Весьма затруднительно говорить серьезно о тексте Николая Сергеева, черпающего сведения об истории родного края из популярных сайтов. Весьма обстоятельное научное обоснование вульгарности «теорий» Сергеева сделал Кирилл Фролов. Но ответить Сергееву необходимо, также рассматривая его и с несколько другого угла зрения, и желательно доходчиво и аргументировано.
Любую идеологию можно довести до абсурда, перевернув ее с ног на голову.
Это распространённый прием в информационной войне, когда идеям противника придается извращенное толкование, гипертрофируя отдельные их положения. В отечественной истории в этих целях всегда успешно использовались добровольные помощники с болезненно обостренной национальной рефлексией.
Как высмеять, например, русскую или белорусскую культуру?
Проще простого - подтолкнуть группу людей, зацикленных на национальных комплексах (в их болезненном проявлении), ходить по городу в лаптях. Согласитесь, всем будет смешно, и мало кто захочет приобщаться к такой культуре и шагать на работу в офис в таком прикиде. Но как же много таких ряженных мы наблюдаем среди наших патриотов. В их пестрых рядах особенно выделяются язычники-родноверы.
В отличие от уфологов, усматривающих во всем происки инопланетян, заключивших тайный союз со спецслужбами сразу всех стран мира, это community не так безобидно, поскольку, следуя «Концепции общественной безопасности» (КОБ), в своих личных проблемах усматривает некий всемирный заговор еще со времен египетских фараонов, называя его «библейским проектом». Суть его сводится к тому, что древние жрецы-злодеи решили поработить весь мир, придумав сначала иудаизм, а потом христианство, которое огнем, мечом и интригами навязали белокурым арийцам. Как утверждают профессор Чудинов и его последователи, этими ариями были никто иной, как гордые русы, населявшие всю известную ойкумену, создавшие все цивилизации и написавшие по-русски, начиная с Фестского диска, все не поддающиеся расшифровке древние тексты. Далее все очень просто – необходимо разрушить церковь, вернуться к «русской вере» и сразу наступит свобода от рабской иудо-христианской цивилизации. Некоторым, испытывающим проблемы с социализацией в современных реалиях, эта простота кажется заманчивой - уйди в лес и, как индейцы, кланяйся дубам да месяцу с солнцем - и нет проблем!
Всем классно!
В том числе, американцам и прочим гуманным цивилизаторам, имеющим богатый опыт общения с такими индейцами.
Индейцы упомянуты не для красного словца - они имеют прямое отношение к «традиции» языческого родноверия. Дело в том, что не существует ни одного достоверного источника, описывающего быт и обряды древних славян до крещения. В результате исследований культуры североамериканских индейцев, проживающих в таких же природно-климатических условиях, как и древнее население Европы, этнографы еще в 19 веке сравнительно-функциональным методом реконструировали приблизительный быт европейских варваров. Остальное дорисовали писатели, художественно излагая фольклор и отрывочные предания своих народов. Тогда же - в конце 19 начале 20 веков, в период подъема национализма, появилось множество фальсификаций подобных дощечкам «Велесовой книги». Сегодня это находит продолжение в творчестве плодовитых писателей жанра фэнтези, начиная с Толкина и заканчивая отечественными Ником Перумовым и Марией Семеновой с ее экранизированным «Волкодавом». Фэнтези, уводящие от действительности, стали широко популярны и начали приобретать некоторые черты примитивных религий, проявляющихся в ролевых играх с устоявшейся обрядовостью поклонников того или иного гуру-писателя и делением на племена-кланы.
Поэтому если посмотреть на язычников-родноверов во время волхований, то их «наряды» удивительно напоминают индейские, а их жрецы - шаманов. И черпают они свои образы из «индейских» романов-фэнтези с их множеством миров, с бесконечно враждующими сказочными народцами, волшебными силами леса и магией великих жрецов. Но спрашивается - чем эти взрослые дети хуже чудаков-уфологов. Ну, играются дяди с тетями на природе, скачут через костры, бегают голышом по лесу, прыгают с венками в воду – экологический туризм с анимацией. Да дело в том, что эти дяди, когда седеют, начинают пытаться претворить фэнтези в реальность. Группируются в движения, собирают форумы и симпозиумы, пишут статьи и книжки с претензией на научность и мутят сознание молодежи.
