Продовольственное снабжение населения СССР играло в политике советской власти особую роль, относясь к числу приоритетных задач, на решение связанных с ним проблем направлялись значительные усилия. Причем неспособность руководителя страны справиться с трудностями могла стать причиной его устранения с высших постов - как это случилось с Н. С. Хрущевым в 1964 г. Пришедшие ему на смену лидеры поставили улучшение ситуации с продовольствием, которая к тому времени обострилась до степени протестных выступлений в крупных городах страны, в число приоритетов своей политики. Причем это было декларировано на самом высоком уровне: в выступлениях представителей нового руководства, постановлениях ЦК КПСС и правительства, резолюциях пленумов и съездов партии и т. п.
Действия власти в исследуемый период можно разделить на несколько этапов. Первый охватывает вторую половину 1960-х гг., когда на государственном уровне были предприняты шаги по поддержке производителей: облегчалось положение колхозов, вводились льготы для личных приусадебных хозяйств колхозников и т. д. Это стимулировало определенный рост сельскохозяйственного производства. Однако на рубеже 1960-1970-х гг. происходит разворот: очевидно, посчитав, что положение в аграрной сфере выправилось, власть начинает расширять контроль над ней. Хозяйства колхозников лишаются льгот, периодически даже начинаются гонения на них. Происходит постепенное преобразование самих колхозов в совхозы - т. е. огосударствление сферы производства продовольствия. С целью увеличения производства мясомолочной продукции создаются крупные животноводческие и птицеводческие комплексы, для расширения пахотных площадей принимается обширная программа мелиорации. Отдельное внимание концентрируется на подъеме Нечерноземья - традиционного земледельческого региона страны, с середины 1950-х гг. находившегося в запустении из-за концентрации усилий на освоении целинных земель. К тому времени стало ясно, что надежда на целину в плане резкого увеличения аграрного производства в целом не оправдалась, новые районы остались зоной рискованного земледелия с очень контрастной динамикой урожайности.
Однако все эти меры дают весьма скромный эффект. Одной из главных причин стали тяжелые погодные условия. Аграрные районы СССР подвергаются ударам очень сильных и масштабных засух (1969, 1972, 1975, 1979-1981), причем их негативное воздействие оказывается невозможно купировать (что признается и на высшем уровне). Руководство страны ежегодно принимает решения о закупке продовольствия за рубежом, однако закупаемое не в состоянии заполнить пробелы в домашнем производстве. Это, в первую очередь, можно связать с кризисом села: происходит массовый отток молодежи в города, селяне же старших возрастов либо занимаются своим приусадебным хозяйством, либо фактически бросают работу, полагаясь на государственную поддержку (с начала 1970-х гг. колхозники, подобно прочим группам населения, начинают получать пенсии). К тому же на селе широко распространяется алкоголизм.
Фактическое выбытие значительных масс селян из сельхозпроизводства сводит на «нет» все усилия власти по выправлению ситуации. Неэффективной оказывается «шефская помощь города деревне» - ежегодное направление огромных масс горожан, а также армии на сбор урожая. Положение усугубляется несовершенством инфраструктуры (прежде всего отсутствием или плохим качеством дорог) и системы сбора и хранения выращенного и произведенного, из-за чего ежегодно от 20 до 40 % (в зависимости от вида продукции) теряется или приходит в негодность. В первую очередь это касается овощей и фруктов, а также зерна, цифры потерь которого регулярно вызывают беспокойство у высшего руководства страны. На съездах КПСС раз за разом декларируется грядущее достижение все более и более высоких результатов в сельскохозяйственном производстве, однако на деле оно стагнирует. В связи с этим власть прибегает к манипуляциям с отчетностью и даже прямому сокрытию данных (так, с 1979 г. прекращается публикация цифр сбора урожая зерновых, ограничивается обнародование многих других показателей).
В условиях постоянного роста городского населения ситуация с продовольственным обеспечением с начала 1970-х гг. медленно, но верно ухудшается; становятся дефицитом даже продукты первой необходимости. Сначала под удар попадают малые и средние города, не имеющие какого-либо важного производства (прежде всего ориентированного на «оборонку») или специфического значения. На некоторое время от дефицитов и перебоев оказываются гарантированы лишь столицы республик, города-«миллионники», «закрытые города» и центры стратегически важных производств. Однако ситуация с обеспечением обостряется до такой степени, что в конце десятилетия затруднения с продовольствием начинаются даже в этих приоритетных центрах (не исключая и столицу страны - Москву). Трудности вынуждены неявно признавать во властных структурах - так, в газетах регулярно появляются материалы о несовершенстве торговой системы и хищениях на местах и пр.
Рубеж десятилетий знаменует собой начало нового этапа - и своего рода перелом. Вслед за вводом войск в Афганистан западные страны в начале 1980 г. одна за другой объявляют против СССР многочисленные санкции, касающиеся в том числе и продажи продовольственных товаров. После этого положение в стране становится близким к критическому и приобретает политический характер. Оппозиционные группы к этому времени в целом разгромлены, однако им на смену приходит гораздо более опасное для власти явление - забастовочная активность рабочих (особенно на крупных промышленных предприятиях), что на фоне событий в Польше вызывает опасения выхода ситуации из-под контроля. Тяжесть продовольственной ситуации признается в выступлениях руководства (прежде всего Л. И. Брежнева), с осени 1981 г. неофициально вводится рационирование продовольствия — фактически возрождается система карточек (талонов). Однако если ранее карточная система снабжала лишь городское население, то теперь власть вынуждена обеспечивать также и село, «взятое на баланс» через огосударствление колхозов в 1960-1970-е гг.
В мае 1982 г. принимается Продовольственная программа СССР, рассчитанная до 1990 г. и направленная на решительное исправление положения в данной сфере. Кардинально меняется отношение к хозяйствам колхозников: они поощряются и пропагандируются в СМИ, получают поддержку государственных структур. Однако запоздалость этих усилий на фоне, прежде всего, морального упадка на селе очевидна. Правление Брежнева, подобно правлению его предшественника, завершается в обстановке тяжелого продовольственного кризиса, под знаком которого затем проходит последнее десятилетие существования СССР.
Круглов Владимир Николаевич,
кандидат исторических наук,
научный сотрудник Института истории Российской академии наук.
Сборник материалов Пятой международной конференции
молодых ученых и специалистов. Москва 2015. Стр. 171-173