В Феврале 1919 года народный комиссариат юстиции РСФСР, издаёт указ, об вскрытии святых мощей по всей стране. 13 Мая 1922 года произошло вскрытия гроба с останками Евфросинии Полоцкой, в Спасо-Евфросиньевском монастыре города Полоцка.
Кампания по освидетельствованию и изъятию святых мощей, стала частью антицерковной политики советской власти. Почитание мощей святых являлось одним из незыблемых принципов русского религиозного сознания, недаром именно по нему, в первую очередь, нанесли удар большевики. Инициированная советской властью в самые первые послереволюционные годы широкомасштабная кампания по изъятию и ликвидации святых мощей, вызванная чрезвычайно сомнительными целями, была, без сомнения, преступным шагом. Она прямо противоречила Декрету об отделении Церкви от государства и являлась грубым попранием прав православных верующих.
Как врачебно-научная комиссия освидетельствовала останки Ефросиньи Полоцкой.
Нетленность останков «врачебно-научная» экспертиза пояснила тем, что «труп мумифицировался вследствие благоприятных почвенных условий». При вскрытии мощей нашли записку иерея Клавдия, в которой было сказано: «...Мы не дерзали никогда раскрывать святое тело преподобной матери нашей Евфросинии, только тогда, когда свидетельствовали ея».
Сведения по делу о вскрытии большевиками мощей св. Евфросинии Полоцкой.
Протокол
Вскрытия и освидетельствования мощей Евфросинии комиссией, выделенной согласно постановлению Полоцкого уездисполкома, утвержденному губисполкомом, состоявшегося 13 мая 1922 г. в горы. Полоцке в Спасо-Ефросиньевском монастыре
В состав комиссии вошли следующие лица: от уездного исполнительного комитета —Т. Хомяков, от у кома т. Лейман, от Союза Молодежи т. Пискунов, от женотдела т. Барановская, от уезд здрава доктор Ленский, ученый-археолог Дейнис, представители красноармейских частей и представители духовенства — священники Черепнин, Покровский, игуменья Елена, казначей общины Ксунина Лариса, монахини, представители верующих, городского населения и крестьян. Всего комиссия насчитывала более 50 человек. В 14 час. коллективно, в присутствии вышеперечисленных и членов комиссии уездисполкома т. Ткачева, начальника и военкома 43-х полоцких ком. курсов т. Фабрициуса, военкома 41-го полка т. Дмитриева, представителя губотдела юстиции т. Шефкуна, члена губисполкома т. Григорьева, представителя губполитуправления т. Секса, врачей: Ленского, Христенсена, Лундберга, ученого-археолога Дейниса, игуменьи и монахинь монастыря; последние приступили к освобождению мощей от облачения. По наружному виду в гробу лежит нечто имеющее форму человека. По снятии застежек и схимьи, изготовленной в 1910 г., обнажается другая одежда — мантия. Фигура лежит в голубом шелковом ваточнике, видны сложенные накрест руки, в красных ватных перчатках. Ноги обуты в красные шелковые туфли. Голова завернута — сначала ватный чехол розово-полосатого шелка, затем парчовый колпак и красно-шелковый чехол.
Под снятой одеждой находится хитон, шелковый, лилового цвета. Вся фигура обложена — по заявлению монахинь, во избежание тряски при перевозке — парчовыми скуфьями и разными частями церковных одежд. По снятии шелковой сорочки найдена записка современного происхождения, подписанная иереем Клавдием. Кроме того, найдены четки (янтарные), по заявлению монахинь, привезенные с мощами из Иерусалима. Из-под сорочки обнажается костяк, завернутый в шелковые лоскуты. Череп без волос вплотную приложен к туловищу, но с ним не связан. Грудная клетка изломана, кое-где на остатках ребер сохранились заплеснувшие и мумифицировавшиеся части мышечной ткани и кожи. Часть ребер провалилась внутрь и подперта каким-то материалом, по развертывании оказавшимся частями парчовых облачений. На реплику одного из присутствующих «Развязывайте скорее» монахиня Неонила заявляет: «Не торопитесь, вас больше ждали», другая заявляет: «Тут ничего нет, одне косточки». Священник Пестман, оттиснутый присутствующими в сторону, настаивает на своем праве быть впереди и удовлетворяется.