Поскольку в основе их сказок стоит отрицание действительности и цивилизации, основанной на христианстве, то их атаке подвергается прежде всего Церковь. Пропаганда начинается с требования ограничить Церковь в светском обществе, а далее в своем «развитии» многие языческие группировки начинают смыкаться с сатанизмом. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в интервью 2009 года заявил, что дьявол являлся народам различным образом — например, через языческих богов. Провозглашая чистоту крови своего рода-племени, неоязычники-родноверы всегда придерживаются националистических взглядов, и порой скатываются к откровенному нацизму с соответствующей символикой. «Род – кровное родство превыше всего – родовое древо, врастающее корнями в землю» - не случайно за этими неоязыческими мантрами просматривается ключевое заклинание германского нацизма Blut-und-Boden (кровь и почва). В этом понимании «родноверы», ставящие во главу угла Род-Кровь-Землю, следуют за своими предшественниками с их Blut-und-Boden. Это закономерно, поскольку у истоков германского нацизма стояла не только мистика, но и немецкая версия неоязычества.
Еще эти играющие в патриотов дяди постоянно говорят о славянском единстве. На словах выступают за объединение России, Белоруссии и Украины, но далеко не всегда проговаривают до конца, что под этим объединением имеют в виду только Единую Россию для русских. А иного их «философия» и не подразумевает. Увы, но в России многие русские организации в той или иной форме сейчас больны поветрием неоязычества и, соответственно, экстремизмом. Для Русской цивилизации, основанной на Православии, отличающейся от прочих традицией мирного сожительства с другими традиционными религиями, а также культурным многообразием ее народов, неоязычество и его политическое проявление в виде национализма гораздо губительнее всякой иностранной информационно-психологической агрессии. В 2004 году на открытии Архиерейского собора Патриарх Московский и всея Руси Алексий II назвал распространение неоязычества одной из главных угроз XXI века, поставив его в один ряд с терроризмом и «другими губительными явлениями современности». Атакуя православную церковь, язычники смыкаются с сатанистами, в том числе в таком их проявлении как пляски на алтаре девок из Pussy Riot. Этим и своими лозунгами «Россия для русских», «Хватит кормить Кавказ» они разрушают основы русской государственности. Церковь сегодня единственный действующий институт, соединяющий Русский мир, в который входит и Россия, и Украина, и Белоруссия. Русская православная церковь никогда не организовывала крестовых походов против иноверцев и всегда находила общий язык с другими конфессиями России.
В Белоруссии языческое поветрие еще тяжелее и проявляется в двух формах: националистически-литвинско-кривичское, утверждающее, что белорусы это не славяне, а балты и русско-националистическое, отвергающее все белорусское. Они в одинаковой форме опасны для общества своей агрессивностью по отношению к христианству. Но оставим литвинов и кривичей за скобками, поскольку они больше представляют проблему для католиков, и рассмотрим язычников из «русского лагеря». Несмотря на свою крайнюю малочисленность этот лагерь, прикрываясь популярными в Белоруссии лозунгами славянского единства, всегда имел общественные структуры и периодически даже расширял свои ряды людьми с традиционными взглядами, привлечёнными благовидными названиями этих организаций. Но по мере того, как новые члены разбирались, что лежит в основе этих организаций, они их покидали, и те сжимались до нескольких десятков человек. Так было и со «Славянским Собором Белая Русь» - политической партией, существовавшей в 1992—1999 годах, которую возглавлял Николай Сергеев. Вначале эта партия имела значительное влияние и среди ее членов было немало достойных людей, которые много сделали для становления белорусской государственности. Но потом в результате серии громких публичных скандалов и внутрипартийных интриг ее ряды покинуло подавляющее большинство, и к 1999 году она уже состояла из председателя и нескольких десятков его соратников с националистическими и языческими взглядами. Из-за того, что в партии не было необходимого минимального состава, она прекратила свое существование.
После этого группа партийцев Николая Сергеева образовала Белорусскую общественную организацию «Русь» (БОО «РУСЬ»), в которой он все годы являлся первым заместителем (?) председателей и определял ее политику. В 2004 году произошел громкий скандал из-за публичных экстремистских высказываний членов БОО «Русь». Тогда это общество от закрытия спасла только срочная смена председателя на действующего по сию пору Ивана Корду.
Все годы своего существования БОО «Русь» являлось соучредителем международных научно-практических конференций «Славянский мир на пути к грядущему!» С этими конференциями со временем также произошла метаморфоза. Если первые были вполне конструктивными форумами, то в последующем они превратились в собрания представителей неоязычников России, Белоруссии, Украины и некоторых других стран. Во всех этих конференциях принимали активное участие Николай Сергеев и еще один член правления БОО «Русь» известный в среде язычников «волхв» Владимир Сацевич. В некоторых конференциях принимал участие и упомянутый выше профессор Чудинов. В марте 2012 года в Минске состоялась 12-я по счету конференция, ставшая триумфом неоязыческой «мысли».
