Косовский миф и его хронология.

Автор: Матвей Ломоносов

 «Бой на Косове» Картина Адама Стефановича 1870

«Бой на Косове» Картина Адама Стефановича 1870

В основном под «косовским мифом» понимают сербский национальный миф, переживший расцвет в ходе движения «национального возрождения» на Балканах в XIX -начале XX в. Его лейтмотивом была проповедь борьбы за создание независимого сербского государства и присоединение Косова. От православного серба требовалось самопожертвование в деле отмщения туркам-мусульманам и их союзникам (предателям сербства) за средневековые обиды1

Термин «косовский миф» на рубеже XX и XXI вв. занял надежные позиции в лексиконе гуманитарных наук2. Между тем оперирование им представляет собой изрядную трудность, поскольку некоторые параметры остаются совершенно неопределенными. В частности, обходится стороной вопрос о хронологии косовского мифа. Многие исследователи склонны видеть его истоки в сербском эпосе косовского цикла или средневековой церковной косовской легенде3. Подобная позиция служит питательной средой для идей о многовековой укорененности мифологемы в сербском народном сознании4 или даже об особой страдальческой судьбе сербов5. В этой статье мы попытаемся более-менее точно датировать возникновение косовского мифа и указать основные вехи его развития.

Непредвзято изучая сербский эпос косовского цикла6 или косовскую легенду (комплекс церковных произведений о св. мученике князе Лазаре Сербском и Косовском бое)7 трудно усмотреть в них корни будущей мифологемы. Безусловно, основополагающим здесь является мотив мученичества, самопожертвования и героизма, осуждению подвергается предательство Вука Бранковича (сочинение Мавро Орбини, эпические песни «Пир у князя Лазаря», «Царь Лазарь и Царица Милица», «Царица Милица и воевода Владета»). В эпических песнях оплакивается поражение сербского государства Лазаря («Мусич Стефан», «Мурат на Косовом поле»). Но это мученичество вызывает лишь христианскую экзальтацию, а «павшее» сербское царство и предательство Вука - сожаление. Эпические песни и религиозные произведения о князе Лазаре не носят императивного характера, не формируют систему координат, характерную для национального мифа.8

Другими словами, не происходит актуализация исторического прошлого. Невостребованность косовского эпоса привела к тому, что многовековая традиция его исполнения иссякла в Сербии (в том числе в Косово9) к концу XVIII в. В XIX в. песни косовского цикла можно было услышать только в Австро-Венгрии, в районе Фрушкой Горы, населенном сербами. Вторую жизнь они обрели с выходом в свет сборников Вука Караджича10. Подобным же образом было забыто большинство произведений, составляющих легенду о князе Лазаре. Ученые открыли их лишь в середине XIX, а то и в XX в.11

Косовский миф - продукт исключительно Нового времени, созданный культурной и политической элитой Сербии и Черногории.

Девятнадцатый век, который часто называют веком «национального возрождения» в Европе, был временем кипучего этнонационализма12. Около десятка наций были сконструированы этническими элитами различных регионов Европы (Германия, Чехия, Словения, Хорватия, Болгария, Албания и т.д.)13. Этот процесс не обошел и Сербию -восстание 1804 - 1813 гг. дает старт длительному процессу борьбы сербов за создание национального государства. Вот в этот период и появляется новый конструкт - миф о Косовской битве 1389 г., призванный мобилизовать народные массы на борьбу за национальную независимость. При конструировании мифа использовались героические сюжеты из средневековой истории Сербии, известные интеллектуалам по наводнившим Балканы «вуковым» сборникам и сочинениям Й. Раича14 . История подверглась актуализации путем реализации стержневой мифологической идеи «возврата к истокам»15. [C. 109]

Первым произведением, в котором народная эпика была использована в целях национальной консолидации, стало «Сражение страшно и грозно между серблима и турцыма на полю Косову, под князом Лазаром, случившесе у 1389-м лету юния 15 дана» Г. Ковачевича (1805). Автор был активным участником Первого сербского восстания, написавшим его поэтическую хронику16. До обретения Сербией независимости «Сражение» выдержало 10 изданий17. Центром повествования является известный по эпосу «пир у князя Лазаря», который удивительным образом напоминает Тайную вечерю Иисуса. Одним из главных персонажей является рыцарь Милош Обилич, оклеветанный как Иуда, а на самом деле - патриот, собирающийся ценой собственной жизни спасти войска Лазаря от поражения. Так в поэме Г. Ковачевича христианская идея уравнивается с патриотическими призывами.