Заключение врачебно-научной экспертизы
Доктор Христенсен устанавливает, что череп отделен от туловища вследствие разрушения связочного аппарата; разрушения связочного аппарата — от тления. В середине череп пустой. Лицевая сторона черепа замазана какой-то мастикой давнего происхождения в области глаз, век и верхней челюсти, по предположению врачей — с целью туалета, дабы сгладить неприятное впечатление и придать форму лицу. Больше мастики нигде не замечается. На грудной клетке местами покрытая плесенью незначительно высохшая кожа. На суставах сухожилия мумифицировались и связывают некоторые суставы. По мнению врачебной экспертизы, все кости принадлежат одному трупу; волос нигде нет. Зубы имеются лишь только в верхней челюсти. Труп мумифицировался вследствие благоприятных почвенных условий. Давность мумифицированного трупа установить невозможно, но науке известно, что при благоприятных почвенных условиях трупы сохраняются от 10 до 1000 лет, постепенно подвергаясь разрушению. С указанным мнением согласны и вполне солидарны врачи Лянсберг, Калашников и Ленский.
Ученый-археолог Дейнис считает, что труп плохо сохранился, так как он видел и более хорошо сохранившиеся мумии египетского происхождения. Возможно, что последние более сохранились вследствие искусственной мумификации, тогда как этот труп подвергался мумификации почвенной. Крест, одетый на костях, недавнего происхождения; в разные моменты произведены фотографические снимки фотографами Бермантом и Соловейчиком.
Подписи председателя и членов комиссии.
Текст записки иерея Клавдия, найденной при вскрытии «мощей» Евфросинии Полоцкой
Ея рубашка без нужды от тела не отнимается, кроме, когда потребуется отнятия частиц ее тела, только тогда развернуть ея. А для просушки тела не нужно развертывать, так как воздух пройдет сквозь ея. Мы не дерзали никогда раскрывать святое тело преподобной матери нашей Евфросинии, только тогда, когда свидетельствовали ея.
После вскрытия мощи отправили на атеистическую выставку в Москву, а оттуда — в Витебск, где их держали в качества экспоната местного краеведческого музея. В 1912 году в монастыре была сделана декоративная ограда вокруг серебряной раки какие были при Ефросинье Полоцкой, в том числе 40-пудовая серебряная рака, были конфискованные.
В Витебском костёле Святого Антония. до 1941 года в нём располагался Музей атеизма. Там хранились мощи Святой Евфросинии Полоцкой.
В. В. Горидовец ИСТОРИЯ МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОЙ ЕВФРОСИНИИ Полоцкой в 1922-1960 гг.
На уличных перекрестках древнего Полоцка были расклеены афиши, извещающие население о предстоящем вскрытии мощей преподобной Евфросинии и уже через час-полтора весь город, был осведомлен о предстоящем событии. Газета «Известия Витебского губисполкома и губкома РКП» от 16 мая 1922 г. передает ту тревожную обстановку, которая возникла в Полоцке: «Какой-то старик, сторож улицы, убедительным тоном рассказывает своему соседу красноармейцу: «Ей Богу отсохнут и руки, и ноги — как притронуться дерзнут. Да приказывает начальство — исполнять надобно им. А боятся, сами знают, что мощи святые да нетленные».