Некоторые выдержки из рабочих документов конференции и справки об ее участниках с адресами личных сайтов.
Секция Конференции «Традиции и верования славяно-русского мира»
Из выступления Сацевича (член правления БОО «Русь») «Стратегия Родовой идеологии».
У руссичей в традиции духовной основой культуры является Род. Он пронизывает всё живое, что родилось, рождается и будет рождаться!
Род-Прародитель – так называли наши пращуры основу всего живого. Это просто и доступно для понимания. А люди называют себя родовичами (родноверами)!
Род - есть начало как земного, так и небесного, как женского, так и мужского, ибо родиться – это получить отношение между небом и землёй, между мужским и женским!
Род врастет корнями (вектор женского начала) в землю, ветвями (вектор мужского начала) в небо.
(Христианство было принято извне, не волхвами, а князьями сверху - этот факт неоспорим!). Нельзя взять душу напрокат! Задача души народа - это становление своей родной духовной культуры! Мировые религии разделили народы и явились почвой для войн, а этнические принципы могут помочь соединять родственные народы Руси на основе культуры и родной веры, не вступая в борьбу с христианством. Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что термин «Православие» (Правь – славить!) появился задолго до принятия христианства как почитание Правды.
В работе секции приняло участие 23 человека. Выступило 12 человек:
Тулаев Павел Владимирович (ведущий)
Шилов, Юрий Алексеевич
Георгис Дионис (Любомир)
Баранов В.Е.
Татищев Б.Ю.
Твердислав Филатов
Сацевич В.А.(член правления БОО «Русь»)
Костян С.И. (Председатель Белорусского славянского комитета)
Сергеев Н. М. (зам. председателя БОО «Русь»)
Из резолюции:
2. … Народная память сохранила космические мифы о рождении русов от небесной коровы Зимунь и быка Тура.
3. Славяне — славили Родных Богов и Спасителей, однако их знания не ограничивались теологией… Часть устного фольклора была собрана и обобщена в книгах, в частности, такой важной как «Веда Словена».
4. Вера и Веда — созвучные и близкие, но не совпадающие по смыслу понятия. Веда — бескрайнее море знаний, а вера — это канонизированные догмы, принятые теми или иными религиями. Поэтому Библия не может быть единственным источником мировоззрения. Наша родовая стратегия должна строиться на осмысленном переходе от слепой веры — к ведению, то есть к всестороннему знанию. …
10. Мы не должны ограничиваться только пропагандой веры или идеологии. От славянской и русской идей надо переходить к новому мирострою, который можно емко выразить понятием ЛАДОМИР, Лад (гармония), как СоРазМерность Многого. …
***
Так что Николай Сергеев, мягко говоря, лукавит, утверждая в своей статье то, что западнорусизм должен быть светским. Просто для присвоения язычниками этого «бренда» им надо его выхолостить, лишив христианской основы, чтобы потом наполнить своей мутью, которую они нагло величают «Православием» от слова Правь. Так они во многом преуспели в выхолащивании понятий русского патриотизма, славянского единства, превращая их в карикатурные собрания ряженных индейцев-лапотников и экстремистов. Так же они унюхали еще один объект - Евразийскую интеграцию, и тоже принялись отвоевывать себе там место. Но об этом ниже.
С начала прошлого года БОО «Русь» вновь стали сотрясать интриги и скандалы, причиной которых была, опять же, неоязыческая практика его руководства. К осени 2011 года организацию покинула почти половина членов ее правления, в основном ученых-историков, стоящих на православных позициях, посвятивших свои исследования делу возрождения западнорусизма и объединённых вокруг научно-просветительского проекта «Западная Русь». Надо отметить, что эта группа западнорусистов совсем незадолго до размежевания вступила в общество и всего за несколько месяцев до конфликта вошла в его правление. Но ей хватило времени, чтобы разобраться с внутренним положением в обществе и понять, какой там царит дух национализма, неоязычества и вождизма. Можно сказать, что весь 2011 и текущий годы в среде белорусских патриотических общественных организаций идет процесс размежевания по линии отношения к православию и неоязычеству, а также по национальному вопросу и модели интеграции на постсоветском пространстве.
Основные пункты противоречий:
Отношение к религии.
