Роман Шухевич (1907-1950) вошёл в украинскую историю, как один из самых жестоких и фанатичных националистических лидеров. Командующий ОУН-УПА, командир украинской спецбатальона в подчинении Вермахта «Нахтигаль» в годы Великой Отечественной войны, соучастник многих кровавых преступлений, совершённых украинскими коллаборационистами, как против мирного населения, так и солдат Красной Армии. Идол современных украинских националистов, в честь которого названы многие улицы в западно-украинских городах.
Малоизвестный факт: Роман Шухевич, вероятней всего, был потомком галицко-русских активистов. Его прадед, Осип Шухевич (1816-1870), писатель и переводчик, в годы обучения в Львовской духовной семинарии тесно общался с представителями к Русской Троицы – литературной группы, возникшей в 1843 г. В неё входили Иван Вагилевич, Маркиян Шашкевич и Яков Головацкий.
О М. Шашкевиче Н. В. Водовозов в труде «Русские писатели в Галиции» писал, что тот обращался ко всем врагам Руси со следующими словами: «Вырвешь мне очи и душу мне вырвешь, но не возьмешь милости и веры не возьмешь, ибо русское у меня сердце».
И. Вагилевич позже отказался от прорусских взглядов, перейдя в «польский лагерь» под давлением властей, а Я. Головацкий внесёт заметный интеллектуальный вклад в историю карпато-русского движения, отстаивая идею единства русского народа «от Карпат до Камчатки». «Русская Троица» занималась изучением малороссийского наречия, пыталась издавать на нём книжки и статьи, и параллельно изучала русский язык и литературу.
Не удивительно, что, общаясь с такими людьми, у которых любовь к родному краю и его наречию гармонично уживалась с любовью к общерусской литературе и языку, Осип Шухевич начинает публиковаться в литературно-научном еженедельнике «Пчола». Обращает на себя внимание его название, которое суть некий средний вариант между русским «пчела» и принятым в современном украинском языке словом «бджола», что лишний раз подтверждает заметное наличие русского культурно-языкового влияния в Галиции XIX в.
Издателем «Пчолы» был известный галицко-русский писатель Иван Гушалевич. Он же издавал «Зорю галицкую» - русофильскую газету Главной русской рады. Издавать «Пчолу» И. Гушалевичу помогали видные галицко-русские литераторы Богдан Дедицкий, Иван Наумович и т.д. Сложно предположить, чтобы Осип Шухевич печатался в подобных изданиях, и сотрудничал с такими людьми, не питая к ним и их взглядам хотя бы толику симпатий.
Но постепенно галицко-русская составляющая семьи Шухевичей начинает давать сбой. Сын Осипа, Владимир (1849-1915), был этнографом и одним из основателем организации «Руська бесiда» (в 1928 г. переименована в Українську бесіду»). Несмотря на это, Владимира Шухевича нельзя считать русофилом, т.к. он придерживался более украинофильских, чем русофильских взглядов. Занимался изучением гуцульского фольклора (издал произведение энциклопедического характера «Гуцульщина»), был членом австрийского народоведческого товарищества и этнографического товарищества Чехо-Словакии.
Женой Владимира, и, следовательно, бабушкой будущего украинского эсэсовца Романа Шухевича, стала Гермина Любович (1852-1939), член надзорного совета педагогического товарищества «Русской захоронки». К тому времени украинофильские настроения в товариществе уже брали постепенно верх, и до его переименования в «Українську захоронку» оставалось не так много (это произойдёт в 1912 г.).
Украинофильские настроения, а, вместе с ними, и радикальные политические взгляды, в семье Шухевичей крепли с каждым новым поколением, которое оказывалось в ситуации, когда галицко-русская жизнь практически замерла, прибитая жестокими австро-польскими репрессиями. Именно с этого момента происходит главная идеологическая трансформация Шухевичей, и политическое украинство послужило для них удобной платформой для наслоения ультраправых взглядов. Отсюда и необходимо вести отчёт наиболее радикальных изменений в биографии этой семьи.
Уже дядя Романа Шухевича, Степан, был ярым русофобом, и принимал участие в формировании добровольческих отрядов Украинских сечевых стрельцов в составе австро-венгерской армии.
Отец Романа, Осип-Зеновий (названный, надо полагать, в честь своего деда-русофила), был к тому времени тоже фанатичным украинским националистом, и передал эти идеологические бациллы своему сыну Роману, в котором политическое украинство гармонично уживалось с пронацистскими взглядами, и не помешало ему надеть фашистский мундир и получить звание гауптштурмфюрера СС.