национального государства. Однако даже при таком подходе к трактовке исторических событий нельзя упускать из виду, что история есть еще и человеческая драма, что те или иные особенности национального менталитета, например, религиозная толерантность, не появляются как данность, но вынашиваются через страдание и борьбу. Тем они ценнее.
Газета «Воскресение» № 8. 2019
Августовский номер газеты в формате PDF.
Весь архив газеты «Воскресение».
Подписной индекс газеты «Воскресение» - 63337