- «Родноверы» отрицают христианство, но тактически заигрывают с православием, чтобы окончательно не оказаться в маргинальной яме, стремятся к объединению с язычниками всех славянских народов, но это всегда будет только стремлением, поскольку у каждого «племени» свой божок.
- Западнорусисты твердо следуют православному учению, считают его основой белорусской и общерусской традиции, непримиримы к язычникам и готовы к сотрудничеству со всеми традиционными конфессиями.
Отношение к белорусской государственности и интеграции.
- «Родноверы» не имеют общего мнения: кто-то считает Беларусь геополитическим недоразумением, кто-то из них ее признает, но общим в вопросе объединения с Российской Федерацией стоит этнический подход - «Россия для русских».
- Западнорусисты считают необходимым всемерное укрепление белорусского государства как самобытной формы русской государственности и стремление к равному союзу с Россией, Украиной и другими странами Евразии.
Политическая ориентация.
- «Родноверы» что-то невнятно говорят о вечевом народовластии с элементами советизма.
- Западнорусисты выступают с позиций христианской демократии в ее православной версии.
Отношение к белорусскому языку
- «Родноверы» в противовес своим собратьям в «поганстве» из литвинов и кривичей, не признающих русский язык, стараются не замечать белорусский язык.
- Западнорусисты считают, что белорусский язык надо не развивать, а уже спасать, но делать это не декларативно, а творчески и с новым подходом. При этом всемерно обеспечивать равноправие с русским языком, исходя из тезиса, что у белорусов два родных языка – русский и белорусский.
Национальный вопрос и соотечественники
- «Родноверы», во всем исходя из принципа «русской крови», самоизолируются в немногочисленной среде российских соотечественников, которыми считают русских независимо от их гражданской принадлежности. Являясь в основном гражданами РБ, считающие себя русскими они не во всем согласны с российским законом, приравнивающим к соотечественникам только граждан РФ за рубежом, но громко об этом не говорят, поскольку получают помощь от Россотрудничества (видимо посольство России еще не в курсе воззрений «родноверов» из БОО «Русь»).
- Западнорусисты – это, прежде всего, граждане Беларуси, считающие себя частью Русской цивилизации, а также, что соотечественниками могут быть все, кто относит себя к этой цивилизации, в формирование которой на равных приняли участие русские, белорусы и украинцы, и много привнесли другие евразийские народы.
Указанные разногласия обострились летом 2011 года, после того как западнорусисты из бывших членов БОО «Русь» стали одними из инициаторов декларации международной инициативы «Интернациональная Россия» (ИР) в поддержку ОНФ в России. Эта декларация объединила тех, кому не безразлично будущее России, Белоруссии и Украины, тех, кто считал, что в период выборов в России все должны сплотиться, чтобы не допустить «оранжевую революцию», которую, как показало время, пытались осуществить во время «болотных митингов» в Москве.
«Родноверы» из БОО «Русь» резко выступили против инициативы «Интернациональная Россия» отметив, что среди ее подписантов, проживающих в ближнем и дальнем зарубежье, слишком малый процент этнических русских, не видя зашоренными национализмом глазами, что в многонациональности и есть сила России. «Родноверы» из БОО «Русь» во главе с председателем И.Кордой и его заместителем Н.Сергеевым начали беспрецедентную травлю западнорусистов, навешивая на них всевозможные ярлыки, угрожая некими карами со стороны закона. Тем не менее, инициативу «ИР» поддержали десять белорусских общественных организаций. В среде патриотических организаций также началось размежевание по ключевым вопросам. Особенно тяжело до сих пор обстоят дела в Минском обществе русской культуры «Русь». Осенью 2011 года на отчетно-выборной конференции по просьбе председателя общества Геннадия Ивановича Власова его освободили от должности по состоянию здоровья. Новым председателем была избрана профессор богословия и одна из лидеров западнорусизма Валентина Теплова. Власову присвоено звание почетного председателя в связи с его заслугами в деле сохранения русской культуры в Беларуси. Но во время отчетно-выборной конференции извне был спровоцирован раскол в обществе, который вызвал споры и судебные тяжбы. Самое активное участие в формировании противостояния в Минском обществе русской культуры «Русь» приняла Светлана Квардакова - второй после Николая Сергеева заместитель председателя БОО «Русь» И.Корды. Этот раскол до сих пор не преодолен и сейчас в суде стоит вопрос о закрытии старейшей в Беларуси общественной организации, которой в июне исполнится двадцать лет. Но будем надеяться, что суд сможет разобраться в сути происходящего и не допустит закрытия общественной организации - ровесницы Республики Беларусь, которая внесла огромный вклад в современную русскую культуру Беларуси. В то же время процесс размежевания в патриотическом движении Беларуси не стоит драматизировать, так как он привел к выявлению очага хронического заболевания в виде неоязычества, локализации его и возможному общему оздоровлению. Этим общественность Беларуси может подать положительный пример и России, и Украине.