В 1828 г. Йован Стерия Попович, ставший позднее главой министерства просвещения Сербии, публикует героическую драму «Милош Обилич»18. Главными персонажами произведения являются герои эпических песен Милош Обилич и Иван Косанчич. Разговор между ними позволяет представить трагическое положение Сербии перед Косовской битвой, которое скорее напоминает современное автору положение вещей. И в этом произведении ведущей является тема героизма и патриотического самопожертвования, тогда как трусость и своекорыстие подвергаются решительному осуждению. Драма носит откровенно пропагандистский характер.

В 1820-е гг. Йевтимие Попович помещает в «Сербской летописи» стилизованную под народный стих поэму «Милош Обилич». В 1835 г. увидела свет драма И. Николича «Царь Лазарь». В 1837 г. в Лейпциге выходит трагедия «Обилич» Симы Милутиновича-Саралии19.

Итак, в 1800-е - 1830-е гг. было положено начало косовскому мифу. Униженное положение средневекового сербского царства становится насущной проблемой, идея патриотизма и защиты христианства оказывается в русле борьбы против турецкого господства. Эта тенденция была продолжена в 1840-е гг., когда косовский миф приобрел законченную форму в творчестве правителя Черногории Петра II Негоша.

Произведения Петра II Петровича Негоша, владыки Черногории с 1830 г., особенно ценны для национального сербского мифотворчества XIX в., поскольку доводят его до логического завершения. Они словно представляют собой конкретную литературную и идейную плоть идеального типа национального мифа20.

Во-первых, главным элементом такого мифа является представление о существовавшей когда-либо Великой Родине, крепком государстве с обширной территорией. Население исторической Родины было великим культурным народом, обладало высокой степенью этнической консолидации, и являлось предком нескольких современных этнических групп.

П. Негош в своем творчестве рисует образ некогда единого великого сербского народа, существовавшего до косовского побоища. В эпосе «Слободиада» (1835) он объявляет черногорцев потомками сербских героев, нашедших приют в горах Черногории после поражения в битве на Косовом поле 1389 г. Назидательным персонажем в поэме «Горный венец» (1847) становится Стефан Душан - создатель средневековой сербской империи, простиравшейся от Эпира до Боснии (посвящение, речи игумена Стефана).

Во-вторых, национальный миф часто конструирует образ иноземного врага, борьба с которым ассоциируется с тяжелым периодом в истории народа и вместе с тем цементирует этнос. На фоне этой борьбы появляются национальные герои.

Вся поэзия черногорского владыки проникнута ненавистью к турецким завоевателям, но поэт идет еще дальше. В «Горном венце» он противопоставляет православных сербов национал-предателям - отступникам от веры отцов. Проводится идея исторического реванша - отмщения туркам за Косово - и реставрации сербского государства. Главным героем многовекового сопротивления, примером для потомков представлен Милош Обилич (см. первый же монолог владыки Данило). Посвящена поэма «тираноборцу» Карагеоргию как наследнику милошева дела. Этот жест позволил перевести литературное произведение в политическую плоскость. [C. 110]

Подтверждением выхода косовского мифа в 1840-е гг. на политическую сцену было составление министром внутренних дел Сербского княжества (1843—1852 гг.) И. Гарашаниным «Начертания, или программы внешней и национальной политики Сербии»21, выражавшго концепцию создания южнославянского государства на развалинах Османской империи. Созвучными косовскому мифу оказались исторические воззрения И. Гарашанина. Политик указывал на существование сербской государственной традиции, достигшей своего расцвета в период империи Душана и прекратившейся с приходом турок на Балканы.

В 1840-е гг. к созданию косовского мифа подключаются сербские историки. Впервые битва на Косовом поле 1389 г. выделяется как отдельный сюжет для исследования. На смену общим трудам по истории Сербии (Й. Раич, П. Юлинац) приходят конкретные работы, посвященные сражению22. Все это позволяет нам утверждать, что именно в 1840-е гг. косовский национальный миф начинает свое существование как целостная политическая доктрина. Ее идейно-политический и культурный успех был обеспечен.

Во второй половине XIX в. косовская тема продолжается в сербской литературе в творчестве М. Бана («Царь Лазарь», 1858), Й. Суботича («Милош Обилич», 1866) и М. Цветича («Лазарь», 1889). Драматические произведения ставятся на сценах театров Белграда и Нови Сада.