С визгом быстро несется автомобиль. Вдали вырисовывается монастырь. Въехали через широкие ворота на большой, просторный двор, окруженный со всех сторон белой каменной стеной. Людей пока еще немного — человек 500, не считая членов комиссии и красноармейского караула, но толпа все больше ширится и увеличивается. Каждый лезет вперед, стараясь протиснуться через расставленный караул. На паперти церкви ясно выделяются черные, высокие фигуры представителей духовенства. Чему-то многозначительно улыбается наблюдающий за ними молодой красноармеец только в 14 ч 30 мин комиссия по вскрытию и освидетельствованию мощей. преподобной Евфросинии, созданная согласно указанию 1920 г. Народного комиссариата юстиции «О ликвидации мощей», постановлению Полоцкого уездного исполнительного комитета, утвержденному губисполкомом, начинает свою работу.
У изголовья раки с мощами заняли места секретарь комиссии Григорьев, представитель отдела юстиции Шевкун и корреспондент газеты «Известия ВЦИК» Вольный. Монахини освободили мощи от облачений. Присутствующие с напряженным вниманием следят за каждым движением их рук. Членами врачебно-экспертной комиссии рассматривается каждая косточка мощей, фотографы Бермант и Соловейчик делают ряд снимков. При составлении протокола протоиерей Черепнин сообщает, что за время пребывания мощей в Полоцке их частицы брались уже три раза — в Новочеркасск, Варшаву и Ригу. Наконец, в 16 ч 30 мин работа комиссии закончена и в церковь начинают запускать народ.
«Родименький, где это мощи лежат?» — спрашивает у меня старушка. Рядом с ней красноармеец, держа в руках часть мощей, с хохотом восклицает: «Ну, так мощи. Ну, и святая! ... Вот так обманывали народ духовные наши бати» . Маска с лица духовных пастырей сорвана снова. В заключении врачебно-экспертной комиссии подробно описывается состояние мощей преподобной Евфросинии, причем, по мнению врачей, состояние останков с учетом их возраста вполне нормальное. В полемику с ними вступает археолог Дейнис, утверждающий, что состояние останков неудовлетворительное.
После публичного осмотра мощей газета «Известия Витебского губисполкома и губкома РКП» сообщила решение полоцких трудящихся — сдать мощи в музей, после чего они были изъяты из монастыря и помещены в Витебский исторический музей, а серебряная рака, золотые и серебряные лампады с драгоценными камнями — реквизированы. Сам монастырь вскоре был закрыт, а его здания переданы военному ведомству.
Вплоть до 1941 г. мощи преподобной находились в Витебском областном историческом музее, в июне 1939 г. они были подготовлены к экспонированию в отделе истории периода реакции 1907—1910 гг., копия акта вскрытия экспонировалась рядом с мощами — для доказательства посетителям механизма церковного одурманивания трудящихся. При эвакуации ценностей исторического музея 5—7 июля 1941 г. гробница с мощами в силу ее громоздкости и тяжести была оставлена в помещении антирелигиозного музея. Мощи преподобной Евфросинии вскрывали трижды: в Ростове Великом (1920), в Полоцке (1922) и в Витебском губернском историко-археологическом музее, куда святыня была доставлена в 1922 году. В губернском историко-археологическом музее Витебска святыня находилась В Витебском Римо-католическом костёле святого Антония Падуанского До 1941 года в нём располагался Музей атеизма. Там хранились мощи Святой Евфросинии Полоцкой.
В августе 1941 г. мощи преподобной Евфросинии были перенесены в Покровскую церковь г. Витебска, где и находились все время немецко-фашистской оккупации.
Осенью 1943 г. линия фронта проходила практически через Витебск, и вновь встал вопрос о сохранности от военных разрушений мощей преподобной. Было решено спасти мощи великой белорусской святой, эвакуировав их в Полоцк, где 21 октября 1943 г. распоряжением оккупационной власти был открыт Спасо-Евфросиниевский женский монастырь. На перенесение мощей преподобной заранее было получено благословение епископа Смоленского и Брянского Стефана (Севбо), который сам хотел участвовать в этом событии, но ему помешала внезапная эвакуация Смоленска.