Причина же бесовского неистовства «родноверов» из БОО «Русь» в том, что у них самих из-за их взглядов мало что получается конструктивного, они во всем опаздывают и живут в позавчерашнем дне.
Как показало время, выбор тех, кто год назад поддержал «ИР», оказался правильным. Это стало очевидным, после объявленной президентами России, Беларуси и Казахстана программы по строительству Евразийского союза. Инициатива «ИР» и в Беларуси, и на Украине, и в России стала преобразовываться в общественные организации - «Евразийский народный союз» (ЕАНС), основным пунктом устава которых является всемерная поддержка новой интеграции.
Сейчас «родноверы» из БОО «Русь» спелись в едином хоре с прозападной оппозицией в клевете на оргкомитет белорусского «Евразийского народного союза», который сейчас в процессе регистрации. Основным солистом в этом хоре от «родноверов» выступает Николай Сергеев.
В рассматриваемой статье это также присутствует. Он критикует истинный западнорусизм, стоящий на православной основе и внесенный в программные документы белорусского ЕАНС, как несостоятельный в деле интеграции, придумывая взамен какой-то свой «светский» (читай неоязыческий) западнорусизм.
Но в чем причина того, что Сергеев так «запал» на этот западнорусизм?
У него ведь есть Ярила с Перуном, казалось бы – пусть он им молится в сторонке. Дело в том, что Сергеев пару лет назад тесно общался с историками, философами и публицистами, стоявшими у истоков проекта «Западная Русь». И, будучи с ними в одной общественной организации, до лета прошлого года размещал на сайте «Западная Русь» свои статьи. Надо признать, что некоторые из них (на военную тематику) были неплохо изложены, особенно, когда это был пересказ в виде интервью с известными историками. Но год назад Сергеев из-за вышеописанных идеологических разногласий был выведен из проекта.
Наверно есть обида, что за это время, несмотря на трудности, проект существует и развился в заметное явление не только в Белоруссии, но и в России, и на Украине. А громкий успех первой масштабной онлайн-конференции «Западнорусизм: прошлое и настоящее», проведенной проектом, окончательно сорвал Николая с якорей, и его понесло по волнам ненависти.
Хотя Сергеев в своей статье не упоминает о конференции, но она посвящена именно ей. Как по времени - это есть реакция на нее, так и по содержанию. В начале говорилось о том, как можно легко осмеять что-либо, поставив все с ног на голову и извратив содержание. Так поступил и Сергеев. Выше говорилось, что он силен в изложении. В своем тексте про западнорусизм он ничего нового не сказал, лишь аккуратно изложил мысли из двух программных статей И. Зеленковского, прозвучавших на съезде ЕАНС 25 марта и на конференции по западнорусизму 17 апреля. Затем в свое изложение добавил выдернутые из контекста мысли отца Алексия (Хотеева) и еще нескольких участников прошедшей конференции. И всех огорошил «научной» сенсацией – «что западнорусское движение является светским течением, хотя некоторые деятели, подвизающиеся на данном поприще, и пытаются придать западнорусизму едва ли не религиозный характер».
Вот так легко и просто все сказанное более чем двумя десятками участников конференции, среди которых большинство ученых со степенями всего спектра гуманитарных наук от истории с философией до экономики с юриспруденцией, изложено Сергеевым и резюмировано, что это бред «подвизающихся».
Сергеев не историк, но даже из популярной литературы можно узнать, что основным столпом западнорусизма является Православие. И Сергеев это хорошо знает и умышленно говорит обратное, чтобы извратить и нарисовать на западнорусизм карикатуру. Но слишком широко он замахнулся, слишком масштабна тема для мелкого рисовальщика и «кудесника», которому в этом деле не поможет весь сонм его божков.
Сайт института стран СНГ "Материк"
Заявление редакционного совета научно-просветительского сайта «Западная Русь»:
В течение года, несмотря на идейные разногласия, на сайте продолжала находиться личная страничка Николая Сергеева как постоянного автора и его статьи. Теплилась слабая надежда, что может все-таки Николай погоняет своих бесов. После появления его текста, грубо и умышленно извращающего западнорусизм, все статьи Сергеева удалены.