Непрекращающийся поток литературных произведений, посвященных Косовской битве 1389 г., дополняют музыкальные произведения и работы художников. В 1902 г. появляется «комада с певаньем» «Женитьба Милоша Обилича» Б. Йоксимовича23. Героев Косовской битвы изображают на своих полотнах романтические художники - отец и сын Чортановичи, П. Симич, Н. Радонич, Дж. Якшич («Князь Лазарь»). Литограф и художник А. Стефанович своей гравюрой «Бой на Косовом поле» возродил традицию графического изображения события, прервавшуюся в конце XVIII в. Во второй половине XIX - начале XX в. к теме сражения обращаются художники-реалисты П. Йованович, И. Рендич, М. Мурат, Дж. Крстич («Смерть царя Лазаря», 1881; «Обретение головы князя Лазаря», 1905) и У. Предич. Последний в 1917 - 1919 гг. создает по сюжету одноименной народной песни картину «Косовская девушка», которая ныне экспонируется в Национальном музее Белграда.

Косовский миф конструируется не только сербской элитой. Интеллектуалы многих стран Европы вовлекаются в этот процесс. Сербские эпические песни переводят крупнейшие поэты мира - И. Гёте, А. Пушкин, А. Мицкевич. Последний пишет специальный литературоведческий труд о сербской народной поэзии24. Материалы, собранные В. Караджичем, регулярно публикуются в хорватском «иллирийском» журнале «Даница»25 и русском «Вестнике Европы» 26. В России популяризацией сербского эпоса занимается А. Соколов27, в 1850-е гг. в научную командировку на Балканы отправляется сам А.Ф. Гильфердинг28. Постепенно появляються исторические произведения, обращающие внимание на косовские события 1389 г.29

Культурное выражение косовского мифа сопровождается идейно-политическим: разнородные белградские кружки строят планы политического переустройства Балкан и создания федерации южнославянских народов. Несмотря на это, до 1880-х гг. косовский миф, хотя и был идейно оформлен, не представлял собой государственную идеологию, он являлся лишь популярным конструктом, распространенным среди элиты и в меньшей степени среди рядовых граждан.

В 1889 г. за дело конструирования государственной идеологии молодой сербской нации берется белградское правительство, организуя в июне помпезное многодневное празднование 500-летия битвы на Косовом поле. Процессию из Белграда в Крушевац (стольный город князя Лазаря) возглавляет лично король Александр. Ко времени начала первой Балканской войны косовский миф становится знаменем борьбы за присоединение Косова к Сербскому государству.30

Такой подход поддерживается великими державами, не из любви к искусству дипломатии решавшими в то время Восточный вопрос. Своеобразной кульминацией этой поддержки стало провозглашение в 1915 г. Великобританией 28 июня Косовским днем. [C. 111]

Превратившись в государственную идеологию, косовский миф в конце концов стал реальностью: Косово вошло в состав Сербского королевства по итогам Первой Балканской войны, а 28 июня 1921 г. Учредительное собрание приняло Конституцию Сербо-хорвато-словенского государства.

Таким образом, на наш взгляд, о косовском мифе нельзя говорить ранее XIX в. Сербский героический эпос и средневековая легенда о Косовском бое его не содержат. Косовский миф - продукт искусного и весьма длительного конструирования национальной элиты в условиях борьбы за создание независимого сербского государства, а не естественно укоренившаяся в сербском народном сознании многовековая идея. Это особенно важно, поскольку всякий конструкт может быть подвергнут де- или реконструкции.

В развитии косовского мифа в XIX - начале XX в. мы выделяем три периода:

  1. 1800-е - 1830-е гг. - период возникновения.В это время косовский миф конструируют литераторы - участники восстаний 1804 - 1813 и 1815 гг.: Г. Ковачевич, Й. Попович, Й. Стерия Попович, И. Николич, С. Милутинович-Саралия. В их творчестве исторические события 1389 г. впервые актуализируются в политических целях. Уже здесь мы обнаруживаем основополагающие элементы косовского мифа: идеи борьбы за создание национального сербского государства, отмщения туркам, жертвенного патриотизма.
  2. 1840-е - 1880-е гг. - период распространения.Косовский миф приобретает классическую форму (Великая Родина, действия врагов, самозабвенная борьба за восстановление справедливости) и пересекает многие важные границы: литературы (ныне он выражается также в живописи, графике, музыке, скульптуре, историографии), культурной элиты (в процесс мифотворчество включаются политики) и Сербского княжества. Несмотря на достигнутые успехи, господствующей идеологией Сербии косовский миф еще не стал.
  3. 1890-е1921 гг.- период обретения статуса официальной государственной идеологической доктрины и практической реализации.