21 октября 1943 г. Церковное Управление Полоцко-Витебской епархии получило разрешение от штандортскомендатуры г. Витебска на возвращение мощей преподобной Евфросинии из Витебска в ее Полоцкую обитель. На следующий день, 22 октября, в Витебской Покровской церкви православные прощались с мощами преподобной Евфросинии: были отслужены литургия и молебствие. Утром 23 октября гробница с мощами преподобной была перенесена на украшенную живыми цветами машину и перевезена на железнодорожный вокзал Витебска в сопровождении заведующего Церковным Управлением Павла Пороменского, благочинного священника Бориса Чикильдина и шести монахинь. Гробница с мощами была помещена в особый вагон, который поздно вечером 23 октября прибыл в г. Полоцк.
На Полоцком вокзале мощи встречали монахини Полоцкого монастыря (около 50 человек), все местное духовенство, учащиеся пастырских курсов. Гробницу с мощами в сопровождении большого числа молящихся перенесли в Полоцкий Софийский собор.
На следующий день, в воскресенье 24 октября, в Софийском соборе впервые после 25-летнего перерыва, соборным чином были отслужены божественная литургия и молебен перед мощами преподобной Евфросинии, после чего при громадном стечении народа крестный ход с мощами святой Евфросинии под пение стихир акафиста преподобной направился в Спасо-Евфросиниевский монастырь. У реки Полота торжественную процессию встретил монастырский крестный ход, возглавляемый настоятельницей игуменьей Ананией и духовником игуменом Модестом (Павловым).
Оба крестных хода соединились, мощи преподобной были внесены в монастырский Спасо- Преображенский храм, где было совершено всенощное бдение, которое возглавил игумен (впоследствии архимандрит). Модест (Павлов). 25 октября 1943 г. в этом же храме соборным чином была отслужена Божественная литургия перед мощами преподобной Евфросинии. Во время литургии проповедовали священники Феодор Котляров и Борис Чикильдин. По свидетельству участника события игумена Модеста (Павлова), только само известие о перенесении мощей преподобной Евфросинии настолько всколыхнуло души людей, что от великой радости они на какое-то время потеряли дар речи: чтец не мог читать, певчие — петь, а священник — произносить возгласы. Мощи были спасены.
Прошло менее 20 лет, и история мощей преподобной Евфросинии дополнилась новыми драматическими событиями. Начиная с апреля 1959 г. по июль 1960 г. в областной газете «Віцебскі рабочы» и полоцкой городской газете «Сцяг камунізма» был опубликован цикл антирелигиозных статей, в которых проводилась мысль о вредном влиянии полоцкого женского монастыря на трудящихся, об архаичности и нелепости почитания мощей преподобной Евфросинии.
В июне 1960 г. исполком Полоцкого городского совета трудящихся вышел с ходатайством об изъятии мощей преподобной и передаче их Полоцкому историческому краеведческому музею. Уполномоченный по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР по Витебской области, рассмотрев ходатайство Полоцкого горсовета, рекомендовал сначала закрыть Полоцкий женский монастырь и только потом передать мощи преподобной Евфросинии в музей. Монастырь действительно вскоре был закрыт, но мощи, по милости Божией, остались в Спасо-Преображенском храме г. Полоцка, где и пребывали до возрождения обители три последующих десятилетия.
Краевед Алексей Буховецкий
Литература
Горидовец, В. В., свящ. Церковная жизнь на территории Полоцко-Витебской епархии в период немецкой оккупации в 1941—1944 годах / В. В. Горидовец // Вестн. церковной истории. — 2008. — № 2 (10). 2.
Государственный архив Витебской области. — Фонд 2289. — Оп. 2. — Д. 87. 3.
Государственный архив Витебской области. — Фонд 1439. — Оп. 3. — Д. 63.
Борис Кандидов 1929 г. «Монастыри музеи и антирелигиозная пропаганда»
(Революция – Церковь» № 1-2, 1924 год, С 94- 95.)
Фотографические снимки 1922 г по вскрытию святых мощей Евфросинии Полоцкой, сфотографированы Бермантом и Соловейчиком.