Храм­ - свидетель былого величия

Автор: Елена Михаленко

 

Празднику Преображения Господня посвящен храм, о котором пойдет речь сегодня. Он находится в агрогородке Раков, примерно в 30 км от Минска. Маленькие домики пришедшего в запустение некогда славного города лишь подчеркивают величие белокаменной церкви. История храма неразрывно связана с историей самого места, содержит немало крутых поворотов и трагических страниц. Раков стоит того, чтобы посетить его лично. Пока же предлагаем небольшой рассказ, который — хочется надеяться — заинтересует любителей родной истории, паломников и туристов.

Существует несколько версий возникновения названия Ракова. Многие местные жители считают, что произошло оно от раков, которых некогда много водилось в протекающей здесь Ислочи. Другие считают, что корень слова произошел от белорусского «рака», то есть «река». Некоторые также связывают Раков с «ракой», но только в смысле ларца, ковчега, в котором хранятся мощи святых или другие святыни. Но есть и источники, которые свидетельствуют, что Раков был основан воином по имени или прозвищу Рак.

Первые письменные упоминания о поселении на месте современного Ракова относятся к XIV веку, когда Казимир Ягеллон даровал его канцлеру Великого княжества Литовского Михалу Кяжгайле. В 1579 году населенный пункт получил статус местечка. Своего расцвета Раков достиг в XVII веке во владении магнатов Сангушек, затем им владел знаменитый род Огинских. Город был культурным, религиозным и экономическим центром в государстве, имел Магдебургское право, в нем проводились крупнейшие ярмарки. В XIX веке здесь появились мануфактуры, на которых выпускали сельскохозяйственные машины, водяные мельницы и лесопильный завод, несколько кирпичных заводов и гончарных мастерских. Расписные глиняные изделия местного производства были известны в Европе.

По преданию, Раков — одно из шести мест в Беларуси, которые посетила Пресвятая Дева Мария. В летописной книге Спасо­-Преображенского храма есть запись о чуде, которое произошло со слепым человеком. Омывши лицо свое в источнике, который находится у въезда в Раков, слепой прозрел и увидел на дереве у источника образ Божией Матери с Предвечным Младенцем. На коленях возблагодарил он Бога за чудесное исцеление, а позже на собранные пожертвования соорудил деревянную церковь и поставил там явленную икону. Церковь много раз горела, но быстро отстраивалась заново. Разрушили ее во второй половине прошлого столетия. Новую каменную часовню Божией Матери над источником выстроили в 1993 году. И сегодня едут сюда люди, чтобы испить святой воды, умыться, набрать с собой. Делали и химический анализ воды из источника, он показал высокое содержание ионов серебра.

Основание нынешнего Преображенского храма было заложено в 1735 году по благословению киевского митрополита Афанасия Шептицкого при униатском монастыре базильян. Настоятель монастыря о. Адриан Папковский основал в Ракове братство во имя святой Праведной Анны. С помощью братства и при поддержке владельца Ракова — князя Казимира Сангушки здесь начали возводить большой каменный храм. Строительство затянулось на долгие годы. Основные работы были закончены в 1793 году, почти через 60 лет после начала строительства. Раков в то время вошел в состав Российской империи. 16 сентября храм был освящен в честь Преображения Господня. В честь 25­летия отмены крепостного права перед храмом в 1886 году была построена брама­звонница.

Внутри храм поражает своим объемом, которому могут позавидовать столичные церкви. Из убранства обращает на себя внимание старинное паникадило. Его приобрели на собранные прихожанами средства в 1899 году. Примечателен тот факт, что часть денег была прислана знаменитым молитвенником и чудотворцем святым праведным Иоанном Кронштадтским.

По мирному договору 1921 года город Раков вошел в состав Польши и стал приграничным. Начались самые неспокойные годы его истории: вскоре он стал одним из главных контрабандистских центров. Здесь находился транзит: из Польши в Советский Союз нелегально провозили мануфактуру и спирт, а бывало, что и наркотики, а из страны Советов на запад везли золото, меха и драгоценные камни.