Признаем, что косовский миф продолжал функционировать и в рамках политической идеологии межвоенной Югославии (до 1929 г. - Королевство СХС). Однако это был уже другой косовский миф. Акцент ставился на сотрудничество югославянских народов во время наступления турок на Балканы, что служило консолидации населения новоиспеченного балканского государства. Кроме того, идеи косовского мифа впервые в 1920-е гг. подвергаются осмеянию (памфлет-аллегория «Воскресение и смерть Лазаря» А. Цесарца, 1928). Своей знаменитой речью на Косовом поле 28 июня 1989 г.31 С. Милошевич дал жизнь третьему косовскому мифу. Видимо, можно говорить об албанских косовских контрмифах и т.д. Но все это находится уже вне рамок данной статьи. 

  1. 1800-е - 1830-е гг. - период возникновения.В это время косовский миф конструируют литераторы - участники восстаний 1804 - 1813 и 1815 гг.: Г. Ковачевич, Й. Попович, Й. Стерия Попович, И. Николич, С. Милутинович-Саралия. В их творчестве исторические события 1389 г. впервые актуализируются в политических целях. Уже здесь мы обнаруживаем основополагающие элементы косовского мифа: идеи борьбы за создание национального сербского государства, отмщения туркам, жертвенного патриотизма.
  2.  1840-е - 1880-е гг. - период распространения.Косовский миф приобретает классическую форму (Великая Родина, действия врагов, самозабвенная борьба за восстановление справедливости) и пересекает многие важные границы: литературы (ныне он выражается также в живописи, графике, музыке, скульптуре, историографии), культурной элиты (в процесс мифотворчество включаются политики) и Сербского княжества. Несмотря на достигнутые успехи, господствующей идеологией Сербии косовский миф еще не стал.
  3. 1890-е1921 гг.- период обретения статуса официальной государственной идеологической доктрины и практической реализации.

Признаем, что косовский миф продолжал функционировать и в рамках политической идеологии межвоенной Югославии (до 1929 г. - Королевство СХС). Однако это был уже другой косовский миф. Акцент ставился на сотрудничество югославянских народов во время наступления турок на Балканы, что служило консолидации населения новоиспеченного балканского государства. Кроме того, идеи косовского мифа впервые в 1920-е гг. подвергаются осмеянию (памфлет-аллегория «Воскресение и смерть Лазаря» А. Цесарца, 1928). Своей знаменитой речью на Косовом поле 28 июня 1989 г.ХХХ1 С. Милошевич дал жизнь третьему косовскому мифу. Видимо, можно говорить об албанских косовских контрмифах и т.д. Но все это находится уже вне рамок данной статьи. 

Матвей Юрьевич Ломоносов - 
научный сотрудник Отдела европеистики и общей этнографии 
Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН

Опубликовано: «Исторический вестник университетов Любляны и Перми» (Любляна, Словения — Пермь, Россия) (2007) 1: 109—113.

(Албанский косовский контр-миф смотрите в статье этого же автора «Возрожденная Дардания: история новопровозглашенного государства в экспозиции музея Косово»).

-------------------------------

1.Trgovcević Lj. The Kosovo myth in the First World War [Electronic resource] // Old Serbia and Albanians. Beograd, 1999 // http://www.rastko.org.yu/kosovo/istorija/sanu/KOS_MIT.html.

