В рассказе о выборе веры в «Повести временных лет» достаточно ясно изложены причины, по которым князь Владимир не принял мусульманство и иудаизм. Диспут с хазарскими иудеями приведен в самом начале повествования, где князь показан умелым полемистом, и больше летопись к этой теме практически не возвращается. Ко времени составления «Повести» Хазария давно уже не существовала, в связи с чем исчезла и политическая подоплека разногласий с иудаизмом, и объясняются присутствующие в тексте анахронизмы [1. С. 158; 2. С. 110].
Описание ислама эмоционально и, мягко говоря, не совсем корректно. С ближайшим мусульманским соседом – Волжской Болгарией – Русь была связана общими интересами в развитии восточной торговли, которым не мешали локальные конфликты. Причину такой неприязни надо искать в другом месте, и, скорее всего, она была привнесена из Византии вместе с греческими митрополитами. Потерпев поражение от турок-сельджуков при Манцикерте в 1071 г. и потеряв почти всю азиатскую часть своей территории, империя находилась на грани выживания, а в критических ситуациях выражения не выбирают. Неслучайно, что самое непотребное описание жизни мусульман принадлежит философу-греку.
К характеристике римской церкви летопись возвращается неоднократно. Первый раз – это описание посольства от разных конфессий к Владимиру, второй – речь греческого Философа, третий – отчет послов Владимира и затем – наставление против латинян после принятия Русью христианства. Только в последнем случае приводятся конкретные претензии, порою маловразумительные, но в остальных – мы не видим ни одного довода против, за исключением тезиса об «опресноках» в речи Философа. Да и сам Философ признает, что «вера их немногим от нашей отличается». Послы Владимира, направленные разузнать «у кого какая служба и кто как служит богу», в Царьграде поражаются благолепию православного молебна, тогда как в немецких храмах красоты не видят никакой. На надуманность данного положения уже указывалось [3. С. 36], а ведь это основной аргумент, согласно которому послы склоняются к православию. И, несмотря на отсутствие явных поводов для отказа, Владимир уже на первом этапе твердо заявляет посланцам Рима: «Идите, откуда пришли, ибо отцы наши не приняли этого». Фразу обычно объясняют неудачной миссией епископа Адальберта в 961–962 гг., о которой сообщают западные источники, но остается неясной причина провала миссии (версия М. Брайчевского допускает наличие альтернативы [1. С. 112]).
Согласно летописи римскую церковь представляли Владимиру немцы, а где мы можем найти истоки устойчивого неприятия западного христианства в его германском варианте? В 831 г. Людвигом Благочестивым на земле саксов было учреждено Гамбургское архиепископство для миссионерской деятельности среди северных народов, в том числе и западных славян. Епископов на своей территории «де-факто» утверждали сами императоры. Какую позицию занимала церковь в немецкой экспансии на восток и как к ней относились славяне – вопрос излишний.
Можно по-разному воспринимать теорию западнославянского происхождения варягов, выдвинутую еще в XVI в. Герберштейном, но отрицать данные археологии, антропологии и лингвистики о миграции славян из Южной Балтики на Новгородскую землю [4. С. 244–245] в настоящее время уже невозможно. В.В. Седов считает, что переселение предков новгородцев произошло на рубеже IV–V вв., основываясь на том, что в VII–VIII вв. археологические материалы на балтских территориях не фиксируют следов значительного перемещения населения в восточном направлении. Но не надо забывать, что, кроме сухопутных путей сообщения, существуют морские, а моря соединяют народы, живущие на его берегах.
Торговое судоходство на Балтике существовало, как минимум, уже с конца VIII в. – с начала закладки Волго-Балтийского пути, фиксируемого предметами восточного импорта, в первую очередь арабским серебром, на землях ильменских и западных славян [5. С. 89]. О миграции населения свидетельствуют, например, находки в Новгороде фрезендорфской керамики X в., изготовленной из местного материала [6. С. 18–20]. На Рюриковом Городище, в культурных слоях IX–Х вв. среди наконечников для стрел много втульчатых, характерных для Западной Европы [7. С. 164–165]. В Изборске, Белоозере, Городке на Ловати и в самом Новгороде втульчатые наконечники отмечаются крайне редко, поэтому ситуация на Рюриковом Городище скорее всего связана с присутствием в дружине или среди оружейников выходцев из Западной Европы (в Бирке втульчатые наконечники отсутствуют). На наличие идеологических связей Руси с Балтикой указывал А.Г. Кузьмин, подметивший, что убийство христиан-варягов в Киеве в 983 г. произошло одновременно с восстанием балтийских славян против немецкого господства, имевшим острую антихристианскую направленность [3. С. 14].
Вместе с предметами быта переселенцы приносили с собой враждебное отношение к Римской церкви. Время и расстояние сглаживали накал страстей у новгородских словен – людей «от рода варяжского», но оставалось устойчивое спокойное неприятие, периодически подпитываемое при общении с западнославянским миром. Иллюстрация подобного отношения приведена в описании Гельмольдом города Волина: «Это действительно был самый большой город из всех имеющихся в Европе городов, населенный славянами вперемешку с другими народами, греками и варварами. И саксы, приходя сюда, получали право жить, на том условии, что, живя здесь, не будут слишком явно проявлять своей христианской религии» [8. С. 37]. Грекам это условие не ставилось, к саксам относились терпимо – пока те не начинали демонстрировать свою религиозную принадлежность.
Ляхницкий Вячеслав Норильевич
Журнал Вестник Томского государственного университета. 2010
Литература
- Брайчевский М. Утверждение христианства на Руси. Киев, 1989. 295 с.
- Петрухин В.Я. Крещение Руси: от язычества к христианству. М., 2006. 223 с.
- Кузьмин А.Г. Крещение Руси. М., 2004. 413 с.
- Седов В.В. Славяне в раннем средневековье. М., 1995. 416 с.
- Янин В.Л. Денежно-весовые системы русского средневековья. Домонгольский период. М., 1956. 207 с.
- Смирнова Г.П. О трех группах Новгородской керамики X – начала XI в. Краткие сообщения Института археологии. Вып. 139, М., 1974. С. 17–22.
- Носов Е.Н. Новгородское (Рюриково) городище. Л., 1990. 216 с.
- Гельмольд фон Базау. Славянская хроника. М., 1963. 299 с.