Активно действовали здесь и разведчики из многих стран. Когда город вошел в состав Советского Союза, начались допросы местных жителей на предмет, кто и на какую работал разведку. Последовали аресты, репрессии. В те годы в Ракове жил писатель Сергей Песецкий. Его книга «Любовник Большой Медведицы», которая повествует о 20­х годах, была написана в тюрьме. Автор не понаслышке описывает приключения шпионов и контрабандистов, в их «приключениях» он участвовал лично. Произведение издано в разных странах на многих иностранных языках, в 1983 году по книге был снят фильм, действие которого проходит в Ракове и его окрестностях.

Во время Великой Отечественой было уничтожено свыше 2000 жителей Ракова, большинство из них — еврейской национальности. Довоенная численность населения не была достигнута и по сей день. После 1945 года Раков получает статус городского поселка, в 1960 входит в состав Минской области уже как деревня…

Спасо­Преображенский храм, несмотря на бури и лихолетья, никогда не закрывался, в нем никогда, со дня освящения до нынешней поры, не прекращались богослужения. В храме хранятся почитаемые иконы Божией Матери — Раковская и «Акафистная».

Икона «Раковская» — список с того самого образа, который явился в XVIII веке слепому и больному жителю Ракова в лесу на источнике. Образ свой Пресвятая Дева прославила многими чудесами исцеления. Икона исчезла в начале Великой Отечественной. По некоторым данным, она была вывезена в Москву, и дальше ее след теряется.  Однако и точный список почитается как чудотворный.

Список с иконы Божией Матери «Акафистная» или «Предвозвестительница» был передан в дар Спасо­Преображенской церкви монахами Горы Афон в 1910 году по просьбе тогдашнего настоятеля храма о. Константина Околовича. Вот что рассказывает об этом событии братская книга прихода: «День 14 сентября сего года останется для м. Ракова незабвенным днем светлого церковного народного торжества и духовной радости по случаю получения с горы Афона от свято горских иноков св. иконы Божий Матери «Акафистные – Предвозвестительницы».

Икона эта, присланная в безмездный дар Раковскому Братству, благодаря особому усердию и старанию известного печальника нашего многострадального края афонского инока­патриота о. Денасия, художественно исполнена масляными красками на афонском кипарисе, в 1 арш. вышине. Освещена она маститым старцем, схимонахом, митрополитам Нилом (…).

В икону, с лицевой ее стороны, вложены сокровенно и заделаны навсегда: частица камня от самого Гроба Божией Матери, частица Дерева от Креста Христова, частицы св. мощей: св. свм: Харламния, св. Григория Паламы, архиеп. Фессалоникского, борца за Православие, свм. Георгия Нового и части вазы, освященные на Гробе Господнем в Иерусалиме и на св. мощах многих св. угодников Божиих, пропитанные св. елеем из неугасимых лампад на св. мощах из 26­ти св. преп. муч. Зографских, сожженных латинянами на Афоне за несогласие на унию с Римом и подчинение папе и иных многих св. угодников Божиих». Икона Божией Матери «Акафистная» — почитаемая икона Богородицы, находится в местном ряду иконостаса Введенского собора афонского монастыря Хиландар. Со слов очевидцев записана история чудесного спасения иконы во время пожара в монастыре в 1837 году. По мнению Саввы Хиландарца с этого события началось почитание иконы.

При Спасо­-Преображенском храме действует воскресная школа. Организуются паломнические поездки для прихожан. Настоятелем храма является иерей Сергий Лепин — кандидат богословия, доцент Минских духовных семинарии и академии, пресс­секретарь Минской епархии. Одной из важнейших своих задач отец Сергий считает просветительскую работу с молодежью. Стоит отметить, что молодые люди, знакомые со священником по его публикациям в интернете и республиканских СМИ, с радостью приезжают в Раков.

… Распевается молодежный хор. Идет ремонт кровли... Жизнь в храме не затихает. А с купола на прихожан с улыбкой смотрит ангел. Совсем необычный, русоволосый и голубоглазый, похожий на белорусского ребенка. В одной руке он держит царскую корону. А в другой… букет полевых ромашек.

Елена Михаленко

Газета Воскресение

 

Августовский номер газеты «Воскресение» размещен в разделе архива газеты.


Подписной индекс газеты «Воскресенье» 63337

 

 

Уважаемые посетители!
На сайте закрыта возможность регистрации пользователей и комментирования статей.
Но чтобы были видны комментарии под статьями прошлых лет оставлен модуль, отвечающий за функцию комментирования. Поскольку модуль сохранен, то Вы видите это сообщение.