  1. См., например: Malcolm N. Kosovo: a short history. – New York, 1998. P.58-80; Judah T. Kosovo: War and Revenge. New Haven, 2000. P. 4-8; Trgovcević, Lj. Op. cit.; Nowak S. Kosowo – mit i historia w konflikcie serbskoalbanskim// Przemiany w swiadomosci i kulturze duchowej narodow Jugoslawii po 1991 roku. Krakow, 1999. S. 87-102; Nieszporek B. Spor o mity i legendy [Electronic resource] //http://www.slonsk.de/Slonsk/Abni/GSOS/SporoMityiLegendy.htm; Боленко К. Косово // История: еженед. прил. к газ. «Первое сентября». 2000. № 40. С. 4; Белов, М.В. Косовская легенда: от церковного культа до национального мифа [Электронный ресурс] / М.В. Белов // http://www.srpska.ru/article.php?nid=5077
  1.  Judah T. Op. cit. P. 4-8; Bajin Z. Battle of Kosovo as a Historical Myth [Electronic resource] //http://www.iis.unsa.ba/institut/du_zoran.htm; Gottfried M. The events surrounding the Battle of Kosovo and its cultural effect on the Serbian people [Electronic resource] // http://www.kosovo.net/kosbitka.html ; Mertus J. Kosovo: How Myths and Truths started a War. Berkley, 1999. P.184-185; Боленко К. Указ. соч. С.4.
  1. Боленко К. Указ. соч. С.4; Язькова А. Косовский конфликт в балканском политическом контексте[Электронный ресурс] // Косово: международные аспекты кризиса / под ред. Д. Тренина и Е. Степановой. М.,1999 // http://propagandist.narod.ru/yugoslav/book/chapter3.htm.
  1. Дьяков И. Народ-мученик (600 лет сербской истории) // Наш современник. 2000. №11. С. 183-196.
  2. См.: Голенищев-Кутузов И.Н. Эпос сербского народа // Эпос сербского народа. М., 1963. С. 245-260.
  3.  См.: Голенищев-Кутузов И.Н. Косовская легенда // Известия АН СССР. Серия лит. и яз. 1964.Т. 23, Вып. 3. С. 213-228.[C. 112]
  1. Краснобаева Н.Л. Национальная мифология в современном обществе [Электронный ресурс] /http://www.auditorium.ru/v/index.php
  1.  Гильфердинг А.Ф. Сочинения. Т. 3. Босния, Герцеговина и Старая Сербия. СПб., 1873. С. 253.
  2. Голенищев-Кутузов И.Н. Косовская легенда… С. 213.
  1.  См.: Списи о Косову / приредила М. Грковић. Београд; 1993.
  2.  Об этнонационализме как явлении см.: Тишков В.А. О нации и национализме: полемические заметки //Свободная мысль. 1996. №3. С. 30-39.
  1.  О процессе формирования этих наций см.: Фрейдзон В.И. Нация до национального государства Историко-социологический очерк Центральной Европы XVIII – начала XX в. Дубна, 1999. Обзор  основных работ по конструктивистской теории нации: Коротеева В.В. «Воображаемые», «изобретенные» и сконструированные» нации: метафора в науке // Этнографическое обозрение. 1993. №3. С. 154-165.
  1. Раич Й. История разных славенских народов. Ч.3. Вена, 1794. С. 38-72. В этом произведении приводятся также пространные цитаты средневековых церковных произведений.
  1.  См.: Элиаде, М. Аспекты мифа. – М., 2005.
  2. Павић, М. Предромантизам.Београд, 1991.
  3.  Белов М.В. Указ. соч.
  4.  Павић М. Op. cit.; Деретић Ј. Кратка историја српске књижевности [Electronic resource] //http://www.rastko.org.yu/knjizevnost/jderetic_knjiz/jderetic-knjiz_06_c.html.
  1. Emmert, Th. The Kosovo Legacy [Electronic resource] // Kosovo. Alhambra, 1992 //http://www.srpska-mreza.com/bookstore/kosovo/kosovo11.htm.
  1. См.: Павић М.Op. cit.; Стијовић Св. Српство у песничком делу Петра II Петровића Његоша [Electronic resource] // Српско насљеђе. Бр. 12 // http://www.njegos.org/arhsrpski/njegosserb.htm.
  1. Гарашанин И. Начертаније [Electronic resource] //http://www.rastko.org.yu/istorija/garasanin_nacertanije_c.html.
  1.  Малетић Ћ. Историческо-критическое описание битке Косовопољске г. 1389. Нови Сад, 1847.
  2.  Гордина Е. «Коштана» Петра Конёвича // Из истории музыки социалистических стран Европы.М., 1975. С. 224.
  1.  Мицкјевич А. О српској народној поезији. Цетиње, 1955.
  2.  Лещиловская И.И. Иллиризм. К истории хорватского национального Возрождения. М., 1968.С. 315.
  1.  Каченовский М. О сербских народных песнях // Вестник Европы. 1820. № 14. С. 112-129; № 15.С. 208-216.
  1.  Соколов А. Об исторических народных песнях сербов. Казань, 1854.
  2.  Он публикует путевые заметки: Гильфердинг А.Ф. Босния, Герцеговина и Старая Сербия.СПб., 1856. Позже они будут переизданы как третий том его сочинений.
  1.  См., например: Палаузов, С.Н. Исторический очерк истории Сербского государства до концаXV столетия. М., 1845; Боричевский И.П. Косово поле // Военный энциклопедический лексикон, издаваемый обществом военных и литераторов. Т. 7. СПб., 1855. С. 424-425; Флоринский, Т. В память пятисотлетия Косовской битвы. Киев, 1889.
  1.  Trgovcević Lj. Op. cit.
  2.  Milosevich's Speech Kosovo Field, 1989 [Electronic resource] / Introduction and Historical Note by Jared Israel // http://globalresistance.com/articles/jared/milosaid.html [C. 113]